Традиционная культура китая
Очевидные успехи реформ, позволяющие позитивно оценивать трансформационные процессы как внутри страны, так и усиливающееся ее влияние на международной арене, породили и немало проблем, в том числе ценностно-идеологического характера.
В этих условиях, сохраняя преемственность стратегическому курсу развития страны с одновременной его корректировкой, руководство КНР выдвигает новую концепцию «гармоничного общества», увязывая идею гармонии с ценностями традиционной культуры. По сути, она представляет собой идею социальной гармонии (хэсе шэхуэй) ‑ новейшую в истории китайского общества идеологию, выдвинутую руководством КНР для решения проблем, стоящих перед страной и нацией.
«Осевое время» китайской цивилизации (VI–III вв. до н.э.) – период формирования ее основных ценностей – создало богатую палитру идей, концепций, учений, объединенных классическими школами. Начиная с этого времени, в центре внимания китайской философско-культурологической мысли находились проблемы, связанные с осмыслением природы человека, его ценностей, места в иерархии взаимоотношений в социуме и природе. Несмотря на наличие большого количества комментаторской литературы к каноническим текстам и основным памятникам философской и социально-политической мысли, огромный пласт знаний, накопленных китайской духовной культурой, и на сегодняшний день востребован далеко не полностью.
Современное руководство КНР, традиционно используя формулу «древность на службу современности», обращается к национальному культурному наследию, успешно интерпретируя те идеи и концепции, которые содержат ценности, актуальные для развития глобализирующегося Китая. Основой современной идеологии было предложено сделать конфуцианское мировоззрение «единения без унификации» (хэ эр бу тун; смю подробнее [5]).В современном политическом контексте эта фразаКонфуция истолкована как желание Китая укреплять мир, гармонию и сотрудничество с Западом (единение) без перехода на позиции союзника Запада и признания его ценностей (унификации). В интересах мирного возвышения (хэпин цзюэци) – концепции пути Китая к силе и могуществу, не наносящего при этом ущерба развитию соседних стран и мирового сообщества в целом – предлагается настойчиво добиваться, чтобы китайское мировоззрение единения без унификации разделялось и понималось народами всех стран мира и, далее, чтобы оно получило на практике коллективное признание всех стран, воплотилось в соответствующие этому международные механизмы и институты. Одновременно Китай намерен настойчиво использовать китайское мировоззрение единения без унификации для борьбы с гегемонизмом и политикой силы, для исправления несправедливых и неразумных элементов в международном порядке.
По сути, китайские авторы обнародовали амбициозный проект современного толкования китайских традиционных ценностей и их экспорта для перестройки существующего мирового порядка. Частью этого проекта стала попытка создать инструментальную трактовку культуры и истории Китая, соответствующую запросам продвижения идеологии мирного возвышения.
С древности люди стремились к такому единству знания, чувства и мысли, которые были бы достойны человека. «Единство всех вещей» есть знание, которое человечество должно обрести в XXI веке. Основой этому должна стать гармонизация человека с человеком и человека с природой, ибо человек возникает из природы и повинуется ей, он живет в природе и исчезает в ее недрах (см. [6, с. 129]). Лишь руководствуясь этим правилом, китайское общество сможет сохранить свою традиционную духовную культуру.
Сегодня в Китае говорится о необходимости построения гармоничного социалистического общества и при его построении китайские власти уделяют немало внимания категории хэ,которая является одной из важнейших категорий традиционной культуры Китая.
Гармоничное общество обеспечивает членам общества защиту их законных прав на основе закона и существующей системы. В таком обществе людям в основном предоставляются равные возможности развития и получения образования. В этом обществе нормой становится утверждение принципов доверия слову друг другу, нравственности, системы законов, правопорядка. Это общество, где все живут в условиях гармонии, все совместно развиваются (см. [7, с. 22]).
Далее, при таком подходе вырисовываются три основных принципа справедливости: равные права, равенство при конкуренции или в условиях конкуренции, которая признается нормальным явлением, и высокая мораль и нравственность.
Для современного китайского общества, для реального положении людей в этом обществе равенство прав сегодня является острой проблемой, которая стоит на пути к образованию гармоничного социалистического общества. Одно из этих проявлений – это неравенство в правах жителей деревень и жителей городов.
Дэн Сяопин и его приверженцы усугубили нравственное падение жизни китайского общества. Можно сказать: если во времена Мао Цзэдуна нравственности китайцев нанесла удар власть, то во времена Дэн Сяопина нравственности китайцев нанесла удар власть денег. Именно поэтому сегодня, при построении общественной гармонии, и приходится говорить о важности соответствия самым элементарным нравственным понятиям.
Конечно, акцент на этих понятиях, позитивное отношение к ним представляет собой заслуживающую одобрения сторону нынешней политики руководства КПК. Другой вопрос – насколько сегодня реально возрождений этих понятий в Китае, и сколько времени и усилий это потребует в будущем.
