(c)&(p) 2005 Ars Benevola Mater http://romowe.woods.ru www.arsbenevolamater.com Этот третий по счету альбом от лидеров российского дарк-фолка лично для меня оказался во многом неожиданным. Начиная с оформления – бело-зеленые тона оформления диги-пака, и даже вызывающе современный шрифт, которым написана вся информация в буклете - уж очень не вяжутся с привычными уже для ROMOWE RIKOITO сочетанием черного и золотого, и антикво-витиеватыми литерами на прошлых двух дисках. Группа сменила лейбл – не слишком известный и замеченный лишь в выпуске нескольких релизов более-менее известных групп нойз-экспериментального направления, итальянский Ars Benevola Mater отличился ныне лишь десятым диском в своем каталоге. Грустно это по двум причинам: во-первых, тем самым, видимо, окончательно декларируется смерть замечательного и во многом уникального кенигсбергского лэйбла Brudenia, где вышли два предыдущих диска группы, а во-вторых, обидно из-за того, что третья работа RR будет доступна лишь фанатам лишь самого упертого андерграунда, хотя – уверен – этот замечательный диск с удовольствием издали бы фирмы, не менее «правильные» по концептуальности и качеству выпускаемой продукции, однако ориентированные на гораздо более широкую аудиторию. Еще один сюрприз – сам звук этой пластинки, которая, хотя и звучит стилистически абсолютно в русле старого и обожаемого многими ROMOWE RIKOITO, однако по качеству записи способна даже несколько удивить приверженцев их творческой магии «со стажем». Лично мне показалось, что этот великолепный по своему содержанию альбом несколько, что ли, недопродюссирован, - не знаю уж по какой причине. По сравнению с предыдущим диском, “L’Autumne Eternel”, нынешний, “Austradeiwa”, звучит несколько беднее, совсем чуть-чуть – но более прямолинейно и просто. Возможно, в этом вина неизвестного мне Andreas Resch, взявшего на себя ответственность за финальный мастеринг – все-таки музыкальное лицо RR, определяемое их гитаристом, композитором и звукорежиссером Джонни, мне было как-то ближе. Впрочем, мне неизвестны изначальные планы и ожидания музыкантов от этого альбома, и если говорить о факторе внутренней эволюции, то одинаковые по звучанию альбомы - изначально признак некоторого регресса, и, возможно, именно такого звука, в сочетании со слегка отдающим модными тенденциями визуальным оформлением, члены группы и добивались. Впрочем, альбом несет куда больше внутренних чудес, чем шероховатостей, за которые я решил слегка зацепиться перед перечислением достоинств. Не хотелось бы повторять все то, что уже написано по поводу этого диска в других изданиях, но совершенно бесспорно, что для всех, кто единожды был очарован самим явлением под названием ROMOWE RIKOITO эта пластинка - еще одно откровение, очередная, давно ожидаемая порция ни на что другое не похожего проявления высокого творческого сознания, воплотившегося в кусочек пластмассы и картона. Думаю, лучшее применение для использованных материалов можно придумать лишь с большим трудом! Кенигсбергская компания как всегда неподражаема – песни, сохраняя, все прежние достоинства, стали более продуманы в композиционном плане, а первый и последний трек написаны на основе столь близких команде прибалтийский текстов, причем последняя песня – насколько я понимаю, вообще на древнем прусском языке. Пожалуй, не ошибусь, заметив, что на новом альбоме коэффициент хитовости композиций у RR высок как никогда – первый трек, а особенно второй, The Quest, в который я буквально влюбился еще на фестивале PRUTENA, являются одними из самых ярких во всем творчестве группы. ROMOWE RIKOITO остаются верными себе, не пуская в музыку более ничего, кроме музыки, волшебства и духа, чем могут похвастаться на российской, да и на мировой сцене, лишь единицы. Безо всяких преувеличений, лично для меня RR сегодня – чуть ли не единоличные лидеры мирового дарк-фолка, новые диски которых ожидаются мной с гораздо большим нетерпением, чем новые творения признанных отцов этого жанра, буквально погрязжих в предсказуемых самоповторах, неприкрытой коммерции, собственных пороках и тенденциозности. И если основная масса музыкантов и поклонников этого направления останется в неведении относительно нынешнего диска коллектива, как одного из главных достижений стиля за последнее время, то исключительно из-за собственной лени и небольшому тиражу “Austradeiwa”. Для российской же публики диск, видимо, останется практически недоступным благодаря, как и в случае с NEUTRAL, удивительной пассивности отечественных лейблов, издающих все новые и новые перепечатки западных команд зачастую словно по принципу “all pigs must be released!”… АШ Невольное сравнение двух пластинок Romowe Rikoito “Austradeiwa” и Neutral “...Of Shadow And The Dream” напросилось у меня само собой, хотя слушал я их с заметным временным промежутком и совершенно в разном настроении. Но, тем не менее, сравнить тут как раз есть что, ибо у обоих команд слишком много общего: – группы позиционируются критиками в одну жанровую нишу – Russian dark-folk, – считаются лидерами этого жанра, – альбомы вышли примерно в одно и тоже время, – оба альбома изданы на западных лэйблах, а не на отечественных, – тиражи изданий совсем небольшие. Впрочем, на этом всё сходство для меня и заканчивается, хотя справедливости ради можно добавить ещё один явно общий пункт – совместные выступления и записи в Кенигсберге в 2000-м году, результатом которых стало издание на лэйбле Brudenia альбома Neutral "Walpurgis Night at Luisen Kirche" (p)2000. Но, начинаешь слушать эти две пластинки и мгновенно понимаешь душой, что между двумя этими коллективами существует не просто какая-то музыкальная, географическая (Кенигсберг – Москва) или стилистическая разница, а буквально пропасть, бездна, необъятная вселенная – настолько естественны в своём проявлении Romowe и настолько искусственны Neutral. Это как если сравнить дуновение ветра на просторах Восточной Пруссии и работу кондиционера в московской квартире: вроде бы воздушные массы с одинаковой силой и свежестью перемещаются, набор молекул и химический состав абсолютно идентичен, но ведь воспринимается-то всё совсем ПО ДРУГОМУ. Romowe Rikoito – всей своей простотой и шероховатостью звука (это по мнению АШ, лично у меня претензий к качеству звука как раз никаких нету) звучит очень по настоящему, абсолютно убедительно и реально, буквально выбивает скупую мужскую слезу. Neutral при отточенном, великолепно выстроенном студийном саунде меня совсем не трогает никак, вроде бы всё хорошо, но до сердца не доходит, за душу не берет. Глубинные корни Romowe Rikoito я чувствую на уровне подсознания (может быть, конечно, это итог пяти лет жизни в Кенигсберге?), тогда как ничего стоящего за Neutral я не вижу в упор – ну, песни и песни, красивые, хорошие, но – «нейтральные». Наверное, неспроста такое название выбрано? Так что лично для меня эти пластинки во всём своём сходстве и различиях чрезвычайно показательны, они как квинтэссенция настоящего и искусственного в современном отечественном дарк-фолке, этакий своеобразный инь и янь. АТ (22 августа 2005 г.) | |