Влияние шума на живые организмы
ТЕСТЫ
1.Укажите собирательное числительное
a)Трое
2.Укажите правильный вариант употребления числительного:
a)Шестеро котят, семеро козлят, трое волчат
3.В каких пословицах пропущено одно и то же собирательное числительное:
a)Хромать на … ноги; положить на … лопатки
4.С какими словами сочетаются числительные ЧЕТВЕРО, ПЯТЕРО, ШЕСТЕРО:
a)Летчиков, солдат, ученых, детей, нерях
5.Укажите правильный вариант: «Компрессия текста - …»
a)сжатие текста
6.Укажите правильный вариант: «Виды компрессии…»
a)план
7.Укажите правильный вариант: Что сокращается в тексте при компрессии?
a)примеры и иллюстрации
8.Укажите правильный вариант: «К вторичному тексту относятся …»
a)аннотация, тезис, реферат, конспект
9.Укажите правильный вариант употребления числительного:
a)пять академиков, шесть профессоров
10.С какими словами сочетаются МНОГО, НЕСКОЛЬКО:
a)дел, людей, студентов, проблем
11.Укажите количественное числительное.
a)Семьдесят
12.Укажите дробное числительное.
a)Две третьих
13.Укажите правильный вариант: «Первичный план составляется …»
a)автором
14.Укажите правильный вариант: «Простые планы делятся на …»
a)вопросный и назывной
15.Укажите правильный вариант: «Сложные планы делятся на …»
a)тезисный и развернутый
16.Укажите правильный вариант: «Тезисный план …»
a)отражает ключевые положения текста
17.Вставьте необходимое по смыслу слово : «Мальчик занимается очень.................»
a)Усердно
18.Вставьте необходимое по смыслу слово : «Мы целый час пытались получить от него объяснения, где он был вчера, но он.............молчал»
a)Упорно
19.Вставьте необходимое по смыслу слово : «Перед едой надо … мыть руки»
a)Тщательно
20.Вставьте необходимое по смыслу слово : «Этот молодой пианист играет слишком.........., думает только о технике, забывая о чувствах»
a)Старательно
21.Укажите правильный вариант: «Тезисы …»
a)излагают основные мысли лекции, доклада, сочинения
22.Укажите правильный вариант: «Тезисы делятся на …»
a)первичные и вторичные
23.Укажите правильный вариант: «Основной вид переработки научного текста - …»
a)компрессия
24.Укажите правильный вариант: «На основе первоисточника создаются …»
a)аннотация, тезисы, реферат
25.Укажите слово с твердым знаком:
a)Об…явление
26.Укажите слова с написанием Ы после приставок:
a)Без…дейный, пред …стория, от …грать
27.Укажите слова с написанием И после приставок:
a)Меж…гровой, пред…юньский
28.Укажите слова, в которых Ь не пишется:
a)С…узить, с…экономить, с…агитировать
29.Укажите слова с написанием Ы после Ц:
a)куц…й, Цариц…но, куниц…н
30.Укажите слова с написанием И после Ц:
a)авиац..я, компенсац..я, принц..п
31.Какое значение имеет слово «цирюльник»
a)устаревшее название парикмахера
32.Какое из данных слов обозначает «толкование, разъяснение»
a)интерпретация
33.Укажите слова с приставкой ПРЕ-:
a)Пр…бывать в неведении, пр…емник традиций классика, пр…вратный смысл
34.Укажите слова с приставкой ПРИ-:
a)Пр…ходящий работник, пр…звание художника, пр…емлемый вариант
35.Укажите, в каких словах пропущена одна и та же буква.
a)Пр…мета, без пр…крас
36.Укажите, в каких словах пропущена одна и та же буква.
a)Пр…зидент, пр…одолеть, камень пр…ткновения
37.Укажите правильный вариант: «Слово конспект означает …»
a)обзор, изложение
38.Укажите правильный вариант: «Конспекты делятся на …»
a)продуктивные и репродуктивные
39.Укажите правильный вариант: «Выборочный конспект используется при …»
a)поисковом и просмотровом чтении
40.Укажите правильный вариант: «С точки зрения объема конспекты делятся на …»
a)краткие, подробные, смешанные
41.В каком случае НЕ пишется слитно.
