Проникнутую своего рода литературным презрением и открывавшую перед
Современной школой новые пути. Скульптор, суровое лицо которого
Соответствовало его мужественному гению, беседовал с одним из тех холодных
Насмешников, которые, смотря по обстоятельствам, или ни в ком не хотят
Видеть превосходства, или признают его всюду. Остроумнейший из наших
Карикатуристов, со взглядом лукавым и языком язвительным, ловил эпиграммы,
Чтобы передать их штрихами карандаша. Молодой и смелый писатель, лучше, чем
Кто-нибудь другой, схватывающий суть политических идей и шутя, в двух-трех
Словах, умеющий выразить сущность какого-нибудь плодовитого автора,
Разговаривал с поэтом, который затмил бы всех своих современников, если бы
Обладал талантом, равным по силе его ненависти к соперникам. Оба, стараясь
Избегать и правды и лжи, обращались друг к другу со сладкими, льстивыми
Словами. Знаменитый музыкант, взяв си бемоль, насмешливо утешал молодого
Политического деятеля, который недавно низвергся с трибуны, но не причинил
Себе никакого вреда. Молодые писатели без стиля стояли рядом с молодыми
Писателями без идей, прозаики, жадные до поэтических красот, -- рядом с
Прозаичными поэтами. Бедный сен-симонист, достаточно наивный для того, чтобы
Верить в свою доктрину, из чувства милосердия примирял эти несовершенные
Существа, очевидно желая сделать из них монахов своего ордена. Здесь были,
Наконец, два-три ученых, созданных для того, чтобы разбавлять атмосферу
беседы азотом[*], и несколько водевилистов, готовых в любую
Минуту сверкнуть эфемерными блестками, которые, подобно искрам алмаза, не
Светят и не греют. Несколько парадоксалистов, исподтишка посмеиваясь над
Теми, кто разделял их презрительное или же восторженное отношение к людям и
Обстоятельствам, уже повели обоюдоострую политику, при помощи которой они
Вступают в заговор против всех систем, не становясь ни на чью сторону.
Знаток, один из тех, кто ничему не удивляется, кто сморкается во время
каватины в Итальянской опере, первым кричит "браво! ", возражает всякому
Высказавшему свое суждение прежде него, был уже здесь и повторял чужие
Остроты, выдавая их за свои собственные. У пятерых из собравшихся гостей
Была будущность, десятку суждено было добиться кое-какой прижизненной славы,
А что до остальных, то они могли, как любая посредственность, повторить
знаменитую ложь Людовика XVIII: единение и забвение[*].
Амфитрион находился в состоянии озабоченной веселости, естественной для
Человека, потратившего на пиршество две тысячи экю. Он часто обращал
Нетерпеливый взор к дверям залы -- как бы с призывом к запоздавшим гостям.
Вскоре появился толстый человечек, встреченный лестным гулом приветствий, --
Это был нотариус, который как раз в это утро завершил сделку по изданию
Новой газеты. Лакей, одетый в черное, отворил двери просторной столовой, и
Все двинулись туда без церемоний, чтобы занять предназначенные им места за
Огромным столом. Перед тем как уйти из гостиной, Рафаэль бросил на нее
Последний взгляд. Его желание в самом деле исполнилось в точности. Всюду,
Куда ни посмотришь, золото и шелк. При свете дорогих канделябров с
Бесчисленным множеством свечей сверкали мельчайшие детали золоченых фризов,
Тонкая чеканка бронзы и роскошные краски мебели. Редкостные цветы в
Художественных жардиньерках, сооруженных из бамбука, изливали сладостное
Благоухание. Все, вплоть до драпировок, дышало не бьющим в глаза изяществом,
Во всем было нечто очаровательно-поэтичное, нечто такое, что должно сильно
Действовать на воображение бедняка.
-- Сто тысяч ливров дохода -- премилый комментарий к катехизису, они
чудесно помогают нам претворять правила морали в жизнь! -- со вздохом сказал
Рафаэль. -- О да, моя добродетель больше не согласна ходить пешком! Для меня
Теперь порок -- это мансарда, потертое платье, серая шляпа зимой и долги
Швейцару... Ах, пожить бы в такой роскоши год, даже полгода, а потом --
умереть! По крайней мере я изведаю, выпью до дна, поглощу тысячу жизней!
-- Э, ты принимаешь за счастье карету биржевого маклера! -- возразил
Слушавший его Эмиль. -- Богатство скоро наскучит тебе, поверь: ты заметишь,
Что оно лишает тебя возможности стать выдающимся человеком. Колебался ли
когда-нибудь художник между бедностью богатых и богатством бедняков! Разве
таким людям, как мы, не нужна вечная борьба! Итак, приготовь свой желудок,
Взгляни, -- сказал он, жестом указывая на столовую преуспевающего банкира,
Имевшую величественный, райский, успокоительный вид. -- Честное слово, наш
Амфитрион только ради нас и утруждал себя накоплением денег. Не
Разновидность ли это губки, пропущенной натуралистами в ряду полипов? Сию
губку надлежит потихоньку выжимать, прежде чем ее высосут наследники!
Взгляни, как хорошо выдержан стиль барельефов, украшающих стены! А люстры и
картины, -- что за роскошь, какой вкус! Если верить завистникам и тем, кто
Претендует на знание пружин жизни, Тайфер убил во время революции одного
Немца и еще двух человек, как говорят -- своего лучшего друга и мать этого