Культура средневековых цивилизаций Тропической Африки. 5 страница
Трактат содержит важнейшие сведения о государстве и межгосударственных отношениях. Традиционных элементов государства б.о 7: царь, министр, город, сельская местность, казна, войско и союзник. Идеальными чертами царя называются справедливость, щедрость и верность слову. Царь обязан принимать меры для процветания своего государства, прокладывать дороги, осушать болота, защищать население и т.д.
В качестве главной задачи внешней политики Чанакья выделяет «расширение власти царя над все более обширным кругом правителей». Как? Посредством шести методов (гун): мир, война, поход, выжидательная политика (выжидательное положение), поиск помощи и двойственная политика. Миру отдается явное предпочтение. Война рассматривалась как крайнее средство, когда исчерпаны все другие. Ведь даже успешная война имеет негативные последствия - потери, расходы и т.д. Но целая книга трактата посвящена способам ведения войны (если уж она неизбежна).
В то же время рекомендации правителям отходят от принципов морали. Так, после подписания мира с более сильным врагом можно «наносить вред делам другого, используя его начинания», привлекать «тайных агентов», переманивать «нужных» людей (союзников, знать, чиновников).
Большое внимание Чанакья уделяет злу внутреннему - беззаконию чиновников, опасности со стороны войска, готового к мятежу или измене, yгpoзe голода и др. Будучи сторонником сильной власти, лучшим спасением от всех внутренних невзгод Каутилья считает наказание. Характерно, что во многих источниках Др. Индии «политика» в целом называется «данда-нити» («Наука о наказании»). «Царь с грозным жезлом вызывает страх у существ... Люди, принадлежащие к четырем кастам и четырем ступеням жизни, сохраняются царем при помощи жезла... мир погибнет от смешения каст».
XI книга трактата представляет особый интерес, так как содержит сведения о формах государственного устройства Др. Индии. Данные труда о сосуществовании монархий и республик подтверждаются другими известными историческими источниками. Будучи убежденным монархистом, Чанакья все же отмечает демо-кратический характер республик, их внутреннюю монолитность, признает, что «в силу своей сплоченности объединения неодолимы для других». И... тут же дает советы царю посылать туда наблюдателей-шпионов, чтобы сеять вражду и смуту, вызывать разногласия. Каким образом? Использовать имущественные и социальные различия в республиках - сеять рознь между «партиями» и представителями враждебных группировок внутри правящего сословия, Монарху дается совет «поддерживать более слабую сторону деньгами и военной силой».
В целом «Артхашастра» входит в число произведений, которые индуизм признает важными и полезными, несмотря на то, что и религиозные догмы автор рассматривает прагматически, с точки зрения выгоды. Не случайно из четырех основ (религиозный принцип - дхарма, обычай - чарита, юриспруденция - въявахара, указы царя - раджа-шасана) предпочтение отдается последним.
И Каутилья не б. исключением. Сведения, образ государственного деятеля, критически относящегося к догмам рел. и исходящего в политике из здравого смысла, сохранились во многих литературных памятниках Др. Индии (например, министр Джабали в «Рамаяне»).
Наибольшего расцвета империя Маурьев достигла при внуке Чандрагупты Ашоке - «Лишенном печали» (268 - 231 гг. до н.э.). В молодости он отличался суровостью характера, его даже называли Чанда-Ашока («Жестокий Ашока»). Увеличившееся за годы его правления государство стало одним из самых крупных на Востоке. Ашока завоевал и государство Калинга (современный индийский штат Орисса), безжалостно расправившись с его жителями. Позже страна Маурьев охватила практически весь Индийский субконтинент, кроме крайнего юга Декана. Возникло первое всеиндийское государство. Военным путем б.о достигнуто политическое объединение различных по этнической принадлежности, языку, уровню развития, формам культуры народностей и племен. Нуждаясь в идеологических средствах, способствовавших объединению различных частей империи в единое целое, Ашока оказывал покровительство такой нетрадиционной рел., как буддизм.
