Обобщенное обучение технике борьбы
Для того чтобы представить все многообразие движений или всю систему движений, которую должны освоить борцы на пути от новичка до мастера спорта международного класса, достаточно вернуться к повторному анализу схемы 1. Если первый блок представлен строевыми и порядковыми упражнениями, то самый последний, восьмой, раскрывает систему соревнований. Естественно, что в этом ряду постепенно нарастает удельный вес тактики над техникой. Так, если при разучивании и выполнении упражнений первого, второго и третьего блоков элементы тактики практически незаметны, то уже начиная с четвертого, постепенно набирая силу, они становятся ведущими в восьмом блоке.
преподаватели не физкультурных средних специальных и высших учебных заведений, решая вопрос об объеме учебного материала, должны ориентироваться на продолжительность и итоговую цель предполагаемого учебно-тренировочного процесса. Если цель сводится к подготовке мастеров спорта международного класса, то программа подготовки должна содержать учебный материал из всех восьми блоков. В ином случае учебная программа должна сокращаться.
Для учащихся и студентов физкультурных учебных заведений, а также для спортсменов, занимающихся в различных спортивных школах, программа подготовки должна включать наиболее полный перечень учебного материала. Это связано с необходимостью более широкого решения образовательных задач спортивной тренировки, что зависит от:
— выбора оптимального объема необходимых для разучивания движений (необходимого критерия достаточности пока еще никто не предложил);
— выбора разумного соотношения между количеством движений, представляющих восемь блоков;
— нахождения правильного ответа на вопрос о том, какие из отобранных движений следует довести до уровня двигательного навыка, двигательного умения или же при изучении каких из них следует остановиться на уровне ознакомления (критерии качественности усвоения движений также четко не разработаны);
— наличия педагогически оправданных классификаций упражнений в каждом из восьми блоков схемы 1, являющихся предпосылкой для успешного решения проблемы рациональной последовательности их освоения;
— правильной систематизации движений внутри каждой из выделенных классификационных групп на основе дидактических правил;
— и, наконец, от выбора рациональной последовательности разучивания ранее классифицированных и систематизированных движений.
Соблюдение вышеперечисленных шести условий является лишь предпосылкой к успешному овладению всем многообразием борцовских движений. Многое зависит от того, как долго задерживается группа занимающихся на первом, втором и последующих .этапах освоения учебного материала. Многое также зависит от того, по какой схеме строится последовательность разучивания движений внутри каждого блока. Если, например, избирается концентрический метод, то он предусматривает наличие такой классификации движений, в которой определено число классификационных групп (представим, что их у нас пять). Внутри каждой из пяти групп они систематизированы по педагогическим правилам, т. е. сложность движений увеличивается от первой к пятой группе, а внутри каждой группы — от первого к последнему движению. Именно такую классификацию и систематику движений можно считать педагогически оправданной, так как с ее помощью можно эффективно решить вопрос о выборе наиболее рациональной последовательности разучивания определенной системы движений. В частности, суть концентрической последовательности разучивания заключается в том, что обучение строится кругами. В первом из них разучиваются первые номера каждой классификационной группы (в нашем примере таких движений в каждом круге окажется пять), во втором круге — вторые номера и т. д.
На этом пути возникает необходимость решения как минимум двух вопросов:
— как долго следует задерживаться на разучивании каждого движения?
— оправданно или нет неукоснительное соблюдение той последовательности разучивания, которая предусмотрена концентрическим методом?
Существует три ответа на первый из поставленных вопросов:
— к обучению новому движению не приступают, пока воспитанники полностью не усвоят разучиваемое сегодня движение (концентрированное изучение);
— обучение новому движению начинают, как только воспитанники овладеют основным механизмом техники предыдущего движения (рассредоточенное обучение);
— к изучению нового движения приступают, как только предыдущее движение доведено до уровня двигательного умения, т. е. правильно выполняется при специальной фиксации внимания, а затем многократно и периодически (в том числе и на последующих кругах обучения) возвращаются к его повторному разучиванию (вначале концентрированному, а затем рассредоточенному).
