Ято бхавом стато расаха

Молитвы перед занятием

Теперь, чтобы лучше понять практическую часть, необходимо узнать коротко об основных теоретических понятиях, применяемых в индийском танце. Чтобы знание лучше усвоилось, изучение начинают со своеобразной молитвы. Так поступали и все великие мастера, давшие нам это знание. Вы быстро привыкнете к ним, практикуя занятия индийскими танцами. Самое главное же — просто понять смысл. Все начинается со стихов (шлок), произносимых с почтением к богам. (Их знают все танцовщики классических индийских танцев). Они полны мудрости и многие из них вообще полезны для всех людей, так как они помогают настроить себя на изучение традиции. Даже если повторять их в обычной жизни, то жизнь станет совершеннее, и на нас снизойдет множество благословений!

Вот одна из таких молитв, дающая понимание, что учитель — это представитель Бога (здесь мы взяли стих из Гурустотры). И для обретения любого знания этого мира и понимания сначала нужно попросить благословение учителей (гуру).

Гуру Брахма Гурур Вишну

Гуру Дэво Махешвараха

Гуру Сакшат Пара Брахма

Тасмай Шри Гураве Намаха

Гуру — это Господь Брахма, Господь Вишну, Господь Шива и мой Гуру. Перед этим Гуру, величайшим проявлением божественной воли, вечным свидетелем всего, я склоняюсь.

Поскольку Шива является величайшим танцором, актером и покровителем танца, далее следует шлока, посвященная Господу Шиве.

Ангикам Бхуванам Ясья

Вачикам Сарва Ванмаям

Ахарьям Чандра Таради

Там Намаха Саттвикам Шивам

Его тело — это вся Вселенная, его речь — это лучшие звуки (языки) мира, его украшают Луна и звезды. Этому чистейшему Господу Шиве я поклоняюсь.

Далее обычно молятся непосредственно об успехе в изучении искусства танца.

Кхантаят Ламбхаят Гитам

Хастана Артха Прадакшьят

Чакшубхьям Даршаят Бхавом

Падабхьям Тала Ачерайт

Пусть из моего горла исходит песня, пусть мои руки будут искусны и показывают смысл, пусть взгляд будет выразителен и пусть стопы отбивают ритм.

Ято Хаста Тато Друшти

Ято Друшти Стато Манаха

Ято Манаха Стато Бхавом

Ято Бхавом Стато Расаха

Куда следует рука, туда и взгляд, за взглядом следует ум, за умом — эмоции, а за ними — чувства.

(Здесь под чувствами понимаются чувства, которые испытывает не только танцор, но и зритель, так как цель эмоций танцора — воздействовать на зрителя, вызвать его реакцию.)

3. Счет

Бхуми пранама

Начинают и заканчивают занятия и выступления с особого маленького ритуала, Бхуми Пранама — выражения почтения матери-Земле и получения ее благословений, так как ударами стоп танцовщица причиняет Земле некоторое беспокойство. Это особые движения, включающие элемент, когда танцовщица касается ладонями пола (земли) и головы, или глаз, в знак уважения, и руками показывает жест, означающий приветствие и почтение. Таков принцип танца — все должно делаться с любовью и уважением, тогда успех гарантирован.

Ка ра та ка гаде гейне тха\

Ка ра та ка гаде гейне тха\

Ка ра та ка гаде гейне тха

Счет для степов

Та и тхе на те ре ке ке те те\

Та и тхе на те ре ке ке те те

Та и тхе на те ре ке ке те те \

Дхей дхей дхей дхей на те ре ке ке те те

Кханди

1. Та ке дха дха гаде гейне та\

Та каратака та\

Дха гаде гейне дха

2. Та джам така джам

Такита такита такита джам

3. Дхейке дхейке дха\

Дха дха гаде гейне дха\

Дха дха гаде гейне дха\

Дха гаде гейне дха

4. Джейке джинама джинама такита\

Тхинти накита\

Та тарекеке дха\

Дха гаде гейне дха

5. Тинтере кититака\

такатере тикитака\

та джам така джам \

тинтере кититака \

такатере тикитака \

та джам така джам

Ата кита та джам\ ата кита та джам\Ата кита та джам\

джам\

каратака джам\ така джам\

4. Основные позиции тела

ято бхавом стато расаха - student2.ru   ято бхавом стато расаха - student2.ru  
1. Самабханга 3. Трибханга
ято бхавом стато расаха - student2.ru ято бхавом стато расаха - student2.ru
2. Абханга 4. Чока

