Мудрость джулиана в двух словах
ИТОГ СОБЫТИЙ.
Следовать своей цели
Цель жизни — это жизнь с целью
Открытие и осознание смысла жизни дает возможность исполнить свое предназначение Ставить ясно определенные личностные, профессиональные и духовные цели и находить в себе мужество осуществлять их.
Возможности самопознания
Пять этапов достижения цели
Никогда не забывай про важность жизни, полной безграничного восторга. Не забывай разглядетькрасотувсегоживого.Сегодняшний день и сам этот миг, когда мы беседуем, — уже дар. Оставайся вдохновленным, радостным и пытливым. Оставайся сосредоточенным на смысле жизни и бескорыстном служении другим. Обо всем остальном позаботится Вселенная.
ГЛАВА ДЕВЯТАЯ
Древнее искусство руководства собою
Добрые люди беспрестанно укрепляют себя.
Конфуций
— Время летит быстро, — сказал Джулиан, прежде чем налить себе еще одну чашку чая. — Скоро будет све тать. Ты хочешь, чтобы я продолжал, или тебе достаточ но для одной ночи?
Я не мог допустить, чтобы этот человек, у которого в руках были такие зерна мудрости, прервал свой рассказ. Поначалу его история казалась мне фантастичной. Но чем больше я его слушал, тем больше впитывал вечную мудрость, которая таилась в его словах, тем глубже верил в то, что он говорил. Это были не поверхностные, самодовольные разглагольствования самозванца. Джулиан знал, что говорил. Он сам прошел этот путь. И его история звучала правдиво. Я доверял ему.
— Продолжай, пожалуйста, Джулиан. У меня еще много времени. Дети ночуют сегодня в доме моих роди телей, а Дженни не проснется до утра.
Чувствуя мою искренность, он продолжил говорить о притче, которую поведал ему Йог Раман, иллюстрируя мудрость воспитания в себе более богатой, более просветленной жизни. — Я сказал тебе, что сад символизирует плодород ный сад твоего сознания, сад, наполненный восхититель ными сокровищами и бесконечным богатством. Я также говорил о маяке и о том, что он олицетворяет силу целей и важность определения твоего призвания в жизни. По мнишь, в притче дверь маяка медленно открывается и наружу выходит трехметрового роста и весом в полтонны японский борец сумо. — Прямо как в плохом фильме о Годзилле. — Мальчишкой я любил такие фильмы. — Я тоже. Но не позволяй мне отвлекать тебя, — ответил я. — Борец сумо символизирует очень важный элемент си стемы изменения жизни Мудрецов Сиваны. Йог Раман ска зал мне, что много столетий тому назад великие мудрецы Древнего Востока разработали и усовершенствовали фило софию, которая называется кайзен. Это японское слово обо значает постоянное и никогда не прекращающееся усовер шенствование. И это визитная карточка каждого человека, живущего возвышенной, осознанной жизнью.
— И как это знание кайзен обогащало жизнь мудрецов? — спросил я.
Как я уже говорил, Джон, внешний успех начина ется с успеха внутреннего. Если ты действительно хочешь улучшить свой внешний мир, будь это здоровье, взаимо отношения с другими людьми или финансовое положе ние, ты должен сначала улучшить свой внутренний мир. Самый эффективный способ сделать это — практика постоянного самосовершенствования. Овладение самим собой — суть жизненного мастерства. — Джулиан, я надеюсь, ты не будешь против, если я скажу, что весь этот разговор о «внутреннем мире» чело века звучит для меня больше, чем простая эзотерика. Помни, я просто адвокат среднего уровня, живущий в зеленом пригороде, с машиной и газонокосилкой в гара же. Пока что все, что ты мне рассказывал, имеет смысл. Во всяком случае, многое из того, чем ты со мной поде лился, похоже на здравый смысл, хотя я знаю, что здра вый смысл — это все что угодно, только не то, что обще принято в наше время. У меня небольшие сложности с этим понятием кайзен и совершенствованием своего внут реннего мира. О чем именно мы здесь сейчас говорим?
