С привлечением художника-декоратора

Независимо от того, является ли осветитель подлинным художником в своей области или грубым ремесленником, от него зависит, какой общий свет будет установлен на каждую картину или действие. Получив указания от режиссера и ху­дожника-декоратора, где и когда происходит действие в дан­ной декорации, он даст распоряжение своим помощникам подготовить соответственную аппаратуру для того, чтобы получить нужное освещение.

Режиссеру необходимо договориться с осветителем о при­емах, которых должен придерживаться осветитель в поста­новке; Возьмем пример, когда идет вполне реальная пьеса и на сцене находятся несколько групп; однако режиссер полагает, что внимание зрителей должно быть сосредоточено по преимуществу на группе, ведущей главное действие. Тогда он сообщает осветителю, что в данной сцене ему нужно рас­положить освещение таким образом, чтобы свет падал, вы­свечивая в определенный момент нужную для него группу, а остальные группы погружал в полусвет, делая это мягко с помощью реостатов; а к какому-то моменту действия, когда все участники в данной сцене вновь вступают в общение, вся сцена снова должна быть освещена светом одинаковой силы.

Или, например, режиссер захочет, чтобы в сцене, которая происходит ночью, когда на столе зажжены свечи, было сделано так, что действующее лицо уходит, взяв со стола свечу. Свет постепенно, по мере того как движется, уходя, это лицо, угасал, погружая часть комнаты в темноту, в той же части сцены, где осталась гореть другая свеча, был бы небольшой круг света, в котором сидели бы двое-трое разговаривающих

Стр. 171

при свете оставшейся свечи. Естественно, что режиссер дол-­жен оговорить эту сцену с осветителем, иначе она не будет должным .образом; подготовлена к последним монтировочным репетициям.

Может быть в такое решение, когда декорация освещает­ся в разных частях цветовыми пятнами, причем это цветовое освещение в различных точках сцены по ходу действия ме­няется и в смысле перехода из одного тона в другой и в смысле интенсивности. Этот прием освещения может вы­текать из желания сообщить некоторую приукрашенность, подъемность, романтическую насыщенность или стремления к эффектности. О таком решении режиссера осветить сцену также нужно предварительно договориться, обсудить, как это должно выглядеть. Необходимо объяснить осветителю, чего хотят добиться режиссер и художник-декоратор таким освещением сцены.

Итак, по поводу каждого из приемов освещения режис­серу необходимо провести беседу с осветителем, непременно добиваясь того, чтобы он его понял до конца.

Мы прекрасно знаем, что даже если подходить к этому без излишнего педантизма, то совершенно различного харак­тера освещение требуется для создания впечатления зимнего утра, сумерек в комнате, освещенной светом камина или топя­щейся печки, яркого солнечного дня, лунной ночи, дождливого дня — поздней осенью или ранней весной; сумерек — зимой или летом,- в городе или в деревне, в огромном зале или в низ­кой комнате; солнечного дня — на дальнем севере или в тро­пиках. Но самое главное для режиссера не перечисленные эле­ментарные требования разнообразного освещения сцены, а создание того настроения, которого добивается режиссер в данной сцене. Так, если он хочет, чтобы освещенная комната дала впечатление тревоги, беспокойства, напряженности, он будет требовать, чтобы лучи света, ударяющие в отдельные предметы или фигуры, сообщали такое настроение.

Перед режиссером может стоять и такая задача — добить­ся, чтобы на всей сцене лежало состояние покоя, уюта, неж­ности. Он захочет, чтобы так были освещены все предметы, и только лица были высвечены из этой общей световой атмо­сферы соответственно направленными на них лучами. Тогда это будет отвечать и самочувствию актеров и той режиссер­ской интерпретации, которую он захочет придать сценам, протекающим в данной картине. Осветитель может помешать или помочь этому.

Наконец, в этом же разделе обсуждения пьесы важное место занимает вопрос надлежащего освещения самого оформ­ления. Какого освещения требует оформление в той манере, в которой оно сделано художником-декоратором — надлежит ли освещать верх оформления или нужно, чтобы все утопало

Стр. 172

в некоторой нейтральности света или даже в темноте, если спектакль оформлен при помощи сукон, ширм, занавесов из тяжелой плотной ткани; или декорация состоит из ширм, об­тянутых тонкой материей, которая великолепно вбирает в се­бя тот или иной свет, и ширмы делаются синими, красными, серебряными, лиловыми, белыми, в зависимости от света, на­правленного на них. В зависимости от этого к осветителю предъявляются требования помочь художнику произвести со­ответственное впечатление своим оформлением.

Очень часто художник .в своем оформлении так окраши­вает мебель, холсты или .сукна, что для наибольшей вырази­тельности им написанного нужны теплые тона в освещении, нужен очень мягкий и рассеянный свет. Или художник пишет густыми яркими красками, достигая большой силы и вырази­тельности. Через этот его прием подается смысл произведе­ния, и тогда всяческие полутона и отсутствие выпуклости и рельефа в освещении исказят оригинал эскизов или макетов, очень верно и глубоко вскрывающих смысл произведения.

Во время работы с актерами или при рассмотрении отдель­ных частей объемного оформления, частей декорации или ме­бели режиссеру становится ясно, в глубине сцены или на авансцене нужно скомпановать части оформления и мебели. Оказывается, что этого лучше всего можно достигнуть при определенном приеме освещения, найдя способ, как осветить эти части оформления и мебели. Режиссер должен и об этом сговориться с осветителем, объяснив ему, чего и почему хо­чет режиссер, так как именно с помощью света во многих случаях ему удастся яснее интерпретировать произведение, над которым он работает.

Наши рекомендации