Курсовая работа студента 2 курса группы 2-СД-7
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна»
ИНСТИТУТ БИЗНЕС-КОММУНИКАЦИЙ
КАФЕДРА РЕКЛАМНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Курсовая работа студента 2 курса группы 2-СД-7
Лапиной Евгении Павловны
ТЕМА: Город смотрит в объектив
Руководитель - Фоменко Андрей Николаевич
Санкт-Петербург , 2012
Содержание
Введение
Глава 1 Те, кто наблюдают жизнь……………..5
1.1 Туристическая фотография………………………….5
1.2 Уличная фотография………………………………….9
1.3 Стрит – фотографы………………………………..…14
Глава 2 Те, кто регистрируют жизнь……….…23
2.1 Фоторепортаж…………………………………………23
2.2 Фотожурналистика……………………………………25
Глава 3 Экспериментальная глава………………29
Заключение……………………………………….38
Список использованной литературы…………...40
Введение
Память человека несовершенна. Сейчас он помнит все, как было тогда, а спустя какое-то время половина воспоминаний исчезнет, а остальные станут нечетким. Для того, что бы сохранить самые яркие и приятные воспоминания, люди вот уже три века подряд делают фотографии. С момента появления любительской фотографии фотокамера сопровождает человека везде и всюду. Идет он в гости или едет за грибами – не важно, главное, что все, что он увидит своими глазами, можно сфотографировать и показать другим людям. Может быть, другие люди, никогда не видели и не увидят места на фотографии вживую, но, благодаря ей, они могут воссоздать картину в своем воображении, почувствовать и запомнить её. Сегодня фотоаппарат есть у каждого третьего человека, но далеко не все могут с его помощью творить чудеса. Эту прекрасную цель преследуют travel-фотографы (travel – с английского - путешествие), фотографы-журналисты, фотографы - репортеры, уличные фотографы и самые обычные люди, фотолюбители, для которых фотография не является работой. Но у каждого из всех этих людей есть особенная способность – видеть то, что их окружает под «своим углом», если можно так сказать, в ином ракурсе, чем глаз обыкновенного прохожего. Все эти люди – путешественники. Передвижение по планете Земля - неотъемлемая часть их работы. Они снимают все, что видят их зоркие глаза. Иногда они преследуют определенные цели в своем путешествии, а по пути к этой цели рождаются сотни тысяч кадров, каждый из которых важен и дорог. Что обычно смотрит в объектив таким свободолюбивым фотографам? Экзотические животные и растения, снежные горы и прозрачные реки, колоритные персонажи, попадающиеся им на пути, дороги, улицы и улочки, деревни и города… Что-то красивое и странное, неописуемое, неожиданное, порой невозможное, всегда интересное, волнительное, иногда грустное, а может и веселое – все это многообразие обязательно попадает в камеру и автоматически становится вечным. Но самое интересное, что может привезти из путешествия фотограф - портрет города. Утром, вечером или даже ночью его объектив был направлен на улицы, дома, повороты, арки, мосты и переулки, на небольшие детали, которые люди чаще всего не замечают, ну и, конечно же, на самих людей. Все это вместе складывается в портрет города, глядя на который можно почувствовать его энергетику, общую атмосферу, настроение… Люди, которые ценят красоту, свободу, которые хотят узнавать мир, могут увидеть получившиеся фотографии в журналах и книгах о путешествиях, по телевизору и, конечно, на сайтах в интернете. Я считаю, что этот жанр фотографии самый впечатляющий, многогранный, непредсказуемый и бесконечно интересный. В мире каждый день появляется что-то такое, что еще не попадало в кадр. Такая фотография – это, по сути, постоянная охота за чем-то новым, удивительным. Во всем мире, в том числе и в нашей стране сотни тысяч талантливых фотографов, которые нашли себя в этом жанре. Тема курсовой работы очень актуальна, поскольку не иссякнет число тех, кто может назвать фотографию своей жизнью. И всегда будут другие, часть жизни которых – наслаждение от красот прекрасных, но очень далеких мест.
