Некоторые аспекты драматургии театрализованной рекламы

Эпоха рыночных, а, значит, конкурентных отношений ставит задачу создания рекламной продукции разного рода: текстовой, кино-, фото­рекламы и рекламы игровой, т.е. театрализованной. Драматургической основой последней служит сценарий, особенностям которого и посвяще­но все нижеизложенное.

Определим и сформулируем предмет разговора и его понятие. Рекла­ма - это создание имиджа товара, услуги, человека, общности и т.п. За­
дача рекламы - максимальное информационное и эмоциональное воз­
действие на субъекта, к которому она обращена. Цель рекламы - возрастание спроса на рекламируемый объект (прямая реклама), либо сведе­ние к нулю спроса на него (антиреклама). Вторая цель может преследо­ваться в политической пропаганде, а также в произведениях искусства (утопия - антиутопия).

При создании сценария театрализованной рекламы остается в силе определение и формулировка темы, отвечающей на вопрос: каков рекла­мируемый нами объект? Остается в силе определение идеи, как отношения к объекту нашего внимания, идее, отвечающей на вопрос: что мы хотим сказать о рекламируемом объекте? Важнейшим творческим актом являет­ся изыскание художественного драматургического приема. В нашем слу­чае - это прежде всего те аргументы и факты, которые, будучи воплоще­ны в художественную форму, станут основой формирования убеждения в приятии либо неприятии рекламируемого объекта. Следует заметить, что данная художественная форма не есть нечто статичное, а есть дей­ствие, обусловленное этой формой и заключенное в ней.

При создании сценария необходимо иметь в виду существование двух видов информации, касающейся рекламируемого объекта. Информация первого вида: а) сведения о предложении, то есть о самом объекте, б) сведения о спросе, то есть о среде, заинтересованной в данном объекте. Будем называть это абсолютной и относительной информацией.

Информация второго вида: сумма знаний об окружающем мире во множестве его ипостасей. Назовем это эрудицией сценариста.

Именно на пересечении информативных элементов первого и второго видов рождается наиболее удачный художественный прием. Это пересе­чение может происходить иллюстративным, контрастным или ассоциа­тивным путем. Рождение действенного и яркого художественного при­ема и является своего рода озарением, т.е. изысканием верного решения предложенной задачи. Творческий процесс при этом может быть пред­ставлен как движение от категории Е к категории О, от категории О к категории В. Здесь: Е - единичное, в котором заключена абсолютная ин­формация о рекламируемом объекте, О - особенное, т.е. особенность объек­та, присущая только ему и непосредственно предметам рекламы, ориен­тированным на определенный спрос. В - всеобщее, т.е. найденная метафо­ра (неназванное сравнение одного предмета с другим по признаку, обще­му для обоих сопоставляемых предметов) по отношению к О. Е -> О -> В.

Категории Е, О, В суть категории психологии творчества. При перехо­де от Е к О мышление пользуется методами индукции, при переходе от О к В - методами интуиции. Напомним, что индукция - способ рассуждения от частных положений к обобщениям, а интуиция - непосредственное чувство, основанное на опыте и подсказывающее правильное решение.

С другой стороны, при создании рекламного сценария нужно учиты­вать присутствие в нем тезиса, антитезиса и синтеза. Напомним, что тезис - положение, истинность которого должна быть доказана, антитезис -положение, противопоставленное тезису, синтез - положение, рассмот­ренное в единстве и взаимной связи его частей. В нашем случае, тезис -рекламируемый объект и его главная особенность, антитезис - ситуация, избранная из множеств, имеющих место в окружающем мире, и чуждая рекламируемому объекту, синтез -художественный контекст, в котором объединены объект и ситуация, причем это объединение тезиса и антите­зиса в едином контексте происходит благодаря и на основании особенно­сти объекта. Воспользовавшись данными философскими категориями можно записать: Т + АТ = С. Таким образом, Е->О->В = Т + АТ = С.

Полученную формулу вполне можно использовать в процессе драма­тургического анализа и предварительной разработки будущего подроб­ного сценария театрализованной рекламы.

Добро пожаловать в «Юмакс»!