Ашока сам принял буддизм, называл себя «Угодным богу», предоставил буддизму государственную поддержку. Впервые при Ашоке государство устанавливает контроль за духовной жизнью своих подданных. Б.и даже специальные чиновники, наблюдавшие за соблюдением того благочестия, что проповедовал царь, «раскаявшийся в прежних поступках». Но не случайно царские эдикты религиозного содержания высекались именно в пограничных или недавно завоеванных районах. До наших дней сохранилась знаменитая Львиная капитель, когда-то увенчивавшая огромную колонну, поставленную по велению царя Ашоки в г. Сарнатхе в память первой проповеди Будды. Эта капитель, изваянная в виде четырех львов, как бы сращенных спинами, служила опорой для большого Колеса Закона - символа учения Будды.
В целом в Индии буддизм не получил широкого распространения (господствующей рел. здесь остался индуизм). Однако буддизм наложил огромный отпечаток на культуру Тибета, Юго-Восточной Аз., Кит., Японии.
Государство Маурьев распалось в начале II в. до н.э. Наиболее вероятные причины распада - отсутствие прочных экономических связей между отдельными частями государства, этническая пестрота. Индия опять переживает вторжения с северо-запада - греков, скифов, кушанов. Лишь через 5 веков Магадха вновь объединяет бассейн Ганга в могущественное государство, управляемое царями династии Гуптов (IV-VI вв.).
В основе индуизма лежит многобожие. Ригведа характеризует пантеон богов. Все божества составляют ряд групп. Исследователи предлагали очень много классификаций; но чаще всего выдвигалось традиционно индуистское деление. Трем сферам Вселенной - небу, земле и воздушному пространству - соответствовали три группы богов. В первую из них входили Сурья (бог солнца), Ушас (богиня утренней зари), Варуна (божество вод и миропорядка). Ко второй группе относились жерт-венный огонь Агни, дарующий бессмертие священный напиток Сома и т.д. Третья группа - это бог ветра Ваю, дождя - Парджанья, грозы - Рудра, молнии, грома и разрушительных сил, стихий - Индра. Интересно, что Индра одновременно считался и вседержителем мира, он как бы возвышался над всей Вселенной. Индру называли «царем богов», он почитался как воплощение физической мощи, бесстрашия, отваги, мужества. Он, несомненно, главная фигура в ведийском пантеоне, превосходящая все остальные мифологические существа. Его изображали антропоморфным, восседающим с титанами, олицетворяющими хаос и темные силы. Самый известный его подвиг - сражение с Вритрой (в Ригведе, по сути дела, нет ни одного гимна, где в той или иной степени не раскрывалась бы эта тема). И так как Вритра, прежде всего, «заградитель вод», то Индра, убив его, открывает путь водным потокам и орошает ими землю. В большой степени Индра описан в Ригведе как символ воинского сословия древнеиндийской цивилизации - почти все связанные с ним сюжеты говорят о военных схватках, в которых Индра - идеальный воитель. Следует вспомнить в этой связи о том, что почти все древнеиндийские раджи - цари - происходили из знатных кшатрийских родов.
Позже главными богами индуизма стали Брахма (олицетворение начала всех начал в мире), Вишну (охранитель) и Шива (разрушитель). Так, Вишну представляли в виде красивого юноши, который возлежит на змее Шише, плавающем в водах космического океана. У него 4 руки, в которых Вишну держит палицу, колесо, раковину и цветок лотоса. Считается, что Вишну может превращаться в животных и людей.
Особое место в индуизме занимает обожествление животных. Особенно поклонялись священной корове Сурабхи («Хорошо пахнущая»). Считается, что корова пребывает в раю бога Индры. Поклонялись и змеям - нагам. Это отражено в названии и одного из штатов современной Индии - Нага-ленд («Земля змей»).
Времена империй Маурьев и Гуптов - высшие точки в развитии древнеиндийской цивилизации. Б.и достигнуты колоссальные успехи в развитии хозяйства и культуры. Греки, побывавшие в Индии еще в IV-III вв. до н.э., с удивлением отмечали, что в этой стране «добывают сладкий на вкус белый камень, который тает, когда его кладут в рот». Индийцы первыми в мире научились выращивать сахарный тростник и получать из него сахар. Велико б.о искусство древних мастеров Индии. Плотники строили многоэтажные деревянные дома; корабелы - речные и морские суда, перевозившие сотни пассажиров.