Речь идет о планах перестройки управления делами общества. Эти намерения, с одной стороны, свидетельствуют о том, чего недостает нынешней системе управления Китаем, и, с другой стороны, показывают желание создавать новую структуру управления, действовать на новых принципах управления, которые предполагают самоуправление в обществе, начиная с его основы. Вероятно, в своем развитии это может дать весьма плодотворные результаты.
Решение этих проблем видится в комплексе. В Китае утверждают, что в этом смысле гармоничное социалистическое общество и рыночная социалистическая экономика, демократическое управление на основе закона, передовая культура существуют параллельно и во взаимодействии, и, в то де время, взаимно включают в себя друг друга (см. [7, с. 24]).
Выдвижение нового идеологического курса является продолжением постепенных преобразований в сфере духовной культуры, которые берут начало с момента комплексного реформирования китайского общества (конец 70-х гг. XX века).
«Человек в основе всего» и «народ в основе всего» ‑ тема современного научного дискурса, истоком которой является национальная культура Китая. Самое раннее упоминание данной ценностной идеи относится к «осевому времени» китайской культуры и связано с памятником Гуаньцзы и философским наследием Мэн-цзы (III век до н.э.). В условиях глобализирующегося развития антропологическая интерпретация ценности человека в системе социальных связей определяет содержание этой ценности в свободном творческом развитии человека и уважении к нему.
Китайские философы и культурологи рассматривают идею «человек – основа» как ценностную ориентацию, «подразумевающую уважение к человеку, предоставление равных возможностей для развития индивидуальности» (9, с. 89). В теоретическом отношении учеными проводится разграничение понятий западного гуманизма с обозначенной ценностной ориентацией.
В контексте интерпретации формулы «человек в основе всего», в научный дискурс активно включена проблематика практической аксиологии, которая связана с именемДэн Сяопина (см. [8, с. 35]). В ней учеными выделяются основные идеи, заключающиеся в том, что главной ценностью является человек. Поэтому цель любых преобразований – всестороннее развитие его способностей, что, в свою очередь, связано с эффективностью функционирования различных структур и систем общества.
Творческое прочтение ценностного наследия конфуцианской мысли на основе принципа «практической аксиологии» позволяет современным руководителям КНР объективировать философско-антропологическую систему этико-политических и экологических ценностей, идей, стереотипов поведения в плоскость практических решений.
Новая идеология XXI века – создание «гармоничного общества» - инкорпорирована в концепцию построения социализма с китайской спецификой. Она является развитием идеи построения «общества среднего достатка», также заимствованной из конфуцианского наследия.
Понятие сяокан уходит корнями в историю и непосредственно связано с традициями философской и общественно-политической мысли Китая, прежде всего, с конфуцианскими концепциями устроения общества.
Впервые термин сяокан встречается в Ши цзине («Книге песен»). Для умиротворения и гармонизации срединных царств даются соответствующие рекомендации правителю, в числе которых рекомендация сяокан стоит первой: дай народу возможность передохнуть (сяокан); пресеки произвол распутников и лжецов.
Концепция сяокан не забывалась и в средние века. Это понятие встречается в отдельных трактатах эпох Цзинь (265‑420) и Сун (960‑1279), в которых оно использовалось в двух значениях: внутри государства как символ спокойствия и экономического улучшения; внутри семьи как символ относительной зажиточности, когда семья уже не тоскует о тепле и сытости. Именно в этих значениях понятие сяокани закрепилось в сознании современных китайцев.
Востребованной идеологема сяокан оказалась и в конце XIX века, в период движения за модернизацию страны, но не как самостоятельная концепция а как необходимый этап в настроений общества Датун - Великого Единения(см. [4, с. 120]).
К важным источникам возникновения концепции «гармоничного общества» можно отнести имманентную для культуры потребность в объединяющем нацию идеале. Социальная гармония, это современная национальная идея, с помощью которой КПК надеется сплотить общество. Не менее важным является и то, что «при существовании установок на строительство самобытного китайского социализма и общества средней зажиточности, в забвении оказалось само китайское общество, поэтому в нем до опасной степени развилась дисгармония, возникли потенциально весьма опасные очаги конфликтов между частями общества. Между населением страны и властями» (см. [1, с. 91]). Это потребовало выдвижение идеи системной гармонизации интересов и ценностей.
Сегодня в Китае говорится, что гармоничное социалистическое общество должно быть обществом, в котором царят искренность, доверие, дружелюбие и любовь. Разъясняя этот призыв, китайская пропаганда утверждает, что гармония – это определенное состояние взаимоотношений между людьми. Искренность, доверие, дружелюбие и любовь именно и означают, что в обществе в целом все помогают друг другу (см. [7, с. 31]).
Прежде всего, сами эти понятия представляют собой важную характерную черту гармоничного общества. Они являются прекрасными нравственными традициями китайской нации и всеобщей ценностью человеческой цивилизации. В начале нового столетия КПК выдвинула важную задачу построения гармоничного социалистического общества, и, исходя из тенденций его развития, считает понятия искренности, доверия, дружелюбия и любви важным содержанием процесса построения гармоничного общества. В этой связи утверждается, что данные категории ‑ это имманентные, т.е. внутренне присущие, требования, которые предъявляет гармоничное общество.
