Схема сбора информации о пациенте
Ф.И.О. ребенка
Год рождения
Полных лет –
Дата поступления –
Место жительства( домашний адрес)-
Место учебы( школа, класс или посещает дет.объединение)-
Родители( Ф.И.О., возраст, место работы) :
Мать-
Отец-
ЖАЛОБЫ: при поступлении и в настоящий момент
АНАМНЕЗ ЗАБОЛЕВАНИЯ:
- с какого времени считает себя больным
- с чем связывает свое заболевание
- как началось заболевание (внезапно, остро, постепенно)
- какие были симптомы, как изменялись
- какое было настроение , сон, аппетит
- обращались ли к врачу или лечились самостоятельно
- какое лечение проводилось, его эффективность
- какие исследования проводились, их результаты
АНАМНЕЗ ЖИЗНИ:
1. РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА ( до 3 лет): из беседы с родителями и истории развития ребенка
- от какой беременности и какой по счету ребенок, если беременность не первая, как протекали предыдущие беременности и чем закончились( выкидыши, мертворожденные и недоношенные дети, аборты)
- как протекала беременность( гестозы- тошнота, рвота, отеки, повышение АД, угроза прерывания беременности, изменения в анализах мочи, крови; перенесенные острые заболевания, особенно вирусные, профессиональные вредности, стрессовые состояния и т. д.) , была ли госпитализация матери во время беременности, какое лечение получала; режим и питание беременной
- как протекали роды( быстрые, стремительные, преждевременные, акушерские пособия, осложнения, путем оперативного вмешательства и т. д.)
- сразу ли закричал ребенок( если не сразу, то через сколько времени), масса и длина тела при рождении, когда приложен к груди( если не сразу, то по какой причине), физиологическая потеря массы тела и к какому дню масса восстановилась, была ли желтушность кожи, нагрубание грудных желез и т. д.
- когда отпал пуповинный остаток, зажила пупочная ранка( на какие сутки)
- были ли отклонения в состоянии ребенка во время пребывания в роддоме, какие проводились исследования
- проведена ли вакцинация БЦЖ, против гепатита В, на какие сутки
- на какой день жизни и с какой массой выписан ребенок домой
- были ли заболевания в периоде новорожденности( если были, то какие, где лечились и какое было лечение)
- физическое и нервно- психическое развитие на 1-м году жизни: темповые прибавки массы и длины тела, когда стал держать головку, поворачиваться на бок , со спины на живот, сидеть, ползать, стоять, ходить, бегать; когда появилась 1-ая улыбка, когда начал гулить, узнавать мать, лепетать, произносить отдельные слоги, слова, запас слов к 1 году и к 2 годам
- поведение ребенка дома и в коллективе, отношение к другим детям и взрослым
- сон, его особенности и продолжительность
- особенности кормления ребенка на 1-м году жизни( естественное, искусственное, смешанное), частота кормлений, наличие ночного перерыва; при естественном вскармливании- время пребывания у груди, активность сосания, кормление из одной или обеих молочных желез ; при смешанном вскармливании- с какого возраста и чем докармливается ребенок, количество докорма, проводилось ли лечение гипогалактии; при искусственном вскармливании- с какого возраста и чем вскармливается ребенок, в каком количестве
- коррекция питания, сроки введения прикормов, их переносимость, вкус и аппетит ребенка, время отнятия от груди
- сроки и порядок прорезывания зубов
- перенесенные заболевания на 1-м году жизни( рахит, атопический дерматит, анемия, дистрофии), перенесенные инфекционные заболевания ( в каком возрасте), хирургические вмешательства( какие, когда), гельминтозы, травмы
- наследственность( наличие у родственников каких-либо заболеваний)
- аллергологический анамнез( реакции на лекарственные препараты, вакцины, пищевые аллергены, косметические средства, бытовую химию и т.д. )
- прививочный анамнез( профилактические прививки, полученные ребенком; результаты пробы Манту)
- эпидемиологический анамнез( дата последнего посещения детского учереждения, наличие карантина в нем, контакты с инфекционными больными, поездки, посещения родственников, знакомых, прибывших из-за границы и др. мест- в течение последнего месяца)
2. ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА:
( из беседы с ребенком, родителями и истории развития ребенка):
- какой по счету ребенок, если братья, сестры; как развивался в период раннего детства
- кто занимается воспитанием и уходом за ребенком, дружная ли семья
-режим дня и режим питания ребенка( продолжительность сна, прогулки, школьные занятия, кружки; сколько приемов пищи, любимые блюда, употребление овощей, фруктов, соков)
- посещает ли ребенок ДДУ, школу( поведение в коллективе, любимые занятия и предметы, успеваемость, друзья), условия учебы
- жилищно- бытовые и материальные условия жизни ребенка( какая квартира, сколько человек там проживает, есть ли своя комната, кровать, обеспечен ли бельем, одеждой по сезону, игрушками и т.д., если возможность посещать кино, театр и др.)
