Формы общественной организации
ПРАВО
«Справедливость – это первая добродетель общественных институтов, точно так же как истина – первая добродетель систем мысли. Теория, как бы она ни была элегантна и экономна, должна быть отвергнута или подвергнута ревизии, если она не истинна. Подобным же образом законы и институты, как бы они ни были эффективны и успешно устроены, должны быть реформированны или ликвидированы, если они несправедливы» (Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск. НГУ. 1995).
ВЛАСТЬ
ТЕОРИЯ ЭЛИТ
В общественных изменениях большую роль играют элиты. Эти элиты и формируют те социальные институты, на основе которых формируется общество и его история. Известно высказывание Паскаля: «Если бы нос Клеопатры был короче или длиннее, весь лик Земли изменился бы».
Теория элиты ведет происхождение от Гераклита. Макиавелли, Карлейль, Ницше, Тард, Михайловский, Лебон, Парето, Фрейд.
правление
Неформальные системы власти
ИНСТИТУТЫ
Социальная система общества играет важную роль. Л.Мэмфорд, один из известных культурологов правильно подчеркивает, что фактором глубоких изменений в человеческой культуре, которые произошли в третьем тысячелетии до н.э. были не столько технологические изменения: изобретение письменности, гончарного круга, ткацкого станка, плуга, способы изготовления оружия и орудий труда из металла, переход к производящей экономике, но и изобретение невидимой «мегамашины» социальной организации. Эта невидимая для современных археологов мегамашина, может быть, в большей степени, чем новые технологии, сыграла значительную роль в становлении современной цивилизации, корни которой как раз находятся в том периоде. Эта новая форма социальной организации, возникшая из ранней неолитической культуры, «не рассеянная в мелких единицах, но объединенная в большую; уже не «демократическая», то есть основанная не на соседской интимности, обычаях и согласии, но авторитарная, управляемая из центра, контролируемая господствующим меньшинством; не прикованная более к ограниченной территории, но умышленно переходящая границы, чтобы захватить сырье, поработить более слабых, расширить свой контроль, наложит дань на покоренных. Эта новая культура способствовала не только росту богатства, но и экспансии коллективной власти. Усовершенствовав новые орудия принуждения, правители этого общества к третьему тысячелетию до н.э. достигли такой индустриальной и военной мощи, масштабы которой оставались непревзойденными вплоть до нашего времени.
В этот период человеческие усилия перемещаются с горизонтальной плоскости деревни и семьи в вертикальную плоскость общества в целом. Новая общность сформировала иерархическую структуру, социальную пирамиду, включающую от основания до вершины множество семей, множество деревень, множество занятий, нередко множество регионов, и не в последнюю очередь множество богов. Эта политическая структура была базовым изобретением новой эпохи: без нее ни ее монументы, ни ее города не могли быть построены – нужно добавить – без нее не происходило бы так часто их преждевременное разрушение» (Мэмфорд Л. Миф машины\\ Утопия и утопическое мышление. М.,1991 с.80)
До сих пор составляет тайну, как могли египтяне создать такие мощные монументальные творения, создание которых и сейчас представляет сложную техническую задачу. Тайна же кроется в том, что египтяне создали четко работающую человеческую «мегамашину», организованную из единой центра посредством царской власти, которая смогла из аморфного образования деревенских сельских общин создать «механизированную группы, которой можно было бы манипулировать с помощью команд»(с.87)
Центральным понятием социальной сферы является понятие «института». Это понятие ведет происхождение от латинского institutum – установление, учреждение, обычай. Понятие «институт» – это социологический аналог понятия «традиция». Вообще всякий институт возникает как типизация привычных действий. Как пишут П. Бергер и Н. Лукман- «любая такая типизация есть институт» (Соц. кон реал.с.92)
Институт – социально организованная определенной системой символов, образов мыслей и поведения группа с устойчивой системой социальных взаимодействий, которая обладает способностью воспроизводить и транслировать выработанный тип социальных взаимодействий последующим поколениям.
Понятие «института» как центрального понятия при анализе социальной организации было дано еще Э. Дюркгеймом, в предисловии ко второму изданию своей работы «Метод социологии», говоря о сущности «социального факта»- центрального понятия в его социологии он пишет следующее - «чтобы существовал социальный факт, нужно, чтобы, по крайней мере, несколько индивидов соединили свои действия и чтобы эта комбинация породила какой-то новый результат. А поскольку этот синтез имеет место вне каждого из нас (так как он образуется из множества сознаний), то он непременно имеет следствием закрепление, установленное вне нас определенных способов действий и суждений, которые не зависят от каждой отдельно взятой воли… есть слово, которое, если несколько расширить его обычное значение, довольно хорошо выражает этот весьма специфический способ бытия; это слово «институт». В самом деле, не искажая смысла этого выражения, можно назвать институтом все верования, все способы поведения, установленные группой. Социологию можно определить как науку об институтах, их генезисе и функционировании» (с.405)
Из социологов, которые исследовали феномен института, наиболее известен Торнстейн Веблен (1857-1929), который является одним из основателей так называемого институционализма. В своей знаменитой работе «Теория праздного класса»(1899) он дает понятие об институте как социальной общности, объединенной устоявшимся образом мыслей и поведения, который передается от поколения к поколению. Наиболее четкое определение института, которое во многом идентично пониманию института Т.Вебленом дает другой представитель институционализма У. Гамильтон: «Институты – это словесный символ для лучшего обозначения группы общественных обычаев. Они означают преобладающий и постоянный образ мысли, который стал привычным для группы или превратился для народа в обычай.. Институты устанавливают границы и формы человеческой деятельности. Мир обычаев и привычек, к которому мы приспасабливаем нашу жизнь, представляет собой сплетение и неразрывную ткань институтов» ( Цит. Веблен Т. Теория праздного класса. М.,1984 с.6). Определенным недостатком такого понимания является то, что делается упор на ментальные системы организации института, тогда как институт как форма социальной организации имеет смысл трактовать как устойчивую систему социальных взаимодействий, которые конечно «подкреплены» устойчивой системой ментальности.
