Некоторые аспекты драматургии театрализованной рекламы
Эпоха рыночных, а, значит, конкурентных отношений ставит задачу создания рекламной продукции разного рода: текстовой, кино-, фоторекламы и рекламы игровой, т.е. театрализованной. Драматургической основой последней служит сценарий, особенностям которого и посвящено все нижеизложенное.
Определим и сформулируем предмет разговора и его понятие. Реклама - это создание имиджа товара, услуги, человека, общности и т.п. За
дача рекламы - максимальное информационное и эмоциональное воз
действие на субъекта, к которому она обращена. Цель рекламы - возрастание спроса на рекламируемый объект (прямая реклама), либо сведение к нулю спроса на него (антиреклама). Вторая цель может преследоваться в политической пропаганде, а также в произведениях искусства (утопия - антиутопия).
При создании сценария театрализованной рекламы остается в силе определение и формулировка темы, отвечающей на вопрос: каков рекламируемый нами объект? Остается в силе определение идеи, как отношения к объекту нашего внимания, идее, отвечающей на вопрос: что мы хотим сказать о рекламируемом объекте? Важнейшим творческим актом является изыскание художественного драматургического приема. В нашем случае - это прежде всего те аргументы и факты, которые, будучи воплощены в художественную форму, станут основой формирования убеждения в приятии либо неприятии рекламируемого объекта. Следует заметить, что данная художественная форма не есть нечто статичное, а есть действие, обусловленное этой формой и заключенное в ней.
При создании сценария необходимо иметь в виду существование двух видов информации, касающейся рекламируемого объекта. Информация первого вида: а) сведения о предложении, то есть о самом объекте, б) сведения о спросе, то есть о среде, заинтересованной в данном объекте. Будем называть это абсолютной и относительной информацией.
Информация второго вида: сумма знаний об окружающем мире во множестве его ипостасей. Назовем это эрудицией сценариста.
Именно на пересечении информативных элементов первого и второго видов рождается наиболее удачный художественный прием. Это пересечение может происходить иллюстративным, контрастным или ассоциативным путем. Рождение действенного и яркого художественного приема и является своего рода озарением, т.е. изысканием верного решения предложенной задачи. Творческий процесс при этом может быть представлен как движение от категории Е к категории О, от категории О к категории В. Здесь: Е - единичное, в котором заключена абсолютная информация о рекламируемом объекте, О - особенное, т.е. особенность объекта, присущая только ему и непосредственно предметам рекламы, ориентированным на определенный спрос. В - всеобщее, т.е. найденная метафора (неназванное сравнение одного предмета с другим по признаку, общему для обоих сопоставляемых предметов) по отношению к О. Е -> О -> В.
Категории Е, О, В суть категории психологии творчества. При переходе от Е к О мышление пользуется методами индукции, при переходе от О к В - методами интуиции. Напомним, что индукция - способ рассуждения от частных положений к обобщениям, а интуиция - непосредственное чувство, основанное на опыте и подсказывающее правильное решение.
С другой стороны, при создании рекламного сценария нужно учитывать присутствие в нем тезиса, антитезиса и синтеза. Напомним, что тезис - положение, истинность которого должна быть доказана, антитезис -положение, противопоставленное тезису, синтез - положение, рассмотренное в единстве и взаимной связи его частей. В нашем случае, тезис -рекламируемый объект и его главная особенность, антитезис - ситуация, избранная из множеств, имеющих место в окружающем мире, и чуждая рекламируемому объекту, синтез -художественный контекст, в котором объединены объект и ситуация, причем это объединение тезиса и антитезиса в едином контексте происходит благодаря и на основании особенности объекта. Воспользовавшись данными философскими категориями можно записать: Т + АТ = С. Таким образом, Е->О->В = Т + АТ = С.
Полученную формулу вполне можно использовать в процессе драматургического анализа и предварительной разработки будущего подробного сценария театрализованной рекламы.
Добро пожаловать в «Юмакс»!
Сценарий театрализованной рекламы услуг фирмы «Юмакс»
Рекламное действо происходит на площадке, отведенной для демонстрации товаров и услуг торгово-сервисного центра "Юмакс", которая расположена в выставочном зале легкоатлетического манежа. Наряду с витринами, стендами и вращающимся демонстрационным кругом на площадке предусмотрено свободное пространство для театрализованной рекламы. Здесь же поставлен легковой автомобиль, который служит функциональным объектом театрализации. В автомобиле находятся костюмы персонажей, участвующих в театрализации, в нем же исполнители переодеваются, чтобы предстать перед публикой в соответствующем художественном имидже. В нашем случае персонажами являются Остап Бендер (полосатый пиджак, шарф и фуражка командора) и Адам Козлевич (кожаные куртка, кепка и мотоциклетные очки) - герои романа И.Ильфа и Е.Петрова "Золотой теленок". Центр "Юмакс" персонифицирован в лице двух Ведущих в фирменных кепи "Юмакс", работающих с двумя микрофонами. Звучат позывные, в которых легко узнается мелодия популярной песни "А дорога серою лентою вьется...". И вот эта же мелодия звучит уже ритмично, взволнованно и призывно. На площадке появляются представители центра "Юмакс" (Он и Она). Для простоты будем именовать их 1-й и 2-я.