Сценарий театрализованной рекламы услуг фирмы «Юмакс»

Рекламное действо происходит на площадке, отведенной для де­монстрации товаров и услуг торгово-сервисного центра "Юмакс", кото­рая расположена в выставочном зале легкоатлетического манежа. Наряду с витринами, стендами и вращающимся демонстрационным кругом на площадке предусмотрено свободное пространство для теат­рализованной рекламы. Здесь же поставлен легковой автомобиль, ко­торый служит функциональным объектом театрализации. В автомоби­ле находятся костюмы персонажей, участвующих в театрализации, в нем же исполнители переодеваются, чтобы предстать перед публикой в соответствующем художественном имидже. В нашем случае персона­жами являются Остап Бендер (полосатый пиджак, шарф и фуражка командора) и Адам Козлевич (кожаные куртка, кепка и мотоциклетные очки) - герои романа И.Ильфа и Е.Петрова "Золотой теленок". Центр "Юмакс" персонифицирован в лице двух Ведущих в фирменных кепи "Юмакс", работающих с двумя микрофонами. Звучат позывные, в кото­рых легко узнается мелодия популярной песни "А дорога серою лентою вьется...". И вот эта же мелодия звучит уже ритмично, взволнованно и призывно. На площадке появляются представители центра "Юмакс" (Он и Она). Для простоты будем именовать их 1-й и 2-я.

1-й:Добрый день, уважаемая публика! Вас приветствует торгово-сервисный центр "Юмакс"!

2-я:Центр "Юмакс" приветствует всех, кто любит автомобиль, кто владе­ет автомобилем, кто мечтает об автомобиле!

В общем, всех сограждан, кто

любит скорость и авто!

1-й:Вы спросите: а что такое "Юмакс"? Нет ничего проще. Но и нет ниче­го серьёзнее. "Юмакс" -это качество!

2-я:"Юмакс" -это прогресс!

1-й:"Юмакс" -это ответственность!

2-я:"Юмакс"-это экономия!

1-й:"Юмакс" -это гарантия!

2-я:"Юмакс" -это культура!

1-й:"Юмакс" - это... это... это... Да что говорить, об этом петь надобно!

Под незатейливую, но ритмичную мелодию звучит речитатив Ведущих.

Ведущие(поют):

Мы об авто печемся, как о друге,
и в деле многоопытны своем.

Наш честный труд и добрые услуги -

все для тебя, сидящий за рулем!

К нам пролегли дороги, а не тропы.

Мы честью дорожим, а не рублем.

И наши руки, знания и опыт -

Все для тебя, сидящий за рулем.

2-я:Как говаривал незабвенный Остап Бендер - автомобиль - не рос­кошь, а средство передвижения. Человек, он на чем передвигается?

1-й:На своих двоих, естественно.

2-я: А автомобиль - на своих четырех. И опора, и краса - все четыре колеса. У тебя на ногах что?

1-й:Штиблеты, естественно.

2-я: И у автомобиля - тоже на "ш" - шины! Положим, у тебя штиблеты прохудились - куда пойдешь?

1-й: В обувной, естественно.

2-я: А ежели у автомобиля шины прохудились - куда поедешь?

1-й: В "Юмакс", естественно. Больше некуда.

2-я:Вот именно! Наш клиент не дует в ус! Ведь у "Юмакса" всерьез на любой заказ и вкус есть обувка для колес!

1-й:Как говорится, пришел - увидел - победил?

2-я:Нет, не так.

1-й: А как?

2-я: А вот как: приехал - посмотрел - приобрел - прикорнул - прибалдел -и покатил себе дальше.

Да разве возможно о том умолчать,

что нашим клиентам - удача сама! -

и пальцем о палец не нужно стучать,

чтоб разом авто довести до ума.

1-й:Другими словами, "Юмакс" -это всегда полный цикл обслуживания автомобиля, что называется "от" и "до", как в любви - от желания до наслаждения... И никаких гвоздей!

2-я: А гвоздей уж точно никаких! Зато есть аккумуляторы, диски, рем­ни, свечи, лампы, стекла, амортизаторы, фары, фонари и прочая, про­чая, прочая...

1-й:Можете верить этим словам.

Выбор широк и раздельно, и купно. Не перечислить всего, что вам "Юмакс" сулит по цене доступной.

2-я:В нашем "столе заказов" меню

глаз не окинет... Гуляй свободно!

Знай выбирай, хоть сто раз на дню,

все, что душе твоей будет угодно!

1-й:Как в той сказке: налево пойдешь - тут тебе удобная шиномонтажная мастерская улыбается, направо пойдешь - тут тебе современная сер­висная станция глазки строит, прямо пойдешь - тут тебе магазин запчастей объятья раскрывает... Одно слово: "Юмакс" – он "Юмакс" и есть. Хоть в лето, хоть в осень - милости просим!

2-я:Реклама наша - не подначка.
И сервис наш - не нарочит. Последний штрих - и ваша тачка
уже, как музыка, звучит!

И вот, словно в подтверждение этих слов, начинает звучать зной­ная завораживающая мелодия аргентинского танго. Распахиваются дверцы машины, и из нее выходят исполнители, костюмированные под Бендера и Козлевича. Бендер непринужденно облокачивается на ав­томобиль. Козлевич застенчиво вытирает платком руки, вспотевшие после долгого сидения за рулем. Звучит диалог наших персонажей с представителями фирмы "Юмакс".

