В учении Аристотеля об основных категориях научной риторики
–этосе, логосе и пафосе, под логосом подразумевается:
1)уместность речи, ее соответствие нравственным ожиданиям слушателей;
2)замысел создателя речи, развиваемый перед слушателями;
3)логика, словесные, языковые средства.
58.Орфоэпические нормы определяют правила:
1)орфографии;
2)синтаксиса;
3)произношения.
59.В России научный функциональный стиль начал активно складываться в:
1)Х веке;
2)ХVIII веке;
3)ХХI веке.
60.Слова «акциз», «депорт», «дебет» относятся к подгруппе лексики ограниченной сферы употребления:
1)диалектизмам;
2)терминам;
3)жаргонизмам.
61.Тропами называются слова и выражения, употребленные в:
1)переносном значении;
2)прямом значении;
3)публичной речи.
62.К тропам относятся:
1)эллипсис, анафора, инверсия и др.;
2)метонимия, метафора, олицетворение и др.;
3)баллада, ода, гимн и др.
63.Стилистическая фигура – это:
1)необычный по синтаксису оборот речи, применяемый для усиления выразительности речи;
2)слова и выражения, употребленные в переносном значении;
3)вариант композиционного построения публичной речи.
64.Оксюморон (оксиморон) – это:
1)соединение двух антонимов или слов, противоречивых по смыслу;
2)юмористическое использование разных значений одного и того же слова или двух сходно звучащих слов;
3)избитое, шаблонное, стереотипное выражение.
65.Оборот речи, состоящий в чрезмерном преувеличении – это:
1)инвектива;
2)гипербола;
3)анафора.
66.Антитеза – это:
1)оборот речи, состоящий в чрезмерном преувеличении;
2)речь с бранью, оскорбительная в чей-нибудьадрес;
3)фигура речи, основанная на противопоставлении.
67.Риторический вопрос – это:
1)высказывание в форме вопроса, которое не предполагает ответа и содержит скрытое утверждение;
2)вопрос, задаваемый оратору слушателем;
3)проблема, которую рассматривает в своем выступлении оратор.
68.Слова, близкие по звучанию и написанию, но разные по значению называются:
1)синонимами;
2)антонимами;
3)паронимами.
69.К повседневной подготовке оратора относится овладение техникой речи, включающее:
1)знание правил орфографии и синтаксиса;
2)умение пользоваться техническими средствами усиления звука (микрофон и др.);
3)фонационное дыхание, голос, дикцию.
70.Дыхание, обслуживающее речь, называется:
1)прерывистое;
2)поверхностное;
3)фонационное.
71.Для усиления звука голоса оратору необходимо использовать естественные резонаторы, функцию которых выполняют:
1)полости над связками (глотка, лицевые пазухи и др.) и под связками (грудная полость);
2)передняя, средняя и задняя части языка;
3)верхняя губа и нижняя губа.
72.Дикция – это:
1)манера поведения оратора;
2)манера и степень отчетливости произношения слов, слогов, звуков;
3)навыки голосообразования.
73.Интонация включает в себя акустические компоненты:
1)буква, звук, фонема;
2)тон голоса, сила звучания, его длительность и тембр;
3)уверенность, убедительность, насыщенность.
74.Паузология – это:
1)наука о паузах;
2)закон формальной логики;
3)наука об обществе.
75.Спор – это:
1)процесс обмена мнениями, столкновение мнений, разногласие;
2)обсуждение с целью заключения согласия между кем-либопо ка-кому-либовопросу;
3)межличностноеречевое общение, предполагающее обмен взглядами.
76.В русском языке существуют слова, которые могут употребляться как синонимы к слову «спор»:
1)обсуждение, разговор, беседа;
2)размышление, понимание;
3)дискуссия, диспут, полемика, дебаты, прения.
77.Под дискуссией в научной литературе подразумевается:
1)публичный спор, целью которого является выяснение и сопоставление точек зрение, нахождение верного решения;
2)конфронтационное столкновение противоположных точек зрения;
3)публичную защиту научного сочинения.
78.Слово латинского происхождения «диспут» в научной практике раньше употребляли в значении:
1)публичной защиты научного сочинения;
2)обвинительной речи в суде;
3)спора с целью опровержения мнения оппонента.
