Виды искусства. живопись
Тема №4.
Живопись (от рус. «живо» и «писать») – вид изобразительного искусства, отображающая мир во всем его цветовом многообразии.
Главное выразительное средство живописи – цвет. Он меняется в зависимости от освещения, воздушной среды, от соседства с другими цветами. У каждого художника есть своя излюбленная палитра красок.
Обычно в цветовом ряду (спектре) различают такие основные цвета: синий, желтый, красный. Единство различных цветовых тонов и оттенков в картине называют колоритом. Он может быть холодным (синим) или теплым (желтым), спокойным или напряженным, монохромнымс преобладанием однородной гаммы цветов и полихромным или многоцветным. Иногда художник создает настроение в картине на противостоянии холодных и теплых тонов.
Основными выразительными средствами живописи являются: Гамма красочная, гамма цветовая - ряд гармонически взаимосвязанных оттенков цвета (обычно с одним доминирующим), используемый при создании произведений живописи, декоративно-прикладного искусства и др. Различают теплую и холодную, светлую и другие гаммы.
Колорит(итал. colorito, от лат. color – цвет, краска) - применяемая в искусстве (в живописи, в использующих цвет видах графики, в некоторых типах произведений декоративного искусства) соотношение близких по цвету тонов, и одно из важнейших средств эмоциональной выразительности образа. Используется тон, рефлексы. По характеру цветовых сочетаний колоритможет быть спокойным или напряженным, холодным (при преобладании синего, зеленого, фиолетового оттенков) или теплым (при господстве красных, желтых, оранжевых цветов), светлым или темным, а по степени насыщенности и силы цвета – ярким, сдержанным, блеклым и т.д.
Тон цветовой, качество цвета, благодаря которому данный цвет отличается от другого (например, красный от синего). В живописи тономназывают также основной оттенок, обобщающий и подчиняющий себе все цвета произведения и сообщающий цельность колориту.
Локальный цветв живописи, основной и неизменяющийся цвет изображаемых объектов, условный, лишенный оттенков, которые возникают в природе под воздействием освещения, воздуха, рефлексов от окружающих предметов. Такие картины пишутся практически без смешения красок.
Дополнительные цвета усиливают контрастное значение друг друга, например зеленый и красный, синий и оранжевый.
Мазок(в зависимости от плотности и густоты наложения мазка различают живопись пастозную и гладкую).
Этюд(франц. etude, буквально – изучение), произведение, выполненное с натуры с целью ее изучения. Живописный, графический, скульптурный этюдчасто служит подготовительным этапом перед созданием картины.
Виды живописи:
Монументальная -вид живописи,украшающая перекрытия зданий, и его внутренние помещения.
· Фреска – изображения на сырой штукатурке стены. Первоначально фресками расписывались стены церквей, монастырей.
· Мозаика- изображение, составленное из кусочков специального непрозрачного цветного стекла- смальты.
· Роспись на стененазывается панно, на потолке –плафон
· Витраж – картина из цветных стекол или иного материала, пропускающего свет.
· Гобеленвытканный вручную ковер-картина. Изначально– изделие действующей поныне парижской мануфактуры, основанной как королевская в 1662г. в здании, которое до того занимали красильщики Гобелены (отсюда название). Гобеленыткались на специальных ручных станках из цветных шерстяных и шелковых нитей. Рисунки (картоны) для гобеленовс историческими, мифологическими, религиозными и др. сюжетами создавали крупные французские живописцы.
Станковая - вид живописи, в который входят произведения самостоятельного значения, не связанные с каким- либо художественным ансамблем и не имеющими практического применения.
· Картины. Самостоятельные художественные произведения, которые выставляются в картинных галереях, музеях, частных коллекциях.
Работают художники в основном на мольберте - специальном станке, на который крепится холст или картон. Для живописи на открытом воздухе - пленэре используют этюдник, который представляет из себя ящик с ножками и отделениями для хранения кистей и красок. Этюдники бывают специально для масла и акварели и различаются размером и внутренней конструкцией.
· Иконопись. Особый вид станковой живописи, имеющий специфическое предназначение. Выполняется на доске темперными красками по определенным правилам. Обычно это изображения святых, евангельских сцен.