Огромен и вклад древних индийцев в мировую науку. Мы пользуемся так называемыми «арабскими цифрами». Европейские народы заимствовали их у арабов. Но сами арабы заимствовали эти цифры у индийцев, причем не только цифры, но и систему их использования (позиционная система). Индийцы также ввели в цифровую систему «0» (ноль).
Традиционная индийская медицина, столь популярная и в наши дни, появилась в глубокой древности. Название «аюрведа» (дословно: «наука о долголетии») говорит о том, что главной задачей медицины считалось продление жизни человека. И в дальнейшем все индийские медицинские сочинения назывались «аюрведическими».
Один из текстов Ригведы носит название «Хвала лечебным травам». Таким образом, уже с древности в Индии знали о лечебных свойствах растений, приписывали им божественную силу. В древних текстах описывается применение различных форм лечения, в том числе хирургия - операции при ранениях, повреждении глаз, родах. Большое внимание уделялось диете: из всех продуктов индийцы выделяли молоко; целебными считались мед и рис (рис давали детям для правильного роста зубов).
Большое значение в древнеиндийской медицине уделялось диагностике. В медицинских трактатах детально зафиксированы признаки гангрены, желтухи, туберкулеза, бешенства, дифтерии, эпилепсии и др.
В глубокую древность уходит в Индии понятие «врачебная тайна». Врачу запрещалось разглашать сведения, полученные от больного. С другой стороны, врач не должен б. сообщать человеку свои выводы, наблюдения, которые могли бы негативно сказаться на его психическом состоянии, а значит - усугубить болезнь.
Сама постановка и разработка этих проблем говорит об очень высоком уровне медицинской мысли в Др. Индии. Специалисты подчеркивают, что древнеиндийский врач б. одновременно и фармакологом, и психологом, и ботаником, и биологом.
Древнюю Индию отличал многонациональный и многоязычный состав населения. Существовал санскрит - язык, который не б. разговорным, но который знали все образованные индийцы (он играл такую же роль в Индии, как латынь в средневековой Европе, - средство культурного общения для различных племен и народов). На нем записывались религиозные, научные сочинения, эпос, своды законов и т.д. Кстати, некоторые из современных индийских языков на 70-80% состоят из слов, корни которых общи с санскритскими. До нас дошла грамматика санскрита, составленная индийским ученым Панини еще в V-IV вв. до н.э. Это Др.шая грамматика в мире! В Др. Индии, как ни в какой другой стране того времени, б. развита наука о языках - языкознание.
Древнеиндийская литература отличалась богатством и разнообразием. Сборники старинных индийских преданий и мифов еще в древности распространились далеко за пределы цивилизации, переводились на другие языки. Под их влиянием сложился в средневековой Византии сборник басен, приписываемый древнегреческому баснописцу Эзопу, а в арабских странах - сказки «Тысяча и одна ночь».
В рамках индуизма сформировались два всемирно известных индийских эпоса - «Махабхарата» и «Рамаяна», которые называют «океаном мудрости и красоты». Др.шая в Южной Аз. цивилизация называется Индской, так как она возникла в районе реки Инд в Северо-Западной Индии (ныне в основном территория Пакистана). Она датируется примерно XXIII—XVIII веками до н. э. и таким образом может считаться третьей по времени появления древневосточной цивилизацией. Как и первые две—в Мес. и Ег., — расположена она в бассейне великой реки, и, очевидно, становление ее б.о связано с организацией высокоурожайного поливного земледелия.
Открытие культуры долины Инда произошло сравнительно недавно (в 20-е годы XX века), и по разным причинам известна она значительно хуже, чем существовавшие одновременно Ег.ское и Шумеро-Аккадское государства. Однако можно утверждать, что для нее б.о характерно использование бронзы, строительство городов, а также изобретение письменности. Эти основные признаки и позволяют говорить о возникновении цивилизации, т. е. классового общества и государства.
