Сбалансированное нажатие и удержание нейтрального газа

Наибольшая потребность в запасе сцепления колес с трассой возникает между точкой входа в поворот и его апексом. В этом промежутке жизненно важно не создавать излишней нагрузки на колеса неуместным разгоном или торможением. Это не значит, что здесь не следует двигаться с постоянной скоростью, но важно понимать, что машина должна сохранять условно нейтральный баланс на данном отрезке вплоть до момента проезда апекса. Недостаточная или избыточная поворачиваемость с наибольшей вероятностью могут проявиться именно в этой секции. Умеренный, аккуратный и точный вход в поворот, а затем максимально быстрый выход — правило номер один на трассе.

Апекс

При проезде апекса не следует сильно беспокоиться в случае, когда вы немного срезаете поворот внутренними колесами. При прохождении поворота основная часть нагрузки приходится на внешние колеса из-за поперечного смещения веса наружу. Поэтому если внутренние колеса слегка зацепят траву, гравий или наедут на невысокий поребрик — ничего страшного не произойдет. Многие пилоты пользуются правилом, которое четко обозначает выезд за пределы трассы — это пересечение сплошной белой линии у края трассы всеми четырьмя колесами. Бывают ситуации, когда машина заезжает тремя колесами за белую линию на поребрик или зону безопасности, а одно колесо при этом остается на трассе. Это не считается срезанием, а полученное при этом преимущество (например совершенный обгон) не пенализируется судьями. И самое главное — всегда будьте предельно внимательны и осторожны в погоне за секундами.

Разгон после апекса

Как только вы “коснулись” апекса, вы должны быть в состоянии начать плавно распрямлять руль в исходное положение. Если это так, то все идет по плану. По мере того, как вы распрямляете руль, нужно увеличивать давление на педали газа. В большинстве случаев полное распрямление руля в исходное положение должно совпадать с нажатой педалью газа в пол.

Для наглядной иллюстрации синхронной работы газом и рулем представьте такую картину. Вы проходите левый поворот, к вашей правой руке привязана веревка, второй конец которой привязан к вашей правой ноге. Когда вы пытаетесь повернуть руль влево, веревка натягивается и поднимает ногу с педали газа. А как только вы нажимаете на газ, веревка вновь натягивается и тянет руку и руль в исходное положение. Это и есть идеальная синхронизация действий.

Конечно, многое зависит от конкретной машины и конкретной трассы и конфигурации поворота. Здесь мы рассмотрели классический 90-градусный поворот, после которого следует прямая. При прохождении связок из нескольких поворотов алгоритм несколько усложняется.

Следующий поворот

После прохождения одного поворота самое время подумать о следующем и о том, где нужно расположить машину, чтобы правильно использовать траекторию.

Общее замечание

Применение приемов, описанных в данном руководстве зависит от вашего стиля пилотирования и от машины. В конкретных ситуациях могут вноситься корректировки, а приемы можно комбинировать и адаптировать для конкретных целей. Например, вы не сможете полностью выжать газ до упора на Bugatti Veyron, McLaren F1 или аналогичных машинах пока полностью не выедете на прямую на достаточной скорости. Но когда вы едете на более легкой и менее мощной машине вы можете начинать разгон раньше, вплоть до самого апекса.

На деле добиться идеального прохождения поворотов очень сложно, очень многое зависит от знания трассы, чувства машины и еще больше от тренировок!

Хорошая техника руления — ключевой навык для плавного вождения, поскольку она предупреждает внезапные поперечные смещения веса и позволяет проходить повороты на более высокой скорости.

Посадка водителя

При подготовке к езде по треку нужно настроить сиденье более вертикально, чем это можно себе позволить при вождении машины по обычной дороге. Кисти рук должны комфортно доставать до верхней точки руля и при этом оставаться немного согнутыми. Для этого, возможно, придется подвинуться ближе обычного к рулю. Такое положение сперва может показаться странным, но оно обеспечит вам максимальный контроль над машиной.

Положение рук

При езде по широкой или прямой дороге, а также по асфальту с плавными поворотами — руки должны располагаться на руле в позиции “без пятнадцати три” (изображение 1). При прохождении крутых поворотов нужно подбирать соответствующее положение рук на руле. Держите руль крепко, но расслаблено — сжимать его с такой силой, при которой пальцы белеют не нужно. Старайтесь сохранять такую позицию пока поворот руля без перестановки рук не станет возможным. Такое расположение имеет один очень существенный плюс — вы инстинктивно постоянно чувствуете где находится середина руля и насколько он отклонен в данный момент времени от исходного положения, при котором колеса стоят прямо. Это поможет рулить быстро, но при этом плавно.