1-й:Добрый день, уважаемая публика! Вас приветствует торгово-сервисный центр "Юмакс"!
2-я:Центр "Юмакс" приветствует всех, кто любит автомобиль, кто владеет автомобилем, кто мечтает об автомобиле!
В общем, всех сограждан, кто
любит скорость и авто!
1-й:Вы спросите: а что такое "Юмакс"? Нет ничего проще. Но и нет ничего серьёзнее. "Юмакс" -это качество!
2-я:"Юмакс" -это прогресс!
1-й:"Юмакс" -это ответственность!
2-я:"Юмакс"-это экономия!
1-й:"Юмакс" -это гарантия!
2-я:"Юмакс" -это культура!
1-й:"Юмакс" - это... это... это... Да что говорить, об этом петь надобно!
Под незатейливую, но ритмичную мелодию звучит речитатив Ведущих.
Ведущие(поют):
Мы об авто печемся, как о друге,
и в деле многоопытны своем.
Наш честный труд и добрые услуги -
все для тебя, сидящий за рулем!
К нам пролегли дороги, а не тропы.
Мы честью дорожим, а не рублем.
И наши руки, знания и опыт -
Все для тебя, сидящий за рулем.
2-я:Как говаривал незабвенный Остап Бендер - автомобиль - не роскошь, а средство передвижения. Человек, он на чем передвигается?
1-й:На своих двоих, естественно.
2-я: А автомобиль - на своих четырех. И опора, и краса - все четыре колеса. У тебя на ногах что?
1-й:Штиблеты, естественно.
2-я: И у автомобиля - тоже на "ш" - шины! Положим, у тебя штиблеты прохудились - куда пойдешь?
1-й: В обувной, естественно.
2-я: А ежели у автомобиля шины прохудились - куда поедешь?
1-й: В "Юмакс", естественно. Больше некуда.
2-я:Вот именно! Наш клиент не дует в ус! Ведь у "Юмакса" всерьез на любой заказ и вкус есть обувка для колес!
1-й:Как говорится, пришел - увидел - победил?
2-я:Нет, не так.
1-й: А как?
2-я: А вот как: приехал - посмотрел - приобрел - прикорнул - прибалдел -и покатил себе дальше.
Да разве возможно о том умолчать,
что нашим клиентам - удача сама! -
и пальцем о палец не нужно стучать,
чтоб разом авто довести до ума.
1-й:Другими словами, "Юмакс" -это всегда полный цикл обслуживания автомобиля, что называется "от" и "до", как в любви - от желания до наслаждения... И никаких гвоздей!
2-я: А гвоздей уж точно никаких! Зато есть аккумуляторы, диски, ремни, свечи, лампы, стекла, амортизаторы, фары, фонари и прочая, прочая, прочая...
1-й:Можете верить этим словам.
Выбор широк и раздельно, и купно. Не перечислить всего, что вам "Юмакс" сулит по цене доступной.
2-я:В нашем "столе заказов" меню
глаз не окинет... Гуляй свободно!
Знай выбирай, хоть сто раз на дню,
все, что душе твоей будет угодно!
1-й:Как в той сказке: налево пойдешь - тут тебе удобная шиномонтажная мастерская улыбается, направо пойдешь - тут тебе современная сервисная станция глазки строит, прямо пойдешь - тут тебе магазин запчастей объятья раскрывает... Одно слово: "Юмакс" – он "Юмакс" и есть. Хоть в лето, хоть в осень - милости просим!
2-я:Реклама наша - не подначка.
И сервис наш - не нарочит. Последний штрих - и ваша тачка
уже, как музыка, звучит!
И вот, словно в подтверждение этих слов, начинает звучать знойная завораживающая мелодия аргентинского танго. Распахиваются дверцы машины, и из нее выходят исполнители, костюмированные под Бендера и Козлевича. Бендер непринужденно облокачивается на автомобиль. Козлевич застенчиво вытирает платком руки, вспотевшие после долгого сидения за рулем. Звучит диалог наших персонажей с представителями фирмы "Юмакс".