Открытие городов III тысячелетия до н. э. в долине Инда б.о столь неожиданным, что в течение нескольких десятилетий в науке господствовало убеждение, будто культура принесена сюда в готовом виде извне (предположительно из Шумера). Лишь в последнее время в результате многолетних археологических раскопок начинает проясняться Др.шая история данного региона. На территории к западу от реки Инд уже в эпоху неолита, в VI (а возможно, и в VII) тысячелетии до н. э., население стало заниматься земледелием. К концу IV тысячелетия до ч. э. выделяется Несколько типов энеолитических земледельческих культур. Небольшие поселки с домами из сырцового кирпича располагались в долинах, орошаемых разливами мелких рек. Глиняные фигурки и роспись на керамике свидетельствуют о типичных культах плодородия—богини-матери и быка. Отдельные черты материальной культуры (форма и орнаментация сосудов, строительные приемы) позволяют проследить черты сходства и преемственности между городами Индской цивилизации и теми энеолитическими поселениями, которые частично предшествовали им, а частично с ними сосуществовали.
Ранние земледельческие культуры Северо-Западной Индии не б.и изолированы от близлежащих областей, и есть основания говорить о связях их даже с территорией далекого Элама. Важно подчеркнуть, однако, что, несмотря на любые возможные миграции населения или заимствование каких-либо достижений, возникновение городской цивилизации в долине Инда б.о подготовлено многовековым развитием самого этого региона.
Первыми б.и исследованы два наиболее крупных городских центра — Мохенлжо-Даро и Хараппа (по названию последнего и вся археологическая культура именуется иногда хараппской). Затем б.и открыты менее значительные—Чанху-Даро, Калйбанган. В последние годы раскопки ведутся преимущественно в периферийных районах. Особенно большой интерес представляет Лотхал — важный форпост южной зоны цивилизации, бывший, возможно, морским портом. В настоящее время известно уже несколько сот поселений Индской цивилизации на огромной площади, простирающейся на тысячу километров с севера на юг и на полторы тысячи километров с запада на восток. Она сохраняет все же условное наименование Индской, ибо основные ее центры находились в бассейне этой великой реки.
Такие города, как Мохенджо-Даро, Хараппа и Калибанган, имеют характерную двухчастную планировку. Часть города построена на искусственном возвышении и отделена зубчатой стеной от остального поселения. Эта так называемая цитадель, очевидно, б. предназначена для общегородских построек — административных и религиозных. Крупное здание, обнаруженное в цитадели Мохенджо-Даро, исследователи считают храмом или дворцом правителя. Неподалеку от него находится бассейн, предназначавшийся для ритуальных омовений (и в настоящее время бассейны составляют существенную часть индуистских храмовых комплексов). В крытой аркаде вокруг бассейна, вероятно, находились жрецы, совершавшие религиозные обряды. В цитадели Хараппы найдено огромное зернохранилище. Имеется аналогичное сооружение и в Мохенджо-Даро. Возле кирпичной площадки для помола зерна расположены параллельными рядами небольшие помещения, в которых могли жить работники.
Мохенджо-Даро б. окружён прочной каменной стеной с цитаделью и б. чётко спланирован. В центральной части города располагались императорские дворцы, огромные библиотеки, храмы и парки, а примыкавшие к ней жилые кварталы состояли из двух - трёхэтажных зданий с плоской крышей без архитектурных украшений и окон, выходящих на улицу. Внутри домов имелось от 4 до 6 комнат, помещения для водных процедур с отводом сточных вод в отстойники, колодцы и канализационные сооружения; многие дома имели отдельные ванные и туалеты.
Б.о налажено эффективное водоснабжение, дренаж и вывоз мусора. Здания Мохенджо-Даро строились из обожжённого кирпича и тесно примыкали друг к другу, образуя крупные блоки и группируясь вокруг центральных двориков с колодцами. Для освещения домов и улиц использовались люменисцирующие растения, а также природный фосфор и его соединения, помещавшиеся в специальные светильники. Главные улицы городов б.и прямыми и довольно широкими. Все улицы и переулки пересекались под прямыми углами, и на перекрёстках улиц углы зданий закруглялись, чтобы не мешать плотному уличному движению, а мостовые снабжались глубокими желобами для колёс экипажей и повозок, запряжённых слонами и другими животными.
