Основные черты эстетики Возрождения

Эстетика Возрождения – эстетика индивидуалистическая. Специфика ее состоит в стихийном

самоутверждении человека, мыслящего и действующего артистически, понимающего окружающую его

природу и историческую среду как объект наслаждения и подражания. Эстетическая доктрина Возрождения

проникнута жизнеутверждающими мотивами и героическим пафосом. В ней преобладает антропоцентрическая

тенденция. С антропоцентризмом связано в эстетике Возрождения и понимание прекрасного, возвышенного,

героического. Образцом красоты становится человек, его тело. В человеке видят проявление титанического,

божественного. Он обладает безграничными возможностями познания и занимает исключительное положение

в мире. Программным сочинением, оказавшим большое влияние на художественную мысль эпохи, явился

трактат Пико дела Мирандолы О достоинстве человека (1487). Автор формулирует совершенно новую

концепцию человеческой личности. Он говорит о том, что человек сам является творцом, мастером своего

собственного образа. Этим обосновывается новое отношение к художнику. Это уже не средневековый

ремесленник, а всесторонне образованная личность, конкретное выражение идеала универсального человека.

В эпоху Возрождения утверждается взгляд на искусство как на творчество. Античная и средневековая

эстетика рассматривали искусство как приложение к материи уже готовой формы, заранее имеющейся в душе

художника. В эстетике Ренессанса зарождается идея, что художник сам творит, заново создает саму эту форму.

Одним из первых эту мысль сформулировал Николай Кузанский (1401–1464) в трактате Об уме. Он писал, что

искусство не только подражает природе, но носит творческий характер, создавая формы всех вещей, дополняя

и исправляя природу.

Богатая художественная практика Ренессанса породила многочисленные трактаты об искусстве. Таковы

сочинения О живописи, 1435; О ваянии, 1464; Об архитектуре, 1452 Леона-Баттисты Альберти; О

божественной пропорции Луки Пачоли (1445–1514); Книга о живописи Леонардо да Винчи. В них искусство

признавалось выражением разума поэта и художника. Важной чертой этих трактатов является разработка

теории искусства, проблем линейной и воздушной перспективы, светотени, пропорциональности, симметрии,

композиции. Все это помогало сделать зрение художника стереоскопичным, а предметы, им изображаемые,

рельефными и осязаемыми. Интенсивная разработка теории искусства стимулировалась идеей создания в

произведении искусства иллюзии реальной жизни.

20. Эстетика Нового Времени – главные направления в искусстве (барокко, классицизм, реализм…)

БАРОККО - направление в европейской архитектуре и искусстве конца 16-18 веков, для которого

характерны:

- грандиозность, пышность и динамика;

- патетическая приподнятость;

- интенсивность чувств;

- пристрастие к эффектными зрелищам;

- совмещению иллюзорного и реального;

- сильные контрасты масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени.

Переход от Возрождения к барокко представлял собой длительный и неоднозначный процесс, и многие

черты барокко уже вызревали в маньеризме (стилевом течении позднего Ренессанса). Происхождение термина

не вполне ясно. Иногда его возводят к португальскому термину, который означает «жемчужина причудливой

формы», иногда к понятию, обозначающему один из видов логического силлогизма. Нет единого мнения о

содержании данного понятия, сохраняется неоднозначность трактовки: его определяют как культурную эпоху,

но нередко и ограничивают понятием «художественный стиль». В отечественной науке утверждается трактовка

барокко как культурного направления, характеризующегося наличием определенного миросозерцания и

художественной системы.

Возникновение барокко определялось новым мироощущением, кризисом ренессансного

миросозерцания, отказом от его великой идеи гармоничной и грандиозной универсальной личности. Уже в

силу этого возникновение барокко не могло быть связано только с формами религии или характером власти. В

основе же новых представлений, определивших суть барокко, лежало понимание многосложности мира, его

глубокой противоречивости, драматизма бытия и предназначения человека, в какой-то мере на эти

представления оказывало влияние и усиление религиозных исканий эпохи. Особенности барокко определяли

различия в мироощущении и художественной деятельности целого ряда его представителей, а внутри

сложившейся художественной системы сосуществовали весьма мало схожие друг с другом художественные

течения.