Цель курсовой работы - выяснить, как и благодаря кому/чему окружающий нас мир отображается на фотографиях.
Задачи курсовой работы
- Рассмотреть все жанры фотографии, в которых главным героем съемки является город и его обитатели;
- Узнать о деятельности известных фотографов, работающих в интересующих нас стилях;
- Рассмотреть несколько интересных работ фотографов;
- На базе полученных знаний написать экспериментальную главу.
В качестве теоретического материала были использованы статьи П.И. Бычкова, К.В. Вендровского, Б.И. Жутовского и книги, посвященные фотографии авторов Скота Келби, Артура Газарова. А так же статьи многих современных фотографов из журнала «Российское фото» и личных блогов.
Глава 1 Те, кто наблюдает жизнь
Один из самых известных французских фотографов Анри Картье-Брессон как-то заметил, что всех фотографов можно разделить на две категории. Одни - придумывают фотографии, а другие наблюдают и регистрируют жизнь. Если говорить о целях тех «других» фотографов, то стоит отметить, что одни из них наблюдают жизнь, а остальные регистрируют ее. Наблюдают те, кто путешествует по миру самостоятельно, заглядывают в разные города, свободно бродят по улицам, никуда не торопятся. Работы таких мастеров относят к туристической или travel-фотографии, уличной фотографии. Другие же фотографы, те, кто регистрируют жизнь, занимаются совсем другими делами. Чаще всего это фоторепортеры и фотожурналисты, которые отслеживают какое-либо интересное и важное событие. Эти две группы людей связаны одной общей целью – реалистично показать то, что они увидели своими глазами.
Фотографы, которые делают чувственные, живые кадры по-настоящему любят свое дело. Фотолюбительство развивалось на базе стереофотографии, люди постепенно осваивали это мастерство, и по-настоящему широкое распространение оно получило в конце 19 века, когда процесс фотографирования упростился благодаря изобретению фотопленки. К счастью, сегодня для того, что бы сделать несколько кадров, нужно лишь только нажать на кнопку. Хотя, и изобретатель фотопленки Джордж Истмен в 19 веке тоже утверждал, что фотолюбителю нужно всего лишь нажать на кнопку, а все остальное сделают в фотоателье. Схема осталась, изменилось только оборудование. Сегодня человек с легкой руки может сфотографировать все, что его окружает.
1.1 Туристическая фотография
На базе фотолюбительства развился особенный жанр фотоискусства – туристическая или, как ее еще сегодня называют, travel-фотография. В этом жанре можно выделить десятки видов съемки: это может быть и жанровый портрет, и пейзаж, и съемка животных, и панорама, и макросъемка чего-то миниатюрного, но очень важного и т.д. Но объединять их всех будет одно: каждая фотография – впечатление путешественника. Travel-фотографией могут заниматься как любители, так и профессионалы. Фотолюбители иногда расценивают сам город (улицы, мосты, скверы и т.д.) как приложение к театрам, музеям и магазинам. Это большая ошибка, ведь именно детали помогают воссоздать в голове целостный образ. А все, из чего состоит город, можно назвать его деталями: платформы в метро, перекрестки, рынки, подворотни и другие места, которые скажут о городе не меньше, чем здание театра в свете вечерних фонарей. Фотографы, которые ставят перед собой цель почувствовать город, считают очень соблазнительными именно такие места, где может повезет встретить колоритного беспризорника в рваных штанах, бородатого художника в пятнистой куртке, продавщицу хот-догов с пышными формами… Этот жанр съемки дает в буквальном смысле безграничную свободу действий. Находясь в новом городе, фотограф полностью предоставлен себе и полету своей фантазии и днем, и ночью. Город непривередливая модель, он не устает и не требует перерыва, поэтому сьемка может продолжаться двадцать четыре часа, если фотограф этого желает. Фотокамера предстает перед нами неповторимым связующим звеном между объектом съемки и фотографом, они вступают в диалог, а камера записывает все «сказанное», это своеобразный визуальный дневник. Все кадры, снятые в путешествии, неповторимы, как картины художника. Фотография достаточно давно стала своеобразным альтернативным вариантом кисти художника. Сначала она все чаще применялась там, где нужна и крайне важна была точность и достоверность объекта. Хотя и живописцы виртуозно справлялись с этой задачей. Например, известный французский художник-импрессионист Морис Утрилло. Для достижения реалистичности и детальной достоверности изображаемого города, он смешивал краску с опилками, со штукатуркой, с травой и листьями, что бы показать не только внешний вид, но и фактуру своего города. (Картина Мориса Утрилло 1910 года «Площадь Аббатис под снегом». За чувственные произведения Мориса Утрилло по праву считают мастером городского пейзажа).
