Клином красным бей белых. 1920 г. Российская государственная библиотека, Москва

АГИТАЦИОННЫЙ ФАРФОР

Во время Гражданской войны, когда в стране не хватало бумаги даже для газет и плакатов, революцион­ное правительство прибегало к са­мым необычным формам пропа­ганды. Уникальным явлением в искусстве 1918—1921 гг. стал аги­тационный фарфор.

На Государственном (бывшем Императорском) фарфоровом заво­де в Петрограде оказались большие запасы не расписанных изделий, ко­торые решено было использовать не просто как посуду, но в первую очередь как средство революцион­ной агитации. Вместо привычных цветов и пастушек появились при­зывные тексты революционных ло­зунгов: «Пролетарии всех стран, со­единяйтесь!», «Земля трудящимся!», «Кто не с нами, тот против нас» и другие, которые под искусной кистью художников складывались в яркий декоративный орнамент.

Над созданием произведений агитационного фарфора работала группа художников завода во главе с Сергеем Васильевичем Чехони­ным (1878—1936). До революции он входил в объединение «Мир искусства» и был известен как ма­стер книжной иллюстрации, тонкий знаток различных стилей, ценитель и собиратель произведений народ­ного творчества. Блестящее владе­ние искусством шрифта и сложным языком орнамента Чехонин с успе­хом применил и в фарфоре.

Разработкой эскизов для роспи­сей агитационного фарфора занима­лись известные художники — П. В. Кузнецов, К. С. Петров-Водкин, М. В. Добужинский, Н. И. Альтман. Их произведения отличаются вы­соким графическим мастерством. Уже в первых работах появилась новая символика молодой Совет­ской Республики: серп и молот, ше­стерёнка.

Сюжетами росписей художницы Александры Васильевны Щекатихиной-Потоцкой (1892—1967) стали

Клином красным бей белых. 1920 г. Российская государственная библиотека, Москва - student2.ru

сценки традиционного народного быта и персонажи русских сказок. В 1921 г. закончилась Гражданская война. Радостными, яркими краска­ми, широкой энергичной кистью писала художница героев новой, те­перь уже мирной жизни — матро­са и его подружку на празднике Первомая, комиссара, сменившего винтовку на папку с документами, парня, поющего «Интернационал».

На разразившийся в 1921 г. в Поволжье голод художники отклик­нулись созданием целой серии про­изведений: «На помощь голодающе­му населению Поволжья!», «Голод», «Голодному».

Наряду с расписной посудой за­вод выпускал и мелкую пластику — фарфоровую скульптуру неболь­ших размеров. Основной темой творчества мастера камерной скульптуры Наталии Яковлевны Данько (1892—1942) стали люди революционной эпохи: матрос Бал­тики, рабочий, красногвардеец, ми­лиционер, женщина, вышивающая знамя. Художницей были созданы и знаменитые шахматы «Красные и белые» (1922—1923 гг.), где, напри­мер, красный король — рабочий с кувалдой, а белый — скелет в чёр­ной мантии, красные пешки — кре­стьяне со снопами пшеницы или с серпами в руках, а белые — рабы, опутанные чёрными цепями.

Советский агитационный фар­фор выставлялся на зарубежных выставках, был предметом экспор­та. Эти произведения занимают достойное место в собраниях круп­нейших музеев России и других стран, являются желанными для коллекционеров.

Клином красным бей белых. 1920 г. Российская государственная библиотека, Москва - student2.ru

отчасти приняла эстафету у пере­движников. Само Товарищество пе­редвижных художественных выста­вок прекратило деятельность год спустя, и многие передвижники — среди них, в частности, были Абрам Ефремович Архипов, Николай Алек­сеевич Касаткин — стали участника­ми АХРРа. В разное время в Ассоциа­цию входили Сергей Васильевич Малютин (1859—1937), Александр Михайлович Герасимов (1881 — 1963), Борис Владимирович Иогансон (1893—1973), Митрофан Бори­сович Греков (1882—1934), Исаак Израилевич Бродский (1883—1939) и другие художники.

Этих мастеров объединяла общая идеологическая направленность. Они настаивали на создании искус­ства повествовательного, жанрового, которое было бы понятным народу и правдиво отражало действитель­ность. Ассоциация издавала журнал «Искусство в массы» и вела активную выставочную деятельность.

О тематике произведений худож­ников АХРРа говорят названия вы­ставок: «Жизнь и быт рабочих» (1922 г.), «Красная Армия» (1923 г.), «Революция, быт и труд» (1925 г.) и т. д. Своё творчество они определя­ли понятиями «художественный документализм» и «героический реа­лизм», рассматривая живопись как историческое свидетельство, как ле­топись эпохи.

В этом духе написаны полотна Грекова на темы Гражданской войны, картины «Владимир Ильич Ленин в Смольном» (1930 г.) Бродского, «Портрет Д. А. Фурманова» (1922 г.) Малютина. Ассоциация просущест­вовала до 1932 г.

В 1925 г. выпускники мастерской Давида Петровича Штеренберга (1881 — 1948) во ВХУТЕМАСе образо­вали Общество станковистов (ОСТ). Они объединились как сторонники станкового искусства — в проти­вовес «производственникам». Тем не менее работы остовцев нельзя считать станковыми в строгом смыс­ле слова. Члены ОСТа занимались и монументальной живописью, и

Клином красным бей белых. 1920 г. Российская государственная библиотека, Москва - student2.ru

Артур Фонвизин.

В цирке. 1931 г.

Наши рекомендации