79.Классификация споров по цели выделяет:
1)спор из-за истины, для убеждения кого-либо,для победы, спор ради спора;
2)спор-монолог,спор-диалог,спор-полилог;
3)организованные и неорганизованные споры.
80.Спор-полилог характеризуется:
1)обсуждением политических проблем;
2)участием в полемике нескольких человек (более двух);
3)полемикой человека с самим собой (внутренний спор).
81.Грамотное опровержение точки зрения оппонента осуществляется тремя способами:
1)психологическим давлением, агрессивностью, настойчивостью;
2)опровержением тезиса, критикой доводов оппонента, показом несостоятельности демонстрации;
3)выдвижением своих доводов, утверждением их состоятельности, убеждением оппонента.
82.Контрадикция – это:
1)противоречие в суждении, противоречивое высказывание, противоречие вообще;
2)таблица, составляемая на основании бухгалтерских данных в целях проверки и анализа баланса;
3)неправильная манера произношения слов, слогов и звуков.
83.Индукция – это:
1)логическое умозаключение от частного к общему;
2)логическое умозаключение от общего суждения к частным выводам;
3)изменение обычного порядка слов в предложении с целью усиления выразительности.
84.Резкое выступление против кого-либо,оскорбительная речь, называется:
1)инверсия;
2)инвектива;
3)антитеза.
85.Исходное положение, которое не требует доказательства – это:
1)аксиома;
2)аллегория;
3)альтернатива.
86.Логическое речевое доказательство включает три взаимосвязанных элемента:
1)факт, рассуждение, опровержение;
2)вопрос, ответ, утверждение;
3)тезис, аргумент, демонстрация.
87.Положение (мысль), которое нужно обосновать, поддержать или опровергнуть называется:
1)лозунгом;
2)аргументом;
3)тезисом.
88.Аргумент – это:
1)мысль (положение), с помощью которого обосновывается тезис;
2)мысль (положение), истинность которой требуется доказать;
3)иллюстративный материал, используемый оратором во время публичного выступления.
89.Демонстрация как часть речевого доказательства подразумевает:
1)логическую связь между аргументом и тезисом;
2)использование иллюстративного материала;
3)показ схем, алгоритмов, графиков.
90.Человек, опровергающий тезис, называется:
1)пропонент;
2)эфеб;
3)оппонент.
91.К логическим ошибкам построения доказательства относятся:
1)нарушение правил орфографии и пунктуации;
2)подмена тезиса, ложное основание и др.;
3)смешение функциональных стилей, орфоэпические и акцентологические ошибки.
92.Согласно логическому закону противоречия два противоречащих друг другу высказывания об одном предмете:
1)не могут быть одновременно истинными;
2)могут быть одновременно истинными;
3)не противоречат друг другу.
93.Логический закон тождества гласит, что:
1)всякая правильная мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых доказана;
2)из двух противоречащих высказываний одно является истинным;
3)высказывание и его отрицание не могут быть вместе истинными.
94.Вопросы, связанные с выяснением новых знаний относительно явлений, событий, предметов интересующих слушателя, называются:
1)уточняющими;
2)восполняющими;
3)риторическими.
95.По правилам культуры спора предмет спора должен:
1)быть четко определен и известен полемизирующим сторонам;
2)не вызывать разногласий полемизирующих сторон;
3)всегда отражать групповые интересы.
96.Проявления уважения к своему оппоненту требуют правила:
1)эстетики;
2)логики;
3)этики и культуры.
97.Сарказм – это:
1)беззлобное насмешливое отношение к чему-либо;
2)тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме;
3)злая ирония, ядовитая насмешка.
98.Конструктивный диалог основан на ряде психологических принципов:
1)равной безопасности, децентрической направленности, адекватности воспринятого сказанному;
2)тождества, исключения третьего, противоречия;
3)гуманизма, равенства распределения материальных благ.
99.Психологический принцип децентрической направленности в ходе конструктивного диалога подразумевает:
1)непричинение психологического или иного ущерба партнеру;
2)непричинение ущерба делу, ради которого спорящие вступили в диалог;
3)непричинение ущерба сказанному или прочитанному посредством искажения смысла.
100.Непричинение психологического или иного ущерба партнеру в ходе диалога подразумевает психологический принцип:
1)адекватности воспринятого сказанному.
2)равной безопасности.
3)децентрической направленности.