Современная фотография руководствуется другими способами сделать объект правдивым, а иногда наоборот, старается этого не допустить. Инструменты travel-фотографа это, прежде всего, его любопытство, а так же свет и тень, подходящее для ситуации значение выдержки и диафрагмы, искусственные источники света, штатив, всевозможные фильтры и линзы и т.д. С помощью всех этих инструментов фотографам удается показать фактуру различным поверхностей. Если фактура не видна, то объект будет ровным и скучным, особенно если в жизни он обладает характерным строением.
Например, с помощью правильно поставленного света можно показать шероховатость стены, пористость снега, густоту дыма или плотность тумана.
( фото: неизвестный автор, США, 2010)
Город – неиссякаемый источник информации. Его красота состоит не только в памятниках архитектуры, скульптуры. Всегда есть смысл показать не только само здание, но и то, что его окружает или составляет.
А можно снять объект с интересного ракурса, оставляя его на заднем плане, но отводя ему, конечно, главную роль. (фото: неизвестный автор, Москва, 2010)
Интересная решетка ворот, спящий на посту охранник, старинная вывеска парикмахерской, подъезд, крыша которого увита плющом - все это заслуживает очень пристального внимания, ведь часто так бывает, что само здание ничего особенного не представляет собой, а вот его детали – на вес золото для фотографа. Такие кадры могут многое сказать о характере города, показать его изюминку. (фото: неизвестный автор, Киев, 2010)
Каждый город имеет свое неповторимое лицо. Оно складывается из настроения его обитателей, их внешнего вида, их деятельности, будь то работа или отдых. Очень интересны такие фотографии, на которых представлены люди общим планом, особенно когда все занимаются разными делами. На таких снимках можно увидеть настроение людей, их довольство или недовольство жизнью, ритм их дня, даже их материальное положение, а все вместе это характер города. Глядя потом на такие снимки можно сказать, что Москва суетливая, Киев довольный, Дрезден спокойный, а Венеция восторженная.
(фото: Павел Маркин, Москва, 2011)
Очень часто попадаются настолько интересные прохожие, что невозможно не сфотографировать. Для фотографа в данном случае очень важно в буквальном смысле раствориться в среде, которую он снимает.
Это так необходимо для того, что бы ее обитатели чувствовали себя естественно и ни в коем случае не позировали для съемки, тогда снимки получатся натуральными и свободными.
Если всем видом показать ему: «Сейчас, вот сейчас-то я тебя и сфотографирую!», он может кардинально изменить поведение. Тут все, как при съемке животного мира – главное – затаиться. В итоге получаются очень неоднозначные портреты, которые иногда скрывают за собой целую историю. Этим в большей степени занимается уличная фотография. (фото: Алексей Лебедев, СПб, 2009)
1.2 Уличная фотография
«Если глядя на снимок, чувствуешь запах улицы,
значит, это уличная фотография»[1]
Брюс Гилден
Уличная фотография – интригующий и, порой, необъяснимый жанр фотоискусства. Так же, это и жанр документальной фотографии с, иногда, нескрываемым социальным акцентом. Главным объектом уличной фотографии является человек в городе, в общественном месте, в стандартной для него ситуации. Прогуливаясь по городу, фотограф не может знать, в какой момент ему предстоит встреча с так называемым героем дня. Поэтому для уличного фотографа очень важно всегда быть наготове, внимательно смотреть по сторонам, замечая все вокруг, в буквальном смысле все. Важно, что уличная фотография очень далека от постановочной. Это как раз труд тех фотографов, которые наблюдают жизнь, а не придумывают её. Цель такой фотографии – без прикрас, честно показать то, что увидел, будь то симпатично или очень неприятно. «Главная цель уличной фотографии — взять будничное и приземленное и превратить в нечто великолепное и неповторимое».[2] Про уличную фотографию написано большое количество статей, и в каждой дается отличное от других определение жанра. Мне кажется, что лучше всего подходит высказывание Сергея Дауговиша: «В уличной фотографии контрастно слиты жажда «уловить» мгновения свершающегося с возможной апатией к «уловленному». [3] (фото: Эрик Ким, США, 2008)
Уличная фотография примечательна тем, что в каждом снимке есть явный акцент. Иногда, конечно, такие работы требуют объяснения задумки автора, но чаще всего суть лежит на поверхности. Уличная фотография всегда производит сильное впечатление, какого содержания бы она не была.