Бендер:Горячий привет славной столице Южного Урала! Вы меня, ко­нечно, узнали? Бендер - любимец Рабиндраната Тагора и сын турецко-поданного собственной персоной! Разрешите представить: мой собрат по автопробегу и автолюбитель до мозга костей - Адам Козлевич! Прошу любить и жаловать!

1-й: А где же "Антилопа-Гну"?

Бендер:Все это было в старину.

А нынче мы на всякий случай

Приобрели авто покруче.

2-я:Какие люди"! И какими судьбами?

Бендер:Ударяем стало быть, автопробегом по бездорожью и разгиль­дяйству. А вы кто будете?

1- й:Торгово-сервисный центр "Юмакс". Чем можем?

2- Бендер:Что скажете, Адам Казимирыч?

Козлевич:А как, уважаемые, насчет масла залить?

2-я:Ноу проблем! Полный ассортимент и по доступным ценам

1-й:Моторные масла лучших производителей.

2-я: Трансмиссионные масла для любых автомобилей.

1-й:Да что масла! Тормозные жидкости и антифризы.

2-я: Масляные фильтры.

1-й: Тормозные колодки.

2-я: И прочая, прочая, прочая...

Козлевич:Думаю, Остап Ибрагимыч, это нам подойдет.
Бендер:Дерзайте, Адам Казимирыч, дерзайте! Командовать парадом буду я!
Козлевич:А как, уважаемые, насчет развала-схождения и прочего мелко­ срочного ремонта?

1-й: А на это имеется уникальный компьютерный стенд американской компании "Джон Бин". Беспроводной, бездатчиковый, лазерный!

2-я: Точность необыкновенная, быстрота измерения потрясающая! Все пользуют - Мерседес-Бенц, Тойота, Опель, Форд и прочая, прочая, про­чая...

Козлевич:Думаю, Остап Ибрагимыч, и это нам подойдет.

Бендер:Вот теперь мы можем ехать далеко, очень далеко, может быть, на край земли, а может быть, еще дальше... Лед тронулся! Заседание продол­жается!

Козлевич уже в машине. Бендер задерживается у открытой дверцы.

1-й: А как насчет ремонта подвески?

Бендер:Недосуг! Автопробег ждать не будет! Еще свидимся! "Юмакс" – он и в Занзибаре "Юмакс"!

Бендер скрывается в машине. Звучит прощальное танго, затем музыка микшируется.

2-я: Вот и еще одним популярнейшим личностям внимание оказали.

1-й:То ли еще будет! Лиха беда - начало, а там, глядишь, все звезды - в гости к нам...

2-я: Однозначно!

Если ваш дружок железный занедужит - не беда!
Мы да будем вам полезны.
"Юмакс" ждет вас, господа!

И вновь звучит мелодия песни "А дорога серою лентою вьется...". Ведущие покидают площадку. Музыка смолкает.

Данную театрализованную рекламу можно прокручивать в течение дня, повторяя каждый час.

Вопросы для самопрверки:

1. Что такое реклама и какова ее цель?

2. Какие виды информации используются при создании рекламы:

3. Как рождается художественный прием при написании сценария театрализованной рекламы?

4. Что представляет собой творческий процесс создания театрализованной рекламы?

5. Каковы составляющие рекламного сценария?

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Итак, изучены и усвоены основы и начала теории, необходимой сцена­ристу театрализованного действа, осмыслены и проанализированы прак­тические примеры подобного рода драматургии. Конечно, пособие дале­ко не исчерпывает большой и разнообразный контекст творческой рабо­ты сценариста над созданием сценария. Пространство деятельности в сфе­ре театрализованных зрелищ и празднеств достаточно просторно в силу постоянных метаморфоз в сознании и вкусах людей, смены этических и эстетических установок социума, появления иных мировоззренческих позиций на месте прежних и т.п.

"О сколько нам открытий чудных" сулит благодарная и плодотворная нива своеобычного и демократического искусства, рождающегося на пло­щадях и стадионах, улицах и лесных полянах, молодежных "тусовках" и народных гуляньях. Сотворить эту художественную многомерность, это выразительное разноцветье - задача не из простых. И решать ее нужно, сочетая требовательность к самим себе и ответственность перед теми, для кого трудятся ваша душа и ваш разум. Естественность и ясность драма­тургических решений, чувство меры и вкуса при создании художествен­ной ткани сценария, отсутствие любых проявлений декларативности и претенциозности - вот чему нужно учиться и чего нужно уметь дости­гать.

Дерзайте! Блюдите чистоту родного языка, благородство желаний, чувств и мыслей. Умейте претворить информационно-логический ряд дей­ствительности в новую эмоционально-образную реальность. И только в этом случае вас ждет заслуженный успех.