a)(Не)доумевал
42.Укажите слова, которые пишутся слитно:
a)(Не)победимый, (не)выносимый, (не)нужный
43.Укажите слова, которые не употребляются без НЕ:
a)(Не)ряха, (не)годовать, (не)льзя
44.В каком предложении НЕ пишется раздельно:
a)Играл (не)смотря на шахматную доску
45.Укажите правильный вариант: «Особенности текстуального конспекта - …»
a)сохранение логики и структуры первоисточника
46.Укажите правильный вариант: «При записи лекции используется …»
a)репродуктивное и сквозное конспектирование
47.Укажите правильный вариант: «При конспектировании небольших статей используется …»
a)репродуктивное и сквозное конспектирование
48.Укажите правильный вариант: «Самый сложный и продуктивный вид конспектирования - …»
a)аналитический
49.Вставьте необходимое по смыслу слово: «Почему я должен отвечать на телефонные звонки? Это не входит в мои .... …»
a)обязанности
50.Вставьте необходимое по смыслу слово: «Я взял на себя. ....................посадить перед нашим офисом пять деревьев и сделал это»
a)обязательство
51.Вставьте необходимое по смыслу слово: «Тебе нравится работать в офисе? Какие у тебя.........................?»
a)обязанности
52.Вставьте необходимое по смыслу слово: «Я в неоплатном ....................перед другом. Он спас моих родителей во время пожара»
a)долгу
53.Укажите синоним к слову консолидация
a)Объединение
54.Укажите синоним к слову паритет
a)Равенство
55.Как называется ряд слов: аналогичный, идентичный, тождественный:
a)Синонимы
56.Укажите синоним к слову приоритет
a)Преимущество
57.Укажите правильный вариант: «Аннотация – это …»
a)краткая характеристика книги (статьи, сборника), ее содержания и назначения .
58.Укажите правильный вариант: «Виды аннотации - …»
a)информационная, рекомендательная, групповая .
59.Укажите правильный вариант: «В информационной аннотации дается …»
a)описание и характеристика текста (книги, статьи и т.д.)
60.Укажите правильный вариант: «В рекомендательной аннотации дается …»
a)описание, характеристика, объективная оценка, рекомендации к применению информации
61.Укажите правильный вариант: «В групповой аннотации дается …»
a)обобщенная характеристика нескольких текстов (книг, статей и т. д.)
62.Укажите правильный вариант: «Слово аннотация означает …»
a)замечание
63.Укажите правильный вариант: «Языковые клише аннотации для отражения композиции статьи -… »
a)статья состоит из …/ делится на …
64.Укажите правильный вариант: «Языковые клише аннотации для отражения адресата статьи -… »
a)статья адресована / представляет интерес для …
65.Вместо точек вставьте подходящее слово: Мое письмо Наташе осталось …
a)безответным
66.С какими словами употребляется с определение БЕЗОТВЕТНЫЙ
a)взгляд, жест, вопрос, запрос
67.С какими словами употребляется с определение БЕЗОТВЕТСТВЕННЫЙ
a)человек, оппонент, работник, поведение, решение
68.Вместо точек вставьте подходящее слово: Политическая обстановка в стране обострилась, и журналисты должны прекратить делать ... заявления.…
a)безответственные
69.Найдите фразеологизм, имеющий значение очень близко, совсем рядом:
a)Рукой подать
70.Укажите синоним к слову идентичный.
