Культура европейского Возрождения
Культурология
Якушкина Елена Ивановна.
№1. Предмет культурологи, методы исследования.
Культурология - (лат «culture» - возделывать почву) – наука, изучающая культуру, наиболее общие закономерности ее развитие.
В задачи К входит:
- осмысление культуры как целостного явления
- определение наиболее общих законов ее функционирования
Предмет К:
- мировая культура
- локальные региональные культуры, их взаимосвязь, взаимозависимость.
К – гуманитарная дисциплина, она синтетична, пользуется и основана на других науках
Достаточно молодая, в 1949 появляется термин «культурология», введен американским антропологом Лесли Уайд.
Методы исследования:
- исторический – как возникла та или иная культура, ее этапы
- генетический – направлен на выявление причин возникновения культуры (генезиса)
- сравнительный (компоративный) – сравнение различных культур, существующих одновременно (синхронический подход), а также сопоставление разных периодов одной и той же культуры (диахронический подход).
Культура – все, что не есть природа. Научное понятие «кульутра» возникает лишь в 19 веке. В ХХI веке существует более 500 научных определений понятия «Культура».
Культура – вся совокупность внебиологических проявлений человека.
В Древней Греции существовал термин «пайдейя», под которым понималась, прежде всего, образованность, воспитанность и физическое развитие человека.
Виды определения культуры:
1 – Антропологические (совокупность продуктов человеческой деятельности).
2 – Исторические (речь идет о преемственности, передаче культурного опыта от поколения к поколению)
3 – Социологические (культура рассматривается как фактор организации общественной жизни, как совокупность идей, принципов, социальных институтов, обеспечивающих коллективную деятельность людей).
- Греция – пайдейя, представления об идеалах красоты, тела, образования.
- Средневековье (5-15 вв) – совершенствование себя в религиозных целях, желание приблизиться к богу. Здесь - идеальное тело – аскетичное.
- Эпоха Возрождения (14 – 17 вв). – возврат к телесной красоте, эпоха творческой свободы, «титаны возрождения» (напр. да Винчи).
- Эпоха Просвещения (18 век) – вовзрат к духовности, мода чтение книг, газет, статей и проч.
- 19 век – появление теорий культуры.
Гегель –
Шпендлер, Данилевский – культура как организм. Взаимодействия, взаимосвязь, экспансия культур маловероятна.
Современные процессы в культуре отражают как процессы глоболизации, так и подчеркивание этнических различий.
Культура европейского Возрождения.
Эпоха Возрождения рассматривается исследователями как переход от Средних веков к Новому времени, т.е. от феодаьного об-ва к буржуазного. Дорогу себе пробивают первые зачатки капитализма. Развивается банковское дело, международнаяторговля, формируется научная картина мира. Термин «В» впервые появляется в книге Джорджа Вазари (1950), и толковался как возрождение античности.
Начинается во Флоренции > Вся Италия > вся Европа
Этапы Итальянского В:
- рубеж XIII-14 – 15 вв – период Ренессанса
- 15 век – раннее возрождение
- конец 15 века – 1 треть 16го века – высокое возрождение
- конец 16 века – позднее возрождение
Основным принципом эпохи Возрождения становится идея о безграничных возможностях человека.
На первый план в системе ценностей выдвигаются идеи гуманизма.
«Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее смотреть на все, что есть в мире…»
Т.е. с понимания человека – сам Бог ставит его в центр культуры. Это называется антропоцентризм.
Однако антропоцентризм невозможен без гуманизма (в общ-ве есть условия, которые позволяют человеку реализовать свои тв-ие способности).
Культура Возрождения – христианская, в отл.от античной.
Переход от икон к неканоничным портретам.
Обычный человек становится предметом рассмотрения и пр.
Возрождение начинается с литературы (Данте, Петрарка, Боккаччо)
В 1371 году Франческо Петрарка был награжден королем при обществе. С этого момента творческий труд становится важным для человека.
Тесная связь науки и искусства.
Искусство поддалкивает науку к развитию.
«Титанизм» - универсальные личности, часто – соединение ученого и художника в одном лице (да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Дюрер).
Эта эпоха была глубоко противоречивой, т.к. в общественных отношениях возникали сложности, драмы и трагедии («обратная сторона гуманизма»). Epic Fail – Папа Александр VI случайно умер от яда, который приготовил для одного из кардиналов.
Северное Возрождение:
- примерно через 100 лет после Италии (конец 16 – начало 17 вв)
- Германия, Нидерланды, Франция
- по времени совпадает с процессами реформации (изменение католической религии).
- религиозная основа северного возрождения – пантеизм – наделение природы божественными атрибутами.
- появляется пейзаж как самостоятельный жанр
- затем портрет (немецкий портрет отличается от итальянского, т.к. и была выжна эстетика, изображали идеал, а н. – передать характер, эмоциональная выразительность). Крупнейшие мастера – Альберт Дюрер (Германия), Ян Ван Эйг (Нидерланды).
- бытовая картина. Питер Брейгель Старший (крестьянские праздники, семейные сцены).