Творческая работа над театрализованными праздниками и представ­лениями в современном обществе представляет широкий выбор сфер при­ложения ваших сил и возможностей. Пусть знания и опыт, полученные в результате изучения и освоения основ драматургии театрализованного действа помогут вам определить пути решения возникающих перед вами проблем, наиболее полно реализовать свои художественные способности и утвердить себя как настоящую творческую личность.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Ахматова А.А. Соч. В 2-х т. Т. 2 // Проза. - М.: Правда, 1990.
  2. Афанасьев А.Н. Древо жизни. - М.: Современник, 1983.
  3. Бахтамов Р.Б. Загадка НТР. - М.: Дет.литер., 1976.
  4. Бояджиев Г. От Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров. -М.: Просвещение, 1981.
  5. Бродский Иосиф. Стихотворения // Нобелевская лекция. - Таллин: Ээс-ти раамат, 1991.
  6. Волконский С.М. Мои воспоминания. В 2-х т. Т. 2 // От нигилистов до большевиков. - М.: Искусство, 1992.
  7. Генкин Д., Конович А. Сценарное мастерство культпросветработни­ка. - М.: Сов. Россия, 1984.
  8. Глан Б.Н. Праздник всегда с нами / Вступ. ст. Б.Голубовского. - М.: Союз театр. деятелей РСФСР, 1988.
  9. Достоевский Ф.М. Об искусстве. - М.: Искусство, 1973.
  10. Духовной жаждою томим... / Ред.-сост. А.Б.Кердан. - Екатеринбург: Банк культ. информ., 1999.
  11. Игры / Сост. В.А.Черноземцев. - Челябинск: Южно-Ур.кн.изд-во, 1995.
  12. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. В 5-ти т. Т. 1-1У. - М.: Искусство, 1962-69.
  13. Квятковский А.П. Поэтический словарь. - М.: Сов. энцикл., 1987.
  14. Кожинов В.В. Как пишут стихи. - М.: Просвещение, 1970.
  15. Конович А.А. Театрализованные праздники и обряды в СССР. - М.: Высш.шк., 1990.
  16. Литературный энциклопедический словарь. - М.: Сов.энцикл., 1987.
  17. Литвинцева Г.Д. Сценарное мастерство: Методическое пособие для ред. и методистов НМД / Всерос.науч.-метод.центр нар.творчества и культ.-просвет.работы им. Н.К.Крупской. - М.: Всерос. НМЦНТИКПР,
  18. 1989.
  19. Ломоносов М.В. Стихотворения // Ломоносов о русском языке и ли­тературе. - М.: Сов.Россия, 1985.
  20. Мандельштам О.Э. Соч. В 2-х т. Т.2 // Разговор о Данте. - М.: Худож-.литер., 1990.
  21. Мелочи жизни / Сост. Ф.Кривин. - М.: Худож.литер., 1988.
  22. Мифологический словарь / Гл. ред. Е.М.Мелетинский. - М.: Сов.эн­цикл., 1990.
  23. Мысль, вооруженная рифмами / Сост. В.Е.Холшевников. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984.
  24. О, Русская земля! / Сост., предисл.и примеч. В.А.Грихина. - М.: Со-в.Россия, 1982.
  25. Парандовский Я. Алхимия слова. - М.: Прогресс, 1972.
  26. Пастернак Б.Л. Об искусстве // Охранная грамота. - М.: Искусство,
  27. 1990.
  28. Рудницкий К.Л. Мейерхольд. - М.: Искусство, 1981.
  29. Русская народная поэзия // Лирическая поэзия. – Л.: Худож.литер., 1984.
  30. Русская народная поэзия // Обрядовая поэзия. - Л.: Худож.литер., 1984.
  31. Русская народная поэзия //Эпическая поэзия. - Л.: Худож.литер., 1984.
  32. Русский народ//. Его обычаи, обряды, предания. Суеверия и поэзия/Собр. М.Забылиным // Репринтное воспроизведения издания 1880 г. - М.: Книга принтшоп, 1990.
  33. Современник // Литературный журнал А.С.Пушкина. Избранные стра­ницы // Ревизор / Ст. П.А.Вяземского. - М.: Сов. Россия, 1988.
  34. Трифонов Ю.В. Как слово наше отзовется... - М.: Сов. Россия, 1985.
  35. Философский словарь / Под ред. М.М.Розенталя. - М.: Изд-во полит-.лит., 1975.
  36. Цветаева М.И. Стихи. Проза. - Лейпциг: Реклам-Верлаг, 1990.
  37. Чечетин Л.А. Основы драматургии театрализованных представлений. - М.: Просвещение, 1961.
  38. Чешко Л.А. Русский язык. - М.: Высш. шк., 1981.

Школовский В.Б. Избранное. В 2-х т. - М.: Худож.литер., 1983.

Наши рекомендации