a)Тождественный
71.Укажите значение слова толерантность
a)Снисходительность, терпимость
72.Укажите значение слова экспансия
a)Расширение сфер влияния
73.Какое слово нужно употребить в предложении : Я хорошо знаю язык и … сам выполнить это задание
a) Способен
74.Какое слово нужно употребить в предложении : Я страшно устал и … сам выполнить это задание
a) Не в силах
75.Какое слово нужно употребить в предложении : Он очень честный и … на преступление
a) Не способен
76.Какое слово нужно употребить в предложении : Девчушка такая умница! Она … стать чемпионкой мира по шахматам
a) Способна
77.Укажите вводные слова со значением уверенности
a)конечно, без сомнения, разумеется, естественно, в самом деле
78.Укажите вводные слова со значением неуверенности
a)кажется, может быть, вероятно, очевидно, наверное
79.Укажите вводные слова, выражающие источник сообщения
a)по-моему, говорят, как сообщают, как известно, помнится
80.Укажите предложение, в котором есть вводные слова
a)Вскоре однако недоумение наше рассеялось.
81.Вместо точек вставьте подходящее слово: Комиксы – это рассказы в виде … со словами
a)Картинок
82.Вместо точек вставьте подходящее слово: Прежде, чем начать писать свою огромную …, художник написал несколько эскизов
a)Картину
83.Вместо точек вставьте подходящее слово: Я ничего не понимаю в …
a)Живописи
84.Как называется холст, материал, на котором художник пишет картину?
a)Полотно
85.С какими словами употребляется с определение ЯВНЫЙ
a)Враг, восторг, зависть, ирония, насмешка
86.С какими словами употребляется с определение ЯВСТВЕННЫЙ
a)Выстрел, запах, звук, след
87.Вместо точек вставьте подходящее по смыслу прилагательное: Компания встретила Егора с ... неудовольствием
a)Явным
88.Вместо точек вставьте подходящее по смыслу прилагательное: Войдя в квартиру, Настя почувствовала ... запах газа.
a)Явственно
89.Вместо точек вставьте подходящее по смыслу слово: Он .. ..тем, что мальчик был нервным и запугал его всяким вздором.
a)Воспользовался
90.Вместо точек вставьте подходящее по смыслу слово: Он умел …благами цивилизации.
a)Пользоваться
91.С какими словами употребляется слово ПРИМЕНЯТЬ …
a)технику, строительные материалы; при обработке ; широко
92.С какими словами употребляется слово ИСПОЛЬЗОВАТЬ …
a)по назначению, в мирных целях, в корыстных целях
93.Укажите слово, которое нужно вставить в предложении: … я хотел пожелать молодежи моей Родины
a)Что бы
94.Укажите вариант, соответствующий правильному написанию НЕ и НИ.
Газет он (н...) получал, н...(с)кем в переписке (н...)состоял, сведений (н...)откуда иметь (н...)мог.
a) Не, ни, не, ни, не
95.Укажите вариант, соответствующий правильному написанию Не за(то) волка бьют, что он сер, а за (то), что овцу съел.
a)За то, за то
96.Укажите вариант, соответствующий правильному написанию: И что (бы) она ни делала, за что (бы) ни принималась — все выходит у нее красиво.
a)Что бы, что бы
97.Вместо точек вставьте подходящее слово: … беседа затянулась глубоко за полночь
a)дружеская
98.С какими словами употребляется с определение ДРУЖЕСКИЙ
a)Вечеринка, встреча, забота, пожелания
99.С какими словами употребляется с определение ДРУЖЕСТВЕННЫЙ
a)Политика, страна, государство, сотрудничество.
100.С какими словами употребляется с определение ДРУЖНЫЙ
a)Коллектив, группа, смех, песня, аплодисменты, весна.
101.Укажите краткую форму прилагательного.
a)Добры, сладок
102.Определите словосочетание с нарушением сочетаемости
a)Отступить назад
103.Определите словосочетание с нарушением сочетаемости:
a)Впервые знакомиться
104.Укажите вариант, соответствующий правильному написанию: Команде был крайне (нужный) опытный тренер
a)нужен
105.Вместо точек вставьте подходящее слово: Он собрал свои статьи за много лет и издал их как … книгу.
a)Единую
106.Вместо точек вставьте подходящее слово: … ребенок в семье часто бывает одинок.
a)Единственный
107.Вместо точек вставьте подходящее слово: Закон для всех …
a)Един
108.Вместо точек вставьте подходящее слово: Все документы должны быть оформлены в соответствии с … требованиями
a)Едиными
109.Укажите, в каком предложении нужен дефис.
a)Наш спектакль, по()моему, всем понравился.