Сбалансированное нажатие и удержание нейтрального газа - student2.ru

Изображение 1: начальное положение рук на руле

Для прохождения крутой правой шпильки обычно используется положение рук, показанное на изображении 2. Оно позволяет довернуть руль до упора и отвернуть обратно не отрывая и не перехватывая руки на нем пока поворот не будет пройден. Если особенность рулевого управления машины подразумевает большое количество оборотов руля от одного крайнего положения до другого, то перед поворотом правую руку стоит поставить на руле еще дальше против часовой стрелки.

Сбалансированное нажатие и удержание нейтрального газа - student2.ru

Изображение 2.1: положение рук на руле при прохождении правого крутого поворота

Сбалансированное нажатие и удержание нейтрального газа - student2.ru

Изображение 2.2: положение рук на руле при прохождении правого крутого поворота

Движения рулем

При прохождении поворота движение рулем в идеале должно быть прогрессирующим, плавным и контролируемым. Доворот руля до упора и раскручивание обратно должны быть плавными и по возможности без отрыва рук от руля. Толкать и тянуть руль одной рукой можно в некоторых случаях на обычной дороге, но это никак не способствует плавности движений, необходимой при движении на пределе сцепления.

Старайтесь не допускать проскальзывания руля в руках при раскручивании на выходе из поворота. Корректируйте позицию рук с учетом особенностей предстоящего поворота или прямой.

В некоторых ситуациях, кода нужно быстро раскрутить руль из крайнего положения обратно очень быстро, легче дать ему немного проскользнуть в руках, но по возможности этого следует избегать. В качестве примера можно привести раскручивание руля из крайнего положения после корректировки сильной избыточной поворачиваемости или заноса.

Руление в повороте

При прохождении поворота цельтесь в апекс и поворачивайте руль так, что бы пройти поворот по плавной управляемой дуге. Не используйте агрессивное руление, кроме тех случаев когда вы намеренно хотите пустить машину в скольжение (например, когда вы проходите поворот с использованием стояночного тормоза или исполняете скандинавский флик). Как только вы прошли апекс, постепенно раскручивайте руль в обратном направлении одновременно с плавным и нарастающим нажатием на педаль газа. Если вы слишком быстро повернете руль, то придете к апексу раньше, чем нужно, плавно корректируйте свои движения для достижения лучшего результата. Если же вы заметите, что нет необходимости использовать всю ширину трассы на выходе из поворота, вероятно, вы слишком поздно вышли из него (затянули апекс), на следующем круге постарайтесь начать выход из этого же поворота немного раньше.

В каждой дисциплине от дрифтинга до классических гонок агрессия не является эквивалентом скорости. Если вы решили прокачать какой-то один навык для повышения уровня водительского мастерства, то лучшим выбором будет искусство плавного вождения. На гоночном треке плавное вождение позволяет минимизировать перераспределение веса, максимально использовать каждую долю сцепления с трассой и обеспечить управляемость на более высоких скоростях. На обычной дороге применение этого подхода делает поездку более комфортной для ваших пассажиров и даже может снизить расход топлива.

Запомните, если вы едете используя половину потенциала машины, то сможете проехать дистанцию даже с грубыми переключениями передач, торможением, разгоном и агрессивным рулением. Но когда вы едете на пределе возможностей, данные действия могут привести к потере сцепления, плохому времени на круге и увеличить риск вылета или аварии. Важно вырабатывать хорошие привычки и отрабатывать именно правильные действия и приемы даже если вы не ездите на запредельных скоростях.

В данной статье мы рассмотрим следующие темы:

o Руление

o Торможение

o Ускорение

o Переключение передач

o Распределение веса

o Подбор оборотов

o Комбинированные действия при прохождении поворотов

Более подробно каждая тема рассматривается в отдельной статье, следите за ссылками в тексте.

Руление

При езде по треку держите руль в положении 9-3, или просто по бокам, так, чтобы расстояние между руками было максимальным (рис 1). Так вы сможете проходить довольно крутые повороты не отрывая рук от руля. Если машина требует большого количества оборотов руля от упора до упора, то переставьте руки на руле соответствующим образом перед тем, как войти в крутой поворот. После перестановки руки должны сохранить максимальное расстояние между собой и при этом оставаться в положении 9-3 на повернутом руле во время прохождения середины поворота (апекса).

Менять местами руки — рулить с перехватом — не желательно в случаях, когда можно обойтись без этого, поскольку это вредит плавности руления.

Сбалансированное нажатие и удержание нейтрального газа - student2.ru

Рис 1: правильное положение рук на руле для обеспечения максимальной плавности

На графике 1 показан уровень сцепления двух передних колес с трассой (без учета каких-либо других сил) при прохождении простого поворота. В данном случае водитель не доводит колеса до предела сцепления плавно поворачивая руль. На входе в поворот обычно возникает пиковая нагрузка, поскольку вес машины передается на внешнюю сторону, и в данный момент потеря сцепления колес с полотном дороги наиболее вероятна. Здесь зацеп может перейти в скольжение. Затем сила сцепления с дорогой остается относительно постоянной в момент прохождения поворота, а потом снижается по мере раскручивания руля в нормальное положение. Как только машина выравнивается возникает еще один небольшой пик на графике сил сцепления колес с дорогой, поскольку вес машины переходит на противоположную сторону — возникает эффект маятника.

