Формы и методы контроля образовательных достижений учащихся
Специфика диагностики в рамках данной образовательной системы определяется рядом факторов.
А) Двойственный характер системы целеполагания: учебные задачи, которые должны быть решены на конкретном уроке или в течение ряда уроков, нередко по-разному формулируются для учащихся и учителя. В связи с этим диагностические процедуры приобретают косвенный характер и, как правило, не предъявляются детям как диагностические. Реальным продуктом учебной деятельности для школьников чаще всего становятся творческие работы (подражания, читательские размышления, работы аналитического характера), а также подготовленные по материалам творческих работ книжки-самоделки или театрализованные действа.
Заметим: косвенный характер имеет и диагностика различных аспектов навыка чтения (темп, осознанность, выразительность и др.). Это означает, что определение беглости чтения, а также уровня осознанности, грамотности и выразительности происходит в процессе решения детьми тех или иных содержательных задач — это может быть знакомство с новым произведением; представление в классе книги из индивидуального читательского репертуара; чтение с попутными наблюдениями по заданию учителя и др. Внимание детей, в соответствии с пониманием навыка чтения как технической составляющей читательских позиций, на диагностике техники чтения не фиксируется.
Б) Диагностические процедуры предполагают дальнейшую корректировку полученных результатов; именно поэтому диагностика проводится не на заключительных этапах тех или иных периодов обучения, а систематически встраивается в структуру учебной деятельности. Оптимальной для данной образовательной системы формой диагностики является составление базы данных для каждого ученика, в которую выборочно включаются письменные работы всех типов, сведения об индивидуальных читательских репертуарах, заполненные родителями анкеты, а также текущие наблюдения учителя. Периодический анализ подобной базы данных позволяет учителю держать в поле зрения весь спектр учебных проблем, которые предстоит решать каждому ученику, а также помогает учителю выбрать оптимальные для каждого ученика педагогические решения.
В) Методы обучения и диагностики не противопоставлены: диагностика осуществляется в процессе обучения. В целях диагностики чаще всего используются дидактические приемы «узнавание произведений» и «творческие подражания».
«Узнавание произведений» и «творческие подражания» помогают определить уровень литературного развития школьников: для успешного выполнения заданий, построенных в русле данных дидактических приемов, требуется умение определять жанры знакомых произведений, их авторов, пользоваться разнообразными художественными приемами, свойственными произведениям определенных жанров, а также умение встраиваться в художественную систему конкретного произведения, воспроизводить творческую манеру знакомых авторов.
О диагностике технической составляющая линии читательской деятельности — навыка чтения — см. выше (пункт А). Диагностика культурной составляющей уровня читательской деятельности (читательский кругозор, умение ориентироваться в мире книг) осуществляется с помощью читательских дневников, читательских конференций, конкурсов эрудитов и др. — выбор конкретных методических решений находится в компетенции учителя.
Подчеркнем: диагностика во всех перечисленных вариантах ориентирована не на воспроизведение готового знания, будь то определение актуальных терминов или историко-литературные сведения, а на способность школьников действовать в пределах освоенного учебного пространства.
Г) Наиболее удобными для диагностики оказываются дидактические приемы, которые могут быть реализованы в письменной форме.
Письменная форма заданий диагностического характера предпочтительна, поскольку позволяет учителю получить необходимую информацию о каждом ученике и обратиться к ней в любое удобное время (письменные работы удобны для включения в базу данных). Письменная форма естественна для творческих подражаний и читательских впечатлений. Что касается узнавания произведений, то этот дидактический прием реализуется в устной форме, что снижает его эффективность в целях диагностики.
В целях преодоления описанного неудобства используются тесты, центральное место в которых отводится узнаванию произведений.
Литература для учителей
1. Левин В.А. Когда маленький школьник становится большим читателем. М.: Лайда, 1994.
2. Выготский Л.С. Мышление и речь (любое издание).
3. Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. М.: Просвещение, 1989.
4. Родари Дж. Грамматика фантазии (любое издание).
5. Троицкая Т.С. Литературное образование младших школьников: коммуникативно-деятельностный подход: Монография. М.: АПКиПРО, 2004.
6. Троицкая Т.С. Мозаичность и целостность романа Ю. Олеши «Три толстяка» (статья) / Дискурсивность и художественность: К 60-летию Валерия Игоревича Тюпы: Сборник научных трудов. М.: Изд-во Ипполитова, 2005. С. 276—287.
7. Стихи со всего света (зарубежная детская поэзия в вариантах поэтических переводов). Хрестоматия для студентов педагогичсеких вузов и колледжей. Книга для учителя / Авторы-составители Т.С. Троицкая, О.Е. Петухова. – Барнаул: изд-во БГПУ, 2005.
8. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск, 1993.
9. Чуковская Л.К. Памяти детства. Воспоминания о Корнее Чуковском (любое издание).