Работа актера над ролью


ПЕРИОД 1. ВПЕЧАТЛЕНИЯ.

1.1. Знакомство с драматургическим текстом и ролью.

1.2. Первое эмоциональное впечатление.

1.3. Первое творческое видение персонажа.

1.4. Эмоциональное сопереживание персонажу и его истории.

ПЕРИОД 2. ОТНОШЕНИЕ.

2.1. Творческое осмысление идейно-тематического содержания пьесы и ее художественных особенностей.

2.2. Определение идейно-художественного значения играемого героя в системе образов пьесы.

2.3. Определение «ради чего» актер будет играть данную роль в данном спектакле.

ПЕРИОД 3. НАКОПЛЕНИЕ.

3.1. Изучение времени действия.

3.2. Изучение места действия.

3.3. Изучение социальной среды.

3.3.1. Изучение быта героя.

3.3.2. Изучение сферы деятельности героя.

3.3.3. Изучение сферы притязаний героя.

3.3.4. Изучение сферы взаимоотношений героя.

3.3.5. Изучение сферы личного этикета, норм и правил обихода героя.

3.4. Формирование суммы представлений героя.

3.5. Формирование всеобщего и особенного героя.

ПЕРИОД 4. ФАНТАЗИОВАНИЕ.

4.1. Фантазирование жизненных обстоятельств героя (до сюжетных, внесюжетных, сюжетных).

4.2. Фантазирование о прошлом героя (биография). Что сформировало его таким, каким он действует в сценической истории?

4.3. Версия структуры личности героя.

4.3.1. Склад личности.

4.3.2. Направленность личности.

4.3.3. Особенность личности.

4.3.4. Индивидуальные свойства личности.

4.3.5. Врожденные свойства личности.

4.4. Фантазирование конкретных действий (акциональной цепочки), поступков, линии поведения героя в обстоятельствах пьесы и роли.

4.5. Фантазирование проявления характера героя в обстоятельствах пьесы и роли.

4.6. Фантазирование «линии дня» и «линии жизни» героя в рамках сценической истории.

4.7. Фантазирование внутренних обстоятельств героя (предварительно):

4.7.1. Цели героя.

4.7.2. Мотивы героя.

4.7.3. Потребности героя.

4.7.4. Духовный мир героя.

4.8. Формирование суммы отношений.

4.8.1. Взгляды героя.

4.8.2. Принципы героя.

4.8.3. Сфера интересов героя.

4.8.4. Склонности героя.

4.8.5. Сфера ценностей героя.

4.9. Фантазирование способа существования героя при возникновении проблемы, дилеммы, случайности, сложности, неожиданных обстоятельств и т.п.

ПЕРИОД 5.ВООБРАЖЕНИЕ.

5.1. Линия мысли героя (вскрытие подтекста).

5.1.1. Течение мыслей героя.

5.1.2. Внутренние монологи героя.

a. Какие мысли высказывает герой;

b. Какие не высказывает и почему.

5.1.3. Какие мысли героя главные, какие второстепенные, т.е. какими мыслями и страстями он обуреваем.

5.1.4. Через ход мыслей героя и внутренние монологи определить его намерения, цели, его уровень открытости и закрытости.

5.2. Установить его позицию в конфликте и борьбе, его точку зрения на происходящее, его мнение.

5.3. Установить:

5.3.3. Сверхзадачу роли – как хотение.

5.3.4. Сквозное действие – как стремление.

5.3.5. Сценическую игру – как цепочку действий.

5.4. Линия действия героя.

5.4.1. Определить действия, при помощи которых герой хочет достичь своих целей.

5.4.2. Определить цепочку действий в их логической последовательности, непрерывности, взаимосвязи.

5.5. Определить совершаемые поступки в каждом эпизоде в следующей последовательности:

a. Побуждение;

b. Намерение;

c. Мотив;

d. Выбор;

e. Решение;

f. Действие;

5.6. Линия поведения героя.

5.7. Линия воображения.

5.7.1. Создание непрерывной киноленты видения.

5.8. Линия чувств, доминирующая у героя.

5.8.1. Определить чувства личностной морали.

5.8.2. Определить чувства эстетические.

5.8.3. Определить чувства интеллектуальные.

5.8.4. Определить чувства практические.

5.9. Линия эмоций героя.

5.9.1. Эмоциональный тон в каждом эпизоде.

5.9.2. Настроение в каждом эпизоде.

5.9.3. Состояние в каждом эпизоде.

a. Эмоциональное;

b. Физическое;

5.9.4. Определить смысл переживаний героя в каждом эпизоде.

5.9.5. Определить наличие аффектов и страстей.

ПЕРИОД 6. ВОПЛОЩЕНИЕ.

6.1. Разработка элементов характерности.

6.1.1. Элементы внешней физической и словесной характерности, рожденные внутренним миром героя (от внутреннего к внешнему).