На улице всегда можно встретить странного, выделяющегося на фоне остальных, человека. Он может быть интересным для фотографа по многим причинам, все и не перечислить. Например, его лицо может исказиться от какой-либо эмоции, он может попасть в неприятную ситуацию, он запросто может заниматься чем-то совершенно неуместным в публичном месте и т.д.
Да мало ли всего неожиданного может сделать странный человек. Любой из толпы может попасть в кадр за нестандартный внешний вид и поведение. (фото: Алексей Лебедев, 2008 год, Москва. Пример контраста в снимке)
Иногда фотографии получаются смешными, потому что в кадр попала очень яркая индивидуальность. Очень часто фотография построена на контрастах: толстый и тонкий, большой и маленький, радость и огорчение и т.д. (фото: Стефан Корсо, Париж, 2009)
Уличная фотография – уникальный, удивительный жанр, который отличается от всех жанров фотоискусства. Хоть съемка и происходит в городе, сам город - служит фоном, но его роль по-прежнему очень важна, она даже не второстепенная роль, а вторая главная. И модель в этом жанре, к сожалению, ждать не будет. Модель в данном случае – это даже не человек или животное, а вся ситуация в целом, которая привлекла внимание фотографа. Она мимолетна, изменчива и неповторима. Поэтому, встретив что-то нетипичное в данный момент времени, что-то, выходящее за рамки разумного или даже реального, фотограф незадумываясь снимает, потому что он, скорее всего, единственный свидетель события, которое в точности больше никогда не повторится. (фото: Сергей Лекомцев, 2010, СПб)
И даже не важно, в каком городе был сделан тот или иной снимок, то, что видит зритель – художественный образ, ведь фотография – это один из самых интересных видов изобразительного искусства. (фото: Эрик Ким, США, 2009)
Кадр может выражать любую существующую эмоцию и состояние: угрюмость, лень, любовь, страх, отчаяние, восторг, голод, верность, взбудораженность, смятение, злость, коварство и тысячи других. «От глаза уличного фотографа требуется тщательная избирательность, особая человеческая «зрячесть», позволяющая видеть достойное и не замечать внешнее, случайное, неполное, не являющееся знаком сущностного в культуре». [4]
Многие авторы книг об уличной фотографии отводят целые главы для правил уличной съемки. А другие (их меньшинство) считают, что как раз именно в уличной съемке нет правил, она свободна от всего предписанного и ожидаемого. Существуют лишь так называемые советы, как вести себя, что бы все задуманное получилось. Это так называемая психология уличной фотографии, которая помещается у некоторых авторов на одну страницу книги вместе с тремя примерами из жизненного опыта. Первая, уже упомянутая рекомендация – смешаться с толпой, выглядеть так, будто фотограф вовсе не фотограф, а простой и ничем не примечательный парижанин, москвич или житель Турина. Для того, что бы этого добиться, нужно выглядеть неброско, буднично, как бы потеряться в толпе. Конечно, человек с фотокамерой всегда заметен, именно поэтому уличная съемка не требует использовать громоздкого оборудования, телеобъективов, отражателей и штативов. Проще всего потеряться в толпе с малогабаритной камерой – это удобно и незаметно. Существует два подхода к съемке интересного объекта на улицах города. Первый уже немного описан выше – снимать незаметно, как бы подглядывая. Второй способ предлагает подойти к интересному для фотографа человеку и спросить напрямую, можно ли его сфотографировать. Подход довольно спорный, ведь чаще всего поведение объекта может кардинально измениться. Но есть такие, можно сказать, «статичные» живые объекты, которые интересны для камеры, независимо от того, что они делают и куда смотрят. Таких можно спросить, и вполне вероятно, что кадр даже получится интереснее. Фотоаппарат – знак внимания, но в данной