Правила использования этоса
1)Этос сосредоточивается в начале речи: оратор должен расположить аудиторию своим добрым нравом.
2)Оратор сам должен разделять те нравственные принципы, которые он проповедует; возможность заподозрить говорящего в неискренности, противоречие между этическими аргументами и его собственными поступками сводит эффект доводов к этосу на нет, а в иных случаях может вызвать эффект, обратный тому, которого добивался оратор.
3)Оратор должен хорошо знать систему ценностей, разделяемых аудиторией, чтобы не оскорбить нравственные чувства аудитории и правильно подобрать этосные аргументы.
6.Аргументы к пафосу – аргументы, обращенные к чувствам, страстям, эмоциям, аудитории.
Выделяют 2 вида аргументов к аудитории: обещания и угрозы.
Чтобы правильно выбрать аргументацию к пафосу, необходимо определить доминирующую потребность аудитории.
Потребности бывают трех видов:
а) биологические (еда, одежда, секс...), то есть связанные с поддержанием и продолжением жизни;
б) социальные, связанные с представлением о справедливости, согласно которым человек отдает то, что считает нужным отдать (потребность в обязанностях) и получает то, что считает справедливым получить (потребность в правах);
в) идеальные (информационные) — это потребность в красоте и новизне.
Социальные и идеальные потребности во многом зависят от этнических стереотипов. Биологические потребности дают удачный материал для доводов к пафосу, связанных и с обещаниями и с угрозами: угроза лишиться биологического минимума — угроза самой жизни. Аргументы-обещания связаны чаще всего с биологическими потребностями расширения, это потребность в лишнем, в большем.
Правила использования пафоса:
1) пафос целесообразно сосредоточить в конце речи, чтобы усилить впечатление от нее;
2) аргументы к пафосу целесообразно использовать в речах, посвященных патетическим объектам; в противном случае оратор может показаться смешным;
3) нежелательна как излишняя чувствительность, так и излишняя сухость речи.
7.Соотношение между нравами, страстями и логическими аргументами.
Из сказанного вытекают общие правила инвенции, обязательные для любого оратора:
1) Нравы, аргументы и страсти должны взаимодействовать для достижения общей цели – убеждения; Аристотель выводит следующую формулу поведения оратора:
- привлечь нравом;
- убедить аргументами;
- тронуть чувством.
2) Один из трех подходов должен быть выбран в качестве доминантного, в зависимости трех факторов:
- от личности оратора;
- от темы речи;
- от характера аудитории. Аристотель считал, что нравы и страсти более подходят для сочинений, адресованных слабым и чувствительным людям и молодежи. Логические аргументы должны преобладать в речи, обращенной к людям степенным и разумным;
3) Не следует злоупотреблять нравами и страстями; злоупотребление ими легко высмеивается. В то же время нельзя использовать только логические аргументы, т. к. это может сделать речь сухой и снизить ее воздействие на слушателей;
Лекция VII.
ДИСПОЗИЦИЯ
Диспозиция — это раздел риторики, дающий рекомендации по композиции, построению речи.
Если на этапе инвенции оратор решает вопрос, о чем он будет говорить, то на этапе диспозиции он располагает материал в определенном порядке (последовательности). В идеале работа на этом этапе завершается составлением подробного плана-конспекта речи.
I. Композиционные типы речи.Древние риторики выделили отдельные композиционные части. Количество таких частей различно в различных риториках.
Наиболее популярны две схемы: триада и хрия.
Триада состоит из трех частей:
Начало речи | Середина речи | Конец речи |
I | II | III |
1. Вступление. 2. Предложение (формы тезиса). 3. Перечисление. | 1. Изложение. 2. Доказательства. 3. Опровержение. | 1. Рекапитуляция (заключение, резюме). 2. Побуждение (воззвание). 3. Концовка. |
Хрия была разработана в 4 в. н.э. византийскими риторами и дожила в учебниках до середины 19 века.
Полная правильная хрия состоит из 8 частей:
1. Протасис (введение).
2. Парафразис (изъяснение).
3. Причина (аргументация).
4. Противное (опровержение против тезиса).
5. Подобие (сравнительный аргумент).
6. Пример.
7. Свидетельство к авторитету.
8. Заключение.
Полной такая хрия называется потому, что содержит все 8 элементов, правильной – потому что соблюдает именно такой (классический) их порядок. Если какой-то из 8-ми элементов отсутствует, хрия будет неполной, если поменять порядок их следования – неправильной.
II.Структура триады
1.Начало речи.
Начало речи включает в себя 3 композиционных элемента:
а) вступление;
б) предложение (пропозиция (лат.));
в) перечисление.