6.1.2. Анатомические и физиологические особенности героя, влияющие на его внутренний мир (от внешнего к внутреннему).

6.1.3. Получить навыки ношения костюма героя как манок для создания манеры, повадок, особенностей физического существования героя:

a. Центр тяжести;

b. Психологические жесты;

c. Позы, ракурсы, привычки;

d. Общий пластический образ.

6.1.4. Поиск, отбор и выработка внешней речевой характерности:

a. Манера речи;

b. Интонационные акценты;

c. Орфоэпическая речевая характерность.

6.1.5. Поиск, отбор и выработка профессиональных и социальных навыков.

6.1.6. Поиск, отбор и выработка национальных и региональных особенностей внешней характерности.

6.2. Перспектива развития роли.

6.2.1. По цели роли.

6.2.2. По видоизменению персонажа.

6.3. Закрепление сквозного действия и сверхзадачи.

6.4. Зерно роли.

6.5. Внутренняя атмосфера роли.

6.6. Идея роли.

6.7. Образ героя.

Глава №16.

ДИНАМИЧЕСКАЯ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

/Концепция “A se”/

СКЛАД ЛИЧНОСТИ.

1.

По темпераменту – сангвиник.

По складу – стенический.

По направленности - экставертированный¹.

По типу – устойчивый, живой.

Имеет жизненный тонус, активность, устойчивость воли и стремлений, способность к самооценке.

Характер: общительный, открытый, разговорчивый, доступный, беззаботный, любящий удобства, инициативный.

2.

По темпераменту – флегматик.

По складу – астенический.

По направленности - интровентированный².

По типу – устойчивый, инертный.

Проявляется слабость, вялость, безразличие, отсутствие активности.

Характер: пассивный, старательный, вдумчивый, миролюбивый; направленный, надежный, размеренный, спокойный.

3.

По темпераменту – холерик.

По складу – неврастенический.

По направленности - экстравертированны.

По типу – неустойчивый, безудержный.

Проявляется возбудимость, утомляемость.

Характер: обидчивый, неспокойный, агрессивный, поддающийся настроениям, импульсивный, оптимистический, активный.

4.

По темпераменту – меланхолик.

По складу – психастенический.

По направленности - интровертированный.

По типу – неустойчивый, слабый.

Проявляется нерешительность, неуверенность, мнительность, угнетенность, навязчивые мысли, безволие, чувство неполноценности.

Характер: раздражительный, тревожный, неподатливый, пессимистический, сдержанный, необщительный.

1 – Экстравертированность – направленность личности вовне, на окружающих людей, предметы, события.

2 – Интровертированность – направленность личности на себя, на собственные переживания и мысли.

СИСТЕМА ЛИЧНОСТИ

В процессе формирования представлений свойства личности определенным образом связываются друг с другом в соответствии с требованиями принципов и образуются сложные структуры в системе личности.

Элементами структуры личности, взятой как целостность, является всеобщее (родовые), особенное (типовые) и единичное (индивидуальные) его свойства.

1-я структура.

НАПРАВЛЕННОСТЬ.

/система потребностей/

Направленность – это совокупность устойчивых мотивов, которая несет в себе основы морали личности и формирует образ жизни.

Состоит из влечений, желаний, интересов, склонностей, идеалов, мировоззрений, убеждений.

1. Основные сферы морали.

Мораль – общественный институт, выполняющий функцию регулирования поведения человека во всех без исключения сферах его общественной жизни – в труде и быту, политике и науке, семье и общественных местах, духовной жизни, предполагая определенное содержание поведения

1.1. Нравственность быта.

1.2. Культура поведения.

1.3. Профессиональная этика.

1.4. Религиозное, ритуальное поведение.

2. Определяющие черты морального процесса:

2.1. Мера человечности.

2.2. Справедливость.

2.3. Честь и достоинство.

2.4. Гордость.

2.5. Сознательность.

2.6. Гуманность.

2.7. Смиренность.

3. Основные стороны морали.

3.1.Моральная деятельность.

3.1.1. Нравы.

Нравы – это содержание поведения (как именно принято поступать) людей, присущее данному обществу, социальной группе, коллективу.

3.1.2. Образ жизни.

Образ жизни – это совокупность способов и норм жизнедеятельности, характеризующая особенности повседневной жизни личности, группы, общества, определяемые местом, временем, средой. Охватывает труд, быт, форму использования свободного времени, удовлетворения материальных и духовных потребностей, участи в политической и общественной жизни, нормы и правила поведения… Образ жизни состоит из образа мыслей и образа действия личности.

3.1.3. Обычаи, ритуалы, традиции, нравы.

Обычаи, ритуалы– это исторически сложившаяся и принятая в обществе, коллективе или группе форма поведения и действий, однородных для различных лиц, повторяющихся в определенных обстоятельствах.

