Генри Уодсворт Лонгфеллоу

Через несколько минут он заметил, что его молодой попутчик все еще смотрит на розы, и спросил: «А у вас есть девушка?».

«Да, — ответил юноша, — я как раз сейчас к ней еду и везу это». Он показал «валентинку». Следующие несколько минут они проехали в молчании, пока старик не встал, чтобы выйти из автобуса. Выйдя в проход, он внезапно положил розы на колени молодому человеку и сказал: «Думаю, моя жена хотела бы, чтобы вы взяли эти цветы. Я расскажу ей, что отдал их вам». Затем он развернулся и покинул автобус. Когда автобус поехал, молодой человек посмотрел в окно и увидел, как старик входит в ворота кладбища.

Неважно, чего вы добились, в любом случае кто-то вам этом помог. За созданием чего-то, что мы зовем своим, стоят мысли и усилия многих.

Алтея Гибсон

Отдал ли старик из этой истории розы из чистого альтруизма? Этого мы не узнаем. Но одну вещь мы можем знать наверняка: он совершил добрый и осознанный поступок. Может быть, доброта и альтруизм — это просто признание того, что все мы в этом мире и в этой жизни не одиноки.

Вопрос: Многие мои знакомые приверженцы духовной философии или следующие по духовной дороге, кажется, уверены в том, что их мировоззрение гораздо лучше всех других. Вы когда-нибудь сталкивались с волчьей ямой конкуренции в отношении духовной практики — необходимостью верить в то, что чьи-то гуру, религия или судьба являются лучшими из возможных?

Ответ: Конкуренция вполне реальна. На протяжении миллионов лет эволюции выживали сильнейшие, чтобы и дальше нести свою генную информацию. Но сейчас, в мире людей, дарвиновская идея естественного отбора трансформировалась, сместив акцент с грубой силы на ум и умение адаптироваться. И поскольку от разделения мы всегда приходим к единству, вскоре мы сможем наблюдать культурный переход от конкуренции к сотрудничеству. Это скажется на каждом аспекте социального мира. Нет, сотрудничество не лучше конкуренции, точно так же, как и взрослость не лучше детства — просто сотрудничество представляет собой новый этап социальной эволюции.

Мы все ангелы с одним крылом. И полететь мы можем, лишь обняв другого.

Лучано де Крешенцо

Согласно сотням исследований, на которые ссылался Алфи Кон в своей провокационной книге «Нет соревнованиям», совместные усилия гораздо более результативны, нежели соревновательные — также они наполняют нашу жизнь большим смыслом и значимостью, связью и радостью. Вспомните игру: музыка играет, потом останавливается и все, кроме одного-единственного человека, садятся на стулья. С каждым кругом остается все меньше стульев, и всегда остается один лишний человек, которому не досталось стула, игра продолжается до тех пор, пока не выявится один победитель. В версии этой игры, нацеленной на сотрудничество, также перед каждым новым кругом убирают по одному стулу, но задача уже заключается в том, чтобы все разместились на оставшихся стульях. В конце игры толпа смеющихся малышей будет копошиться вокруг одного-единственного стула, пытаясь на нем уместиться, скооперировавшись для достижения общей цели. Как вы думаете, какая версия более трудная, но и более веселая?

Когда мы увидим, что каждый человек является частью нас самих, тогда любая критика превратится в самокритику, и мы наполнимся абсолютной любовью, которая озарит своим светом весь мир.

Гарри Палмер

Когда мы чувствуем свою разобщенность, тогда имеет смысл конкуренция — тогда только один может выиграть золотую медаль или деловой договор. Но когда мы осознаем, что земля является живым существом, а мы — клетками ее тела, объединенными ею, конкуренция будет выглядеть довольно странно. В конце концов, наши руки не соревнуются с ногами, печенью или сердцем. Буддисты рассматривают сравнение как форму страдания, потому что у занятого конкуренцией разума нет центра — только мы можем знать, насколько мы хороши по отношению к другим. И на этой арене духовного роста нет смысла сравнивать занятия, учителей или избранные дороги, ибо ни одна из дорог и ни один учитель не будут самыми лучшими — лишь наиболее подходящими данному конкретному индивиду в данное конкретное время.

Те, кто понимают, видят себя во всех, и всех — в себе.

Бхагавад-гита

Когда мы начинаем осознавать свою общую человечность, мы научимся радоваться успехам других и скорбеть из-за их неудач, как из-за своих. Несколько лет назад в Сиэтле проходили соревнования среди детей-инвалидов. Девять спортсменов, у каждого из которых был физический или умственный дефект, должны были пробежать стометровую дистанцию. После стартового выстрела они все рванули к финишу. Все, кроме одного маленького мальчика, который споткнулся, несколько раз попытался подняться и начал плакать. Остальные восемь ребят, услышав плач, замедлили ход и оглянулись. Тогда каждый из них развернулся и побежал к мальчику. Девочка с синдромом Дауна наклонилась и поцеловала его. Затем все девять ребят, взявшись за руки, пришли к финишу.

Наш собственный пульс можно услышать в горле любого незнакомца.

Барбара Деминг

Как и эти дети, мы можем научиться играя соревноваться и сотрудничать одновременно в духе доброй воли, это подобно игре в шахматы с самим собой; мы выходим за рамки своего маленького «Я», чтобы осознать свою тождественность с понятиями семьи, общества, нации, человечества и всего живого на земле, ступив на Бесконечное Поле Бытия. И празднуя успех своего путешествия вместе с другими, мы, как братья и сестры, в духе сотрудничества найдем величайший смысл своего существования.

Наши рекомендации