Мастер-класс xiii. последний. для специалистов
• Перечислите и запишите любые мифы, сказки, легенды или духовные рассказы, которые вызывают у вас ассоциации с каким-нибудь вашим архетипом и имеют для вас особое значение. Затем определите параллели этих историй с вашей жизнью. Например, вы можете ощутить себя Золушкой или Магом, Одухотворяющим Архитектором или Художником.
• Просмотрите свой альбом с любимыми фотографиями, на которых запечатлены разные события из вашей жизни. Сопоставьте эти фотографии с выбранными архетипами (субличностями). Подумайте, чему научили вас эти архетипы и какие уроки вы еще проходите.
Глава 22. Учебный класс Колдуньи-ведуньи для специалистов 281
• Выполните упражнения, рекомендуемые Дж. Каме
рой [15]:
- Включите веселую, игривую мелодию, зажгите ароматизированную свечу или благовоние. Вам необходимо добиться сочетания звука и запаха, которое изменит привычную обстановку и позволит вам помечтать.
- Назовите пять-семь своих тайных личностей. Сопротивление может проявляться в виде таких мыслей: «Если я о них знаю, как они могут быть тайными?» Не нужно понимать все так буквально. Вам всего лишь надо постараться увидеть самих себя в таком виде, в котором вы редко появляетесь на людях. Если вам трудно, обратитесь к истории своей жизни. Возможно, ваши тайные личности со школьных лет остаются с вами. А возможно, они проявились у вас после двадцати. Понять это вам поможет упражнение 1.
- Если у вас ничего не получается, составьте список того, что вам нравится, из двадцати пунктов и спросите себя, какая часть вас предложила каждый из них. Этого должно быть достаточно, чтобы обнаружить ваши тайные личности.
• Назовите, что лежит в шкафу каждой тайной лич
ности. Выполняя это задание, представьте себе, что
открываете шкаф каждой из ваших тайных лично
стей. Подробно опишите пять вещей, которые на
шли в каждом из них. Например:
- Принцесса Трусиха: строгие туфли-лодочки (балетки), скромное платье с черным поясом и т. д.
282 Часть 3. Венец творческого преображения женщины...
- Арабский Музыкант-целитель: простые хлопчатобумажные одежды, шерстяной свитер и т. д.
- Мужчина с телевидения: черная шелковая рубашка, два костюма (темно-синий и коричневый), пурпурный галстук, строгие и «гламурные» ботинки и т. д.
• Представьте, какой была бы ваша жизнь, если бы какая-либо из ваших тайных личностей была в ней главной. По очереди представьте в роли главной каждую из своих тайных личностей. Можно начать с самого скучного персонажа, который всячески мешает вам развлекаться. На пять минут представьте себе, как бы вы жили под его руководством. Не очень-то весело, правда? Затем попробуйте представить в роли главного — самого веселого, творческого персонажа.
• Поработайте с теми личностями, что оказались на противоположных полюсах. Пусть каждая из них попробует побыть главной. Вы заметите, что у каждой есть свои достоинства и недостатки.
Часть 4
ХРАНИТЕЛИ МУДРОСТИ ПРЕОБРАЖЕНИЯ
ГЛОССАРИЙ
Алхимия— древнейшая наука, совмещающая в себе экспериментальную химию с образно-интуитивным, отчасти религиозным, мировоззрением и восприятием природы и человека. Для нее характерен язык символов, призванный передавать природу жизни и не-познанность души [33]. В аналитической психологии рассматривается как средневековая предтеча исследований бессознательного и, в частности, изучения трансформации личности [12].
Арт-терапия— метод психологической работы, использующий возможности визуального искусства: живописи, графики, скульптуры, дизайна либо таких форм творчества, в которых визуальный канал коммуникации играет ведущую роль (кинематограф, видео-арт, компьютерное творчество, перформанс и др.) для достижения положительных изменений на пути развития личности.