1)Вступление — это композиционная часть речи, цель которой расположить аудиторию в свою пользу.
Для достижения этой цели применяются 3 вида вступлений:
а) прямое, или естественное — это введение в предмет согласно заявленной цели: формулировка темы, перечисление ее аспектов, обоснование актуальности.
Используется чаще всего.
б) косвенное, или искусственное (insinuatio лат. узкий, извилистый проход) — состоит в том, что оратор начинает свою речь издалека, не сразу формулируя тему.
Обычно используется в сложных случаях, когда оратор сталкивается с явно враждебной или неподготовленной аудиторией, неспособной воспринять тезис сразу. Один из наиболее распространенных вариантов такого вступления — вынесение в начало речи какого-либо примера, занимательного случая, от которого затем можно перейти к более общим суждениям.
в) внезапное — вступление, при котором оратор начинает речь не издалека, а непосредственно с основной проблемы, которая обязательно очень сильно волнует его. Обычно пафосные выступления. Используется редко.
2)Предложение (пропозиция — лат., теорема — греч.) — это формулировка основного тезиса выступления.
Основной тезис должен быть:
а) понятным;
б) кратким и воспринимаемым;
в) привлекательным;
г) проблемным.
3)Перечисление, или разделение — это расчленение предмета речи (основного тезиса) на составные части.
Это необязательный компонент речи. Перечисление рекомендуется в том случае, если основной тезис пространный и сложный, а также если аудитория плохо подготовлена и не может охватить предмет речи в целом.
Разделение широко используется в академической риторике, в судебной риторике и очень редко используется в политической речи, массовой коммуникации, социально-бытовом красноречии.
4)Общие правила вступления:
а) использовать этос (нравы);
б) писать последним (совет Цицерона);
в) краткость (вступление не должно превышать 1/5 объема речи);
г) стиль вступления должен быть доступным и в то же время не контрастировать со стилем основной части речи;
д) вступление должно быть умеренно эмоциональным.
2.Середина речи
Середина речи включает в себя следующие составные элементы:
а) изложение;
б) доказательство (подтверждение; конфирмация — лат.);
в) опровержение.
А)Изложение включает в себя повествование и описание.
Цель изложения — представление данных в благоприятном для оратора виде.
1)Общие правила изложения:
Изложение должно быть:
а) правдоподобным: из состава данных, фактов, свидетельств и так далее следует избирать те, которые вызовут наименьшие сомнения; данные должны быть совместимы с опытом аудитории;
б) приемлемым: факты, которые приводятся оратором в изложении, не должны оскорблять нравственные чувства аудитории;
в) ясным: используемые для изложения фразы должны быть понятны сразу, полностью и не содержать двусмысленностей;
г) последовательным: о действиях и событиях желательно сообщать в порядке их следования;
д) воспроизводимым: изложение не следует перегружать фактами; оно должно быть построено так, чтобы его содержание легко запоминалось;
е) интересным: изложение должно восходить от более известных фактов к неизвестным, по нарастающей;
ж) завершенным: изложенные события должны быть внутренне связанными и в конце изложения необходимо подвести итог сказанному.
2)Описание — это составная часть изложения, в которой говорится о постоянно присутствующих, одновременных, сосуществующих признаках предмета, явления, события.
а) Правила описания:
- для описания следует выбирать наиболее выгодную точку зрения;
- следует избегать расплывчатости и излишней детализированности;
- место описания — в начале повествования.
б) Виды описаний:
Естественное описание — это описание, дающее образ предмета в ходе его созерцания.
Искусственные описания строятся исходя из содержания предмета, а не его чувственного образа. Они должны быть наглядными, то есть содержать зрительные образы, изобразительные детали, но могут и не содержать их. Часто используется для описания идей.
3)Повествование (наррация — лат.) включает в себя изложение событий в их последовательности.
а) Правила повествования:
- повествование должно затрагивать только основные факты, имеющие непосредственное отношение к теме;
- факты должны быть правдоподобные;
- повествование должно быть кратким и четким;
- интерес ко всей речи в значительной степени зависит от того, какой эффект вызвало изложение актов;
- повествование, по возможности, должно сопровождаться описанием, оживляющим факты.
б) Значение повествования
Повествование подготавливает аудиторию к аргументативной (доказательной) части речи. Это рассказ о фактической стороне дела. В том числе о событиях, предшествовавших разбираемому событию.
В научной речи это может быть история разработки данного вопроса.