Самым правильным из них является третий ответ. Его придерживаются ведущие тренеры, на его основе строятся программные документы по физическому воспитанию и спортивной тренировке.
Вопрос о том, можно ли нарушать дидактические правила (от простого к сложному, от легкого к трудному и т. д.), весьма интересен. И если потребуется краткий ответ, то он будет положительным, т. е. эти правила не только можно, но иногда просто нужно нарушать. Дело в том, что европейская спортивная педагогика, следуя за Песталоцци, слишком увлеклась упрощением и детализацией обучения. Причем эти упрощения не учитывали естественных биологических путей формирования двигательного опыта человека. Ребенка, в частности, обучают ходьбе совсем не так, как это рекомендовали бы методисты по физическому воспитанию. Ребенку гораздо легче усвоить комплексные двигательные задания типа катания на коньках или на велосипеде, чем точно выполнить изолированные движения руками или ногами. Именно поэтому нередко бывает целесообразным нарушение правил, т. е. частичный отказ от предусмотренной последовательности разучивания движений» перенос на более ранние этапы обучения порой самых сложных движений, не предъявляющих, однако, особых требований к опорно-двигательному аппарату занимающихся.
Следующая важная проблема процесса обучения движениям состоит в поиске ответов на вопросы:
— какое количество кругов при концентрической последовательности разучивания движений следует признать достаточным?
— как далее строить процесс обучения движениям?
Правильный ответ на первый из поставленных вопросов такой: количество кругов обучения не может быть беспредельным, оно ограничивается к моменту освоения базовой техники, вбирающей «школьные основы профилирующих движений из конкретных блоков практического курса (см. схему 1).
Последующая работа по изучению техники движений внутри каждого блока строится совершенно по иному принципу — начинается процесс системного объединения разученных ранее движений в связки, комплексы, а иногда наступает этап совершенствования отдельных движений или их комплексов по индивидуальным заданиям (чаще всего этот подход применяется начиная с 4-го и кончая восьмым блоками, т. е. при освоении базовых технико-тактических действий, технико-тактических комплексов, различных разновидностей борцовских схваток и наращивании соревновательного опыта у борцов).
Следовательно, вся многолетняя технико-тактическая подготовка борцов вбирает в себя четыре этапа:
I — этап формирования основ ведения единоборства, охватывающий учебный материал 1—4-го блоков (см. схему 1);
II — этап освоения базовых технико-тактических действии (5-й и частично 6—8-й блоки);
III—этап формирования комбинационного стиля ведения борьбы (6-й и частично 7—8-й блоки);
IV — этап индивидуальной подготовки (по индивидуальным планам тренировки).
Контрольные вопросы
1. Раскройте понятие шага обучения одному технико-тактическому действию.
2. Перечислите черты двигательного навыка.
3. Как взаимосвязаны с тремя этапами обучения технико-тактическому действию уровни его освоенности: ознакомление, двигательное умение, двигательный навык?
4. Какая разница между идеальным, адаптированным, имитационным и лидирующим показом?
5. Объясните значение плоскости и расстояния для просмотра демонстрируемого движения.
6. Перечислите методы практического выполнения технико-тактических действий при разучивании.
7. Назовите оптимальное количество повторений при практическом опробовании технико-тактических действий.
8. Раскройте роль метода слова на втором этапе обучения.
9. Какие две крупные группы методов должны применяться ,на третьем этапе обучения движению?
10. Перечислите минимальный объем учебного материала, необходимого для преподавания борьбы в различных звеньях системы физического воспитания (в общеобразовательных спортивных школах, в других учебных заведениях и коллективах физической культуры).
11. Какую роль в определении рациональной последовательности многолетнего изучения техники борьбы играет классификация учебного материала?
12. В чем сущность концентрической последовательности изучения учебного материала?
13. Как долго следует задерживаться на разучивании каждого технико-тактического действия?
14. Какое количество кругов следует признать достаточным при центрической последовательности разучивания учебного материала?