В Мохенджо-Даро б. общегородская система канализации с магистральными каналами, отстойниками и стоками для отвода дождевых вод; цитадель размерами 230x170 метров и бассейн 12x7 метров и глубиной 2,4 метра, в который вели две кирпичные лестницы.
Оборонительные стены Мохенджо-Даро в некоторых местах имели толщину до 9 метров. В городе существовали огромные мукомольни, снабжённые конвейерами зернохранилища, литейные мастерские, котельные для подачи в дома горячей воды, музеи, театры и даже цирки с дикими животными! Вокруг города на сотни километров б.и разбросаны более мелкие поселения, купеческие центры, морские порты и приграничные крепости.
Собственно городское поселение занимает в Мохенджо-Даро площадь около двух квадратных километров—здесь могло проживать несколько десятков тысяч человек. Прямые улицы, до десяти метров шириною, использовались для проезда колесных повозок и, возможно, для религиозных процессий. Пересекаясь под прямыми углами, они делят город на большие кварталы. Внутри этих кварталов четкой планировки нет, и дома разделены лишь узкими, часто извилистыми переулками. Большая часть городских построек возведена из обожженного кирпича стандартных размеров.
Более всего поражает исследователей уровень городского благоустройства. Во многих домах находят специальные комнаты для омовения. Грязная вода по водостокам и выложенным кирпичом каналам выводилась в специальные отстойники. Система канализации в городах долины Инда кажется более совершенной, чем в других странах Др. мира.
Жители Мохенджо-Даро поддерживали тесные торговые связи с Древним Ир.ом и Месопотамией. Они выращивали пшеницу, ячмень, горох, финиковые пальмы, хлопок, лён, разводили слонов, коров, буйволов, коз, овец и кур. Ремесленники использовали паяние свинцом, довольно на высоком уровне находилась горячая и холодная обработка металлов. Из меди и её сплавов изготовлялось оружие, инструменты, предметы домашнего обихода и украшения. Существовало ювелирное и гончарное производства, резьба по камню и виноделие. Женщины пользовались кремами, духами и губными помадами. Древние дравиды использовали десятичную систему счёта, от которой впоследствии произошли арабские цифры. Существовали весовые гири, измерительные линейки из раковин с очень точно нанесёнными делениями. Основной единицей веса б.и 0,86 грамм, основной единицей длины - 6,7 мм.
Раскопки городских центров не дают сколько-нибудь полного представления: сельском хозяйстве (хотя несомненно значительная часть горожан также принимала участие в сельскохозяйственных работах. Найденные остатки злаков свидетельствуют о том, что выращивались пшеница, ячмень, просо. Остатки тканей доказывают, что в Индии раньше, чем в других странах Аз., начали возделывать хлопчатник (недавно б.о установлено, что он б. известен здесь даже до возникновения хараппской культуры). В качестве тягловых животных использовали быков и буйволов. Разводили домашнюю птицу (например, кур).
Более полное представление можно составить о городском ремесле. В строительстве так широко применялся обожжтенный кирпич, что его изготовление должно б.о стать важной отраслью производства. Разнообразием форм отличается характерная хараппская керамика. Роспись сосудов в основном воспроизводит растительные орнаменты. Находки пряслиц свидетельствуют о развитии ткачества. Найдено некоторое количество изделий из бронзы, золота и серебра. В отличие от Ег. и Мес. для Индской цивилизации совсем не характерна монументальная скульптура (вряд ли она изготавливалась из непрочного материала, скажем дерева). Все сохранившиеся изображения небольшого размера. Наиболее известна статуэтка так называемого правителя-жреца, найденная в самом крупном здании цитадели Мохенджо-Даро. Небольшую бронзовую фигурку обнаженной женщины в ожерелье и со множеством браслетов на руках считают танцовщицей (типа тех, что и много позже жили при индуистских храмах). Каменная и бронзовая скульптура отличается пластичностью, живостью передачи движений. Напротив, многочисленные глиняные фигурки богини-матери в сложном головном уборе выполнены в условной манере и мало отличаются от аналогичных культовых статуэток предшествующего времени.
