Образ лабиринта, как образ реального мира присутствует почти во всех культурах

Как пишет известный антрополог Б. Малиновский: «..в первобытных условиях традиция имеет высшую ценность для сообщества, ибо нет ничего более важного для сплочения и сохранения его членов. Порядок и цивилизация могут поддерживаться только благодаря строгой приверженности религиозным верованиям и знаниям, полученным от предыдущих поколений. Всякая небрежность в этом деле ослабляет сплоченность группы и подвергает опасности её культуру вплоть до угрозы самому её существованию. Человек пока не открыл столь сложного аппарата современной науки, которой смог бы обеспечить в наши дни фиксацию результатов опыта в вечных образцах, проверить их в любое время, постепенно придавать им более адекватные формы и постоянно обогащать их новым содержанием. Знание, которыми обладает первобытный человек, его общественный строй, обряды и верования являются бесценным ре­зультатом противоречивого опыта его предков, за который заплачена не­померная цена и кото­рый должен быть сохранен в любом случае. Так, из всех его ка­честв верность традиции явля­ется наиболее важным, и общество, которое провозгла­шает свои традиции священными, тем самым достигает стабильности и укрепляет свою власть» (Малиновский Б. Магия, наука и ре­лигия.\\ Этнографическое обозрение №6 \\ с.110)

«Ассоциативно-метафорический способ закрепления опыта уменьшает возможность трансляции, понятийное оформление унифицирует знание, облегчает передачу» (с.49)

«Особенностью мифологического мышления является то, что эмоциональные обобщения, по­являющиеся в результате эмоциональной рефлексии, осознаются в кон­кретной, предметно-символической форме. Таким общим символом социальной общ­ности является тотем» (с.52)

МИФ И СОВРЕМЕННОСТЬ

«Люди чаще, чем думают, живут в царстве абстракций, фикций, мифов. Самые рациональные люди жи­вут мифами. Самый рационализм есть один из мифов. Рацио­нальная абстракция легко превраща­ется в миф… Разум рационализма есть один из ми­фов.»( Царство Духа и Царство Ке­саря, 292)

ЛИТЕРАТУРА:

1. Пивоев В.М. Мифологическое сознание как способ освоения мира. Петрозаводск, 1991. (2346938).

2. Буслаев Ф.Н. Сочинения. Спб.,1908-1910 т.1-2.

3. Буслаев Ф.Н. О литературе. 1990.

4. Вундт в. Миф и религия. СПб. 1912.

5. Веселовский А.Н. Миф и символ \\ Русский фольклор. Л. 1979.

6. Милн Н.Я. Чувства животных и человека. М. 1966.

ИДЕОЛОГИЯ

НАУКА

ИСКУССТВО

Не вызывает сомнения то, что относительно способностей человека искусство опери­рует в эмоцио­нальной сфере. По крайней мере, такую картину мы наблюдаем сейчас, ибо в ранний период искус­ство отождествлялось с техникой. До сих пор мы так и назы­ваем людей, которые достигли опреде­ленного умения в той или иной области людьми «искусными» в своем деле. Сейчас мы имеем дело с иным пониманием искусства, как того, что действует как ментальная форма.

Основательницей социологии искусства считается известная писательница Ж. Де Сталь – до­чери известного Ж. Неккера. Вот что она писала:

Современное искусство как дизайн – это явление рассматривается как положительный момент, как восстанов­ление по сути ис­ход­ных основ искусства. В этом отношении ана­лизируются концепции возникновения ис­кусства, в ча­стности концепция К. Бюхера ( «Работа и ритм»)

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ

Как, в частности хорошо писал теолог П. Тиллих: «Все искусства порождают символы для уровней реальности, которых нельзя достичь иным способом. Картина и стихотво­рение раскрывают элементы реальности, к которой нельзя подойти научным способом. В творениях искусства мы сталкиваемся с такой реальностью, которая вне этих произведений скрыта от нас. Символ открывает нам не только измерения и элементы реальности, к которым иначе не подойти, но также измерения и элементы нашей души, соответствующие элементам и измерениям реальности. Великая пьеса не только дает нам видение человеческой драмы, но и открывает потаенные глубины нашего собственного существования» (Tillish P. Dinamik of faith \\ Religion from Tolstoy to Co­mus. N.Y. 1961. P.384).

КРАСОТА КАК ПРИНЦИП ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ

Исходным понятием искусства всегда было прекрасное. Категория красоты является основой искус­ства. Тем не менее, в процессе анализа данной эстетической категории выявилось еще ка­тегория воз­вышенного. В истории эстетики мы имеем многообразные толкования взаимоотно­шения прекрасного и возвышенного, но наиболее законченную форму понимание этого взаи­моотношения приобрело в XIX веке со времен выхода на свет работы Фр.Г. Фишера «Эстетика, или наука о прекрасном»(1846-1857). В этой ра­боте Фишер трактует возвышенное и комическое (безобразное) как моменты пре­крас­ного. Прекрасное в данном случае выступает как синтез. Дальнейшее развитие идеи безобраз­ного получили развитие в работе К. Розен­кранца «Эстетика безобраз­ного» (1853). В ней автор без­образное считает дополнением к пре­красному. В конечном счете, мы приходим к законченной триаде катего­рий: возвышенное, пре­красное, без­образное, которые и являются системообразующими в ис­кусстве.

Прекрасное

ВОЗВЫШЕННОЕ

Возвышенное как категория эстетики было известно еще в античности. Наибольший вклад в разра­ботку этой категории внесло сочинение Псевдо- Лонгина «О возвышен­ном» (1 в.). Кате­горию возвы­шенного особо интенсивно разрабатывалась а английской эстетике XVIII века (Аддисон, Юм, Ден­нис, Бейли, Бёрк)

БЕЗОБРАЗНОЕ

В этом отношении интересна работа Розенкранца «Эстетика безобразного»(1853). Фи­лософ анализирует форму безобразного: ассиметрию, аморфность, дисгармонию. Идея безобразного дана, в частности в поэзии Ш. Бодлера.

ПОЭТИКА

Наши рекомендации