ТРИФОНОВ, ЮРИЙ ВАЛЕНТИНОВИЧ (1925–1981)
Родился 28 августа 1925 в Москве в семье партийного работника. В 1937 отец был репрессирован.
В 1942, в эвакуации в Ташкенте, Трифонов окончил среднюю школу. По возвращении в Москву работал на авиационном заводе. В 1944 поступил в Литературный институт, который окончил в 1949. Будучи студентом, в 1947 Трифонов опубликовал свои первые рассказы. Публикация романа «Студенты» (1950) принесла молодому прозаику известность: он был отмечен Государственной премией. В 1963 опубликовал роман «Утоление жажды» о строительстве оросительного канала в пустыне.
Новым этапом в творчестве Трифонова стали повести «московского цикла», в которых изображалась жизнь столичных интеллигентов, шла речь о сохранении человеческого достоинства в засасывающей повседневности: «Обмен», «Предварительные итоги», «Долгое прощание», « Другая жизнь», « Дом на набережной».
Для Трифонова всегда была важной историческая тема. Напрямую она проявилась в романе о террористах-народовольцах «Нетерпение» (1973).
Умер Трифонов в Москве 28 марта 1981.
Взаимоотношения человека и природы в повествовании В.П. Астафьева "Царь-рыба"
ВИКТОР ПЕТРОВИЧ АСТАФЬЕВ (1924–2001) -родился 1 мая 1924 в д.Овсянка Красноярского края, в семье крестьянина. Родители были раскулачены, Астафьев попал в детский дом. Во время Великой Отечественной войны ушел на фронт добровольцем, воевал простым солдатом, получил тяжелое ранение. Вернувшись с фронта, Астафьев работал слесарем, подсобным рабочим, учителем в Пермской области. В 1951 в газете был опубликован его первый рассказ «Гражданский человек». В Перми вышла и первая книга Астафьева «До будущей весны».
В 1959–1961 Астафьев учился на Высших литературных курсах в Москве. В это время его рассказы начали печататься в столице.
В творчестве Астафьева воплотились две важнейшие темы советской литературы 1960–1970-х годов – военная и деревенская.
Деревенская тема наиболее полно и ярко воплотилась в повести «Царь-рыба»(1976; Государственная премия СССР, 1978), жанр которой Астафьев обозначил как «повествование в рассказах». Сюжет «Царь-рыбы» основан на впечатлениях писателя от поездки по родному Красноярскому краю. Он с горечью пишет об истреблении природы и называет главную причину этого явления: духовное оскудение человека. Идея повествования Астафьева состоит в том, что человек должен жить в мире с природой, не разрушать гармонии природы, не грабить ее.
В годы перестройки писатель поселился в родной Овсянке, сознательно уйдя от городской суеты. В 1996 Астафьев получил Государственную премию России.
Умер Астафьев в с.Овсянка Красноярского края 29 ноября 2001, похоронен там же.
Произведения В.П.Астафьева:
- повести «Стародуб», «Кража», «Пастух и пастушка», «Печальный детектив», «Так хочется жить»;
- цикл рассказов «Последний поклон»;
- пьеса «Прости меня»;
- роман «Прокляты и убиты»
Взаимоотношения человека и природы в повести "Прощание с Матерой" В.Распутина
Валентин Григорьевич Распутин родился 15 марта в селе Усть-Уда Иркутской области в крестьянской семье. После школы поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета. В студенческие годы стал внештатным корреспондентом молодежной газеты. Окончив университет в 1959, Распутин несколько лет работал в газетах Иркутска и Красноярска.
Первая книга рассказов Распутина "Человек с этого света" была издана в 1967 в Красноярске. В том же году вышла повесть "Деньги для Марии".
В полную силу талант писателя раскрылся в повести "Последний срок" (1970), заявив о зрелости и самобытности автора. Затем последовали повести "Живи и помни" (1974) и "Прощание с Матёрой" (1976), поставившие их автора в ряд лучших современных русских писателей.
В 1981 вышли новые рассказы: "Наташа", "Что передать вороне", "Век живи — век люби".Появление в 1985 повести Распутина "Пожар", отличающейся остротой и современностью проблемы, вызвало большой интерес у читателя.
В 1995 вышли в свет его рассказ "В ту же землю"; очерки "Вниз по Лене-реке"; в 1996 — рассказы "Поминный день"; в 1997 — "Нежданно-негаданно"; "Отчие пределы" ("Видение" и "Вечером").