ситуации внимание не всегда льстит. Поэтому назойливость и настойчивость – не те качества, которые должны быть в запасе у уличного фотографа. Существует еще третий способ, которому многие любители отдают предпочтение. Заключается он в том, что если фотограф видит интересный объект, он просто наводит на него камеру снизу, от ног, что бы ее не было видно, а сам смотрит, посвистывая, в другую сторону. Интересующий его объект вероятнее всего попадет в кадр, но этот кадр скорее всего будет перегружен посторонними деталями, поскольку снимать фотограф будет без приближения, что бы случайно не «обрезать» объекту все самое интересное, что, кстати, тоже возможно. Каждый фотограф руководствуется своими методами, и, скорее всего, их больше, чем три. Если «папарацци» все-таки замечен, то кадра уже не получится. Чужое терпение имеет четкие границы и пытать человека с фотоаппаратом у лица – не самая лучшая затея, поэтому фотографу ничего больше не остается, как улыбнуться и уйти, а может быть вернуться попозже и все-таки сделать свое маленькое дело для большой истории.
Стрит – фотография – это стиль жизни. Профессионалы и фотолюбители везде ходят с камерой для того, что бы навсегда запечатлеть то, что они видели, что бы через тысячу лет другие фотолюбители и профессионалы удивились, насколько другим был мир и люди, как изменились здания, машины, мода… Цитируя французского уличного фотографа Анри Картье – Брессона, «фотографировать — это значит задержать дыхание, когда все наши способности объединяются в погоне за ускользающей реальностью, и добытое таким образом изображение доставляет огромную физическую и интеллектуальную радость. Когда фотограф наводит видоискатель, линия прицела проходит через его глаз, голову и сердце. Лично для меня фотография — это средство понимания, неотделимое от прочих визуальных средств выражения. Это способ выкрикнуть, освободиться, а не доказательство и утверждение собственной оригинальности. Это способ жить».[5]
1.2 Стрит фотографы
В каждом жанре чего бы то ни было есть свои классики. Если говорить об уличной фотографии, то классическим здесь принято считать творчество американского фотографа Брюса Дэвидсона. Он самостоятельно начал делать снимки с десяти лет, с того самого дня в 1944 году, когда его мама помогла ему сделать темную комнату для проявки пленки в подвале их дома. Мальчик, неподозревающий ничего о своем будущем, свободно гулял по парку и фотографировал бездомных, спящих на тротуарах, собак, разносчиков газет, а потом проявлял снимки в домашней «лаборатории». Пару лет спустя он примкнул к местному фотографу, который посвящал мальчика в тонкости работы фотографа, рассказывал и показывал ему на живых примерах технические аспекты фотографии. Через какое-то время Брюс совершал длительные прогулки по центру Чикаго, исследовал окрестности города, наблюдал за людьми. Сам он говорит, что уже тогда, в десятилетнем возрасте он понял, что круг его интересов четко определен и ничто другое не могло стать для него интереснее уличной фотографии. Он участвовал во множестве проектов, каждый их которых уникален и очень важен для истории Америки.
Целых три года, с 1979 по 1981, фотограф занимался проектом, который, впоследствии, получил название «Subway», что значит подземка или метрополитен.
Не секрет и не новость, что Нью-Йорк – один из самых впечатляющих, волнительных и бунтарских городов мира. К тому же, этот же город можно назвать одним из самых опасных, криминальных и рискованных. Время проекта – расцвет хип-хопа - молодежной субкультуры, имеющей острую социальную направленность, это вызов общественности, борьба против неравенства и несправедливости. Одним из «столпов» этого направления является изображение граффити, которыми были сплошь покрыты стены некоторых районов города, а так же все вся подземная его часть.