Архетипы(от греч. archetypos — «первообраз») — суть, форма и способ связи образов, наследуемых бессознательных первичных человеческих первообразов и структур психики, обеспечивающих основу поведения, структурирование личности, понимание мира, внутреннее единство и взаимосвязь человеческой культуры и взаимопонимания людей. Универсальные образы или
Глоссарий
символы, содержащиеся в коллективном бессознательном, отражают определенные чувства или мысли человека, которые он испытывает относительно данного объекта или ситуации. Врожденной здесь является именно тенденция реагировать эмоционально, когнитивно и поведенчески на конкретные ситуации. Архетипы пробуждают к жизни эмоции, заслоняющие собой реальность. Наиболее очевидным образом влияние архетипов сказывается во времена кризисов, когда сфера «Я» отличается наибольшей ранимостью [12,13]. «Следует, наконец, освободиться от иллюзий, будто архетипы возможно объяснить и тем самым с ним покончить. Всякая попытка объяснить окажется не чем иным, как более или менее удачным переводом на какой-то другой язык» [36, с. 461].
Бессознательное— аспект психики, содержащий социально неприемлемые конфликты и желания.
— «зоркий, видящий») — |
Дракон(от греч. метафорическое обозначение семи образцов личностных страхов, представляющих собой препятствие на пути к счастью и порождающих человеческие страдания. Каждый дракон имеет уязвимое место, и для избавления от него необходимо встретиться с ним лицом к лицу. Есть драконы личностных страхов, препятствующие вдохновению: самоуничижение и высокомерие; драконы, препятствующие конструктивной деятельности: мученичество и нетерпеливость; драконы, препятствующие самовыражению: саморазрушение и жадность; драконы, сужающие сферу человеческого влияния: мученичество,
Часть 4. Хранители мудрости преображения
самоуничижение и саморазрушение; драконы, обладающие мощным разрушающим воздействием на все окружающее: жадность, нетерпеливость и высокомерие; дракон, препятствующий прохождению информации: упрямство; дракон, порождающий жгучее желание или, наоборот, отказ от предмета желаний вследствие сильнейшего страха перед отсутствием или недостаточностью чего-либо: жадность.
Герой— архетипический мотив, в основе которого лежит преодоление препятствий и трудностей и достижение определенных целей. Мифологический мотив Героя соотносится с бессознательной самостью человека, а сам Герой выступает как «квазичеловеческое существо», символизирующее идеи, формы и силы, которые созидают или захватывают душу. Целью Героя является обретение сокровища, принцессы, кольца, эликсира жизни и т. д. Психологически все эти обретения выступают метафорами подлинных чувств и уникального человеческого потенциала. В женской психологии путешествие Героя проживается путем земных подвигов Анимуса или с помощью проекции через партнера-мужчину [12].
Мандала(от инд. madala — «круг», «диск») — живописное или графическое изображение схемы Вселенной в буддизме, символические изображения, которые принято считать либо священными, либо способствующими медитации, в психологии — магический круг (архетипический образ самости). Мандалы могут обнаруживаться в сновидениях или различных изображениях (рисунке, пластике, архитектуре).
Глоссарий
Медитативное состояние— умственное состояние внутреннего осознания, в котором Эго следует внутренней динамике самораскрытия [13].
Медитация— древняя эффективная методика успокоения сознания и освобождения его от всех посторонних шумов. Практика медитации необходима для очищения своего сознания от воздействия драконов-страхов.
Метафора— образное выражение понятия или ситуации в переносном смысле, определение и изучение одного путем обращения к образу другого. Метафора прямо или косвенно соотносится с действительным миром, углубляет понимание реальности и ее свойств. Может использоваться как сознательный литературный прием.
Путешествие— переживание интеграции внутреннего развития и осознавания индивида. Путешествие сопровождается внешним развитием и может являться смыслом жизни, врожденной предрасположенностью или целью [13].
Развитие личности— процесс формирования личности как социального качества человека в результате его социализации и воспитания.
Самоактуализация— стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своего таланта, своих способностей. Бесконечный процесс, характеризующийся развитием личности при каждой возможности. Характеристики самоактуализирующихся людей: эффективное восприятие реальности и комфортабельные отношения с ней, принятие себя, других
Часть 4. Хранители мудрости преображения
людей и окружающей природы, спонтанность, простота и естественность, креативность и т. д.
Самооценка— оценка человеком самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.
Самосознание— осознание своего «Я» во всем многообразии индивидуальных особенностей, выделение себя из окружающего мира и представление о себе в сопоставлении с другими людьми. Самосознание помогает человеку сохранять себя и свое «Я», а также регулировать всю сложную систему внутреннего психического мира.
Символ— наилучшее из возможных выражение или изображение чего-либо неизвестного. Символ следует отличать от знака.