В отличие от описания, повествование динамично, оно содержит перечень событий. Повествование часто используется в судебной риторике. Русские судебные ораторы широко использовали повествование рассказывая о жизни подсудимого предшествовавшей преступлению. Часто повествованием пользовались одновременно обвинение и защита, разворачивая две версии одной жизни.
в) Схема повествования
Классическая риторика рекомендовала строить повествование по следующей схеме:
- интерес;
- визуализация;
- конкретизация;
- акция (действие).
В полном соответствии с этой схемой построено известное стихотворение Н. А. Некрасова:
(1)Вчерашний день часу в шестом
Зашел я на Сенную.
(2)Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.
(3)Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистал, играя.
(4)И музе я сказал: «Гляди!
Сестра твоя родная!»
Б) Доказательство
1)Доказательство (обоснование, подтверждение; конфирмация — лат.) — это основной этап диспозиции, на котором оратор разворачивает аргументацию, обосновывает тезис.
2)Правила обоснования:
а) необходимо провести ревизию все “общих мест” (топосов), использованных в инвенции;
б) при выборе аргументов, заботиться не столько об их количестве, сколько о качестве; аргументы, по Аристотелю, следует не столько умножать, сколько взвешивать;
в) наилучшим признается так называемый Гомеров порядок аргументации: сначала следуют сильные аргументы, затем несколько аргументов средней силы и конце наиболее мощный аргумент;
г) тщательно избегать нисходящего порядка аргумента;
д) сильные аргументы следует изолировать и преподносить в самой простой форме; слабые группировать по несколько, чтобы они поддерживали друг друга.
В) Опровержение
1)Опровержение — часть речи, посвященная разбору аргументов противника; как реально возникающих, так и тех, которые могут прийти ему в голову.
2)Выделяют 3 приема опровержения:
а) антистрефон (греч.) — использование аргументов противника в свою пользу;
б) антирезис (греч.) — отбрасывание (отвод) аргументов противника как небывалых; при антирезисе оратор обычно обращается к опыту аудитории;
в) элевация — это отведение аргументов противника как нелепых; при элевации оратор обращается к здравому смыслу и логике (например, где же тут логика?, ваше возражение нелепо...).
3)Правила опровержения:
а) опровержение не должно представлять опровергаемую позицию в привлекательном виде; наоборот ее следует представить в отвратительном виде;
б) опровержение должно быть максимально сжатым; если очень распространяться, то создается впечатление, что опровергаемое очень важно;
в) точно воспроизводить высказывание оппонента (чтобы не быть обвиненным в искажении тезиса);
г) наиболее слабые доводы оппонента располагаются в начале и конце опровержения и разделяются, а наиболее сильные доводы — в середине опровержения и объединяются;
д) в процессе опровержения нарастает этическая оценка позиции оппонента (к концу опровержения у аудитории должно сформироваться стойкое этическое неприятие позиции оппонента);
е) пафос концентрируется в начале опровержения.
3.Конец речи
Заключение обычно содержит 3 композиционных элемента:
а) рекапитуляцию (лат.);
б) побуждение (воззвание);
в) концовку.
1)Рекапитуляция — это сжатое изложение (повторение) сказанного. Она бывает двух видов:
а) простая рекапитуляция представляет собой краткий повтор основного тезиса речи;
б) сложная рекапитуляция, или вывод, представляют собой следствие из аргументации, которое непосредственно связано с побуждением или с выделением наиболее важных моментов аргументации. Вывод обычно представляется не повторением изложенного, а новым в отношении к предшествующему высказыванию содержанием.
2)Побуждение (воззвание) — это часть сосредоточивающая пафос речи, призывающая к действию.
3)Концовка — это сигнал о том, что общение окончено, оформленный с помощью этикетных формул выхода из коммуникации.
Стандартной формулой концовки у римлян было Dixi (я сказал); русский вариант: «Я закончил». Аналогичную функцию выполняет формула «Спасибо за внимание». Могут быть и оригинальные концовки речи.
Однако, концовка — необязательный компонент речи. Речь может завершаться и воззванием (например, Катон Старший каждую речь завершал призывом “Карфаген должен быть разрушен”).
4)Общие правила работы над заключением:
а) заключение должно содержать резюме аргументации, развернутой в подтверждении (это сложная рекапитуляция);
б) из подтверждения выбираются наиболее сильные места (лучше иными словами повторить последний, самый сильный аргумент);
в) в заключении сосредотачивается пафос речи — это самая пафосная часть выступления. И тем не менее при использовании пафоса всегда надо помнить об умеренности;
г) стиль заключения должен быть живым и разнообразным (повторять основной тезис и аргументацию следует иными словами, чем это сделано в основной части речи);
д) заключение должно быть кратким (не более 1/5 части всего выступления).