3.1.4. Линия поведения.

Линия поведения – совокупность разнородных поступков человека, имеющая нравственное значение, т.е. могут быть подвергнуты оценке (независимо от того, являются они намеренными или ненамеренными, совершаются по нравственным или другим побуждениям), совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях.

3.1.4.1. Этикет.

Этикет является составной частью линии поведения и означает совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождения с окружающими, формы обращения и приветствий), поведения в общественных местах, манеры и одежда.

3.1.4.2. Убеждение.

Убеждение – рациональная основа нравственной деятельности личности, позволяющая ей совершать тот или иной поступок сознательно, с разумным пониманием необходимости и целесообразности определенного поведения. Состоит из представлений (нормы, принципы, идеалы и т.п.), которым человек считает для себя обязательным следовать. Убеждения как сумма представлений передаются от одного человека к другому.

3.1.4.3. Поступок.

Поступок – действие личности, социальное значение которого ею самой понятно. Самооценка поступка и оценка его другими могут не совпадать, становясь причиной трагического или комического.

Поступок состоит из действия и деятельности сознания в последовательности:

a. Побуждение.

Побуждение– чувственная форма, в которой проявляются мотив и намерение к совершению какого-либо поступка.

b. Намерение.

Намерение определяет, что именно решено сделать, те решение человека совершить действие и достигнуть определенного результата. Это волевая установка, обусловленная интересами и потребностями с выдвижением перед собой цели, выбора соответствующих средств, с помощью которых он собирается е достигнуть.

c. Мотив.

Мотив – субъективное отношение человека к поступку, который он намеревается совершить, показывает, во имя чего совершается поступок, какие при этом преследуются цели.

d. Выбор.

e. Решение.

f. Действие.

Действие– преднамеренный (заранее обдуманный) волевой акт человеческой деятельности, имеющий определенный результат, обладающий положительным или отрицательным достоинством, который можно подвергать оценке и за совершение которого человека можно считать ответственным.

Преднамеренность действия возникает в силу решения о том, что образ будущего результата отвечает мотиву, при этом образ действия приобретает личностный смысл и выступает для него как цель.

Оценка выполненного действия человеком выражается эмоцией.

Действие состоит из:

- цели – осуществлению которой подчинено действие;

- средства – при помощи которого достигается цель;

- волевого усилия – для преодоления препятствий;

- последствия – к которому привело действие

3.1.4.4. Навыки.

Навыки – действия, которые человек настолько усвоил в процессе жизнедеятельности, что начал осуществлять их более или менее автоматически.

3.1.4.5. Привычки.

Привычки – действия или поступки, выполнение которых стало потребностью, совершаются без размышлений и волевых усилий.

3.1.4.6. Типы поступков: благодеяние, злодеяние, искупление, месть, подвижничество, потребительство, предательство, преступление, проступок, самоотверженность и т.д.

3.2. Моральные отношения.

Моральные отношения – особый вид общественных отношений, зависимостей и связей, возникающий в процессе общественной практики людей.

3.2.1. По содержанию (через обязанности).

3.2.1.1. Отношение к обществу:

3.2.1.1.1. Отношение к социальному статусу;

3.2.1.1.2. Гражданские отношения;

3.2.1.1.3. Отношение к труду;

3.2.1.1.4. Отношение к благосостоянию и т.д.

3.2.1.2. Отношение к роду деятельности:

3.2.1.2.1. Профессиональная этика;

3.2.1.2.2. Отношение к престижу;

3.2.1.2.3. Отношение к профессии и т.д.

3.2.1.3. Отношение к общественной жизни:

3.2.1.3.1. Отношение к различным социальным группам;

3.2.1.3.2. Отношение к быту;

3.2.1.3.3. Отношение к браку и семье;

3.2.1.3.4. Отношение к этикету и манерам поведения и т.п.

3.2.1.4. Отношение к членам общества:

3.2.1.4.1. Отношение к своему окружению;

3.2.1.4.2. Отношение к противоположному полу;

3.2.1.4.3. Отношение к детям;

3.2.1.4.4. Отношение к престарелым и т.д.

3.2.2. По форме (через требование).

3.2.2.1. Индивидуальный поступок.

3.2.2.2. Групповой поступок.

3.2.2.3. Формирование определенных качеств личности.

3.2.2.4. Построение образа жизни.

3.2.2.5. Выбор линии поведения.

3.2.2.6. Преобразование среды.

3.2.2.7. Достижение личного совершенства.

3.2.3. По форме (через интерес).

Интерес– целеустремленное отношение человека к какому-либо объекту потребности, зависит от условий бытия, среды и отражает необходимость для его жизни.

3.2.4. Формы проявления отношений.

3.2.4.1. Ценности.