Джулиан живо ответил: — В нашем обществе мы часто несведущих людей счи таем слабыми. Однако те, кто признаются в своем недо статке знаний и пытаются учиться, находят путь к озаре нию раньше других. Ты честен в этих вопросах и тем самым показываешь, что открыт новым идеям. Переме на — это самая мощная сила в нашем обществе сегодня. Большинство людей боятся перемен, мудрые же люди принимают их. Тот, у кого разум открыт новым знани ям, — тот, чья чаша пуста, — будет всегда двигаться к высшим уровням достижения и самореализации. Ни когда не бойся задавать себе даже самые простые вопро сы. Вопросы — это самый эффективный метод просвет ленного знания. — Спасибо. Но мне все еще не ясна идея кайзен. — Когда я говорю об улучшении твоего внутреннего мира, я просто говорю о самосовершенствовании и лич ном росте, и это лучшее, что ты можешь для себя сде лать. Ты можешь подумать, что слишком занят, чтобы тратить время, работая над самим собой. Это было бы
ПО очень большой ошибкой. Видишь ли, если ты найдешь время воспитать в себе сильный характер, полный дисциплины, энергии, воли и оптимизма, то сможешь иметь все что угодно, и делать все, что ты хочешь, в своем внешнем мире. Когда ты воспитаешь в себе глубокое ощущение веры в свои способности и несгибаемый дух, ничто не сможет лишить тебя удачи во всех твоих начинаниях и жизни, полной вознаграждений. Найди время заняться совершенствованием своего сознания, заботой о своем теле и воспитанием своей души, и ты получишь возможность привлечь в свою жизнь богатство и жизненную силу. Как много лет назад сказал Эпиктет: «Никто не свободен, если он не господин самому себе». — Получается, кайзен действительно очень практич ное знание. — Очень. Подумай об этом, Джон. Как мог бы человек теоретически управлять корпорацией, если он не может ру ководить даже собой? Как ты можешь создать и воспиты вать семью, если ты не научился воспитывать себя? Как ты теоретически можешь делать добро, если ты просто плохо себя чувствуешь? Ты понимаешь, о чем я говорю?
Я кивнул в полном согласии. Первый раз в своей жизни я допустил серьезную мысль о важности самосовершенствования. Я всегда думал, что все те люди, которых я порой встречал в метро за чтением книг с такими названиями, как «Сила Положительного Мышления» или «Радость Самопознания», были душевнобольными, отчаянно ищущими какое‑то лекарство, способное вернуть их к жизни. Сейчас я осознал, что люди, нашедшие время усилить себя духовно, были самыми сильными и что только путем самосовершенствования человек может получить надежду улучшить жизни многих других. Затем я задумался о всех тех вещах, которые мог улучшить. Мне действительно пригодились бы дополнительная энергия и крепкое здоровье, которые могла бы дать работа над самим собой. Избавившись от своего скверного характера и привычки прерывать других, я мог бы улучшить взаимоотношения с женой и детьми. А справившись с привычкой беспокоиться, я приобрел бы спокойствие сознания и ощущение счастья, которые я так долго искал. Чем больше я думал об этом, тем больше видел возможностей к улучшению.
Когда я начал осознавать все положительное, что вошло бы в мою жизнь благодаря воспитанию хороших привычек, я пришел в возбуждение. Но я понимал, что Джулиан говорил о чем‑то более важном, чем просто о ежедневных упражнениях, здоровой диете и уравновешенной жизни. То, что он постиг в Гималаях, было намного глубже и значительнее, чем это. Он говорил о важности воспитания силы характера, развития осознанного мышления и мужества в жизни. Он рассказывал мне о том, что эти три качества приведут не только к добродетельной жизни, но и к жизни, полной достижений, удовлетворения и внутреннего спокойствия. Мужество — это качество, которое может воспитывать в себе каждый, это то, что в конечном итоге приносит высокие дивиденды. — Как же мужество связано с управлением самим со бой и личностным развитием? — вслух поинтересовался я.
Мужество позволяет тебе вести свою собственную игру. Мужество позволяет делать тебе все, что ты хочешь, потому что ты знаешь, что это правильно. Мужество дает тебе контроль над самим собой, чтоб упорствовать там, где другие уже потерпели неудачу. Наконец, степень му жества, с которым ты живешь, определяет уровень реа лизации твоих способностей. Оно позволит тебе по‑настоящему реализовать все чудеса эпопеи, которой является твоя жизнь. И те, кто совершенствуют себя, обладают огромным мужеством.
— Ну хорошо. Я понимаю значение работы над са мим собой. С чего мне начинать?