Брюс Дэвидсон провел три года в самых неблагополучных частях города с целью понять и запечатлеть возникновение яркого, свободного, сильного уличного направления в культуре. «Серия этих фотографий является путешествием через темное сердце Нью-Йорка». [6] Сам мастер вспоминает о проекте с удовольствием: «Я хотел вывести метро из его темноты, деградации, безличной действительности в изображения, которые открывают нам новые ощущения цвета, чувствительности, индивидуальности тех душ, которые ездят там каждый день…».
Дэвидсон говорит о цвете, этот проект был одним из первых, выполненных в цвете. Фотограф сделал такой ход для того, что бы отследить, какое эмоциональное воздействие цвет оказывает на зрителя на такого рода документальных фотографиях.
Занимаясь уличной фотографией почти невозможно не снимать с уклоном в социальное направление, поэтому Дэвидсона называют социальным фотографом, хотя он не всегда к этому стремился.
Конечно, все работы фотографа о людях и о жизни, но есть такие, которые вовсе не несут за собой проблемы, они мягкие, теплые, вдохновляющие, но в то же время спокойные. Таков альбом «Англия/Шотландия» 1960-х годов. На фотографиях изображена жизнь обыкновенных людей в общественных местах.
В 1959 году фотограф начинает новый проект, для реализации которого необходимо в буквальном смысле внедриться в банду нью-йоркских подростков для того, что бы нарисовать реальный портрет американской молодежи того времени. «Мой способ работать», - говорил он позже, «заключается в том, чтобы войти в неизвестный мир, исследовать его и чему-то научиться». Проект был очень успешным, фотографии в действительности передавали, как современная проблемная молодежь проводит время. «Я встретился с подростками, которые называли себя Джокерами. Мне было 25, а им около 16. Меня можно было легко принять за одного из них». [7]
Здесь фотограф настолько погрузился в незнакомый ему мир, что грань между наблюдением жизни и самой жизнью стала совсем незаметной. «Они раскрыли передо мной свой страх, депрессию и гнев. И я понял, что я тоже чувствовал их боль. Общаясь с ними, я открыл собственные неудовлетворенность и гнев» - автор работ пишет о том, насколько он сблизился с этими ребятами.
Именно благодаря такому тесному контакту и чуткому восприятию происходящего в их сердцах, Дэвидсону удалось сделать проникновенные фотографии «одновременно жестоких и невинных, неуверенных детей между детством и рано наступившей взрослой жизнью».[8]
Брюс Дэвидсон, классик уличной фотографии, сделал очень много для сохранения важных культурных фактов в истории своей страны. Его работы пропитаны свободой, любовью к свободе, творчеству, они естественные, жизненные, простые и, одновременно с этим, сложные. В них нет ничего ненужного, лишнего, они просто и по делу говорят о городе, о человеке. В них не скрыт тайный смысл бытия, нет ничего такого, что могло бы спрятаться между строк, все видно невооруженным взглядом, но, тем не менее, у каждого снимка есть своя маленькая история, без этого никак. «Эти фотографии останутся и тогда, когда творения фотокорреспондентов ведущих газет будут лишь копиться в пыльных хранилищах газетных подшивок центральных библиотек».[9]
Такой человек, как Брюс Дэвидсон есть в каждой стране, в каждом городе. И он не один, их сотни. Если говорить об Америке, то известнейшими современными стрит-фотографами считают Брюса Гилдена, снимающего как ньюйоркцев, так и якудзу, и русских бандитов.
Очень популярен в Америке молодой фотограф Томми Тон. Его особенность в том, что всего фотографии связаны с модой. Он работает с журналом «Vogue» снимает модные показы, людей, которые приходят посмотреть и тех, кто проходит мимо. Но, так или иначе, в его работах всегда акцент на яркой, модной детали, которое изначально привлекла его внимание.