Бендер:Горячий привет славной столице Южного Урала! Вы меня, конечно, узнали? Бендер - любимец Рабиндраната Тагора и сын турецко-поданного собственной персоной! Разрешите представить: мой собрат по автопробегу и автолюбитель до мозга костей - Адам Козлевич! Прошу любить и жаловать!
1-й: А где же "Антилопа-Гну"?
Бендер:Все это было в старину.
А нынче мы на всякий случай
Приобрели авто покруче.
2-я:Какие люди"! И какими судьбами?
Бендер:Ударяем стало быть, автопробегом по бездорожью и разгильдяйству. А вы кто будете?
1- й:Торгово-сервисный центр "Юмакс". Чем можем?
2- Бендер:Что скажете, Адам Казимирыч?
Козлевич:А как, уважаемые, насчет масла залить?
2-я:Ноу проблем! Полный ассортимент и по доступным ценам
1-й:Моторные масла лучших производителей.
2-я: Трансмиссионные масла для любых автомобилей.
1-й:Да что масла! Тормозные жидкости и антифризы.
2-я: Масляные фильтры.
1-й: Тормозные колодки.
2-я: И прочая, прочая, прочая...
Козлевич:Думаю, Остап Ибрагимыч, это нам подойдет.
Бендер:Дерзайте, Адам Казимирыч, дерзайте! Командовать парадом буду я!
Козлевич:А как, уважаемые, насчет развала-схождения и прочего мелко срочного ремонта?
1-й: А на это имеется уникальный компьютерный стенд американской компании "Джон Бин". Беспроводной, бездатчиковый, лазерный!
2-я: Точность необыкновенная, быстрота измерения потрясающая! Все пользуют - Мерседес-Бенц, Тойота, Опель, Форд и прочая, прочая, прочая...
Козлевич:Думаю, Остап Ибрагимыч, и это нам подойдет.
Бендер:Вот теперь мы можем ехать далеко, очень далеко, может быть, на край земли, а может быть, еще дальше... Лед тронулся! Заседание продолжается!
Козлевич уже в машине. Бендер задерживается у открытой дверцы.
1-й: А как насчет ремонта подвески?
Бендер:Недосуг! Автопробег ждать не будет! Еще свидимся! "Юмакс" – он и в Занзибаре "Юмакс"!
Бендер скрывается в машине. Звучит прощальное танго, затем музыка микшируется.
2-я: Вот и еще одним популярнейшим личностям внимание оказали.
1-й:То ли еще будет! Лиха беда - начало, а там, глядишь, все звезды - в гости к нам...
2-я: Однозначно!
Если ваш дружок железный занедужит - не беда!
Мы да будем вам полезны.
"Юмакс" ждет вас, господа!
И вновь звучит мелодия песни "А дорога серою лентою вьется...". Ведущие покидают площадку. Музыка смолкает.
Данную театрализованную рекламу можно прокручивать в течение дня, повторяя каждый час.
Вопросы для самопрверки:
1. Что такое реклама и какова ее цель?
2. Какие виды информации используются при создании рекламы:
3. Как рождается художественный прием при написании сценария театрализованной рекламы?
4. Что представляет собой творческий процесс создания театрализованной рекламы?
5. Каковы составляющие рекламного сценария?
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Итак, изучены и усвоены основы и начала теории, необходимой сценаристу театрализованного действа, осмыслены и проанализированы практические примеры подобного рода драматургии. Конечно, пособие далеко не исчерпывает большой и разнообразный контекст творческой работы сценариста над созданием сценария. Пространство деятельности в сфере театрализованных зрелищ и празднеств достаточно просторно в силу постоянных метаморфоз в сознании и вкусах людей, смены этических и эстетических установок социума, появления иных мировоззренческих позиций на месте прежних и т.п.
"О сколько нам открытий чудных" сулит благодарная и плодотворная нива своеобычного и демократического искусства, рождающегося на площадях и стадионах, улицах и лесных полянах, молодежных "тусовках" и народных гуляньях. Сотворить эту художественную многомерность, это выразительное разноцветье - задача не из простых. И решать ее нужно, сочетая требовательность к самим себе и ответственность перед теми, для кого трудятся ваша душа и ваш разум. Естественность и ясность драматургических решений, чувство меры и вкуса при создании художественной ткани сценария, отсутствие любых проявлений декларативности и претенциозности - вот чему нужно учиться и чего нужно уметь достигать.
Дерзайте! Блюдите чистоту родного языка, благородство желаний, чувств и мыслей. Умейте претворить информационно-логический ряд действительности в новую эмоционально-образную реальность. И только в этом случае вас ждет заслуженный успех.