Джулиан вернулся к своему разговору с Йогом Рама‑ном высоко в горах в ту звездную прекрасную ночь. — Вначале у меня тоже были проблемы с понятием самосовершенствования. В конце концов, я был извест ным, прошедшим школу Гарварда юристом. У меня не было времени для новомодных теорий, которые мне на вязывали слонявшиеся по аэропорту небрежно приче санные люди. Я ошибался. Это было то ограниченное мышление, которое сдерживало мою жизнь все эти годы. Чем больше я слушал Йога Рамана и чем больше заду мывался о боли и страдании моего бывшего мира, тем больше я приветствовал в моей новой жизни филосо фию кайзен, философию постоянного и никогда не пре кращающегося обогащения сознания, тела и души, — продолжал Джулиан. — Почему я в последнее время так много слышу о «сознании, теле и душе»? Кажется, я не могу включить телевизор, чтобы кто‑то не заговорил об этом. — Улучшение твоего сознания без совершенствова ния твоих физических способностей было бы ложной по бедой. Достигнув максимального уровня возможностей сознания и тела, но не воспитав душу, ты почувствовал бы опустошенность и нереализованность. Но когда ты потратишь всю свою энергию на раскрепощение полно го потенциала этих трех человеческих дарований, ты вку сишь божественный восторг просветленной жизни.
— Ты сильно меня взволновал, дружище. — Что касается твоего вопроса, с чего начать, — обе щаю, что открою тебе несколько древних могуществен ных приемов прямо сейчас. Но сначала я хочу тебе кое— что продемонстрировать. Прими позу отжиманий от пола. — Так, Джулиан стал сержантом по строевой подго товке, — подумал я. Но любопытство и желание оста вить мою чашу пустой взяли верх, и я покорился. — Сейчас сделай столько отжиманий, сколько ты спо собен сделать. Не останавливайся, пока ты действитель но не убедишься, что больше сделать не можешь.
Я боролся с упражнениями, моя стокилограммовая оболочка не привыкла напрягаться больше, чем того требовалось для похода в ближайший МакДональдс с детьми или для игры в гольф с партнерами по юриспруденции. Первые пятнадцать отжиманий были настоящей агонией. К моему напряжению добавилась еще жара той летней ночи, и я весь взмок. Однако я был твердо настроен не показывать никаких признаков усталости и продолжал, пока мое тщеславие не начало сдавать вместе с моими руками. На двадцать третьем отжимании я сдался. — Больше не могу, Джулиан. Это убивает меня. Что ты пытаешься доказать? — Ты уверен, что больше не можешь отжаться? — Уверен. Хватит, дай мне отдохнуть. Единствен ный урок, который я из этого усвоил, — так это то, что нужно сделать, чтобы заработать инфаркт. — Сделай еще десять. Потом можешь отдохнуть, — скомандовал Джулиан. — Ты, должно быть, шутишь!
Но я продолжал. Один. Два. Пять. Восемь. И наконец десять. В полном изнеможении я свалился на пол.
— Я испытал точно такую же муку в ту ночь с Йогом Раманом, когда он поведал мне свою притчу, — сказал Джулиан. — Он сказал мне, что боль — великий учи тель.? — Что может теоретически вынести человек из по добного опыта? — спросил я без дыхания.
— Йог Раман и все мудрецы Сиваны считали, что люди больше всего растут тогда, когда попадают в Зону Неизвестного. — Хорошо. Но как это связано с моими отжимания ми от пола? — Ты сказал мне, отжавшись от пола двадцать три раза, что больше не можешь. Ты сказал мне, что это предел тво их возможностей. Все же, когда я заставил тебя отжаться больше, ты сделал еще десять отжиманий. У тебя были скрытые возможности, и когда ты стал черпать свои ре сурсы, ты получил больше. Йог Раман открыл мне одну фундаментальную истину: Единственные границы в твоей жизни — это те, которые ты устанавливаешь для себя сам. Когда ты осмелишься выйти из своего круга ком форта и исследовать неизвестное, ты начнешь высвобож дать свои настоящие возможности. Это первый шаг к овладению собой и влиянию на каждое обстоятельство в жизни. Когда ты пробиваешься за свои собственные гра ницы, так, как сделал это только что, ты раскрепощаешь свои умственные и физические резервы, о существовании которых и не подозревал.
— Впечатляюще, — подумал я. — Как раз недавно я прочитал о том, что в среднем человек использует лишь сотую долю своих возможностей. Мне стало любопытно, что бы мы могли сделать, начни использовать весь объем наших способностей. Джулиан почувствовал, что попал в самую точку.
— Практикуй искусство кайзен каждый день с упор ством. Работай настойчиво над совершенствованием сво его сознания и тела. Воспитай свой дух. Делай то, чего ты боишься. Начни жить с энергией и безграничным вооду шевлением. Смотри на восход солнца. Танцуй в струях дождя. Будь личностью, о которой ты мечтал. Делай то, что ты всегда хотел, но никогда раньше не делал, уверяя себя, что ты был слишком молод, слишком стар, слиш ком богат или слишком беден. Готовься жить возвышен ной, полной активности жизнью. На Востоке говорят, что счастье благоприятствует подготовленному сознанию. Я полагаю, что жизнь благоприятствует подготовленно му сознанию.