Одним из самых популярных стрит-фотографов в Америке считается Эрик Ким. Его по праву называют мастером уличной фотографии 21 века. О себе он говорит очень скромно, ничуть не преувеличивая свои достижения. Уличной фотографией Ким начал заниматься от безысходности, потому что никак не мог найти себя ни в пейзаже, ни в макросъемке, ни в других жанрах фотоискусства. Все началось с «однажды» и не прекращается до сих пор.
«Уличная фотография это всегда вызов. Мне нравится напряжение при создании образа, который был бы привлекателен и визуально и эмоционально. Также меня интересует сам подход уличной фотографии. Именно эта непринуждённость и искренность позволяет передать личность человека и его характер».[10]
Эрик Ким в основном предпочитает снимать в черно-белом режиме, как и многие другие фотографы, он считает, что монохромное изображение как нельзя лучше подходят для уличной фотографии. Именно черно – белые фотографии не прячут в массе деталей главного героя снимка, они его лишь обрамляют.
Если говорить о современных стрит-фотографах во Франции, то обязательно стоит упомянуть интересный фото-дуэт Люси и Симона. Молодые фотографы сделали попытку сломать стереотипы о суетливости и шуме больших городов. Серия фотографий, благодаря которым дуэт стал известным – «Молчаливый мир».
На снимках пустынные улицы Парижа и Нью-Йорка. Здесь только общие планы улиц и площадей больших городов, нет крупных планов деталей, людей, животных, только архитектура.
Уличная фотография – на сегодняшний день самый популярный среди российских фотографов жанр. Так же, это еще и один из самых актуальных жанров, с его помощью создается социальная реклама. В нашей стране очень много как молодых авторов, так и профессионалов, увлеченных этим направлением. Не так давно в нашей стране стали проводиться конкурсы, фестивали уличной фотографии, бесплатные выставки фоторабот молодых фотографов. Помимо простых способов познакомить человека с уличной фотографией, иногда придумываются очень интересные и мало где встречающиеся проекты. Один из таких не так давно прошел в Москве благодаря бельгийскому фотографу Йоргу Дирксу. Он приехал в Москву с целью разыскать беспризорников, раздать им одноразовые камеры и посмотреть, каким они видят свой город. В итоге такого мероприятия была создана уникальная выставка с названием «Мы есть».
«Первые пленки были малоценны. Фотографировали все подряд. Например, просто себя или себя с сигаретой, с пивом… Потом дети улиц начали оглядываться. Появились картинки их «дома»: подвал, чердак, угол, отгороженный фанерой. Потом пошла Москва. Такой, как они ее увидели. Эта Москва — уникальна. Многие кадры — почти черные. Просто потому, что бездомные дети, как правило, гуляют ночью…».[11] Когда сотни пленок проявили и сложили кадры вместе, получился настоящий репортаж о жизни, о которой многие предпочитают не знать. Журналисты, помогавшие бельгийскому фотографу разбираться в материале, рассказывают, что встречалось большое количество кадров, изображающих обыкновенных москвичей, идущих, потупив взгляд, а беспризорники в упор направляли на них объективы своих одноразовых камер…
Много российских авторов пишут книги об уличной фотографии, в них кто рассказывает, а кто показывает. Интересный фотограф из Санкт-Петербурга Антон Вершовский в своих книгах и статьях и рассказывает, и показывает уличную фотографию на примерах из своего фотоархива. Благодаря тому, что мастер много путешествует, у него есть свое представление обо всем на свете. Именно поэтому его работы вызывают неподдельный интерес у ценителей уличной фотографии.
Вершовский написал много познавательных и интересных статей о фотографии. Их интересно читать, поскольку автор – человек образованный и многосторонне развитый. Антон Вершовский – доктор физико-математических наук, графический дизайнер, писатель и фотограф. Но сам он говорит, что фотография для него всего лишь хобби, но именно в этом качестве она доставляет ему огромное удовольствие.