Наиболее примечательными произведениями художественного ремесла являются небольшие каменные печати (в отличие от Мес. не цилиндрические, а прямоугольные). Найдено их уже более двух тысяч. Вероятно, печати иногда носили на теле, так как с обратной стороны бывает выступ с отверстием для шнурка. Предполагается их использование в качестве амулетов, но главным назначением, очевидно, б.о указание собственнических прав (или должности) владельца. Печати, происходящие из одного района, нередко содержат сходные сцены, связанные, видимо, с местным культом или святилищем. Изображения на печатях часто отражают мифологические сюжеты — такие, как борьба героя с тиграми (что вызывает в памяти искусство Мес.), женское божество в ветвях дерева, мужское божество в окружении зверей и т. д. Несомненно, изображения животных—буйвола, «единорога» и т. п.—также имеют сакральный смысл. Одна из наиболее распространенных сцен — бык перед особого типа «кормушкой» —видимо, указывает на ритуальное кормление священного животного. Изображение сопровождается обычно краткой надписью. Знаки, восходящие к рисункам, воспроизводят растения и животных Северной Индии, что является свидетельством местного происхождения письменности. Печати и другие характерные предметы хараппской культуры находят порою далеко за пределами долины Инда — в Мес. и на Бахрейнских островах (Персидский залив), в Ир.е и в Туркмении. Это говорит о том, что в период своего расцвета Мохенджо-Даро и Хараппа поддерживали широкие внешние связи и входили в систему ранних цивилизаций Др. Востока.
Основная часть предметов индийского происхождения в Мес. датируется периодом Шумеро-Аккадского царства и династии Иссина, т. е. последней третью III тысячелетия и началом II тысячелетия до н. э. Предполагают, что ряд географических названий в клинописных текстах этого времени относится к Северо-Западной Индии. Некоторые виды сырья (преимущественно для изготовления предметов роскоши) должны б.и поступать в индские города благодаря торговым операциям по суше или по морю. Широко использовалась посредническая торговля. Не исключена возможность и военных экспедиций, особенно в более отсталые районы, например Южноиндийского побережья.
Доказательством развития внутренней торговли считают обычно находки каменных гирь, а одно из помещений рассматривают как крытый рынок. Можно предполагать и систему раздач продуктов с общественных складов. Трудно сказать, в какой мере ремесленное производство б.о ориентировано на рынок.
На основе памятников материальной культуры и искусства могут быть сделаны некоторые выводы о характере религиозных представлений жителей долины Инда. Изображения на печатях свидетельствую: о культе деревьев (и богини дерева), животных, небесных светил. Фигурки богини-матери указывают на земледельческий характер рел.. Мужское божество, сидящее в так называемой йогической позе в окружении четырех зверей, рассматривается как владыка четырех стран света. Есть основания говорить о том, что большее значение придавалось ритуальному омовению.
Цивилизация в долине Инда обладала развитой письменностью и говорила на древнедравидском языке "мунда", который, как недавно установили учёные, б. родственен эламскому. Библиотеки Мохенджо-Даро б.и гигантскими хранилищами сотен тысяч стеариновых табличек, покрытых пиктографическими письменами, которые до сих пор остаются нерасшифрованными. В других местах письменные источники обнаружены не б.и, поскольку в специфических климатических условиях Индии древние тексты, выполнявшиеся на коре деревьев, пальмовых листьях, коже и ткани, не имели шансов сохраниться до наших дней. Остались лишь печати-амулеты, изготовленные из камня, слоновой кости, меди и глины, на которых имеются скудные иероглифические надписи.
Работа по дешифровке письменности еще не завершена. Она затрудняется полным отсутствием двуязычных надписей билингв, краткостью и однотипностью текстов (почти исключительно на печатях). Судя по общему количеству знаков (ок..400), письмо должно иметь слоговой характер. Статистический анализ сочетаний знаков, проведенный российскими учеными, позволяет сделать заключения о структуре языка. Язык прото-индийских надписей (т. е. Индской цивилизации) считают близким дравидийским. Точнее, предполагаемому языку-предку дравидийских языков. Если данный вывод подтвердится, то при дальнейшей интерпретации текстов можно исходить из сравнительной грамматики этих языков (засвидетельствованных приблизительно с начала н. э.). Дешифровка письменности помогает решать проблему этнического состава населения городов Индской цивилизации.
