Культура европейского Возрождения

Культурология

Якушкина Елена Ивановна.

№1. Предмет культурологи, методы исследования.

Культурология - (лат «culture» - возделывать почву) – наука, изучающая культуру, наиболее общие закономерности ее развитие.

В задачи К входит:

- осмысление культуры как целостного явления

- определение наиболее общих законов ее функционирования

Предмет К:

- мировая культура

- локальные региональные культуры, их взаимосвязь, взаимозависимость.

К – гуманитарная дисциплина, она синтетична, пользуется и основана на других науках

Достаточно молодая, в 1949 появляется термин «культурология», введен американским антропологом Лесли Уайд.

Методы исследования:

- исторический – как возникла та или иная культура, ее этапы

- генетический – направлен на выявление причин возникновения культуры (генезиса)

- сравнительный (компоративный) – сравнение различных культур, существующих одновременно (синхронический подход), а также сопоставление разных периодов одной и той же культуры (диахронический подход).

Культура – все, что не есть природа. Научное понятие «кульутра» возникает лишь в 19 веке. В ХХI веке существует более 500 научных определений понятия «Культура».

Культура – вся совокупность внебиологических проявлений человека.

В Древней Греции существовал термин «пайдейя», под которым понималась, прежде всего, образованность, воспитанность и физическое развитие человека.

Виды определения культуры:

1 – Антропологические (совокупность продуктов человеческой деятельности).

2 – Исторические (речь идет о преемственности, передаче культурного опыта от поколения к поколению)

3 – Социологические (культура рассматривается как фактор организации общественной жизни, как совокупность идей, принципов, социальных институтов, обеспечивающих коллективную деятельность людей).

- Греция – пайдейя, представления об идеалах красоты, тела, образования.

- Средневековье (5-15 вв) – совершенствование себя в религиозных целях, желание приблизиться к богу. Здесь - идеальное тело – аскетичное.

- Эпоха Возрождения (14 – 17 вв). – возврат к телесной красоте, эпоха творческой свободы, «титаны возрождения» (напр. да Винчи).

- Эпоха Просвещения (18 век) – вовзрат к духовности, мода чтение книг, газет, статей и проч.

- 19 век – появление теорий культуры.

Гегель –

Шпендлер, Данилевский – культура как организм. Взаимодействия, взаимосвязь, экспансия культур маловероятна.

Современные процессы в культуре отражают как процессы глоболизации, так и подчеркивание этнических различий.

Культура европейского Возрождения.

Эпоха Возрождения рассматривается исследователями как переход от Средних веков к Новому времени, т.е. от феодаьного об-ва к буржуазного. Дорогу себе пробивают первые зачатки капитализма. Развивается банковское дело, международнаяторговля, формируется научная картина мира. Термин «В» впервые появляется в книге Джорджа Вазари (1950), и толковался как возрождение античности.

Начинается во Флоренции > Вся Италия > вся Европа

Этапы Итальянского В:

- рубеж XIII-14 – 15 вв – период Ренессанса

- 15 век – раннее возрождение

- конец 15 века – 1 треть 16го века – высокое возрождение

- конец 16 века – позднее возрождение

Основным принципом эпохи Возрождения становится идея о безграничных возможностях человека.

На первый план в системе ценностей выдвигаются идеи гуманизма.

«Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее смотреть на все, что есть в мире…»

Т.е. с понимания человека – сам Бог ставит его в центр культуры. Это называется антропоцентризм.

Однако антропоцентризм невозможен без гуманизма (в общ-ве есть условия, которые позволяют человеку реализовать свои тв-ие способности).

Культура Возрождения – христианская, в отл.от античной.

Переход от икон к неканоничным портретам.

Обычный человек становится предметом рассмотрения и пр.

Возрождение начинается с литературы (Данте, Петрарка, Боккаччо)

В 1371 году Франческо Петрарка был награжден королем при обществе. С этого момента творческий труд становится важным для человека.

Тесная связь науки и искусства.

Искусство поддалкивает науку к развитию.

«Титанизм» - универсальные личности, часто – соединение ученого и художника в одном лице (да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Дюрер).

Эта эпоха была глубоко противоречивой, т.к. в общественных отношениях возникали сложности, драмы и трагедии («обратная сторона гуманизма»). Epic Fail – Папа Александр VI случайно умер от яда, который приготовил для одного из кардиналов.

Северное Возрождение:

- примерно через 100 лет после Италии (конец 16 – начало 17 вв)

- Германия, Нидерланды, Франция

- по времени совпадает с процессами реформации (изменение католической религии).

- религиозная основа северного возрождения – пантеизм – наделение природы божественными атрибутами.

- появляется пейзаж как самостоятельный жанр

- затем портрет (немецкий портрет отличается от итальянского, т.к. и была выжна эстетика, изображали идеал, а н. – передать характер, эмоциональная выразительность). Крупнейшие мастера – Альберт Дюрер (Германия), Ян Ван Эйг (Нидерланды).

- бытовая картина. Питер Брейгель Старший (крестьянские праздники, семейные сцены).

Наши рекомендации