Джулиан продолжал свой воодушевленный рассказ:
— Определи вещи, которые сдерживают тебя. Ты бо ишься публичных выступлений или у тебя не складыва ются взаимоотношения с другими людьми? Тебе не хва тает положительного отношения или тебе нужно больше энергии? Напиши список своих слабостей. Удовлетворен ные жизнью люди размышляют значительно больше дру гих. Найди время подумать о том, что мешает тебе жить той жизнью, которой ты действительно хочешь жить.
Как только ты определишь свои слабые стороны, ты должен будешь повернуться к ним лицом и сразиться со своими страхами. Если ты боишься публичных выступлений, дай себе слово двадцать раз выступить с речью. Если боишься начать новое дело или прекратить ненужные отношения, собери все свои внутренние силы и сделай это. Это могло бы быть твоим первым глотком настоящей свободы за все эти годы. Страх — всего лишь вымышленное тобой же чудовище, отрицательное направление сознания.
— Страх — всего лишь отрицательное направление сознания? Мне это нравится. Ты имеешь в виду, что все мои страхи не что иное, как выдуманные маленькие злые гномы, закравшиеся в мое сознание за все эти годы? — Точно, Джон. Каждый раз они удерживали тебя от поступка, и, поддавшись им, ты подливал масло в огонь. Но когда ты покоришь свои страхи, ты завоюешь свою жизнь. — Мне нужен пример. — Конечно. Давай возьмем выступления на публи ке — то, чего большинство людей боятся больше смерти. Когда я был адвокатом, я действительно видел юристов, боявшихся войти в зал суда. Они могли сделать что угод но, даже отказаться вести дела своих постоянных клиен тов, только бы избежать муки выступления в перепол ненном зале суда. — Я их тоже видел. — Ты действительно думаешь, что они родились с этим страхом? — Надеюсь, что нет.
— Понаблюдай за ребенком. У него нет никаких ограничений. Его сознание — это великолепная панора— маспособностейивозможностей. Еслисознаниеребенка правильно развивать, оно приведет его к величию. За полненное отрицательными мыслями, сознание может, в лучшем случае, сформировать посредственную личность. Я хочу сказать, что всякий опыт, будь то публичные вы ступления, обращение к шефу с просьбой о повышении, купание в залитом солнцем озере или прогулка по пляжу в лунную ночь, для человека или мучителен, или приятен. И таким его делает именно сознание.
Интересно.
— Ребенка можно воспитать так, что сверкающий сол нечный день будет вызывать у него тоску. Ребенка мож но воспитать так, что щенка он будет воспринимать как ужасное животное. Взрослого можно натренировать вос принимать наркотик как приятный способ для расслабле ния. Все дело в правилах игры, не так ли? — Конечно. — То же справедливо и по отношению к страху. Страх — это условная реакция. Это опустошающая жизнь привычка, которая легко может поглотить и уничтожить твою энергию, творческую силу и индивидуальность, если ты неосторожен. Когда страх поднимает свою безобраз ную голову, скорей низвергни его. Лучший способ сде лать это — это сделать то, чего ты боишься. Пойми ана томию страха. Это твое собственное создание. Подобно любому другому созданию, его так же легко уничтожить, как и возвысить. Методично ищи и затем уничтожай страх, который тайно проник в крепость твоего сознания. Уже один этот шаг даст тебе огромную уверенность в себе, счастье и спокойствие сознания.
— Может ли сознание быть совершенно бесстраш ным? — спросил я. — Великолепный вопрос. Мой ответ однозначен и эмоционален: «Да!» Каждый из мудрецов Сиваны был абсолютно бесстрашен. Я видел это по тому, как они хо дили. Я видел это по тому, как они говорили. Я видел это, когда заглядывал им глубоко в глаза. Я еще скажу тебе кое‑что, Джон.