Миниатюра(от лат. minium – киноварь, сурик, которыми в древности расцвечивались рукописные книги), произведение изобразительного искусства, отличающееся небольшими размерами и особой тонкостью художественных приемов. Первоначально миниатюрами назывались сделанные от руки иллюстрации гуашью, акварелью и др. красками в рукописных книгах, а также инициалы, заставки рукописей и т.п. Искусство книжной миниатюры, известное уже в Древнем Египте, достигло высокого совершенства в средневековой европейской культуре и на востоке. Распространение в Европе книгопечатания способствовало вытеснению миниатюры книжной иллюстрацией.
Название "миниатюра" было перенесено и на портретную живопись малого формата, выполняемую на табакерках, часах, перстнях, в медальонах и т.п. Появилась портретная миниатюра, зародившаяся в итальянской живописи 16 в. Она практически исчезла с середины 19 в. в связи с распространением фотографии.
Пленэр(франц. plein air, буквально – открытый воздух) - передача в картине богатства изменений цвета под воздействием солнечного света и окружающей атмосферы. Пленэрная живопись сложилась в результате работы художников не в мастерской, а на открытом воздухе, что давало возможность восприятия натуры в условиях естественного освещения. Систематическая работа на пленэре вошла в художественную практику в 1-й половине 19 в. Наиболее полное воплощение принципы пленэра нашли во 2-й половине 19 в. в творчестве мастеров импрессионизма.
Материалами живописи являются: Гуашь(от итал. guazzo – водяная краска), краски, состоящие из тонко растертых специальных пигментов, а также произведение искусства, выполненное этими красками. Возникла как разновидность акварели, когда для достижения плотности красочного слоя к водяным краскам начали примешивать белила. Гуашьшироко использовалась для выполнения книжных миниатюр уже в средневековом искусстве, а начиная с эпохи Возрождения – также для эскизов, картонов. В середине 19 в. началось массовое производство гуашевых красок (плотность и матовость тонов) для достижения специальных декоративных эффектов.
Масляная живопись - вид живописи масляными красками, которые готовят растиранием пигментов в отбеленном льняном (и др.) масле. Масляными красками пишут в основном на холсте, а также на дереве, металле, картоне, покрытых специальными грунтами (станковая масляная живопись),или на известковой штукатурке (монументальная масляная живопись).Масляная живописьв большей степени, чем какая-либо другая техника живописи, позволяет достичь на плоскости видимости объема и пространства, богатых цветовых эффектов и глубины тона.
Отдельные сведения о масляной живописи встречаются в античных и средневековых источниках. Широкое распространение маслянаяполучила в 1-й половине 15 в.
Акварель (от лат. aqua – вода), краски, обычно на растительном клее, разводимые водой, а также живопись этими красками. Ее основные качества – прозрачность красок, чистота цвета; размывы и затёки создают эффект подвижности и трепетности изображения, мягкости тональных и цветовых переходов. Живопись непрозрачной акварелью с примесью белил (см. гуашь) была известна в Древнем Египте, античном мире, средневековых Европе и Азии. Чистая акварель в 15–17 вв. служила главным образом для раскраски гравюр, чертежей, географических карт, эскизов картин и фресок, а со 2-й половины 18 в. стала широко применяться прежде всего в пейзажной живописи, поскольку быстрота работы акварелью позволяет фиксировать непосредственные наблюдения, а воздушность её колорита облегчает передачу атмосферных явлений.
Акрил –современные краски на основе искусственных пигментов на водной основе. Ими можно писать и по типу гуаши, и акварели, и пастозно, как в масляной живописи. Одной из особенностей акрила является очень быстрое засыхание красок. Акриловая живопись широко используется не только при написании картин, но и для росписи декоративных изделий, оформлении помещений и декораций.
Темпера –краски, которыми художники пользовались до появления масляных красок. В их основу входил яичный желток, вода и красящие пигменты. Русские иконописцы писали темперой на деревянной доске, покрытой плотным грунтом – левкасом.
Пастель –цветные мелки, используются как в живописи, так и в графике, в зависимости от задач, поставленных художником.
Включить цветовой круг