Примерно к концу XVIII в. до н. э. хараппская культура перестала существовать. Можно утверждать с достаточной уверенностью, что она не погибла в результате внезапной катастрофы. Обширный материал, накопленный к настоящему времени археологами, показывает, как постепенно, в течение столетий приходили в упадок некогда цветущие города. Ветшали величественные постройки цитадели, застраивались широкие улицы города, нарушалась его планировка. Все меньше появлялось привозных вещей, искусных ремесленных изделий и печатей. Происходила смена городов сельскими поселениями и варваризация культуры. В периферийных областях на севере и на полуострове Сураштра, позднее других колонизованных жителями долины Инда, дольше сохранялись характерные черты хараппской культуры, постепенно сменявшейся позднехараппской и послехараппскими.
Выдвигалось множество гипотез для объяснения того, почему перестала существовать Индская цивилизация. Упадок городов сопровождался проникновением в долину Инда более отсталых племен с северо-запада, однако не эти набеги явились причиной гибели хараппской культуры. Некоторые области Северо-Западной Индии к настоящему времени превратились в пустыни и полупустыни, и вполне возможно, что в результате нерационального ведения поливного земледелия и вырубки лесов природные условия района стали менее благоприятными. Огромный разрыв между немногочисленными развитыми центрами и обширной сельской периферией способствовал хрупкости цивилизации бронзового века. Но подлинные причины гибели хараппских городов должны быть прежде всего связаны с их историей, а ее-то мы пока и не знаем.
По поводу социального и политического строя Индской цивилизации могут быть сделаны лишь самые общие замечания. Наличие цитадели и городской планировки, по-видимому, говорит о существовании государственной власти. Находки зернохранилищ и помещений для работников вызывают ассоциации с храмово-государственным хозяйством Др. Мес.. Уровень развития производства, наличие городов и письменности заставляет думать о социальном неравенстве, что подтверждается различиями в размерах и типах жилых помещений. Возможно, в Индской цивилизации, как и в других странах Др. Востока, сложились прообразы классов. Но при отсутствии письменных источников мы не можем с уверенностью судить о степени социальной дифференциации, формах эксплуатации или организации политической власти.
Согласно преданиям, долгое время правители трёх крупнейших древнеиндийских городов - Хараппы, Мохенджо-Даро и Калибагана - жили в мире и согласии, пока самый могущественный из них не возгордился своей властью и богатством. По его приказу двое других правителей б.и жестоко убиты, и в долину реки Инд пришли раздор и война. В следствии чего весь центр Мохенджо-Даро б. разрушен. В некоторых местах на стенах зданий до сих пор сохранились следы пожара.
После гибели Индской цивилизации история как бы делает «шаг назад» и на месте опустевших городов возводят свои бедные лачуги племена, которым еще только суждено б.о вступить в эпоху цивилизации. Однако период расцвета городов долины Инда не прошел бесследно. Прямое влияние Хараппы чувствуется как в энеолигических культурах Центрального Индостана II тысячелетия до н. э., так и у племен бассейна Ганга. Культурное наследие Индской цивилизации сохраняется в религиозных верованиях и культах позднейшего индуизма. Протоиндийская цивилизация. Общая характеристика
Протоиндийская цивилизация, существовавшая в долине Инда в 3-2 тыс. до нашей эры.
Вклад, сделанный народами индийского субконтинента, особенно относящийся к периоду глубокой древности, еще не выявлен в полной мере и не оценен по достоинству.
Др.шую цивилизацию в долине Инда открыли позже других, в 20-х годах нашего столетия индийскими археологами Д.Р. Сахни и Р.Д. Банерджи.
Она существовала в одно время с древним Ег. и Месопотамией и занимала площадь большую, чем обе ее великие и прославленные современницы, вместе взятые. Но в отличие от них, она б. предана полному забвению.
Ее называют протоиндийской, индской (по названию реки Инд – главной водной артерии территории) или хараппской цивилизацией (по названию одного из главных мест раскопок в Хараппе, округ Монтгомери, Пакистан). Ее Др.шее самоназвание пока неизвестно.