Общие сведения о мантрах
Мантра (санскр. मन्त्र) в зависимости от контекста имеет несколько определений.
Мантра это сакральное слово, часть ритуала в ведической культуре, а также в индуизме и буддизме.
Мантры это и священные гимны, а иногда и один слог.
Слово "мантра" можно разделить на корень "ман" – мыслить (греч. – menos, лат. – mens) и "тра" - слова-инструменты. Получается, что мантра – это "инструмент для мышления" через создание умственных образов или средство передачи мысли.
В узком понимании мантра — это приём для настройки ума и тонких тел. При произнесении определённых звуков тело, как совокупность тонких тел, резонирует с вибрацией мантры. Сочетание звука, частоты повторения и ритма приводит к определенным ощущениям и переживанием, которые иногда классифицируют как изменённое состояние сознания.
Все помнят библейское изречение «Вначале было Слово». Считается, что все звуки и слова, выражают влияние разума на материю. Следовательно могут формироваться так называемые «слова силы» или «фразы силы».
В некоторых школах к мантрам относятся как акту жертвоприношения тому или иному божеству. Мантры представляли собой стихотворные или ритмизированные тексты. Они встречаются в каждой из трех основных ведических Самхит (Ригведа, Самаведа, Яджурведа) и всегда произносятся вслух, различаются по их функции в торжественном ритуале как гимны (ричи), песнопения (саманы), серии возгласов, сопровождающих те или иные ритуальные процедуры.
Считают, что мантры занимают высшее место в традиционной классификации ведических текстов, а сутры - суть к ним разъяснения.
Ведические мантры считаются неизменными и должны произноситься правильно. Нарушения в правилах произношения некоторых мантр, ввиду энергетичности сакральных слов и выражений, могут привести к деструктивным последствиям. В то же время некоторые мантры в Тибете произносятся не в соответствии с фонетикой санскрита, а согласно фонетическим правилам тибетского языка (например, вместо ОМ МАНИ ПАДМЭ ХУМ тибетцы произносят ОМ МАНИ ПЁМЭ ХУМ). Поэтому правильным будет принять точку зрения Гуру на правильность произношение и другие особенности использования той или иной мантры.
В давние времена мантры использовались в народной магии для достижения бытовых целей. Известна история, когда Пракрити, пытаясь безуспешно женить на себе любимого ученика Будды Ананду, обращается за помощью к своей матери, которая «изготовляет» мантру-заговор на завоевание любимого.
Как правило, только механическое повторение или прослушивание мантр не дает полного эффекта, который приписывают. Есть ряд условий успешного воздействия мантр. Вот некоторые из них:
В некоторые мантры необходимо иметь ту или иную форму «посвящения» (дикша), которое дает Гуру. Другие, например мантра ОМ, не требуют посвящения. мантра ОМ
Желательно, по возможности, точно произносить мантру и соблюдать другие правила, полученные при посвящении (количество повторений, время, место и др.)
Поддержание Бхавы – возвышенного состояния, позволяющего ощутить связь с высшим, с Гуру, с Божеством, которому посвяшена мантра.
Вера в могущество мантры.
Желательно знать смысл произносимой мантры.
При получении мантры от Гуру необходимо ее оберегать соответствующим образом.
Полное погружение в мантру, в вибрации, которые она создает.
Использование визуализации при практике.
Соблюдающий эти условия получает максимальное воздействие от использования мантры. Когда человек достигает совершенства в практике мантры, он получает состояния радости или сострадания или любое другое состояние, получает исцеление.
Мантра обладает максимальной силой только для посвященного, для йогина, который прошел через особый ряд переживаний, обрел определенный опыт использования мантры. Утверждается, что эффективность мантры так же обусловлена совокупностью таких факторов, как воля, знание, действие и вера.
Даже с материалистической точки зрения сила мантры заключается в воздействии "звуковых волн" на мельчайшие частицы материи, которые, как показывают некоторые эксперименты, группируются в определенные геометрические структуры и формы, строго соответствующие характеру, силе и ритму звука. В этой связи можно вспомнить мантру «ОМ», которая используется в традиции Лайя-йоги при освящении воды и пищи перед их приемом.