Сбалансированное нажатие и удержание нейтрального газа - student2.ru

График 1: сила сцепления шин с дорогой, возникающая при плавном рулении

Что следует запомнить, изучив приведенный график:

o Избегайте “забрасывания” машины в поворот — смягчайте его. Это позволяет изменять развесовку машины более плавно и по нарастающей. Необходимо предотвращать возникновение пиковых нагрузок на шины при вождении на пределе.

o Не создавайте дополнительную нагрузку и потребность колес в сцеплении при прохождении поворота (например, грубым нажатием на педаль газа или тормоза), так как в этот момент потеря управления наиболее вероятна.

o Агрессивное возвращения руля в исходное положение изменяет баланс машины — движения рулем должны быть плавными.

o

Торможение

Тормозит машина гораздо быстрее, чем разгоняется, поэтому силы, которые при этом возникают обладают более высоким потенциалом к изменению баланса машины и потере сцепления. Нажимайте педаль тормоза плавно, никогда не бейте по тормозам и старайтесь не привыкать к таком стилю торможения, при котором срабатывает АБС. Другими словами, всячески старайтесь избегать блокировки колес при торможении. Это не означает, что вы не должны нажимать на педаль сильно, но убедитесь, что движения нажатия и отпускания происходят по нарастающей. Это позволит свести к минимуму пики на графике сил, вызванные изменением развесовки автомобиля, а также снизить вероятность избыточного перераспределения веса или блокировки колес.

На графике 2 ниже показаны силы сцепления колес с дорогой, которые возникают при плавном, но относительно жестком торможении. Здесь мы видим ранний пик нагрузки, поскольку вес машины смещается вперед (вероятность блокировки колес наибольшая). Использование тормозов в начале и конце торможения должно быть плавным с нарастанием, чтобы избежать появления резких пиков на графике.

Сбалансированное нажатие и удержание нейтрального газа - student2.ru

График 2: потребность в сцеплении, создаваемая при торможении

Ускорение

Плавное, нарастающее нажатие на педаль газа наиболее важно в мощных машинах, поскольку они обладают наибольшей склонностью к пробуксовке ведущих колес. Никогда не жмите резко на педаль газа в мощных машинах при разгоне или после переключения передачи — это может привести к пробуксовке колес и потере управления. В добавок, запомните, что торможение двигателем не менее важный аспект, чем ускорение, так что думайте о перераспределении веса машины, когда разгоняетесь. Если вы отпустите газ при прохождении поворота (особенно по середине — в апексе) вы рискуете развернуть машину или вылететь с трассы, поскольку в данном случае может возникнуть избыточная поворачиваемость.

На графике 3 показано использование потенциала сцепления ведущих колес с трассой при плавном разгоне с места. Как видно, наибольшая потребность в сцеплении шин возникает, когда педаль сцепления отпущена, обороты высокие и машина, как говорится, выстреливает. График также демонстрирует всплеск силы когда водитель отпускает газ и двигатель начинает торможение.

Сбалансированное нажатие и удержание нейтрального газа - student2.ru

График 3: плавное ускорение с места - потребность в сцеплении ведущих колес

График 4 демонстрирует поведение агрессивного водителя, который резко бросает педаль сцепления и стартует на высоких оборотах. Данный водитель превысил предел сцепления колес с дорожным покрытием, и возникла пробуксовка колес. Водитель продолжает ехать на высоких оборотах, что в данном случае заставляет машину вилять хвостом пока задние колеса пытаются войти в зацеп. Это далеко не лучший способ быстрого старта.

Сбалансированное нажатие и удержание нейтрального газа - student2.ru

График 4: Резкое ускорение, пробуксовка колес на заднеприводном автомобиле

Переключение передач

При повышении или понижении передачи очень важно избегать любых резких нагрузок на трансмиссию, особенно на мощных машинах. Слишком быстрое отпускание педали сцепления при понижении передачи может вызвать резкое смещение веса машины к передней оси, а в особых случаях даже блокировку ведущих колес. Переключайтесь на подходящих оборотах двигателя (подбор оборотов описан ниже), на которых возможно сгладить эффект от понижения передачи и сделать его наиболее плавным, а сцепление отпускайте плавно, старайтесь чувствовать реакцию машины. При переключении на повышенную передачу, отпускать педаль нужно плавно и обязательно с умеренной подачей газа, чтобы предотвратить пробуксовку колес (особенно важно при вождении мощных машин).

Запомните, что включить не ту передачу из-за спешки гораздо хуже, чем потратить долю секунды на более осторожные переключения. Никогда не переключайте передачу при прохождении поворота и в апексе — перед входом в поворот подготовьтесь, выбрав нужную передачу, которая позволит пройти поворот с ускорением.

Наши рекомендации