110..Укажите сложные слова со слитным написанием:
a)(мелко)калиберный, (бело)каменный, (полу)тьма, (высоко)образованный
111.Укажите сложные слова с написанием через дефис:
a)(пол)озера, школа(интернат), жар(птица), пресс(конференция)
112.Укажите слово, которое пишется через дефис.
a)У меня диплом инженера()строителя
113.Резюме - это ....
a)краткое изложение сути написанного
114.Резюме-выводы относятся к …
a)текстам вторичной информации
115.Укажите правильную форму глагола-сказуемого: Резюме-выводы …
a)опубликованы
116.В научном сборнике резюме-выводы
a)предваряют или завершают публикацию статьи
117.Укажите прямую речь.
a)Сестра сказала: «Возьми термос».
118.Укажите косвенную речь.
a)Тренер сказал, что он будет ждать нас здесь.
119.Укажите, где косвенная речь соответствует по содержанию прямой: «Вы не из Алматы?» - спросил он девушку.
a)Он спросил девушку, не из Алматы ли она.
120.Укажите предложение, которое соответствует схеме «П,- а, - п».
a)«Нам придется здесь ночевать, — сказал Максим Максимыч,— в такую метель через горы не переедешь».
Билет № 1
АУДИРОВАНИЕ (7 мин)
Послушайте текст №1 «Ликуй, студент!»(время на прослушивание – 2 мин.)
Задание 1. Заполните тест(время для заполнение – 1 мин., для ответа – 1 мин.).
№ | Предложение | верно | неверно |
1 | 25 января 1755 года был подписан императрицей Елизаветой Петровной указ об открытии в Москве первого российского университета. | ||
2 | 26 апреля состоялось торжественное открытие университета. | ||
3 | Этот день в течение ста лет считался студенческим праздником. | ||
4 | В то время музеи были самыми важными культурными центрами общества |
Задание 2. Перескажите основное содержание текста(время на подготовку – 2 мин., для ответа – 1 мин).
ГОВОРЕНИЕ (10 мин)
Задание 1. Примите участие в дискуссии(время на подготовку – 2 мин., для ответа – 2 мин.)
на тему: «Роль СМИ в современном обществе»
Задание 2. Составьте монолог (время на подготовку – 5 мин., для ответа – 1 мин.)
на тему:«Будущее науки»
ЧТЕНИЕ (9 мин.)
Прочитайте текст(время на чтение текста «про себя»- 1 мин., вслух – 2 мин.)
Влияние шума на живые организмы
По мере того как усложняются наука и техника и расширяется область их применения, всё более усиливается и опасность их воздействия на природу, на организм человека.
Длительное интенсивное воздействие шума на человека ослабляет его нервную систему. От шума сосуды головного мозга сужаются, что вызывает головную боль. Шум может ускорить развитие некоторых болезней. У человека от длительного воздействия шума понижается слух и даже ухудшается зрение. Шум разрушает организм человека.
Ещё в прошлом столетии выдающийся учёный Роберт Кох предсказал, что когда-нибудь человечество вынуждено будет бороться с шумом так же решительно, как оно боролось с чумой и холерой. Это время уже наступило.
В некоторых городах для снижения уровня шума удачно используют рельеф местности; автомобильные магистрали прокладываются по дну городских оврагов. Во многих городах строительство новых заводов и фабрик осуществляется за чертой города; туда же постепенно переносятся и старые заводы. Это в значительной мере уменьшает шум на городских улицах.
Поиски путей борьбы с шумом продолжаются непрерывно. Снизить уровень шума, уменьшить его вредное влияние на человека — значит, в конечном итоге, укрепить здоровье человека, улучшить условия его жизни, увеличить её продолжительность.
(По материалам периодической печати)
Задание 1. Составьте план к тексту (время на подготовку – 1 мин., для ответа – 1 мин.)
