Основные черты эстетики Возрождения
Эстетика Возрождения – эстетика индивидуалистическая. Специфика ее состоит в стихийном
самоутверждении человека, мыслящего и действующего артистически, понимающего окружающую его
природу и историческую среду как объект наслаждения и подражания. Эстетическая доктрина Возрождения
проникнута жизнеутверждающими мотивами и героическим пафосом. В ней преобладает антропоцентрическая
тенденция. С антропоцентризмом связано в эстетике Возрождения и понимание прекрасного, возвышенного,
героического. Образцом красоты становится человек, его тело. В человеке видят проявление титанического,
божественного. Он обладает безграничными возможностями познания и занимает исключительное положение
в мире. Программным сочинением, оказавшим большое влияние на художественную мысль эпохи, явился
трактат Пико дела Мирандолы О достоинстве человека (1487). Автор формулирует совершенно новую
концепцию человеческой личности. Он говорит о том, что человек сам является творцом, мастером своего
собственного образа. Этим обосновывается новое отношение к художнику. Это уже не средневековый
ремесленник, а всесторонне образованная личность, конкретное выражение идеала универсального человека.
В эпоху Возрождения утверждается взгляд на искусство как на творчество. Античная и средневековая
эстетика рассматривали искусство как приложение к материи уже готовой формы, заранее имеющейся в душе
художника. В эстетике Ренессанса зарождается идея, что художник сам творит, заново создает саму эту форму.
Одним из первых эту мысль сформулировал Николай Кузанский (1401–1464) в трактате Об уме. Он писал, что
искусство не только подражает природе, но носит творческий характер, создавая формы всех вещей, дополняя
и исправляя природу.
Богатая художественная практика Ренессанса породила многочисленные трактаты об искусстве. Таковы
сочинения О живописи, 1435; О ваянии, 1464; Об архитектуре, 1452 Леона-Баттисты Альберти; О
божественной пропорции Луки Пачоли (1445–1514); Книга о живописи Леонардо да Винчи. В них искусство
признавалось выражением разума поэта и художника. Важной чертой этих трактатов является разработка
теории искусства, проблем линейной и воздушной перспективы, светотени, пропорциональности, симметрии,
композиции. Все это помогало сделать зрение художника стереоскопичным, а предметы, им изображаемые,
рельефными и осязаемыми. Интенсивная разработка теории искусства стимулировалась идеей создания в
произведении искусства иллюзии реальной жизни.
20. Эстетика Нового Времени – главные направления в искусстве (барокко, классицизм, реализм…)
БАРОККО - направление в европейской архитектуре и искусстве конца 16-18 веков, для которого
характерны:
- грандиозность, пышность и динамика;
- патетическая приподнятость;
- интенсивность чувств;
- пристрастие к эффектными зрелищам;
- совмещению иллюзорного и реального;
- сильные контрасты масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени.
Переход от Возрождения к барокко представлял собой длительный и неоднозначный процесс, и многие
черты барокко уже вызревали в маньеризме (стилевом течении позднего Ренессанса). Происхождение термина
не вполне ясно. Иногда его возводят к португальскому термину, который означает «жемчужина причудливой
формы», иногда к понятию, обозначающему один из видов логического силлогизма. Нет единого мнения о
содержании данного понятия, сохраняется неоднозначность трактовки: его определяют как культурную эпоху,
но нередко и ограничивают понятием «художественный стиль». В отечественной науке утверждается трактовка
барокко как культурного направления, характеризующегося наличием определенного миросозерцания и
художественной системы.
Возникновение барокко определялось новым мироощущением, кризисом ренессансного
миросозерцания, отказом от его великой идеи гармоничной и грандиозной универсальной личности. Уже в
силу этого возникновение барокко не могло быть связано только с формами религии или характером власти. В
основе же новых представлений, определивших суть барокко, лежало понимание многосложности мира, его
глубокой противоречивости, драматизма бытия и предназначения человека, в какой-то мере на эти
представления оказывало влияние и усиление религиозных исканий эпохи. Особенности барокко определяли
различия в мироощущении и художественной деятельности целого ряда его представителей, а внутри
сложившейся художественной системы сосуществовали весьма мало схожие друг с другом художественные
течения.
