VI. Теперь мы можем сформулировать тему и идею текста

Время стихотворения – поздняя осень, природа умирает. Лирический герой тоскует. Лишь одинокий тополь еще держится, помнит о прошлом, живет. Хотя и ему предстоит умереть (“смертный недуг”), он выстоит до последнего часа с достоинством, пусть и в одиночестве. Для лирического героя тополь – образец стойкости, мужества, силы, веры; он поддерживает в трудную минуту (“мой тополь”, “как друг”). Как бы ни было трудно в страшных условиях жизни, нужно помнить о том, что было хорошего и счастливого в прошлом, надеяться и верить в Бога. Не случайно пространство текста: последний лист “под ногами”, а тополь “над мертвыми степями”, “с подъятыми к небесам ветвями”. Может быть, именно вера христианская и позволяет жить и умереть достойно.

VII. Для более глубокого понимания используем прием “Вверх по лестнице смыслов”

1. Внешний сюжет.

Природа умирает, лирический герой тоскует, тополь, одинокий и стойкий, держится, хотя и он должен погибнуть.

2. Фантастика и реальность.

Тополь – метафора человека, одинокого, стойкого, достойно ожидающего конца.

3. Природа и человек.

Умирание природы вносит в душу человека уныние, тоску, но тополь дает ему надежду.

4. Мир и человек.

Мир мрачен, тосклив, но человек способен достойно жить и умереть и в таких условиях.

5. Человек.

Человек тоскует, грустит, страдает в одиночестве. Но, с другой стороны, человек обладает мужеством, стойкостью, верой, воспоминаниями о прошлом.

VIII. Какую роль играют ритмические показатели в содержании текста?

Мы обнаружили, что чередование длинных и коротких строк, женских и мужских клаузул дает сочетание мягкого и твердого ритменного начала. В финале строфы твердое мужское окончание. Анализ текста привел нас к мысли о мужестве и стойкости человека в любых жизненных условиях.

Вывод. Мы убедились, что композиция организует всю художественную форму стихотворения и действует на всех его уровнях. Композиция строится с помощью приема противопоставления. Анализ композиции вывел нас к авторской позиции.

Карточка – помощница

Ритмический рисунок (организация) определяется (создается)… Константа на …, анакруза … придают ритму стройность. Чередование …. . клаузул, …. . строчек дает сочетание мягкого и твердого ритменного начала. Жесткий финал строфы создается мужским окончанием. (Мягкий …. . создается …. . окончанием). Ощущение твердости возникает за счет короткого стиха.

Образ …. . создают слова …. . Словесный ряд …. . вызывает ощущение (ассоциации) …. . Композиция строится на …. Словесных рядов. Автор использует композиционные приемы …. .

Лирический герой в I строфе …. ., а в последней …. .

Аллитерация на …. . создает ощущение …. . Ассонанс на …. . вызывает ассоциации …. .

Повторы слов …. . усиливают (подчеркивают) …. . Противопоставление слов …. . создает …. . На всех языковых уровнях мы обнаружили прием …. .

Троп …. . используется с целью …. . Троп …. . вызывает ощущение …. .

Название …. . становится символом (метафорой) …. . Анализ текста вывел нас к …. . позиции. С точки зрения поэта, …. .

«Вверх по лестнице смыслов» (Е Эткинд)

1. Внешний сюжет

2. Фантастика и реальность

3. Природа и человек

4. Мир и человек

5. Человек

Источники

1.Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. – СПб, 1996.

2.Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. – М.,1988.

3.Эткинд Е. Разговор о стихах. – М.,1970.

4.Эткинд Е. Материя стиха. – СПб, 1998.

5.Гинзбург Л. О лирике. – М.,1997.

6.Холшевников В. Основы стиховедения. – М., 2002.

7.Гаспаров М. О русской поэзии. – СПб, 2001.

8.Баевский В. История русской поэзии. – М.,1994.

9.Сухих И. Мир Фета: мгновения и вечность. – Звезда, 1995, №11.

10.Сухих И. Шеншин и Фет: жизнь и стихи. – Нева, 1995, №11.

11.Сухова Н. Мастера русской лирики. – М., 1982.

12.Сухова Н. Лирика Афанасия Фета. – М., 2000.

Статьи в журналах «Литература в школе», «Уроки литературы», «Русская словесность», в газете «Литература».

http://forum.schoolpress.ru/article/28/9

Лирика природы в творчестве Ф.И. Тютчева и А.А. Фета VI. Теперь мы можем сформулировать тему и идею текста - student2.ru

Вильмс Надежда Геннадьевна, учитель русского языка и литературы

Тип: урок комплексного применения знаний и навыков (решение учебно-практической задачи).

Цель: выделение обучающимися существенных признаков поэтики стихотворений Тютсева и Фета о природе посредством комплексного анализа.

Задачи:

  • определить своеобразие поэтики каждого автора;
  • развивать способности к анализу, совершать переход от вычленения и осмысления отдельных компонентов к обобщению, синтезированию на новом уровне;
  • воспитывать бережное и чуткое отношение к мировоззрению автора, воспитывать эстетический вкус.

ХОД УРОКА

Наши рекомендации