Карен Хорни. Отношения полов

З.Фрейд.

С позицией фрейдистского психоанализа маскулинность и феминность понимаются как результаты нормального полового созревания, соответственно, мужчины и женщины. Маскулинность, ПО МНЕНИЮ З. Фрейда, включает в себя черты супер-эго: цивилизованность, моральность, добросовестность.

Фрейдистское понимание маскулинности-феминности и гендерной индентичности субъекта основывается на признании репрессивного механизма общества, предполагающего, что точкой отсчета является мужчина, а женщина – это всего лишь «Культурный артефакт».

Маскулинность и феминность понимаются как биологически детерминированные, неизменные, взаимоисключающие совокупности соматических, психофизиологических, психических характеристик, сводимых в единые поведенческие паттерны, являющиеся нормативными для мужчин и женщин.

Маскулинность предполагает наличие доминантной стратегии (стремление к господству), агрессивности, направленности на социум. Феминность предполагает подчиненной стратегии, пассивность, заботу о других.

Эдипов комплекс (нем. Ödipuskomplex) — понятие, введенное в психоанализ Зигмундом Фрейдом, обозначающее бессознательное сексуальное влечение к родителю противоположного пола и враждебное побуждение к родителю того же пола. В общем же смысле Эдипов комплекс обозначает имманентное, соответствующее бисексуальному расположению, универсальное бессознательное эротическое влечение ребенка к родителю. Данное понятие является одним из ключевых в психоаналитической теории.

Эдипов комплекс у мальчиков

Процесс развития Эдипова комплекса в случае с лицами мужского пола, согласно классическому направлению психоанализа, состоит в следующем. Мальчик, испытывая сексуальное влечение к матери, одновременно испытывает враждебные ревностные побуждения по отношению к отцу. Ребенок пытается скрыть эти побуждения, поскольку ожидает наказания от своего отца в форме кастрации. Вследствие страха кастрации в психической жизни ребенка формируется особая инстанция — Сверх-Я, под воздействием которой ребенок подавляет инцестуозные побуждения по отношению к своей матери и начинает идентифицировать себя с отцом.[6]

Эдипов комплекс у девочек

Девочки, по Фрейду, аналогичным образом направляют первые инцестуозные побуждения на мать. Однако в возрасте 2—3 лет, обнаружив у себя отсутствие пениса, девочка начинает испытывать так называемую зависть к пенису (англ.), под воздействием которой реагирует усилением завистливой привязанности к отцу и возмущенной обидой на мать, видя в ней соперницу, претендующей на любовь отца. В конечном счете, конфликт разрешается попыткой девочки компенсировать свою неполноценность посредством желания иметь ребенка.[6]

Позитивный и негативный Эдипов комплекс

Впоследствии Фрейд пришел к выводу, что существует более сложный характер Эдипова комплекса — негативный, проявляющийся в любви к родителю того же пола и враждебности к родителю противоположного пола. Выше описанные варианты были обозначены как позитивные. Описывая это явление, он использовал понятия бисексуальности и амбивалентности:

«Более подробное исследование обнаруживает чаще всего более полный Эдипов комплекс, который является двояким — позитивным и негативным, в зависимости от бисексуальности ребенка, то есть у мальчика — не только амбивалентная установка к отцу и нежный выбор объекта-матери, но одновременно он и ведет себя как девочка — проявляет нежную женственную установку к отцу и соответствующую ей, ревниво-враждебную, к матери».

Таким образом, Фрейд придерживался мнения, что на практике Эдипов комплекс проявляется в виде комбинации вариантов вдоль оси между его позитивным и негативным типом, включающей в себя как гетеросексуальные, так и гомосексуальные импульсы.

Эдипов комплекс в контексте сексуальной теории Фрейда

Фрейдизм рассматривает Эдипов комплекс как этап психосексуального развития и восприятия, впервые проявляющимся между вторым и третьим годами жизни (в теории Фрейда этот период характеризуется приматом генитальности, под которым объединяются оральное и анальное влечения предыдущих стадий развития либидо. Пиковых же значений, по Фрейду, Эдипов комплекс достигает между 3 и 5 годами жизни человека и после некоторого угасания возрождается в период полового созревания (пубертатный период), в процессе которого преодолевается тем или иным выбором эротического объекта.