Отчетливее эти черты проявились в литературе и изобразительном искусстве. Художественное

творчество тяготело к монументальности, в нем сильно выражено не только трагическое начало, но также

религиозные мотивы, темы смерти и обреченности. Многим художникам были присущи сомнения, ощущение

бренности бытия и скепсис. Характерны рассуждения о том, что загробное бытие предпочтительнее

страданиям на грешной земле.

КЛАССИЦИЗМ- художественное направление в европейском искусстве 17-19 веков. Художники

классицизма:

- признавали высшим образцом античное искусство;

- опирались на традиции Высокого Возрождения;

- стремились к выражению идеи гармонического устройства общества, основанного на вечных "законах

разума".

Это одно из важнейших направлений искусства прошлого, художественный стиль, в основе которого

лежит нормативная эстетика, требующая строгого соблюдения ряда правил, канонов, единств. Правила

классицизма имеют первостепенное значение как средства, обеспечивающие главную цель – просвещать и

наставлять публику, обращая ее к возвышенным примерам. Эстетика классицизма отражала стремление к

идеализации действительности, за счет отказа от изображения сложной и многоплановой реальности. В

театральном искусстве это направление утвердило себя в творчестве, прежде всего, французских авторов:

Корнеля, Расина, Вольтера, Мольера. Классицизм оказал большое влияние на русский национальный театр

(А.П.Сумароков__________, В.А.Озеров, Д.И.Фонвизин и др.).

РОМАНТИЗМ –(фр. romantisme, от средневекового фр. romant – роман) – направление в искусстве,

сформировавшееся в рамках общелитературного течения на рубеже 18–19 вв. в Германии. Получил

распространение во всех странах Европы и Америки. Наивысший пик романтизма приходится на первую

четверть 19 в.

В начале 19 в. романтизм становится обозначением нового направления, противоположного классицизму.

Входя в антитезу «классицизм» – «романтизм», направление предполагало противопоставление

классицистического требования правил романтической свободе от правил. Такое понимание романтизма

сохраняется и по сей день,».

Центр художественной системы романтизма – личность, а его главный конфликт – личности и общества.

Просветительство проповедовало новое общество как самое «естественное» и «разумное». Лучшие умы

Европы обосновывали и предвещали это общество будущего, но действительность оказалась неподвластной

«разуму», будущее – непредсказуемым, иррациональным, а современное общественное устройство стало

угрожать природе человека и его личностной свободе. Неприятие этого общества, протест против

бездуховности и эгоизма отражается уже в сентиментализме и предромантизме. Романтизм же выражает это

неприятие наиболее остро. Противостоял романтизм эпохе Просвещения и в словесном плане: язык

романтических произведений, стремясь быть естественным, «простым», доступным для всех читателей,

представлял собой нечто противоположное классике с ее благородной, «возвышенной» тематикой,

характерной, например, для классической трагедии.

В то же время романтизм зиждется на идеях, бросающих вызов «страшному миру», – прежде всего

идеях свободы. Романтический герой – личность сложная, страстная, внутренний мир которой необычайно

глубок, Интерес к сильным и ярким чувствам, всепоглощающим страстям, к тайным движениям души –

характерные черты романтизма.

Можно говорить о романтике как об особом типе личности – человеке сильных страстей и высоких

Для романтизма характерен синтез родов и жанров, их взаимопроникновение. Романтизм – культурное

явление Европы и Америки. В разных странах его судьба имела свои особенности.

В начальный период романтизм тесно переплетается с различными доромантическими влияниями

В конце 19 – начале 20 вв. возникает так называемый неоромантизм. Он не представляет целостного

эстетического направления, его появление связано с эклектичностью культуры рубежа веков. Неоклассицизм

связан, с одной стороны, с реакцией на позитивизм и натурализм в литературе и искусстве, с другой,

противостоит декадентству, противополагая пессимизму и мистицизму романтическое преображение

действительности, героическую приподнятость. Неоромантизм – результат разнообразных художественных

поисков, характерных для культуры рубежа веков. Тем не менее это направление тесно связано с

романтической традицией прежде всего общими принципами поэтики – отрицанием обыденного и

прозаического, обращением к иррациональному, «сверхчувственному», склонностью к гротеску и фантастике и

др.

Наши рекомендации