Ценности – форма проявления отношений через ценностные представления и нравственные значения, достоинство личности, ее поступков и выбора Пути.

3.2.4.2. Правота.

Правота – форма проявления отношений в следующих случаях:

- когда ПОСТУПКИ человека, линия поведения отвечают объективным потребностям, интересам, требованиям;

- когда его НАМЕРЕНИЯ, СТРЕМЛЕНИЯ И ТРЕБОВАНИЯ согласуются с действительным положением вещей и с Законами Мира;

- когда его УБЕЖДЕНИЯ соответствуют его объективной действительности, является нравственными на данный момент.

3.2.4.3. Вина.

Вина– противоположное состояние правоты.

3.2.4.4. Самоконтроль.

Самоконтроль – самостоятельное регулирование личностью своего поведения, его мотивов и побуждений. Формируется убежденностью и ответственностью.

3.2.4.4.1. Убежденность.

Убежденность– субъективное отношение человека к своей линии поведения и образу жизни, которое проявляется в уверенности в собственной правоте.

3.2.4.4.2. Ответственность.

Ответственность – отношение личности к среде с точки зрения осуществления ею определенных предъявляемых к ней нравственных требований через правоту и ценностные представления.

3.2.4.4.2.1. Требование.

Требование – элемент моральных отношений, в которых находятся личность и общество. В этих отношениях человек подчиняется различным формам долженствования.

a. Долг – это превращение требований в личную задачу конкретного человека через превращение ее в обязанность и ответственность.

b. Норма – выступает как элемент моральных отношений и как форма сознания, т.е. выполнение норм поведения через осознание правил и заповедей.

c. Уважение – отношение к людям, в котором практически признается достоинство личности. Уважение предполагает: справедливость, равенство прав, полное удовлетворение интересов, предоставление свободы, доверие, внимательное отношение к убеждениям, чуткость, вежливость, деликатность, скромность.

d. Нарушение требований уважения: насилие, угнетение, несправедливость, подавление свободы, неравенство, унижение достоинства, недоверие, грубость.

3.2.4.5. Репутация.

Репутация– сложившееся мнение среды о нравственном облике человека, основанное на его предшествующем поведении, выраженное в отношении и предугадывании его последующих поступков с одной стороны и уровня развития среды с другой.

3.2.5. Чувства.

Чувства– субъективное отношение человека к различным сторонам бытия: к людям, самому себе, явлениям жизни, окружающему миру.

3.2.5.1. Через взаимоотношения: любовь, ненависть, доверие, сочувствие, сострадание, ревность, зависть, симпатии и антипатии, честь, взаимопомощь, дружба, коллективизм, солидарность, товарищество и т.д.

3.2.5.2. Через самосознание: долг, ответственность, совесть, достоинство, стыд, вина, грех, раскаяние и т.д.

3.2.5.3. К самому себе: самолюбие, гордость, тщеславие, целомудрие, ответственность, честь, эгоизм, честолюбие и т.д.

3.2.6. Эмоции.

Эмоции– форма проявления чувств, т.е. переживание

3.2.6.1. Биологические эмоции.

Удовлетворение физиологических потребностей: голода, жажды, полового влечения и т.д.

3.2.6.2. Высшие эмоции.

Удовлетворение духовных потребностей: социальных, нравственных, познавательных, эстетических, оккультных, религиозных и т.д.

3.2.6.3. Положительные эмоции: удовлетворение, удовольствие, радость, любовь, возбуждение положительное, страсть, восторг, ликование и т.д.

3.2.6.4. Отрицательные эмоции: неудовлетворение, горе, печаль, ненависть, гнев, отчаянье, испуг, страдание, страх, возбуждение отрицательное, тоска, уныние, стыд, отвращение, негодование и т.д.

3.2.6.5. Эмоциональные чувства: утраты, одиночества, пустоты, неизбежности, стыда, смущения, растерянности, равнодушия, презрения, счастья, отвращения, неловкости, угрызения совести, подавленности, подозрения, недоверия и т.д.

3.2.6.6. Настроения: добродушное, жизнерадостное, бодрое, вялое, мрачное, угрюмое, ласковое, сердечное, приятное, воодушевленное, капризное, грустное, жалобное, праздничное, шутливое, воинственное, слезливое, томное и т.д.

3.2.6.7. Состояние аффекта: ужас, отчаяние, ярость, исступленность и т.д.

3.2.6.8. Состояние стресса.

3.2.6.9. Состояние страсти.

3.3. Моральное сознание.

Моральное сознание – одна из форм группового сознания, являющаяся, как и другие формы (политическое, правовое, эстетическое, религиозное и др.), отражением социального бытия людей.

Рассматривает явления и поступки не с точки зрения их причинной обусловленности, а с точки зрения их достоинства, ценности; направляет поведение людей и формирует моральные отношения.

Наши рекомендации