5. Асамьюта хаста

ято бхавом стато расаха - student2.ru

6. Самьюта хаста

ято бхавом стато расаха - student2.ru

7. Движения головы (Широ бхеда)

ято бхавом стато расаха - student2.ru 1. Сама — голова прямо, в обычном состоянии. ято бхавом стато расаха - student2.ru 2. Уддвахита — запрокинута назад. ято бхавом стато расаха - student2.ru 3. Адхомукха — наклонена вперед, вниз. ято бхавом стато расаха - student2.ru 4. Алолита — вращается по кругу. ято бхавом стато расаха - student2.ru 5. Друта — поворот головы в одну сторону и обратно прямо.   ято бхавом стато расаха - student2.ru 6. Кампита-киваем ято бхавом стато расаха - student2.ru 7. Параврита — поворот Головы из стороны в сторону ято бхавом стато расаха - student2.ru 5. Уткшипта — наклонена слегка к плечу, одновременно поднят и подбородок, то есть голова расположена по диагонали. ято бхавом стато расаха - student2.ru 9. Паривахита — как говорим «нет»

8. Положения глаз (Дришти бхеда)

ято бхавом стато расаха - student2.ru 1. Сама –смотрим прямо перед собой. ято бхавом стато расаха - student2.ru 2. Алокита — глазные яблоки вращабтся по кругу ято бхавом стато расаха - student2.ru 3. Сачи- Посмотрите в одну сторону и прямо. ято бхавом стато расаха - student2.ru 4. Пралокита- из стороны в сторону.     ято бхавом стато расаха - student2.ru 5. Нимитита — глаза полузакрыты ято бхавом стато расаха - student2.ru 6. Улокита — вверх. ято бхавом стато расаха - student2.ru
  1. Анубхрита — сверху вниз.
ято бхавом стато расаха - student2.ru
  1. Авалокита — смотрите перед собой ниже, чем уровень ваших глаз (но не в низ, не в пол).
 

9. Положения шеи (Грива бхеда)

  ято бхавом стато расаха - student2.ru
  1. Сундари — горизонтальные скольжения из стороны в сторону.
  ято бхавом стато расаха - student2.ru   2. Тирасчина — подбородок движется диагонально в правый угол, затем обратно в изначальное положение, потом так же в левый передний угол и обратно, то есть, к себе в обе стороны, по траектории латинской буквы «V».  
  ято бхавом стато расаха - student2.ru
  1. Паривартита — подбородок движется по траектории полумесяца
    ято бхавом стато расаха - student2.ru
  1. Пракампита –вперед назад как голуби.
  Ниагривачатурвида.  

10. Положения ног

ято бхавом стато расаха - student2.ru ято бхавом стато расаха - student2.ru
1.Адди пада 5.Дхану пада
ято бхавом стато расаха - student2.ru ято бхавом стато расаха - student2.ru
2.Югма пада 6.Прушта дхану пада
ято бхавом стато расаха - student2.ru ято бхавом стато расаха - student2.ru
3.Бипарита мукха пада 7.Маха пада
ято бхавом стато расаха - student2.ru ято бхавом стато расаха - student2.ru
4.Кумбха пада 8.Эка пада
ято бхавом стато расаха - student2.ru ято бхавом стато расаха - student2.ru
9. Мина пучха пада 13. Нупура пада
ято бхавом стато расаха - student2.ru ято бхавом стато расаха - student2.ru
10. Лолита пада 14. Сучи пада
ято бхавом стато расаха - student2.ru ято бхавом стато расаха - student2.ru
11. Уттолита пада 15. Кунчита пада
ято бхавом стато расаха - student2.ru   ято бхавом стато расаха - student2.ru
12. Уллолита пада 16. Анукунчита пада
ято бхавом стато расаха - student2.ru ято бхавом стато расаха - student2.ru
17. Билагна паршни пада 21. Мандала пада
ято бхавом стато расаха - student2.ru ято бхавом стато расаха - student2.ru
18. Агра билагна паршни пада 22. Чока пада
ято бхавом стато расаха - student2.ru ято бхавом стато расаха - student2.ru
19. Трибханга пада 23. Ардхачока пада
ято бхавом стато расаха - student2.ru ято бхавом стато расаха - student2.ru
20. Свастика пада 24. Бандхани пада
ято бхавом стато расаха - student2.ru ято бхавом стато расаха - student2.ru
25.Утпаршни пада 27. Рекха пада
ято бхавом стато расаха - student2.ru  
26. Ардхасвастика пада  