— Что? — спросил я, зачарованный услышанным. — Я тоже бесстрашен. Я знаю себя и я пришел к по ниманию того, что мое естественное состояние — это со стояние неукротимой силы и безграничных возможностей. Дело в том, что все эти годы я был охвачен самопренебрежением и неуравновешенным мышлением. Я скажу тебе еще одну вещь. Когда ты сотрешь страх из своего сознания, ты станешь выглядеть моложе и твое здоровье намного улучшится. — Ну да, известная взаимосвязь сознание‑тело, — ответил я, надеясь скрыть свое невежество. — Да. Мудрецы Востока знают об этом более пяти ты сяч лет. Вряд ли это что‑то новомодное, — сказал он, и широкая улыбка озарила его лицо. — Мудрецы поделились со мной еще одним могущественным принципом, о котором я часто вспоминаю. Я думаю, он будет бесценен для тебя в твоем поиске истины. Этот принцип был моей движущей силой в те минуты, когда я чувствовал, что отношусь к ве щам легкомысленно. Его суть можно выразить очень крат ко: что отличает людей состоявшихся от тех, кто никогда не жил вдохновенной жизнью, — так это то, что состоявшиеся люди совершают поступки, которые менее развитые люди совершать не любят. По‑настоящему просветленные люди — те, кто каждый день испытывая глубокое счастье, готовы отложить кратковременное удовольствие ради возможности долговременного чувства удовлетворения. Итак, они блоки руют свои слабости и страхи, даже если это погружение в зону неизвестного в какой‑то степени связано с дискомфор том. Они решают жить по мудрости кайзен, непрерывно и постоянно улучшая каждый аспект своей личности. Со вре менем те вещи, которые были когда‑то трудновыполнимы ми, становятся легкими. Страхи, которые когда‑то удержи вали от счастья, здоровья и процветания, рушатся, как карточный домик, опрокинутый ветром.
Так что, ты предлагаешь мне изменить себя преж де, чем я изменю свою жизнь? — Да. Это похоже на старую историю, рассказанную мне любимым профессором на юрфаке. Однажды вече ром отец отдыхал с газетой в руках после долгого рабоче го дня. Его маленький сын, которому хотелось играть, надоедал ему. В конце концов потерявший терпение отец вырвал изображение земного шара из газеты и разорвал его на мелкие кусочки. «Вот, сынок, попробуй сложить все заново», — сказал он, надеясь, что это отвлечет вни мание малыша надолго, а он закончит читать свою газету. К его удивлению, уже через минуту сын вернулся с пол ностью собранным изображением. Когда пораженный отец спросил сына, как это ему удалось, малыш улыбнул ся и ответил: «Пап, на другой стороне земного шара была фотография человека, и как только я собрал человека вме сте, мир пришел в порядок». — Это отличный рассказ. — Ты видишь, Джон, самые мудрые люди, которых я встречал в своей жизни, от мудрецов Сиваны до профессо ров Гарварда, казалось, знали главную формулу счастья. — Продолжай, продолжай, — сказал я с ноткой не терпения. — Это именно то, о чем я говорил раньше: счастье приходит тогда, когда ты постепенно реализуешь до стойную цель. Когда ты делаешь то, что тебе действи тельно нравится, ты наверняка достигаешь глубокого удовлетворения.
— Если счастье приходит ко всем, кто просто делает то, что нравится делать, почему же так много несчастных людей?
Справедливое замечание, Джон. Делать то, что ты любишь, скажем, отказаться от работы, которая тебя в данный момент кормит, чтобы стать актером, или сменить не важное для тебя занятие на значительное, невозможно, не обладая большим мужеством. Это требует от тебя выхода из зоны комфорта. И перемена всегда несет с собой неудобства. Она также нечто большее, чем небольшой риск. Но сказав себе все это, ты поймешь, что это самый надежный способ создать более счастливую жизнь. — Как именно человек воспитывает в себе мужество? — Точно так же, как в той истории: как только ты «соберешь себя вместе», мир будет в порядке. Как толь ко ты усовершенствуешь свое сознание, тело и характер, счастье и достаток как по волшебству наполнят твою жизнь. Но ты должен проводить какое‑то время, работая над собой, даже если это будет десять или пятнадцать минут в день. — А что символизирует собой японский борец сумо, ростом в три метра и весом в полтонны в притче Йога Рамана? — Наш дюжий друг послужит тебе постоянным на поминанием о силе кайзен, силе постоянного самосовер шенствования и прогресса.
В течение каких‑то нескольких часов Джулиан раскрыл мне наиболее могущественные — и самые поразительные — знания, которые я когда‑либо слышал за всю свою жизнь. Я узнал о магии своего собственного сознания, сокровищнице наших возможностей. Я овладел чрезвычайно практичными методами и приемами для достижения спокойствия сознания и концентрации его силы на своих желаниях и мечтах. Я узнал о важности определения конкретной цели в жизни и установлении четких целей для каждого аспекта своего личного, профессионального и духовного мира. Сейчас Джулиан поведал мне вечный принцип владения собой: кайзен. — Как я могу практиковать искусство кайзен?
