Особенности творческого мышления и художественного творчества

Творческое мышление, во-первых, пластично. Творческие люди предлагают множество решений в тех случаях, когда обычный человек может найти лишь одно или два. Творческое мышление подвижно: для него не составляет труда перейти от одного аспекта проблемы к другому, не ограничиваясь одной единственной точкой зрения. И наконец, главное-это то, что творческое мышление оригинально. Оно порождает неожиданные, небанальные и непривычные решения.

Творцом, так же как и интеллектуалом, не рождаются. Все зависит от того, какие возможности предоставит окружение для реализации того потенциала, который в различной степени и в той или иной форме присущ каждому из нас.

Свой специфический характер имеет и художественное творчество — работа писателя, поэта, художника, музыканта. Несмотря на все представления о вдохновении, внезапном наитии и т.д., особенно распространенные именно по отношению к художественному творчеству, можно сказать, что и художественное творчество, прежде всего большой, напряженный, сосредоточенный и часто кропотливый труд.

Реализация замысла художника предполагает обычно более или менее длительное собирание и впитывание или вбирание в себя многообразных впечатлений. Иногда этот материал собирается «впрок», иногда это специальная работа по собиранию материалов для осуществления определенного замысла.

Для того чтобы подчинить образ замыслу, идее и композиции художественного произведения, необходимо преобразовать те впечатления, которые доставляет художнику внимательное наблюдение. Здесь вступает в свои права творческое воображение художника с многообразными, в процессе творчества вырабатывающимися приемами и способами преобразования. Это включение воображения на одном из этапов художественного творчества означает лишь, что на этом этапе обычно его роль выступает особенно отчетливо в относительной самостоятельности. Но, конечно, уже в восприятии художника действительность выступает преображенной. И только потому, что художник преображенной ее воспринимает, открывая в ней новые, не банальные и вместе с тем существенные черты, которые не схватывает привыкший к обыденному повседневному и часто случайному взор художественно невосприимчивого наблюдателя, он и в состоянии такой ее изобразить.

Если речь идет о музыкальном творчестве, то деятельность воображения предполагает, с одной стороны, наличие достаточно ярких, богатых, тонко нюансированных ощущений и представлений, с другой — эта деятельность требует для своего осуществления специальной техники, которая формируется и развивается на основе исторического развития музыки. Развитие творческого воображения музыканта как конкретной способности может оказаться скованным недостаточной или неадекватной ему техникой, и лишь овладение художником новыми техническими сред­ствами создает возможность дальнейшего развития творческих музыкальных способностей. Таким образом, никак не совпадая, конечно, со способностями, умения, техника данной деятельности, навыки, знания, с ней связанные, являются, однако, существенным условием развития соответствующих способностей, так же как наличие соответствующих способностей является условием для овладения этими умениями и прочее. Способности формируются по мере того, как человек, осваивая их, овладевает необходимыми для деятельности умениями.

Заключение

Рассмотрение различных эмоциональных явлений, дает основание говорить о том, что эмоциональная сфера человека имеет сложное многоуровневое строение и включает в себя эмоциональный тон, эмоции, эмоциональные свойства личности, чувства, в результате сочетания которых образуются эмоциональные типы людей. Эмоциональный тон является первой и самой простой формой эмоционального реагирования. Он имеет низший и высший уровни проявления. Низший соответствует эмоциональному тону ощущений, а высший — эмоциональному тону впечатлений от воспринимаемого и представляемого. Если эмоциональный тон ощущений возникает только при непосредственном воздействии раздражителя, вызывающего ощущение, то эмоциональный тон впечатлений может возникать и как эмоциональная память на бывшие когда-то события.

Эмоция является следующим эмоциональным явлением, занимающим в эволюционном развитии эмоциональной сферы значительное более высокое и важное место. Как и эмоциональный тон, эмоции характеризуются интенсивностью, длительностью, инертностью. И эмоциональный тон, и эмоция обладают целым набором свойств: универсальностью, динамичностью, доминантностью, адаптацией, пристрастностью, пластичностью, удержанием в памяти, иррадиацией, переносом, амбивалентностью, переключаемостью. В то же время у эмоций есть свойство, которым эмоциональный тон не наделен: это заразительность.

В зависимости от выраженности и доминирования эмоции и чувства той или иной модальности можно выделять эмоциональные типы: оптимистов и пессимистов, тревожных, застенчивых, обидчивых, мстительных (злобных), эмпатичных, сентиментальных, совестливых, любознательных.

Что касается роли эмоций в управлении поведением и деятельностью человека, то она весьма многообразна. Это и сигнализация о возникшей потребности и испытываемых ощущениях от внешних раздражителей, и сигнализация об имеющейся в момент принятия решения ситуации, и реакция на прогноз удовлетворения потребности и на само это удовлетворение, способствующая угашению имевшейся потребности. Эмоциональное реагирование также способствует регуляции энергетического потока, подпитывая им мотивационный процесс и способствуя подготовке организма к действию в той или иной значимой ситуации. Важны переживания эмоций и для художника в процессе изобразительного акта.