11. Позы часто встречающиеся в танце стиля Одисси

ято бхавом стато расаха - student2.ru ято бхавом стато расаха - student2.ru ято бхавом стато расаха - student2.ru
1 Праната 5 Ардхангика 9 Шикхандика
ято бхавом стато расаха - student2.ru ято бхавом стато расаха - student2.ru ято бхавом стато расаха - student2.ru
2 Девапраната 6 Бирата 10 Манджарика
ято бхавом стато расаха - student2.ru ято бхавом стато расаха - student2.ru ято бхавом стато расаха - student2.ru
3 Стхиралолита 7 Анйоньяшрита 11 Тарангашрита
ято бхавом стато расаха - student2.ru ято бхавом стато расаха - student2.ru ято бхавом стато расаха - student2.ru
4 Чарупаршвачира 8 Катилагна 11-1 Тарангашрита
ято бхавом стато расаха - student2.ru ято бхавом стато расаха - student2.ru ято бхавом стато расаха - student2.ru
12.Кабари Саджжика 16.Паршвамаюрасья 21.Уттолита
ято бхавом стато расаха - student2.ru ято бхавом стато расаха - student2.ru ято бхавом стато расаха - student2.ru
13.Абагунтханика 17.Скандхоручханда 22.Накшатрасучика
ято бхавом стато расаха - student2.ru ято бхавом стато расаха - student2.ru ято бхавом стато расаха - student2.ru ято бхавом стато расаха - student2.ru
14-1,2.Чибукамандана 18.Скандхорулагна 23.Бхуджамандала
ято бхавом стато расаха - student2.ru ято бхавом стато расаха - student2.ru ято бхавом стато расаха - student2.ru ято бхавом стато расаха - student2.ru
14-3, 4.Чибукамандана 19.Абанаминта 23-1, 2 Бхуджамандала
ято бхавом стато расаха - student2.ru ято бхавом стато расаха - student2.ru ято бхавом стато расаха - student2.ru
15.Муктимаюрасья 20.Чаяника 3, 4, 5. Бхуджамандала
ято бхавом стато расаха - student2.ru ято бхавом стато расаха - student2.ru ято бхавом стато расаха - student2.ru
24.Лилаита 29. Паршва катихаста 34. Навишикхари
ято бхавом стато расаха - student2.ru ято бхавом стато расаха - student2.ru ято бхавом стато расаха - student2.ru
25.Навишикхаралолита 30. Бимукха маюрасья 35. Паршвакатимандана
ято бхавом стато расаха - student2.ru ято бхавом стато расаха - student2.ru ято бхавом стато расаха - student2.ru
26. Дхвалданга 31.Самамукха маюрасья 36 Паршвалолита
ято бхавом стато расаха - student2.ru ято бхавом стато расаха - student2.ru ято бхавом стато расаха - student2.ru
27. Паршварупабешана 32.Дукулалагна 37Аргхьяхаста
ято бхавом стато расаха - student2.ru ято бхавом стато расаха - student2.ru ято бхавом стато расаха - student2.ru
28.Катихаста 33. Сучисмита 38. Урушикхарасана

12. Разминка

ято бхавом стато расаха - student2.ru
1 Приседы
ято бхавом стато расаха - student2.ru
2. Пяточки — носочки
ято бхавом стато расаха - student2.ru
3. Выпады
ято бхавом стато расаха - student2.ru
4. Наклоны
ято бхавом стато расаха - student2.ru
5. Наклоны по кругу.
ято бхавом стато расаха - student2.ru
6. Прогибы с выпадом.
ято бхавом стато расаха - student2.ru
7. Прыжки
ято бхавом стато расаха - student2.ru
8. Потягивания
ято бхавом стато расаха - student2.ru ято бхавом стато расаха - student2.ru    
9. Вращения грудной клетки

13. Теория

В «Натьяшастре», главном писании об индийском танце, говорится о том, что танец — целостное искусство, и целостным его делают три составляющие, которые вместе присутствуют в танцевальном представлении. К слову, многие зрители сразу замечают, что классический индийский танец бывает со смыслом и без конкретного значения (абстрактным). На самом деле в танцах выделяют три главных аспекта, три вида танца: нритта, нритья и натья.