Но если говорить о том обществе, в котором живет Китай сегодня, то оно почти превратилось в общество, которому крайне не хватает морали и нравственности, доверия, сочувствия и заботы. Именно восстановление нравственных начал и в самой партии и в обществе в целом и вызывает необходимость призыва строить гармоничное высоконравственное общество, выдвигать это в качестве практической современной национальной идеи в Китае.
В системе нравственных понятий человечества искренность, доверие, дружелюбие и любовь имеют наивысшую ценность для гармоничного общества, ибо они могут в максимальной степени уменьшать в обществе его внутренний «износ» и повышать терпение, уменьшать опасности в жизни общества и снижать ту цену, которую приходится за все это платить, тем самым значительно снижая «себестоимость» функционирования общества. Вышеперечисленные категории не только могут принести обществу материальные результаты, выражающиеся в успехе и общей пользе, но и имеют высочайшую духовную ценность. Они способствуют тому, что в обществе растет понимание ценностей и сцепляющая общество сила; они приводят к тому, что люди, взаимно доверяя друг другу, взаимно заботясь друг о друге и проявляя любовь, ощущают ценность собственного бытия и уважение к себе, могут наслаждаться жизнью и испытывать человеческое счастье, а это порождает жизненные творческие силы (см. [7, с. 32‑33]).
Итак, в китайском обществе сегодня наблюдается разрыв между законами и нравственностью. Поиск того, что могло бы объединить современное китайское общество, оказывается столь мучительным еще и потому, что рыночная экономика и коммунистическое сознание пока плохо сочетаются в Китае. Хотелось бы надеяться, что китайское руководство найдет выход из создавшегося положения.
В публикациях китайских исследователей определяется содержание провозглашенного идеала «гармоничного общества», его компонентный состав. Сюда входят: курс на построение правового государства, предполагающий развитие социалистической демократии; разрешение социальных противоречий с целью достижения «равенства и справедливости»; гармонизация отношений в обществе, которая выражается в «доверии и дружбе»; развитие творческих инноваций, «наполнение жизненной силой», способствующей прогрессу общества; «стабильность и упорядоченность», предполагающие совершенствование механизмов социального управления; «гармония человека и природы» (см. [7, с. 1‑4]).
Следует отметить, что самые острые проблемы нынешнего столетия, которые предстоит решить китайскому обществу, связаны с ростом населения и усилением давления на окружающую среду. В терминах концепции «гармоничного общества», это относится к проблематике взаимодействия человека и природы. Намечая конкретные практические меры в этой сфере, китайское руководство обращается к традиционным идеологемам китайской культуры, определяющим взаимодействие человека, общества и природы. Следование формуле «совпадающее единство Неба и человека» ставит во главу угла коренное изменение стратегии развития с перенесением акцента на защиту среды обитания, на замедление и последующее прекращение ее разрушения.
В целом, общий анализ компонентного состава концепции «гармоничного общества», выделенные его характеристики отражают традиционные истоки идеи «гармоничного общества». Они заключаются в концепциях «совпадающего единства человека и природы», в конфуцианской этике взаимоотношений людей в обществе и государстве, акценте на гармонии различных сил при сохранении их множественности и многообразия, в исконной ценности стабильности и порядка. Новейшие китайские публикации обществоведческого характера показывают, что китайская традиционная мысль, в соответствии с национальным менталитетом обращения к прошлому в наиболее ответственные периоды развития страны, «ставит древность на службу современности».
Культурно-цивилизационная специфика становится частью политического дискурса в КНР, а «традиционная культура становится частью комплексной национальной мощи Китая, обеспечивающей стране не только аргументы для внешней пропаганды, но и защиту от нежелательного внешнего проникновения» (2, с. 11). В этой связи известный российский синолог А.В.Ломанов справедливо отмечает, что только «политическое обсуждение темы останется поверхностным и однобоким, если при этом не будут учтены культурно-исторические отсылки, которыми изобилуют китайские публикации о „гармоничном обществе“» (подробнее см. [3]). В исследовании данной проблематики требуется междисциплинарный подход.
Китайская культура, как мы видим, характеризуется длительностью и непрерывностью развития, многообразия, уникального сочетания консервативной замкнутости с толерантностью к другим культурам. Унаследованный из прошлого социальный органицизм и идейный холизм придают китайской цивилизации высокую внутреннюю устойчивость. Именно поэтому традиционная культура Китая и явилась основой таких личностных ценностей современного китайского общества, как справедливость, преданность, человеколюбие и др., а также главной опорой официальной идеологии правящих кругов Китая ‑ «человек в основе всего», которая является ядром идейного течения «трех представительств».
Таким образом, идейное обеспечение построения «социализма с китайской спецификой» базируется на ценностях традиционной культуры китайской нации, герменевтически интерпретированных в реалиях сегодняшнего дня.
Автор делает вывод о том, что традиционная культура Китая, характеризирующаяся длительностью и непрерывностью развития инкорпорирована в современную политику КНР. Обладая высокой внутренней устойчивостью, она является теоретической основой формирования ценностей и ценностных ориентаций современного китайского общества.