Живет и работает в Иркутске.
В повести «Прощание с Матёрой» Распутин исследует духовный мир человеческой личности, затрагивает вечные вопросы бытия: жизни и смерти, добра и зла, верности и предательства, чуткости, щедрости людских сердец и их чёрствости. Сюжет повести связан с деревней Матёра, которая вот-вот должна погибнуть: для строительства электростанции на реке возводят плотину, и поднявшаяся вода затопит островок вместе со всем, что на нём находится. Автор описывает приближающийся момент катастрофы, отчаянное положение людей, не способных противостоять надвигающейся беде.
Глазами главной героини повести, Дарьи, читатель видим необычайную красоту этой маленькой родины-матери: «От края до края , от берега до берега хватало в ней и раздолья, и богатства, и красоты, и дикости, и всякой твари по паре – всего , отделившись от материка, держала она в достатке – не потому ли назвалась громким именем Матёра». Именно эту прелесть, красоту первозданной природы тяжело и грустно терять жителям деревни
Повесть звучит как предупреждение нынешнему поколению, которое начинает забывать свои истоки, свою историю. Распутин выражает надежду и веру в то, что люди в силах сберечь родную землю, не дать ей исчезнуть без следа. А для этого им надо быть на ней не временными жильцами, а вечными хранителями.
Лейтенантская проза о войне в произведениях Э.Казакевича "Звезда", В.Л. Кондратьева "Сашка"и др. Изображение войны в произведениях В. Бы-
кова "Сотников", "Альпийская баллада", Б.Васильева"А зори здесь тихие".
Некоторыми критиками принято условно разделять нашу военную прозу на "эпохально-монументальную" и "лейтенантскую». Авторы «лейтенантской» прозы - фронтовики, в своих произведениях они опираются на реальные события, на свой собственный фронтовой опыт. Самые достоверные произведения о войне создали писатели-фронтовики: В. К. Кондратьев, В. О. Богомолов, К. Д. Воробьев, В. П. Астафьев, Г. Я. Бакланов, В. В. Быков, Б. Л. Васильев, Ю. В. Бондарев, В. П. Некрасов, Е. И. Носов, Э. Г. Казакевич.
Одной из первых книг о войне была повесть Виктора Платоновича Некрасова (1911 – 1987) «В окопах Сталинграда», где была вся война с ее бесчеловечностью и жестокостью.
А в 1947 году была написана повесть «Звезда» Эммануилом Генриховичем Казакевичем (1913 – 1962), писателем-фронтовиком, правдивая и поэтичная.
Среди наиболее заметных писателей-фронтовиков второй половины XX века можно назвать писателя Вячеслава Леонидовича Кондратьева (1920 – 1993). Его повесть «Сашка»(1979) посвященная «Всем воевавшим подо Ржевом – живым и мертвым» – потрясла читателей.. В ней писатель-фронтовик рассказывает о жизни обычного человека на войне, нескольких днях фронтовой жизни. А затем следуют повести и рассказы, объединенные сквозной темой и героями: «Дорога в Бородухино», «Житье-бытье», «Отпуск по ранению», «Встречи на Сретенке», «Знаменательная дата». Произведения Кондратьева – это не просто правдивая проза о войне, это правдивые свидетельства о времени, о долге, о чести и верности.
Известность писателю-фронтовику Борису Львовичу Васильеву принесла повесть «А зори здесь тихие (1969). Эта книга многократно переиздавалась, по ней был снят в 1972 году одноименный фильм, удостоенный многих премий, в том числе Государственной премии СССР. Тему войны и судьбы поколения, для которого война стала главным событием в жизни, Васильев продолжил в повестях "В списках не значился", "Завтра была война", в рассказах "Ветеран", "Великолепная шестерка", "Вы чье, старичье?"; в этих произведениях на первый план выдвигаются этические проблемы любви, верности, товарищества, сострадания, нравственного долга.
Василь Владимирович Быков – автор произведений, действие которых происходит во время Великой Отечественной войны и в которых показан нравственный выбор человека в наиболее драматичные моменты жизни.(повести «Третья ракета», «Альпийская баллада», «Мертвым не больно», «Сотников», «Обелиск», «Дожить до рассвета», «Пойти и не вернуться», «Знак беды»)
«Лейтенантская проза» – правдивое свидетельство времени, когда Россия воевала и победила.