Нритта — это абстрактный технический танец, хореография в чистом виде без смысловой нагрузки. Это представление танцевальной техники. Нритта — аспект, не требующий глубокого чувственного общения со зрителем. Это демонстрация радости, энергии движения, красоты линий, изящности поз, подчеркнутая интересными и интригующими ритмическими пассажами, которые танцовщица подчеркивает ударами ног. В технике различаются позиции ног, траектории движения частей тела, угол наклонов, положения рук, (причем, жесты, хасты, используются для украшения движений, без каких-либо смысловых значений), также то, как движется танцовщица по сцене и другие детали. В каждом стиле классического индийского танца различаются свои технические нормы. Танцы этого типа в Одисси — Мангалачаранам, Паллави, Мокше. Противоположным этому аспекту является нритья — эмоциональный, образный танец. Этот аспект раскрывает эмоциональность, настроение и темперамент танца, показывает его чувственность или раскрывает смысл, контекст истории, повествования. Этот аспект предполагает общение со зрителем и воздействие на него целым арсеналом выразительных средств, чтобы донести идею, или вызвать чувства. И вот здесь жесты для рук не только украшают танец, но и передают значения слов, понятий, помогая перевести звуки в образы.

Жесты, выполняемые кистями рук, называются хаста или мудра. Они детально кодифицированы. Жесты для одной руки называются асамьюта хаста, их 28, а для двух рук называются самьюта хаста, их 23 (по описанию, которое дается в трактате «Абхиная Дарпана»). С помощью хаст передаются значения слов и фраз в песнях и текстах, они помогают передать смысл истории, сюжета, акцентировать настроение. В техническом же танце (абстрактном, который не несет смысловой нагрузки) хасты используются без значений и служат средством украшения движений танца, такие жесты называются нритта хаста. Возвращаясь к аспекту нритья, стоит отметить, что смысловой танец, или сюжетный танец включает в себя мимику, жесты для рук со значениями и пантомиму, в целом, называемую абхиная.

Абхиная — это искусство коммуникации со зрителем во время представления. Абхиная рассматривается с разных сторон, поэтому она состоит из четырех взаимоусиливающих компонентов (ангика, вачика, ахарья, саттвика), где каждый важен в равной степени.

Ангика абхиная — пантомима, телесная выразительность, в которую входит владение телом, технически правильное выполнение передающих смысл жестов для рук, движения головы, шеи, глаз, мимика, позы и т.д.

Вачика абхиная — это словесное выражение, или звуковое воплощение идеи, которое поется во время танца. Сейчас в представлениях поет певец, сидящий в аккомпанирующем оркестре, а раньше бывало, что танцовщица сама же и пела во время танца. В некоторых танцах и по сей день, например в стиле Кучипуди, танцовщица губами проговаривает то, что поет певец, будто сама поет. В вачикас, или в то, что воспроизводится речью, входит кавьяс (поэзия) и натакас (драма). То есть в танцевальном представлении певцы-аккомпаниаторы поют песни, гимны, стихи, а также монологи, реплики, диалоги и все, что входит в поэзию и драму. Иногда поют названия нот, или ритмические слоги, усиливающие эмоциональное воздействие музыки.

Ахарья абхиная — это вся внешняя оболочка представления, обложка. Сюда входит грим, костюм, украшения, свет, то, как оформлена сцена, декорации, само помещение, в котором происходит представление.