— Я расскажу тебе десять древних, но чрезвычайно эф— — фективных ритуалов, которые приведут тебя к конечной цели путешествия по пути личного совершенствования. Если ты будешь применять их ежедневно, не сомневаясь в их полез ности, ты почувствуешь замечательные результаты уже че рез месяц, начиная с сегодняшнего дня. Если ты будешь про должать применять эти приемы, сделав их повседневными привычками, ты навернякадобьешься состояния совершен ного здоровья, безграничной энергии, продолжительного счастья и спокойствия сознания. В конечном итоге ты по стигнешь свое божественное назначение — поскольку это твое право от рождения. Йог Раман открыл мне десять ри туалов, которые он назвал «утонченными», и думаю, ты со гласишься, что я — живое доказательство их силы. Просто послушай, что я тебе расскажу, и сам суди о результатах. — Результаты, изменяющие жизнь всего за тридцать дней? — с недоверием спросил я. — Да. Надо уделять хотя бы один час в день в тече ние тридцати дней для отработки тех приемов, о которых я сейчас тебе расскажу. Это единственная жертва, кото рая от тебя требуется. И пожалуйста, не рассказывай мне, что у тебя нет времени. — Но у меня его действительно нет, — искренне ска зал я. — Моя юридическая практика процветает. Я не могу для себя найти и десяти минут, не говоря уже об одном часе, Джулиан.
Я уже говорил: заявлять, что у тебя нет времени заняться собой, будь это совершенствование своего ума или воспитание духа, — это все равно что говорить, что тебе некогда заехать на заправочную станцию из‑за того, что ты спешишь. Рано или поздно это придется сделать.
— Правда? — Позволь мне выразить это так. Ты очень похож на суперскоростной гоночный автомобиль стоимостью в мил лионы долларов, ухоженный, напичканный последними чудесами техники. — Ну спасибо тебе, Джулиан. — Твой разум — самое удивительное творение при роды, а твое тело способно на подвиги, которые могли бы удивить тебя. — Принимается. — Зная цену этого высокоскоростного и дорогостоя щего автомобиля, разумно было бы гонять его ежедневно на полную мощность, не давая даже на минуту остыть двигателю? — Конечно, нет. — Ну тогда почему ты не находишь время каждый день, чтобы приостановиться самому и немного передохнуть? По чему ты не находишь время для охлаждения супердвигате ля своего разума? Улавливаешь? Найти время для восста новления себя самого — это самое важное, что ты можешь сделать. Как это ни парадоксально, но, высвободив немного времени из своего сумасшедшего графика для самосовер шенствования и обогащения собственной личности, ты резко повысишь свою производительность, когда вернешься к работе. — Один час в день на протяжении тридцати суток — это все, что нужно?
Это та магическая формула, которую я всегда ис кал. В свое время я без колебаний выложил бы за нее пару миллионов долларов, если бы понимал, насколько она важна. Я и не подозревал, что ее можно получить бесплатно, как и все бесценные знания. Ну уж если ты взялся, ты должен придерживаться дисциплины и каждый день применять стратегии, заключенные в этой формуле, с глубокой убежденностью в их ценности. Это не моментальная сделка. Если уж ввязался, то это надолго. — Что ты имеешь в виду? — Проводя один час в день в работе над самим со бой, ты, безусловно, получишь существенные результа ты через тридцать дней, при условии, что ты все дела ешь правильно. Чтобы воспитать в себе новую привычку, нужно около месяца. После этого стратегии и приемы, которыми ты овладеешь, станут твоим вторым «я». Смысл в том, что ты должен продолжать практиковать их каждый день, если хочешь и дальше получать результаты.
— Что ж, справедливо, — согласился я. Джулиану не сомненно удалось добраться до источника жизненной энер гии и внутреннего спокойствия в собственной жизни. И вправду, его перевоплощение из немощного немолодого юриста в искрящегося жизнью энергичного философа было просто настоящим чудом. В этот момент я решил посвя тить один час в день внедрению в свою жизнь приемов и принципов, о которых мне предстояло узнать. Я решил, что прежде чем изменять других, что раньше было моим обыденным занятием, я стану работать над улучшением себя самого. Может быть, я тоже смогу перевоплотиться по добно Мэнтлу. Наверняка стоило попробовать.