В то же время звучание мантры – это не только физический звук (при произнесении мантры мысленно звука нет вообще), но и духовный. Звук на духовном плане слышен лишь сердцем. Такой звук невозможно произнести губами, но можно воспроизвести и воспринять разумом.
Мантр есть средство к пробуждению дремлющих сил в нас самих, тех сил, благодаря которым мы сами способны определить свою судьбу. Однако следует понимать, что карму невозможно нейтрализовать простым повторением мантр, но только чистотой души, искренним разумом.
Воздействие мантры можно трактовать и как воздействие информации или заключенной в такой информации энергии. Эта информация невербальна, часто лишена явной эмоциональной окраски. В отличие от молитв, некоторые мантры не содержат просьб, а представляют собой в большей степени утверждение или инструмент воздействия. Другие же мантры используются по тому же назначению, что и молитва.
Ведические мантры можно условно классифицировать:
- односложные непереводимые, среди которых возгласы, условно переводимые как «Да здравствует!», которые сопровождали каждое приношение жертвы в огонь для богов (сваха) и жертвоприношения предкам (свадха). К непереводимым мантрам можно отнести также возгласы во время торжественных ритуалов: «вашат», «вет», «ват» а также самую сакральную – знаменитый слог «Ом»;
- переводимые в буквальном смысле, суть которых далеко превосходит границы смысловой «переводимости» - великие речения (махавьяхрити): «бхур» («земля»), «бхувар» («атмосферное пространство») и «свар» («небо»);
- смысловые мантры божества. Как правило, существует несчетное количество переводов таких мантр из-за многозначности переводов слов с санскрита. Каждое божество имеет свою мантру («Шри Шивая намах» – «Поклонение священному Шиве», «Шри Ганешая намах» – «Поклонение священному Ганеше», «Шри Нараяная намах» – «Поклонение священному Вишну» и т.д.)
Биджа Звук биджа-мантры это звук, находящийся между непроявленным и проявленным. Короткие биджа-мантры выражают сущность объекта.
Джапа-мантра. Мантра, произносимая шепотом (джапа). Близка к ней по значению аджапа-мантра, произносимая совсем беззвучно, про себя, мысленно. Мантры этих видов произносятся неоднократно или постоянно с использованием четок (джапа-мала), вид которых, материал, количество зерен и разделительный элемент служат признаками, символами, атрибутами веры. В традиции Лайя-йоги используются четки из рудракши содержащие 108 бусин.
Особое значение мантры приобретают в некоторых школах тантризма. Иногда утверждается, что существуют 70 000 000 основных мантр и бесчисленное количество прочих. Тантрик получает посвящение с целью обретения не только «освобождения» (мокша), но и оккультных сил посредством обряда и медитации, в которых мантра занимает центральное место. Современная наука (Артур Авалон) признает, что традиция мантры содержит глубочайшие познания и опыт в области человеческой психологии.
Иногда, например в Кришнаизме, постоянное произнесение мантр входит в образ жизни адептов. Мантры произносятся непрерывно или определенное количество раз. При этом перебирание четок поддерживает состояние внутреннего сосредоточения и помогает счету. В этом случае само состояние внутреннего сосредоточения и является целью их произнесения.
В Учении Лайя-йоги проведение коллективных практик почитания и призывания святых, сиддхов и риши с использованием мантр – очень благоприятная коллективная практика, которую можно проводить в группах практикующих или в Дхарма-центре.
Эти практики не менее (а то и более) важны чем асаны, пранаямы и т. д. Благодаря им мы зарождаем чистое видение, учимся взращивать дивья-бхаву, получаем благословение древа Прибежища и тренируемся в объединении созерцания с внешними событиями.
Ошибки при чтении мантр:
1. Когда при чтении ум блуждает, захватываясь мыслями, образами, переживаниями (возбужденность);
2. Когда ум вял, пассивен или сонлив (расплывание);
3. Когда мантра читается монотонно, без воодушевления, духовного подъема, возникающего при ее чтении.