Саттвика абхиная — это непосредственно сами непроизвольные эмоции актера. Например, волоски на теле встают дыбом, проливается пот, появляется дрожь, слезы и т.д. Это возникает, когда танцовщица глубоко переживает те эмоциональные состояния, которые изображает, поэтому ее эмоции выглядят натурально, естественно, по-настоящему. Так, например, состояние гнева мало изобразить с помощью мимики: при гневе тело колотит, краснеет лицо, раздуваются ноздри, появляется горячий пот, человек делает резкие движения, с силой сжимает кулаки, быстро ходит туда-сюда и т.д. Такие симптомы относятся к разряду саттвика абхинаи.

Отсутствие одного из этих компонентов значительно снижает выразительность танца. Абхиная — это экспрессивная, выразительная часть танца. Конечно, одной из главных частей в этом аспекте является лицо танцора и его актерское мастерство. И, хотя существует множество эмоций, настроений, чувств, в «Натьяшастре» сказано о девяти главных: шрингара — любовь, рудра — гнев, адбхута — удивление, хасья — смех, бибхатса — отвращение, каруна — горе и сострадание, вира — героизм, сила и смелость, бхаянака — страх и ужас и шанта — умиротворение. Эти девять главных темпераментов, настроений, называются раса. (А, поскольку их девять, их называют навараса.) Танцовщица во время представления может рассказывать историю, как мы уже говорили. И, если она использует только телесный язык (позы, жесты, скорость и т.д.), то этого все равно недостаточно для передачи смысла. И только когда появляются эмоции, картина становится живой, целостной.

Поэтому нритья — это другая сторона танца, без которой танец был бы просто набором физических упражнений.

Третья составляющая индийского танца — это натья, драматический танец, или театрализованная хореографическая постановка. Натья — это комбинация нритты и нритьи. Танцовщица изображает текст, который поется, причем, иногда это даже не песня, а монологи героя или диалоги в пьесе. И, конечно, здесь самым важным становится конечный смысл и умение его передать.

В экспрессивном, сюжетном и смысловом танце танцор становится актером и играет разные роли. Для драматизирования ситуации и для узнаваемости изображаемых характеров в индийском танце существует концепция «найака, найика и сакхи» — герой, героиня и подруга-помощница (друг). Часто и характеры богов показываются через человеческие характеры и качества в различных ситуациях, происходящих с людьми. То есть, великие истины рассказываются простым языком, понятным не только ученым брахманам, а людям из любой касты, которые в древние времена не получали глубокого образования в области духовных наук и священных писаний. Например, Радха (найика) ревнует Кришну (найака) к своим подругам (сакхи). На самом деле, говоря языком мудрецов, духовная ревность Радхи (олицетворяющей энергию наслаждения Бога) стимулирует ее желание быть полностью, без остатка, предавшейся своему возлюбленному (Самому Богу), девушкой (олицетворенной душой). И это провоцирует постоянное о нем памятование, желание быть неразлучными. Иносказательный язык танцев пробуждает лучшие чувства в человеке, делая его ближе к пониманию Бога, очищая его внутренне, развивая в нем влечение к божественной тематике. Сопереживание героям вызывает глубокий внутренний чувственный взрыв и катарсис, и, как следствие, провоцирует человека стать лучше, достойней прожить жизнь, а также заняться самосознанием.

В «Натьяшастре» описаны разные типы героя (найака) и героини (найики):

- в зависимости от их возраста (например, взрослая царица, или юная девушка)

- природы и качеств характера (важный и хитрый министр-интриган, смиренный святой, благородный царь, игривый и находчивый мальчик-пастушок)

- опыта в любви (девушка, еще не испытавшая плотской любви, но готовая к этому, царица, изведавшая все прелести супружеской жизни)

- ситуации (героиня, наряжающаяся и ждущая встречи с любимым, героиня расстроенная, поссорившаяся с любимым) и т.д.

Сакхи — это подруга, или помощница. Она всегда находится между найикой и найаком, как конфиденциальный помощник и лучшее доверенное лицо. Она помогает соединить разлученных влюбленных, ругает героя за его проступки, или помогает ему исправиться, реабилитироваться в глазах героини, утешает скорбь героини, находящейся в разлуке с любимым.

Теперь вернемся непосредственно к хореографии танца. В индийском классическом танце есть два вида движений, две противоположных категории. Их называют тандава и ласья.

Тандава — это четкие, силовые, энергичные, резкие, жесткие, тяжелые движения. Их выполнял Шива, особенно, пребывая в своем божественном гневе.