Карен Хорни. Отношения полов.

Данная тема является одной из центральных в учении К. Хорни. Она считала

крайне важным и актуальным исследование специфики мужской и женской

психологии, противостояния полов, брачных отношений. Хорни предприняла

попытку доказать психическое равноправие мужчин и женщин, в противоположность

позиции Фрейда, который видел причины женской пассивности, подражательности,

эмоциональности в ощущении женщиной своей физической недостаточности, чувстве

зависти, стремлении стать мужчиной.

Хорни признавала ситуацию “эдипова комплекса”, но лишь как частный, не

исчерпывающий случай. Взаимоотношения полов сводились к комплексу проблем, но

не к одной только.

Рассматривая гендерные (культурно-обусловленные) половые отношения, Хорни

выделяет ряд моментов. Мужчина почитает женщину как Мать, которая заботится,

жертвует собой. Но восхищение женщиной соседствует с завистью тому, что сам

мужчина не может (например, деторождение). Эти комплексы компенсируются

“рождением” государственных систем, религий, искусства. Это накладывает

отпечаток на всю культуру, которая приобретает мужской оттенок. Другой

компенсатор комплексов - ущемление женщин, что зачастую закрепляется

юридически. Слабая защита законом материнства.

Часто отношение мужчины к женщине ассоциируется со страхом смерти: кто

способен дать жизнь, тот вправе её отобрать. Мужчина испытывает страх перед

женщиной, как сексуальным существом, так как женщина отбирает у него силу во

время контактов. Сексуальность женщины больше страшит, чем привлекает

мужчину, который опасается оказаться несостоятельным или как-то унизиться

перед ней.

Он предпочел бы находить в женщине просто сексуальный объект. Мужчина хотел

бы видеть женщину непорочной, лишенной сексуальных влечений, только в этом

случае она для него вполне безопасна (культ Девы Марии).

Хорни оспаривает позицию естественного принижения женщины, выступает за

равенство полов.

Враждебность полов проявляется и со стороны женщины. Отчасти недоверие

связано с опытом детства. В детстве девочка ущемлена больше мальчиков. Для

неё существует больше запретов, формирующих настороженность, недоверие,

неуверенность, чувство вины, страх перед физической силой. Девочка интуитивно

чувствует, то её будущее зависит не от неё, а от кого-то другого, от

таинственного события, которого она ждет и которого боится. Компенсация этих

переживаний происходит через уход в мужские манеры поведения, в “мужскую

роль”. Это отмечается в определенный период детства. В последующем

мальчишеское поведение исчезает.

Проблемы взаимоотношений полов проявляются в любви и браке. “Глядя на то, как

часто, а лучше сказать - постоянно, случаются неурядицы в любовных

отношениях, мы должны спросить себя, не связан ли разлад в каждом частном

случае с какими-то общими причинами; нет ли общей основы у той

подозрительности, которая возникает между полами с такой легкостью и

регулярностью?”

Поиск ответа на этот вопрос приводит Хорни к тому, что любовь является даром,

а хороший брак - то искусство, которому можно научиться, те действия, которые

нужно последовательно и правильно выстраивать.

Существуют и другие причины неудачи в браке, помимо недоверия полов.

Например, неудачный выбор партнера. Нередко выбор партнера происходит по

подобию матери или отца, что имеет свое объяснение, но не всегда эффективно

на практике. Такой выбор приводит к разочарованию, так как слишком много

места в душе остается незаполненным. Это приводит к ожесточению отношений.

Обратный выбор - по контрасту с родителями - также чреват сложностями,

поскольку не реализуются бессознательные ожидания.

Причиной враждебности в браке может быть предъявление заранее невыполнимых

требований, что может привести к разочарованию и пренебрежительному

отношению.

Противоречия брака, согласно Хорни, могут разрешиться либо через развод, либо

через “открытый брак”, где супруги свободны друг перед другом, сохраняя

формальные отношения, либо через последовательное налаживание отношений.

Наши рекомендации