Художественное творчество — работа писателя, поэта, художника, музыканта. Несмотря на все представления о вдох­новении, внезапном наитии и т.д., особенно распространенные именно по отно­шению к художественному творчеству, можно сказать, что и художественное творчество, прежде всего большой, напряженный, сосредоточенный и часто кропотливый труд. Реализация замысла художника предполагает обычно более или менее длительное собирание и впитывание или вбирание в себя многообразных впечатлений. Для того чтобы подчинить образ замыслу, идее и композиции художественного произведения, необходимо преобразовать те впечатления, которые доставляет художнику внимательное наблюдение. Здесь вступает в свои права творческое воображение художника с многообразными, в процессе творчества вырабатыва­ющимися приемами и способами преобразования. Это включение воображения на одном из этапов художественного творчества означает лишь, что на этом этапе обычно его роль выступает особенно отчетливо в относительной самостоятельности.

Список литературы:

Аболин Л.М. О факторах устойчивости к стрессу. Материалы Всесоюзного симпозиума. — Пермь, 2003. — С. 67-69.

Аминов Н.А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей // Вопросы психологии. — 2008. № 5. С. 71-77.

Андреева А.Д. и др. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И. В. Дубровиной. — М., 2004.

Андреева Г.М. Социальная психология. — М., 2007.

Батракова С.Н. Педагогические приемы эмоционального воздействия на учащихся: Учебное пособие. — Ярославль, 2002.

Белова Н.Я. Удовлетворенность трудом и производственное поведение личности: Автореф. дисс. ...канд. наук. — Л., 2008.

Гаранян Н.Г. Соотношение положительных и отрицательных эмоций у людей: Автореф. дисс. ...канд. наук. — М., 1988.

Гарскова Г.Г. Введение понятия «эмоциональный интеллект» в психологическую теорию // Ананьевские чтения: Тезисы научно-практической конференции. — СПб., 2006. - С. 25-26.

Гатман Ю.Н. Удовлетворение деятельностью в связи с качествами личности:

Автореф. дисс. ...канд. наук. — М., 2005.

Гелыорн Э. Регуляторные функции автономной нервной системы. — М., 2008.

Гелыорн Э., Луфборроу Дж. Эмоции и эмоциональные расстройства. — М., 2006.

Гефдинг Г. Очерки психологии. — СПб., 2004.

Жмуров В.А. Психопатология. - Иркутск, 2004. - С. 273-280. - Т. 2.

Загоровский П.Л. Развитие эмоций. — 2006. — № 3. —С. 90-101.

Кайдаков С.В. Эмоции как фактор познания и действия: Автореф. дисс. канд.наук. — М., 2004.

Коломенский Я.Л. Психология эмоциональных отношений // Вопросы психологии.- 2008. - № 5.

Колымба И.Г. Экспериментальные методы исследования интонации эмоциональной речи // Новые исследования в психологии. 2004. № 3. С. 15-16.

Колымба И.Г., Тостов А.Ш. К проблеме предметности эмоций // Материалы 2006

I Всероссийской научной конференции по психологии Российского психологического общества «Психология сегодня». — М., 2006. Т. 2. Вып. 3.

Копина О.С. Исследование эмоциональной регуляции мыслительной деятельности в условиях различной мотивации: Автореф. дисс. ...канд. наук. — М., 2002.

Корнева Т.В. О некоторых факторах, определяющих точность аудиторской оценки эмоциональных состояний // Материалы Всесоюзного симпозиума «Речь, эмоции и личность». - Л., 2008. - С. 121-125.

Манеров В.X. Успешность восприятия говорящего в зависимости от индивидуальных особенностей слушателей // Вопросы психологии. — 2007. — № 1. — С. 147-153.

Носенко Э.Л. Изменение характеристик речи при эмоциональной напряженности// Вопросы психологии. — 2008. — № 6. — С. 76-85.

Носенко Э.Л. Попытка системного подхода к анализу речи в состоянии эмоционального напряжения // Психологический журнал. 2006. № 6. С. 54-61.

Нушикян Э.А. Типология интонации эмоциональной речи. Одесса, 2006.

Пинигин В.Г. Возрастные изменения эмоциональных свойств личности // Тезисы научно-практической конференции. — СПб., 2001.

Пинчук В.А. Психологический анализ устойчивых особенностей эмоциональности: Автореф. дисс. ...канд. наук. — М., 2007.

Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. — СПб., 2006.

Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. — М., 2008.

Речь и эмоции. Материалы симпозиума. — Л., 2005.

Серов Н.В. К вопросу о хроматическом моделировании эмоций // Психология: итоги и перспективы: Тезисы научно-практической конференции. — СПб., 2006. — С. 38-39.

Сидорова О.А., Симонов П.В., Цветкова Л.С. Методики изучения восприятия признаков эмоционального состояния человека // Журнал высшей нервной деятельности. И. П. Павлова. - 2008. - № 2.

Симонов П.В. Метод К.С. Станиславского и физиология эмоций. — М., 2004.

Симонов П.В., Что такое эмоция? — М 2008.

Трусов В.П. Выражение эмоций на лице: по материалам работ Экмана // Вопросы психологии. — 2007. — № 5. — С. 144-147.

Трусов В.П. Психология межличностного влияния и оценивания. — Л., 2004.

Турецкая Г.В. Страх успеха: психологическое исследование феномена // Психологический журнал. — 2008. — № 1. — С. 37-46.

Фромм Э. Душа человека. — М., 2006.

Хризман Т.П., Еремеев В. П., Лоскутова Т. Д. Эмоции, речь и активность мозга. — М.: Педагогика, 2007.

Чикер В.А., Сольц Е. В., Жезмер Н. М.,Джос П. Стресс и особенности его преодоления. — СПб., 2008. — С. 19-20.

Юлдашев Л.Г. Эстетическое чувство и произведение искусства. — М., 2008.

Наши рекомендации