Совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой
В соответствии со статьей 35 общей части УК преступление признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали лица, ранее договорившиеся о совместном совершении преступления и влечет за собой более строгое наказание на основании и в пределах, предусмотренных УК РФ.
Преступление признается совершенным организованной группой, если оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений. Лицо, создавшее организованную группу, либо руководившее ей, подлежит уголовной ответственности за их организацию и руководство ими в случаях, предусмотренных соответствующими статьями особенной части УК РФ, а также за все совершенные организованной группой преступления, если они охватывались его умыслом. Другие участники организованной группы несут уголовную ответственность за участие в ней в случаях, предусмотренных соответствующими статьями особенной части УК РФ, а также за преступления, в подготовке или совершении которых они принимали участие.
В начале 90-х был совершен ряд краж из запасников Русского музея в г.Санкт-Петербурге. Следствием было установлено, что кражи совершала младший научный сотрудник Татьяна Кароль. Она передавала украденное 61-летнему контрабандисту Моисею Поташинскому. Кароль рассказала, что именно Поташинский предложил ей вынести несколько рисунков для копирования.
Суд приговорил Поташинского к 8 годам лишения свободы, Кароль осуждена на 6 условно с испытательным сроком 5 лет. По новому УК мера пресечения для Кароль и Поташинского была бы строже. Им было бы предъявлено обвинение по ст.164 УК РФ ч.2 п. а,б: хищения предметов или документов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность, совершенные группой лиц по предварительному сговору, карается лишением свободы на срок от 8 до 15 лет с конфискацией имущества.
Совершенные неоднократно.
В соответствии со статьей 16 УК РФ неоднократностью преступлений признается совершение двух или более преступлений, предусмотренных одной статьей или частью статьи УК РФ. Примером неоднократности может послужить названное выше дело о кражах в Русском музее. Моисей Поташинский был ранее трижды судим, в том числе за контрабанду художественных ценностей. В 70-е годы его дело под названием «Бандероли в Иерусалим» вызвало большой резонанс. Поташинский пытался переправить в Израиль живописные и графические произведения, разрезанные на части и зашитые в переплеты книг. По этому делу было изъято и возвращено несколько сотен произведений искусства. По УК РФ наказание - срок от 8 до 15 лет с конфискацией имущества.
Повлекшие уничтожение, порчу или разрушение предметов или документов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность.
В соответствии со ст.164 УК РФ ч.2 п. В – хищение предметов или документов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность, повлекшее уничтожение, порчу или разрушение предметов или документов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность, карается лишением свободы на срок от 8 до 15 лет с конфискацией имущества.
Примером в этом случае может служить произошедшее недавно ограбление Русского музея в Санкт-Петербурге. Неизвестными были похищены рисунки Перова. Между грабителями и охраной завязалась перестрелка. В результате перестрелки и совершенно варварского способа хищения пострадали некоторые ценные произведения искусства. Сравнительно недавно произошла серия хищений из центрального государственного архива. Были похищены документы, относящиеся к XV-XVIII вв. На большинстве похищенных документов стояли личные подписи государственных деятелей тех лет. Похитители просто вырывали документы из подшивок, что привело к утрате множества ценных экземпляров.
Заключение
В преступлениях, связанных с антиквариатом, можно проследить четкую цепь: добытчики – перекупщики – покупатели. Добытчики, в основном, обычные уголовники, которые готовы на все. Слова «достояние России», «наша история» для них – пустой звук. Перекупщики обычно рангом повыше, среди них немало художников, реставраторов. Покупатели – новоявленные бизнесмены, иностранцы.
Если добытчики, даже удачливые, рано или поздно обживают тюремные нары, то оставшиеся звенья цепи для закона практически недосягаемы.
Редчайшие реликвии уходят из России практически даром. Начиная с 1989-90 гг., когда возросли цены на антиквариат, участились ограбления коллекционеров. У контрабандистов произведениями искусства возникли финансовые осложнения – они уже не могли, как прежде, скупать товар за относительный бесценок. Альтернативой стали заказные ограбления, которые технически осуществить было несложно. Люди пожилые к «органам» относились настороженно, о серьезной охране своих сокровищ многие просто не думали, что стало своеобразной приманкой для грабителей.
Но крадут не только из частных коллекций, вспомним хотя бы многострадальный Русский музей в Санкт-Петербурге. Сколько раз из его запасников крали произведения искусства. Случаи хищения культурных ценностей, к сожалению, не стали редкостью даже при ужесточении наказания за эти деяния в новом УК. Алчность и жажда наживы берут свое. Очень часто похищенные культурные ценности теряются безвозвратно. Особенно это относится к частным коллекциям. Например, одно из самых громких «коллекционных» дел – ограбление в 1990 году Виктова Ефимовича Машуса. Его коллекция была одним из крупнейших в СССР частных собраний. Дело тянулось 5 лет. За это время умер сам владелец. Из коллекции было обнаружено только несколько работ в Англии, Германии и Москве. Где остальное, кто стоял за спиной непосредственных исполнителей – неизвестно.
Случается и такое, что находятся похищенные ценности, а владельцы остаются неустановленными. В этом случае произведения искусства передаются в музеи, картинные галереи, русской православной церкви. Экономическая ситуация в стране, нравственные проблемы общества, неразбериха во властных структурах – все это только способствует росту преступности и, в частности, хищению культурных ценностей.
Государство должно всячески помогать правоохранительным органам в деле возврата утраченных культурных ценностей, это предусматривает прежде всего создание более мощной материально-технической базы. Транспорт, новейшее оборудование для экспертиз, компьютеризация, подготовка и переподготовка кадров, более высокая заработная плата для сотрудников правоохранительных органов – это то, что необходимо сегодня, а также помощь в разработке и внедрении более надежных охранных систем для музеев, библиотек, квартир частных коллекционеров. Художественные ценности, составляющие национальное достояние, национальную гордость России, должны быть сохранены для будущих поколений. Наша культура одна из богатейших в мире, но без бережного отношения к ее составляющим все это может быть разрушено и уничтожено