ГРУППЫ И ОБЪЕДИНЕНИЯ
Как подчеркивал Х. Ортега-и-Гассет : «Поколение – это не горсть одиночек, и не просто массы: это как бы новое целостное социальное тело, обладающее и своим избранным меньшинством, и своей толпой, заброшенное на орбиту существования с определенной жизненной траекторией. Поколение, динамический компромисс между массой и индивидом, представляет собой самое важное историческое понятие и является, так сказать, той траекторией, по которой движется история.
Поколение – это человеческая разновидность в том строгом смысле, каковое придают этому термину натуралисты. Его члены приходят в мир с некими типичными чертами, придающими им общую физиономию, отличающую их от предшествующего поколения» (Ортега-и.Гассет Х. Что такое философия? М., 1991. С.50
«Каждое поколение представляет собой жизненную высоту, с которой определенным образом воспринимается существование. Если мы возьмем эволюцию того или иного народа* в целом, то каждое поколение предстанет как один из моментов его жизненности, как пульсация его исторических возможностей. У каждой из пульсаций свой уникальный облик; каждое биение незаменимо, так же как незаменима каждая нота в развитии мелодии. Мы можем сходным образом представить каждое поколение как своего рода биологический снаряд, выпущенный в пространство в точно установленное время, с определенной силой, направлением. В движении принимают участие его элементы и самые ценные, и самые вульгарные» (Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? М., 1991. С.5-6)
«Традиции как особый способ передачи информации вызывают у людей определенные психические импульсы, которые со временем приводят к формированию соответствующих стереотипов, особенно в сфере поступков, нравственных оценок и эмоций, создавая тем самым вполне ощутимую социально-психологическую общность в рамках данной группы, этноса, цивилизации. И коль скоро эта общность возникла, она в свою очередь усиливает масштаб и степень воздействия традиционных стереотипов на сознание личности, нравственно-психологический стимул и мотивы её поведения. Подчеркивая общую психологическую атмосферу в коллективе, традиции оказывают постоянное влияние на чувства и мысли человека, ведут к мобилизации и концентрации его психологических и нравственных резервов» (Салтыков Г. Ф. Традиция, механизм её действия и некоторые ее особенности в Китае \\ Роль традиций в истории и культуре Китая. М. 1972. С.5)
ГЛАВА 4 ХОЗЯЙСТВО
Изгибы экономик. Ф. Бродель пишет о «longue dureé», которое определяет тип того или иного устойчивого культурного ландшафта, отводя при этом ведущую роль топологии мироэкономических связей, образующих устойчивые мироэкономики. Это действительно так, «Величие Маркса» (Ж. Делез) именно в этом. Совершенно верно, что именно устойчивая система средиземноморской мироэкономики» создала базу для длительного функционирования европейской культуры. С изменением мироэкономической системы всегда происходит кардинальное изменение всего культурного Ландшафта. Изменения, «изгибы» торговых путей, которые приводят к мощным кризисным явлениям в «центрах» мироэкономики, приводят и к изменению социальной структуры, к изменению ментальности культур. Пример тому, – изгиб торговых путей, приведших к упадку торговли в итальянских республиках XVI в.. Или пример тому, возникшая напряженность в торговых связях в Аравии, приведшая к мощному «взрыву»: к возникновению ислама и Арабского халифата. И эту «фундированность» культурного Ландшафта в «мироэкономиках» всегда должен помнить Философ-геолог.
Человек не только существо мыслящее, общественное, но и производящее. Именно в этих трех ипостасях он определяется наиболее полно. Хозяйственная деятельность не есть только способ обеспечения человека необходимыми продуктами для обеспечения своей жизнедеятельности. Как правильно писал Н. Бердяев: «..хозяйство есть обнаружение силы человеческого духа .. через него осуществляется миссия царственного признания человека в природе.. Добывание из природы хозяйственных благ есть духовное действие» (Бердяев Н. Философия неравенства с.236).
Человек способен создавать символические конструкты, но способность создавать их не определяет полностью его суть. Человек способен реализовывать эти символические конструкты в действительности. Этот проект он реализует посредством трудовой деятельности.
Собственно всякая деятельность – это хозяйственная деятельность, ибо всякая деятельность направлена на достижение каких-либо полезных благ.
Хозяйственный подход отличается не своей областью культуры, а именно методологией подхода к культуре, посредством которого вся культура рассматривается как хозяйственная деятельность.
Человек, если он только обладает атрибутом мышления, то это человек неполноценный. В такой же степени он не может считаться полноценным, если он обладает атрибутом социальности. Есть еще третья ипостась, эта ипостась состоит в том, что он человек производящий. Человек может быть человеком если он определен только через три своих ипостаси: Мысль, Общество и Производство.
Более того все эти три ипостаси взаимозависимы. Homo faber формирует свои ментальные формы соответственно тем формам социальной организации, соответственно тем техникам, которые он использует в процессе производства. Одно мировоззрение у человека, который живет в системе племенной формы социальной организации; другое, которые живет в системе государственной правовой формы организации. Одно мировоззрение у человека, который пользуется каменным топором; другое – которые пользуется компьютерными технологиями.