- перенесенные заболевания, хирургические вмешательства, травмы
- половое развитие( сроки появления вторичных половых признаков и их последовательность; у девочек-подростков – менструации с какого возраста, длительность, болезненность)
- наследственность
- аллергологический анамнез
- прививочный анамнез
- эпидемиологический анамнез
- вредные привычки родителей и ребенка
СЕСТРИНСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ
Осмотр по системам
Оценить:
- состояние( удовлетворительное, средней тяжести, тяжелое, крайне тяжелое)
- сознание( ясное, спутанное, отсутствует)
- положение( активное, пассивное, вынужденное)
- самочувствие( не нарушено, нарушено)
- настроение( ровное, приподнятое, возбужденное, неустойчивое, печальное)
КОЖА, СЛИЗИСТЫЕ ОБОЛОЧКИ, ПОДКОЖНАЯ КЛЕТЧАТКА
Осмотреть:
- кожу( цвет – нежно-розовый, бледный, серый, синюшный, красный; чистота- чистая или есть элементы сыпи, кровоизлияния, шелушение, расчесы и др.)
- пупочную ранку( у новорожденного), кожные складки
- волосистую часть головы( гнейс, перхоть, педикулез и др.)
- ногти на руках и ногах
- видимые слизистые оболочки( в норме чистые, влажные, розовые), слизистые оболочки полости рта и зев осматривать в последнюю очередь
Определить:
- влажность кожи( умеренная, повышенная; может быть сухая и шероховатая кожа)
- температуру кожи( повышенная, пониженная, нормальная)
- эластичность кожи( нормальная, сниженная)
- тургор мягких тканей( нормальный, сниженный)
- толщину подкожно- жирового слоя( в норме в области живота 1- 1,5 см)
ЛИМФАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
- осмотр и пальпация периферических лимфоузлов, определить величину, консистенцию, подвижность, болезненность, спаянность с подлежащими тканями
КОСТНАЯ СИСТЕМА
- при осмотре головы оценить ее размеры( нормальные, макроцефалия, микроцефалия с учетом антропометрических данных) и форму( долихоцефалическая- узкая, мезокраническая- средняя, брахикраническая- широкая)
- оценить состояние швов( их податливость или расхождение), родничков(размеры выбухание или западение, твердость или мягкость, состояние краев- плотные или податливые)
- осмотреть позвоночник, осанка, наличие патологических изгибов
- осмотреть грудную клетку, конечности( наличие деформаций)
- осмотреть зубы( количество, состояние)
МЫШЕЧНАЯ СИСТЕМА
- оценить развитие мускулатуры( слабое, среднее, хорошее), мышечный рельеф
- определить тонус, силу мышц( оценка мышечной силы по силе рукопожатия или с помощью динамометра)
СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА
- определить нет ли видимой пульсации сосудов в области шеи, пульсации над областью сердца; «барабанных палочек» и «часовых стекол»
- определить свойства пульса: симметричность, ритмичность, напряжение, наполнение, частота в 1 минуту; измерение АД ; определение наличия отеков
ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
- оценить голос ребенка( нормальный, осиплость, афония), при наличие кашля оценить его характер( сухой, влажный, « лающий»)
- оценить носовое дыхание( свободное, затрудненное, наличие отделяемого из носа)
- определить тип дыхания и частоту дыхательных движений за 1 минуту
- оценить участие вспомогательной мускулатуры в акте дыхания( крылья носа, межреберные промежутки, живот, надключичные области, яремная ямка), тип одышки
- осмотреть зев
ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
- осмотреть язык( в норме- чистый, розовый, влажный)
- оценить форму живота, участие в акте дыхания брюшной стенки, наличие метеоризма
- провести поверхностную пальпацию живота( в норме- живот мягкий, безболезненный)
- провести при необходимости осмотр ануса( кожа вокруг ануса)
- определить характер( оформленный, кашицеобразный, жидкий) и частоту стула( сколько раз в сутки), регулярность( ежедневно, через день)
МОЧЕВЫДЕЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
- определить количество мочеиспусканий за сутки, наличие болезненности и пр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
-о патологии какой системы идет речь
- дополнительные методы обследования при данной патологии
- особенности диеты и принципы лечения при данной патологии
-нарушенные потребности( дышать, есть, пить, выделять, спать( отдыхать), быть чистым, одеваться, раздеваться, поддерживать Т тела, быть здоровым, избегать опасности, двигаться, общаться, иметь жизненные ценности, играть ( учиться, работать)
- выявить проблемы пациента- настоящие и потенциальные
- определить приоритетные проблемы
- определить цели сестринских вмешательств к поставленной проблеме
- составить план сестринских вмешательств
- оценка результата