В ту ночь, сидя на полу своей уставленной вещами гостиной, я познал то, что Джулиан называл «Десятью Ритуалами Искрящейся Жизни». Одни из них требовали от меня определенной концентрации усилий, другие же можно было выполнять без какого‑либо напряжения. Но все они завораживали обещаниями необычного. — Первая стратегия была известна мудрецам как Ритуал Одиночества. Имеется в виду, что в твоем еже дневном графике должен быть предусмотрен обязатель ный период покоя. — А что такое период покоя? — Это период времени, может быть пятнадцать ми нут, а может быть и все пятьдесят, в течение которого ты познаешь исцеляющую силу тишины и приходишь к по ниманию того, кто ты есть на самом деле, — объяснил Джулиан. — Тот самый перерыв для моего перегретого двигате ля? — предположил я, слегка улыбнувшись. — Очень удачное сравнение. Ты когда‑нибудь отправ лялся в длинную автомобильную поездку со всей семьей? — Конечно. Каждое лето мы ездим на острова, чтоб провести пару недель с родителями Дженни. — Хорошо. А ты делаешь небольшие остановки по пути? — Ну да. Перекусить, или если клонит ко сну, после того как я шесть часов подряд терпел возню своих малы шей на заднем сиденье. — Так вот представь Ритуал Одиночества как имен но такую остановку для твоей души. Его цель — это са мообновление, достигается оно пребыванием в одиноче стве, когда ты как бы закутываешься в прекрасное одеяло тишины. — А что дает тишина?
Хороший вопрос. Одиночество и покой соединя ют тебя с твоим творческим источником и высвобождают безграничный разум Вселенной. Видишь ли, Джон, ра зум подобен озеру. В нашем суматошном мире сознание большинства людей не спокойно. Мы полны внутренних волнений. Однако, просто находя время, чтобы побыть неподвижным и спокойным каждый день, мы делаем озеро нашего сознания гладким, как зеркало. Внутреннее спокойствие приносит огромную пользу: глубокое ощущение благополучия и безграничной энергии. Твой сон станет крепче, а ты сам в своих ежедневных делах станешь ощущать обновленное чувство гармонии. — Где мне найти место для этого периода покоя? — Теоретически, ты можешь заниматься этим где угодно, от своей спальни до рабочего кабинета. Самое главное в том, чтобы найти по‑настоящему тихое — и красивое — место. — Как красота входит в это уравнение? — Прекрасные образы успокаивают взволнованную душу, — с глубоким вздохом заметил Джулиан. — Бу кет роз или простой одинокий нарцисс окажут чрезвы чайно благотворное влияние на твои чувства и дадут бес конечное расслабление. В идеальном варианте, тебе следует наслаждаться такой красотой в месте, которое будет служить Святилищем Твоего Я. — А это что такое?
— В двух словах, это место, которое станет твоим тай ным убежищем для умственного и духовного роста. Это может быть пустая комната в твоем доме или просто спо койный уголок маленькой квартиры. Суть в том, чтобы выделить место для своего обновления, то место, которое терпеливо ожидает твоего появления.
Мне такая идея нравится. Если бы у меня было ук ромное местечко, где бы я мог отдохнуть, придя домой с работы, это бы многое изменило. Я мог бы немного рассла биться и избавиться от стрессов рабочего дня. Наверное, от этого я стал бы более приятным в общении человеком. — Из этого следует еще один важный момент. Риту ал Одиночества дает наилучшие результаты, если выпол нять его в одно и то же время суток. — Почему? — Потому что в этом случае он становится частью твоего ежедневного распорядка — настоящим ритуалом. Выполняя его каждый день в одно и то же время, ты сде лаешь ежедневную порцию молчания своей привычкой, которой ты всегда будешь следовать. А положительные жизненные привычки неизбежно приведут тебя к твоему предназначению. — Что‑нибудь еще?
— Да. Если, конечно, возможно, ежедневно общайся с природой. Непродолжительная прогулка по лесу или даже несколько минут, проведенных за работой в твоем пали саднике, воссоединят тебя с источником спокойствия, ко торый, возможно, покадремлетвтебе. Пребывание на лоне природы также поможет тебе настроиться на бесконечную мудрость твоего высшего «я». Это познание самого себя поведет тебя к открытию твоих неисследованных возмож ностей. Никогда не забывай про это, — посоветовал Джу лиан, его голос при этом зазвучал взволнованнее. — А помог ли тебе этот ритуал, Джулиан? — — Безусловно. Я встаю с первыми лучами солнца и первым делом отправляюсь в свое тайное убежище. Там я практикую ритуал Сердце Розы ровно столько, сколько требуется. Бывают дни, когда я провожу в молчаливом созерцании целые часы. В другие дни я трачу на это только десять минут. Результат более или менее одинаков: глу бокое чувство внутренней гармонии и безграничность фи зической энергии. Вот мы и подходим ко второму ритуа лу. Он называется Ритуал Физического Совершенства. Любопытно. А это что такое? — Тут речь идет об уходе за своим телом.