Отчетливее эти черты проявились в литературе и изобразительном искусстве. Художественное
творчество тяготело к монументальности, в нем сильно выражено не только трагическое начало, но также
религиозные мотивы, темы смерти и обреченности. Многим художникам были присущи сомнения, ощущение
бренности бытия и скепсис. Характерны рассуждения о том, что загробное бытие предпочтительнее
страданиям на грешной земле.
КЛАССИЦИЗМ- художественное направление в европейском искусстве 17-19 веков. Художники
классицизма:
- признавали высшим образцом античное искусство;
- опирались на традиции Высокого Возрождения;
- стремились к выражению идеи гармонического устройства общества, основанного на вечных "законах
разума".
Это одно из важнейших направлений искусства прошлого, художественный стиль, в основе которого
лежит нормативная эстетика, требующая строгого соблюдения ряда правил, канонов, единств. Правила
классицизма имеют первостепенное значение как средства, обеспечивающие главную цель – просвещать и
наставлять публику, обращая ее к возвышенным примерам. Эстетика классицизма отражала стремление к
идеализации действительности, за счет отказа от изображения сложной и многоплановой реальности. В
театральном искусстве это направление утвердило себя в творчестве, прежде всего, французских авторов:
Корнеля, Расина, Вольтера, Мольера. Классицизм оказал большое влияние на русский национальный театр
(А.П.Сумароков__________, В.А.Озеров, Д.И.Фонвизин и др.).
РОМАНТИЗМ –(фр. romantisme, от средневекового фр. romant – роман) – направление в искусстве,
сформировавшееся в рамках общелитературного течения на рубеже 18–19 вв. в Германии. Получил
распространение во всех странах Европы и Америки. Наивысший пик романтизма приходится на первую
четверть 19 в.
В начале 19 в. романтизм становится обозначением нового направления, противоположного классицизму.
Входя в антитезу «классицизм» – «романтизм», направление предполагало противопоставление
классицистического требования правил романтической свободе от правил. Такое понимание романтизма
сохраняется и по сей день,».
Центр художественной системы романтизма – личность, а его главный конфликт – личности и общества.
Просветительство проповедовало новое общество как самое «естественное» и «разумное». Лучшие умы
Европы обосновывали и предвещали это общество будущего, но действительность оказалась неподвластной
«разуму», будущее – непредсказуемым, иррациональным, а современное общественное устройство стало
угрожать природе человека и его личностной свободе. Неприятие этого общества, протест против
бездуховности и эгоизма отражается уже в сентиментализме и предромантизме. Романтизм же выражает это
неприятие наиболее остро. Противостоял романтизм эпохе Просвещения и в словесном плане: язык
романтических произведений, стремясь быть естественным, «простым», доступным для всех читателей,
представлял собой нечто противоположное классике с ее благородной, «возвышенной» тематикой,
характерной, например, для классической трагедии.
В то же время романтизм зиждется на идеях, бросающих вызов «страшному миру», – прежде всего
идеях свободы. Романтический герой – личность сложная, страстная, внутренний мир которой необычайно
глубок, Интерес к сильным и ярким чувствам, всепоглощающим страстям, к тайным движениям души –
характерные черты романтизма.
Можно говорить о романтике как об особом типе личности – человеке сильных страстей и высоких
Для романтизма характерен синтез родов и жанров, их взаимопроникновение. Романтизм – культурное
явление Европы и Америки. В разных странах его судьба имела свои особенности.
В начальный период романтизм тесно переплетается с различными доромантическими влияниями
В конце 19 – начале 20 вв. возникает так называемый неоромантизм. Он не представляет целостного
эстетического направления, его появление связано с эклектичностью культуры рубежа веков. Неоклассицизм
связан, с одной стороны, с реакцией на позитивизм и натурализм в литературе и искусстве, с другой,
противостоит декадентству, противополагая пессимизму и мистицизму романтическое преображение
действительности, героическую приподнятость. Неоромантизм – результат разнообразных художественных
поисков, характерных для культуры рубежа веков. Тем не менее это направление тесно связано с
романтической традицией прежде всего общими принципами поэтики – отрицанием обыденного и
прозаического, обращением к иррациональному, «сверхчувственному», склонностью к гротеску и фантастике и
др.