Ласья — это мягкие, женственные, изящные, легкие, плавные, дополненные оттенками разных эмоций, движения. Их изначально исполняла богиня Парвати, чтобы умилостивить и успокоить своего разбушевавшегося мужа, Шиву.

Все движения в танце состоят из скоординированных комбинаций движений разных частей тела. Части тела подразделяются на самые главные, на соединяющие их между собой и мелкие, и их называют анга, пратьянга и упанга.

Анга, или основные части тела, включают в себя руки (кисти), ноги (стопы), голову, бока, талию и грудь. Пратьянга, или промежуточные части — это шея, плечи, локти и предплечья, спина, живот, бедра, колени, голени и щиколотки. Упанга, или незначительные, мелкие части тела — лицо, губы, рот, зубы, язык, подбородок, нос, щеки, брови и глаза, глазные яблоки.

Для них существуют разные классические позиции, называемые бхеда, изучение которых входит обязательно в базис всех классических стилей. Это азбука танца. Затем при изучении танцев переходят уже к изучению движений, начиная с простых, и, по мере усваивания, добавляют более сложные.

Движения в индийских классических танцах совершаются под индийскую классическую музыку. Музыка основана на различных талах, ритмах, играющихся в медленном, среднем и быстром темпе. Темп называется лайа. Счет проговаривается ритмическими слогами, что называется «бол», слоги имитируют звуки ударного инструмента, создают словесный ритмический рисунок. Например, «дха дхин та тете дхаге дхин та китатака». Когда танцовщица тренируется, она выполняет каждое движение в разном темпе, что задействует разные мышцы, поэтому движение получается более совершенным, отточенным, и это позволяет в танце сразу адаптировать движения к заданному ритму.

14. Репертуар

Танцевальные номера классической программы Одисси

МАНГАЛАЧАРАН — танец, которым, как правило, открывают программу в стиле Одисси. В этом танце совершается приношение цветов в дар божеству, при этом сама сцена освящается, становится особым местом. Кроме того, танцор совершает бхуми-пранам, или приветствие Матери-Земле. В середине Мангалачарана звучит шлока, несколько строк, прославляющих определенного бога — например, Ганешу, Сарасвати, Вишну, Шиву, Кали, Сурью (солнце). В заключение танцор делает три пранама (приветствия): богам, своему учителю и зрителям.

* * *

БАТУ НРИТЬЯ — техническая композиция, посвященная Шиве. В этом танце представлена большая часть базовой техники Одисси, хотя уже в этом танце от исполнителя требуется недюжинная выносливость. В первой части этого номера танцор изображает игру на музыкальных инструментах — на вине (струнный инструмент, напоминающий ситару), на флейте, на барабане и на цимбалах.

* * *

ПАЛЛАВИ — это все богатство и разнообразие техники Одисси. Так называются технические композиции, созданные на основе определенной раги (мелодии). Число Паллави в Одисси весьма велико, так как этот танец дает простор хореографам, и новые Паллави создаются по сей день. Неповторимая красота этого танца заключается в том, что движения танцора неразрывно связаны с мелодией, музыка и движения подчеркивают друг друга.

* * *

АБХИНАЙЯ — под этим словом подразумевается драматическая выразительность, актерская игра в танце. Таким образом, Абхинайя — это сюжетный танец, как правило, о богах. Во время исполнения абхинайи танцор своими движениями и мимикой как бы иллюстрирует то, о чем поется в песне, сопровождающей его выступление.

Абхинайя как таковая есть практически во всех стилях индийского классического танца. Одисси же примечателен танцами о Кришне — о его проделках в детстве, о его победах над демонами, о его отношениях с пастушками и Радхой. Однако танцами, посвященными Кришне, абхинайя Одисси не исчерпывается.

* * *

ВАНДАНА — молитва, обращение к божеству в танце. Вандана может быть отнесена к абхинайе, однако в таком танце не столько рассказывается о каких-то происшествиях, сколько перечисляются качества божества.

* * *

МОКША — этим номером традиционно завершают классическую программу. «Мокша» означает освобождение от круга перерождений. В конце этого танца звучит мантра Ом, иногда — Ом Шанти.

Наши рекомендации