Образ лабиринта, как образ реального мира присутствует почти во всех культурах
Как пишет известный антрополог Б. Малиновский: «..в первобытных условиях традиция имеет высшую ценность для сообщества, ибо нет ничего более важного для сплочения и сохранения его членов. Порядок и цивилизация могут поддерживаться только благодаря строгой приверженности религиозным верованиям и знаниям, полученным от предыдущих поколений. Всякая небрежность в этом деле ослабляет сплоченность группы и подвергает опасности её культуру вплоть до угрозы самому её существованию. Человек пока не открыл столь сложного аппарата современной науки, которой смог бы обеспечить в наши дни фиксацию результатов опыта в вечных образцах, проверить их в любое время, постепенно придавать им более адекватные формы и постоянно обогащать их новым содержанием. Знание, которыми обладает первобытный человек, его общественный строй, обряды и верования являются бесценным результатом противоречивого опыта его предков, за который заплачена непомерная цена и который должен быть сохранен в любом случае. Так, из всех его качеств верность традиции является наиболее важным, и общество, которое провозглашает свои традиции священными, тем самым достигает стабильности и укрепляет свою власть» (Малиновский Б. Магия, наука и религия.\\ Этнографическое обозрение №6 \\ с.110)
«Ассоциативно-метафорический способ закрепления опыта уменьшает возможность трансляции, понятийное оформление унифицирует знание, облегчает передачу» (с.49)
«Особенностью мифологического мышления является то, что эмоциональные обобщения, появляющиеся в результате эмоциональной рефлексии, осознаются в конкретной, предметно-символической форме. Таким общим символом социальной общности является тотем» (с.52)
МИФ И СОВРЕМЕННОСТЬ
«Люди чаще, чем думают, живут в царстве абстракций, фикций, мифов. Самые рациональные люди живут мифами. Самый рационализм есть один из мифов. Рациональная абстракция легко превращается в миф… Разум рационализма есть один из мифов.»( Царство Духа и Царство Кесаря, 292)
ЛИТЕРАТУРА:
1. Пивоев В.М. Мифологическое сознание как способ освоения мира. Петрозаводск, 1991. (2346938).
2. Буслаев Ф.Н. Сочинения. Спб.,1908-1910 т.1-2.
3. Буслаев Ф.Н. О литературе. 1990.
4. Вундт в. Миф и религия. СПб. 1912.
5. Веселовский А.Н. Миф и символ \\ Русский фольклор. Л. 1979.
6. Милн Н.Я. Чувства животных и человека. М. 1966.
ИДЕОЛОГИЯ
НАУКА
ИСКУССТВО
Не вызывает сомнения то, что относительно способностей человека искусство оперирует в эмоциональной сфере. По крайней мере, такую картину мы наблюдаем сейчас, ибо в ранний период искусство отождествлялось с техникой. До сих пор мы так и называем людей, которые достигли определенного умения в той или иной области людьми «искусными» в своем деле. Сейчас мы имеем дело с иным пониманием искусства, как того, что действует как ментальная форма.
Основательницей социологии искусства считается известная писательница Ж. Де Сталь – дочери известного Ж. Неккера. Вот что она писала:
Современное искусство как дизайн – это явление рассматривается как положительный момент, как восстановление по сути исходных основ искусства. В этом отношении анализируются концепции возникновения искусства, в частности концепция К. Бюхера ( «Работа и ритм»)
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ
Как, в частности хорошо писал теолог П. Тиллих: «Все искусства порождают символы для уровней реальности, которых нельзя достичь иным способом. Картина и стихотворение раскрывают элементы реальности, к которой нельзя подойти научным способом. В творениях искусства мы сталкиваемся с такой реальностью, которая вне этих произведений скрыта от нас. Символ открывает нам не только измерения и элементы реальности, к которым иначе не подойти, но также измерения и элементы нашей души, соответствующие элементам и измерениям реальности. Великая пьеса не только дает нам видение человеческой драмы, но и открывает потаенные глубины нашего собственного существования» (Tillish P. Dinamik of faith \\ Religion from Tolstoy to Comus. N.Y. 1961. P.384).
КРАСОТА КАК ПРИНЦИП ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ
Исходным понятием искусства всегда было прекрасное. Категория красоты является основой искусства. Тем не менее, в процессе анализа данной эстетической категории выявилось еще категория возвышенного. В истории эстетики мы имеем многообразные толкования взаимоотношения прекрасного и возвышенного, но наиболее законченную форму понимание этого взаимоотношения приобрело в XIX веке со времен выхода на свет работы Фр.Г. Фишера «Эстетика, или наука о прекрасном»(1846-1857). В этой работе Фишер трактует возвышенное и комическое (безобразное) как моменты прекрасного. Прекрасное в данном случае выступает как синтез. Дальнейшее развитие идеи безобразного получили развитие в работе К. Розенкранца «Эстетика безобразного» (1853). В ней автор безобразное считает дополнением к прекрасному. В конечном счете, мы приходим к законченной триаде категорий: возвышенное, прекрасное, безобразное, которые и являются системообразующими в искусстве.
Прекрасное
ВОЗВЫШЕННОЕ
Возвышенное как категория эстетики было известно еще в античности. Наибольший вклад в разработку этой категории внесло сочинение Псевдо- Лонгина «О возвышенном» (1 в.). Категорию возвышенного особо интенсивно разрабатывалась а английской эстетике XVIII века (Аддисон, Юм, Деннис, Бейли, Бёрк)
БЕЗОБРАЗНОЕ
В этом отношении интересна работа Розенкранца «Эстетика безобразного»(1853). Философ анализирует форму безобразного: ассиметрию, аморфность, дисгармонию. Идея безобразного дана, в частности в поэзии Ш. Бодлера.
ПОЭТИКА