— Как? — Это просто. Ритуал Физического Совершенства основан на принципе, гласящем, что если ты заботишь ся о теле, то ты заботишься и о сознании. Если ты под готавливаешь свое тело, то ты подготавливаешь и свой разум. Ежедневно выделяй время, чтобы дать храму своего тела энергичную нагрузку. Разгони кровь и за ставь тело двигаться. Ты знал, что в неделе сто шесть десят восемь часов? — Нет, по правде говоря. — А это так. По крайней мере пять из них следует посвятить какому‑то виду физической деятельности. Мудрецы Сиваны практиковали древнюю дисциплину йоги для пробуждения своих физических способностей и жили жизнью, полной силы и динамизма. Захватываю щее зрелище это было — видеть, как в центре деревни стоят на голове эти удивительные представители рода че ловеческого, которым удалось вывести свои жизни из— под власти времени. — А ты пробовал заниматься йогой, Джулиан? Джен ни начала заниматься ею прошлым летом и говорит, что это добавило ей пять лишних лет жизни.
Нет какой‑то одной стратегии, которая магическим образом изменит твою жизнь, Джон, позволь мне первым делом сказать тебе это. Продолжительное и глубокое из менение приходит посредством постоянного применения ряда методов, о которых я тебе поведал. Но йога — это чрезвычайно эффективный способ высвободить резервы жизненной силы и энергии. Я занимаюсь йогой каждое утро, и это — одна из лучших вещей, которые я для себя делаю. Она не только омолаживает мое тело, она полностью концентрирует мой ум. Она даже раскрепостила мои творческие способности. Это первоклассная штука. — А мудрецы заботились еще как‑то о своем теле? — Йог Раман и его братья и сестры также верили, что энергичная прогулка на свежем воздухе, будь то прогулка высоко в горах или в цветущей долине, производит чудеса, снимая усталость и восстанавливая естественное состояние оживления. Когда погода была слишком скверной для пе ших прогулок, мудрецы выполняли упражнения под кро вом своих хижин. Они могли пропустить трапезу, но ни когда не пропускали свой дневной комплекс упражнений. — Что же у них было в хижинах? Беговые тренаже ры? — сострил я.
— Не совсем. Иногда они отрабатывали позы йоги. Иногда мне приходилось видеть, как они выполняли один или два цикла отжиманий на одной руке. Я и вправду думаю, что для них не имело значения, что именно они делали, важно, что они приводили свое тело в движение и наполняли свои легкие свежим воздухом. — А какое отношение имеет ко всему этому свежий воздух? — Я отвечу на твой вопрос одной из любимых пого ворок Йога Рамана. «Дышать правильно — значит жить правильно». — Дыхание — это так важно? — удивленно спросил я. — Уже в первые дни моего пребывания в Сиване муд рецы научили меня, что самый быстрый способ удвоить или утроить количество энергии, которым я располагал, — это научиться искусству правильно дышать.
— Но разве каждый из нас, даже новорожденный младенец, не знает, как дышать?
— По правде говоря, нет, Джон. Если большинство из нас и знает, как дышать, чтобы выжить, то дышать, чтобы преуспевать, мы так и не научились. Большинство из нас дышит слишком поверхностно, и таким образом нам не удается набрать в легкие достаточно кислорода, чтобы наше тело работало оптимально. — Кажется, искусство правильного дыхания — за дача не из простых.
— Да. И мудрецы решали ее следующим образом. Они рассуждали так: вдыхай больше кислорода благодаря эф фективному дыханию и ты высвободишь запасы энергии и восстановишь свои жизненные силы. — Хорошо, а как мне начать? — На самом деле это достаточно легко. Два или три раза в день найди минуту или две подумать о том, чтобы дышать глубже и эффективнее. — Как я узнаю, что дышу эффективно? — Твой живот должен слегка вздыматься. Это ука зывает на то, что ты дышишь правильно. Йог Раман го ворил, что надо положить руку на живот. Если она дви жется, когда ты делаешь вдох, значит, техника дыхания правильная. — Очень интересно. — Если тебе это нравится, тогда тебе понравится и Тре тий Ритуал Искрящейся Жизни, — сказал Джулиан.
— Какой же?
— Ритуал Здорового Питания. В мои годы работы юристом я постоянно сидел на диете из стейков, жареного картофеля и прочей негодной пищи. Конечно, я питался в лучших ресторанах, но все‑таки я наполнял свое тело хламом. В то время я не знал этого, но это было одним из главных источников моей неудовлетворенности.
— На самом деле?