Творческая работа над театрализованными праздниками и представлениями в современном обществе представляет широкий выбор сфер приложения ваших сил и возможностей. Пусть знания и опыт, полученные в результате изучения и освоения основ драматургии театрализованного действа помогут вам определить пути решения возникающих перед вами проблем, наиболее полно реализовать свои художественные способности и утвердить себя как настоящую творческую личность.
ЛИТЕРАТУРА:
- Ахматова А.А. Соч. В 2-х т. Т. 2 // Проза. - М.: Правда, 1990.
- Афанасьев А.Н. Древо жизни. - М.: Современник, 1983.
- Бахтамов Р.Б. Загадка НТР. - М.: Дет.литер., 1976.
- Бояджиев Г. От Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров. -М.: Просвещение, 1981.
- Бродский Иосиф. Стихотворения // Нобелевская лекция. - Таллин: Ээс-ти раамат, 1991.
- Волконский С.М. Мои воспоминания. В 2-х т. Т. 2 // От нигилистов до большевиков. - М.: Искусство, 1992.
- Генкин Д., Конович А. Сценарное мастерство культпросветработника. - М.: Сов. Россия, 1984.
- Глан Б.Н. Праздник всегда с нами / Вступ. ст. Б.Голубовского. - М.: Союз театр. деятелей РСФСР, 1988.
- Достоевский Ф.М. Об искусстве. - М.: Искусство, 1973.
- Духовной жаждою томим... / Ред.-сост. А.Б.Кердан. - Екатеринбург: Банк культ. информ., 1999.
- Игры / Сост. В.А.Черноземцев. - Челябинск: Южно-Ур.кн.изд-во, 1995.
- История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. В 5-ти т. Т. 1-1У. - М.: Искусство, 1962-69.
- Квятковский А.П. Поэтический словарь. - М.: Сов. энцикл., 1987.
- Кожинов В.В. Как пишут стихи. - М.: Просвещение, 1970.
- Конович А.А. Театрализованные праздники и обряды в СССР. - М.: Высш.шк., 1990.
- Литературный энциклопедический словарь. - М.: Сов.энцикл., 1987.
- Литвинцева Г.Д. Сценарное мастерство: Методическое пособие для ред. и методистов НМД / Всерос.науч.-метод.центр нар.творчества и культ.-просвет.работы им. Н.К.Крупской. - М.: Всерос. НМЦНТИКПР,
- 1989.
- Ломоносов М.В. Стихотворения // Ломоносов о русском языке и литературе. - М.: Сов.Россия, 1985.
- Мандельштам О.Э. Соч. В 2-х т. Т.2 // Разговор о Данте. - М.: Худож-.литер., 1990.
- Мелочи жизни / Сост. Ф.Кривин. - М.: Худож.литер., 1988.
- Мифологический словарь / Гл. ред. Е.М.Мелетинский. - М.: Сов.энцикл., 1990.
- Мысль, вооруженная рифмами / Сост. В.Е.Холшевников. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984.
- О, Русская земля! / Сост., предисл.и примеч. В.А.Грихина. - М.: Со-в.Россия, 1982.
- Парандовский Я. Алхимия слова. - М.: Прогресс, 1972.
- Пастернак Б.Л. Об искусстве // Охранная грамота. - М.: Искусство,
- 1990.
- Рудницкий К.Л. Мейерхольд. - М.: Искусство, 1981.
- Русская народная поэзия // Лирическая поэзия. – Л.: Худож.литер., 1984.
- Русская народная поэзия // Обрядовая поэзия. - Л.: Худож.литер., 1984.
- Русская народная поэзия //Эпическая поэзия. - Л.: Худож.литер., 1984.
- Русский народ//. Его обычаи, обряды, предания. Суеверия и поэзия/Собр. М.Забылиным // Репринтное воспроизведения издания 1880 г. - М.: Книга принтшоп, 1990.
- Современник // Литературный журнал А.С.Пушкина. Избранные страницы // Ревизор / Ст. П.А.Вяземского. - М.: Сов. Россия, 1988.
- Трифонов Ю.В. Как слово наше отзовется... - М.: Сов. Россия, 1985.
- Философский словарь / Под ред. М.М.Розенталя. - М.: Изд-во полит-.лит., 1975.
- Цветаева М.И. Стихи. Проза. - Лейпциг: Реклам-Верлаг, 1990.
- Чечетин Л.А. Основы драматургии театрализованных представлений. - М.: Просвещение, 1961.
- Чешко Л.А. Русский язык. - М.: Высш. шк., 1981.
Школовский В.Б. Избранное. В 2-х т. - М.: Худож.литер., 1983.