ГЛАВА 2 Те, кто регистрируют жизнь
2.1 Фоторепортаж
Существование такого жанра, как фоторепортаж, прежде всего, объясняется его актуальностью. Сегодня очень важен мгновенный отклик на произошедшее событие. Фоторепортаж существует еще с девятнадцатого века, но тогда это было не совсем то, что мы сейчас привыкли называть фоторепортажем. Фотограф постепенно сменил рисовальщика – документалиста, который обязательно присутствовал в каждой поездке, регистрировал происходящее. Сегодня это, пожалуй, не самый интересный, но один из самых сложных в работе жанр съемки.
Репортажные фотографии очень наглядно и убедительно, объективно показывают зрителю самые разные стороны нашей жизни, другими словами, фоторепортаж – это документ, подтверждающий достоверность события. Если говорить по существу, то фоторепортаж очень близок с уличной фотографией, отличие лишь в целях первого. Объектом для съемки может стать любое городское мероприятие от выборов президента до масленицы. Репортажная фотография – это последовательный рассказ о событии, снимки этого жанра интересны в массовом количестве, ведь зритель должен увидеть всю историю от и до, пусть не 100% информации, но самую важную или интересную часть. Уличная фотография отличается от репортажной именно тем, что вырывает момент из жизни, и человек не видит, что было до и после кадра, он видит только конкретно взятую секунду. Задача репортажной фотографии – рассказать о событии без вмешательства в его естественное течение, как бы глядя со стороны. (фото: Сергей Максимишин, Москва, 2000)
«Фоторепортаж - это своего рода связный рассказ, где выразительными средствами являются мастерство фотографа и качество камеры».[12] Для фотографа фоторепортаж – дело довольно сложное, ведь ему приходится работать экспромтом, в отличие от мероприятия, у которого сеть сценарий, под который фотограф должен подстроиться.
Человеку с камерой всегда нужно быть начеку, крутить головой в разные стороны, потому что в одном месте в одно время собралось очень много людей, каждый из которых может оказаться важным для хроники. Обычно фотографии можно разделить на несколько стадий: начало событий, их развитие, апогей всего и конец. Это лучшая схема для съемки, поскольку фотографии такого содержание смогут дать зрителю наиболее полное представление о событии. Эта схема очень похожа на строение литературного произведения, что еще раз подтверждает близость рассказа и фоторепортажа. Фоторепортаж чаще всего сопровождается текстом, объясняющим изображенное. Обычно фоторепортаж выражается в жанровой сцене, в портрете, в пейзаже С первого взгляда на профессию фоторепортера кажется, что ничего художественного в ней нет, ведь деятельность фотографа заключена в рамки мероприятия и стиля издания, для которого он снимает. Но на самом деле это не так, ведь каждый фотограф видит «главное» по-своему, под своим углом, в своем цвете. В этой работе очень важно знание жизни, людей, житейский опыт. К тому же, фоторепортер не может сказать участникам мероприятия сесть так и улыбнуться вот так, ему приходится ждать удачного момента, ходить кругами и искать подходящий ракурс. Нравится в этом жанре работать тем, кто умеет интересно отобразить типическое: очередной митинг, новогоднюю елку или даже пожар. Принцип съемки похож на travel-фотографию, нужно уметь видеть главное, но не забывать смотреть вокруг. Об этом интересно выразился Алексей Максимович Горький: «Факт - еще не вся правда, он – только сырье, из которого следует выплавить, извлечь настоящую правду искусства. Нельзя жарить курицу вместе с перьями, а преклонение перед фактом ведет именно к тому, что у нас смешивают случайное и несущественное с коренным и типическим». [13]
Так что фоторепортаж – не просто документальная съемка, но еще и художественная, она одновременно сжато, лаконично передает несколькими изображениями всю необходимую информацию и дает зрителю ощущение личного участия в происходящем, благодаря трепетному и любопытному подходу фотографа. (фото: С. Максимишин, Москва, 2000)
Готовые материалы используются в газетах и журналах – поэтому этот жанр съемки тоже считается частью журналистики. Правильнее даже будет сказать, что у каждого более или менее состоявшегося печатного издания есть свои фоторепортеры, которые всегда оказываются в нужное время в нужном месте.
2.2 Фотожурналистика