Задание 2.Переведите выделенный абзац (время на подготовку – 3 мин., для ответа – 1 мин.)
ПИСЬМО (14 мин.)
Задание. Напишите эссе (время для письма – 13 мин., для проверки – 1 мин.)
на тему: «Весь мир – театр, в нем женщины, мужчины – все актеры»
Билет №2
АУДИРОВАНИЕ (7 мин)
Послушайте текст №2«Высшее образование за рубежом». (время на прослушивание – 2 мин.)
Задание 1. Заполните тест(время для заполнение – 1 мин., для ответа – 1 мин.).
№ | Предложение | верно | неверно |
1 | В Соединенных Штатах высшее образование, даже в государственных вузах, платное. | ||
2 | Студент сам выбирает курсы, которые собирается изучать в семестре. | ||
3 | Максимальное число баллов, которое можно набрать, 1000. | ||
4 | В зарубежных университетах существуют три ступени высшего образования |
Задание 2. Перескажите основное содержание текста(время на подготовку – 2 мин., для ответа – 1 мин).
ГОВОРЕНИЕ (10 мин)
Задание 1. Примите участие в дискуссии(время на подготовку – 2 мин., для ответа – 2 мин.)
на тему: «...Наука требует от человека всей его жизни, и если бы у нас было две жизни, то и их бы не хватило...» (И. Павлов)
Задание 2. Составьте монолог (время на подготовку – 5 мин., для ответа – 1 мин.)
на тему:«Город, в котором я учусь»
ЧТЕНИЕ (9 мин.)
Прочитайте текст(время на чтение текста «про себя»- 1 мин., вслух – 2 мин.)
Будущее Земли
В потеплении климата традиционно обвиняют человека и созданную им технику и промышленность. Из-за парниковых газов возникает парниковый эффект. Однако некоторые учёные считают, что проблемы парникового эффекта на самом деле нет, и человек не виноват в потеплении климата.
Дело в том, что природа развивается циклично. Температура то повышается, то понижается, влажные эпохи сменяются сухими и наоборот. Это доказали гляциологи, учёные, которые исследуют лёд. В результате исследователи выяснили, что за последние 420000 лет на Земле сменилось четыре длительных климатических цикла. Каждый из них состоял из двух эпох – холодной (ледниковой) и тёплой (межледниковой). Мы живём в очередном межледниковом периоде, который продолжается уже одиннадцать тысяч лет. По данным гляциологов, никакие катастрофы в ближайшие десятилетия не ожидаются. Деятельность человека пока всё ещё не может нанести серьёзный вред климату Земли. Природа сама регулирует его. Однако продолжать загрязнять атмосферу не стоит. Уже сейчас парниковых газов стало столько, сколько ещё не было за историю Земли. Пока природа справляется с этим, но неизвестно, сколько это будет продолжаться.
А ещё нужно помнить, что климат на Земле постоянно меняется. Так что людям стоит подготовиться к тому, что на Земле может стать не только очень тепло, но и очень холодно. Ведь за потеплением неизбежно приходит ледниковый период.
Задание 1. Составьте план к тексту (время на подготовку – 1 мин., для ответа – 1 мин.)
Задание 2.Переведите выделенный абзац (время на подготовку – 3 мин., для ответа – 1 мин.)
ПИСЬМО (14 мин.)
Задание. Напишите эссе (время для письма – 13 мин., для проверки – 1 мин.)
на тему: «Влияние СМИ на общественное мнение»
Билет № 3
АУДИРОВАНИЕ (7 мин)
Послушайте текст №3 «Старейший российский университет»(время на прослушивание – 2 мин.)
Задание 1. Заполните тест(время для заполнение – 1 мин., для ответа – 1 мин.).
№ | Предложение | верно | неверно |
1 | Московский государственный университет носит имя М.В. Ломоносова с 1755 года. | ||
2 | Сначала в университет было принято только 100 студентов. | ||
3 | Все студенты начинали учиться на философском факультете, где получали подготовку по гуманитарным и естественным наукам. | ||
4 | Сегодня в МГУ 40 факультетов. |
Задание 2. Перескажите основное содержание текста(время на подготовку – 2 мин., для ответа – 1 мин).
ГОВОРЕНИЕ (10 мин)
Задание 1. Примите участие в дискуссии(время на подготовку – 2 мин., для ответа – 2 мин.)
на тему: «В настоящее время высшее образование переживает период расцвета»
Задание 2. Составьте монолог (время на подготовку – 5 мин., для ответа – 1 мин.)
на тему:«Две столицы (об Астане и Алматы)»
ЧТЕНИЕ (9 мин.)
Прочитайте текст(время на чтение текста «про себя»- 1 мин., вслух – 2 мин.)
Телевидение в нашей жизни
Самым действенным средством массовой информации оказалось телевидение. Действительно, телевизор есть почти в каждой семье, в то время как газеты, журналы заметно подорожали, так же, как и билеты в кино, в театр, в музей. Для многих телевизор – это окно в мир. У телевидения имеются широкие возможности не только для информирования и развлечения зрителей, но и для просвещения, для приобщения к культуре, что особенно важно для людей, живущих далеко от культурных центров.
Сегодня российское телевидение прежде всего обслуживает интересы различных политических группировок. На телеэкранах преобладают информационные и различные политические передачи: интервью, ток-шоу с политиками, политические диалоги, дискуссии, политические комментарии. Все это бывает интересно, но политические темы надоедают. Остальное время занимают развлекательные программы: викторины, конкурсы, музыкальные клипы, концерты поп-певцов. Часто демонстрируются фильмы, в основном, американские боевики, детективы, латиноамериканские сериалы. Хорошо, что не забывают отечественную киноклассику, которую телезрители смотрят по многу раз. Очень мало содержательных передач об искусстве, об отечественной истории, о культурных традициях России, о ее великих культурных деятелях. Чтобы восполнить этот пробел, был создан специальный телеканал «Культура», по которому можно увидеть записи лучших спектаклей и концертов прошлых лет, однако далеко не везде его можно принимать, и, следовательно, проблема остается.
Тем не менее, телевизор смотрят, есть в нем притягательная сила. Русские телезрители достаточно доверчивы, телевидение является эффективным пропагандистским средством и поэтому борьба за власть над ним ведется постоянно.
Задание 1. Составьте план к тексту (время на подготовку – 1 мин., для ответа – 1 мин.)
Задание 2.Переведите выделенный абзац (время на подготовку – 3 мин., для ответа – 1 мин.)
ПИСЬМО (14 мин.)
Задание. Напишите эссе (время для письма – 13 мин., для проверки – 1 мин.)
на тему: «Вуз, в котором я учусь»
Билет № 4
АУДИРОВАНИЕ (7 мин)
Послушайте текст №4 «Проблемы высшего образования».(время на прослушивание – 2 мин.)
Задание 1. Заполните тест(время для заполнение – 1 мин., для ответа – 1 мин.).
№ | Предложение | верно | неверно |
1 | Экономисты говорят о том, что уже достигнут баланс по числу мест и количеству желающих учиться в вузе. | ||
2 | Качество образования страдает оттого, что его много. | ||
3 | Рост промышленности требует подготовки квалифицированных инженеров. | ||
4 | В настоящее время реальная нехватка квалифицированных рабочих. |
Задание 2. Перескажите основное содержание текста(время на подготовку – 2 мин., для ответа – 1 мин).
ГОВОРЕНИЕ (10 мин)
Задание 1. Примите участие в дискуссии(время на подготовку – 2 мин., для ответа – 2 мин.)
на тему: Какие ассоциации у вас возникают при слове «Родина»?
Задание 2. Составьте монолог (время на подготовку – 5 мин., для ответа – 1 мин.)
на тему:«Для хороших актеров нет плохих ролей»
ЧТЕНИЕ (9 мин.)
Прочитайте текст(время на чтение текста «про себя»- 1 мин., вслух – 2 мин.)