Карен Хорни. Отношения полов
З.Фрейд.
С позицией фрейдистского психоанализа маскулинность и феминность понимаются как результаты нормального полового созревания, соответственно, мужчины и женщины. Маскулинность, ПО МНЕНИЮ З. Фрейда, включает в себя черты супер-эго: цивилизованность, моральность, добросовестность.
Фрейдистское понимание маскулинности-феминности и гендерной индентичности субъекта основывается на признании репрессивного механизма общества, предполагающего, что точкой отсчета является мужчина, а женщина – это всего лишь «Культурный артефакт».
Маскулинность и феминность понимаются как биологически детерминированные, неизменные, взаимоисключающие совокупности соматических, психофизиологических, психических характеристик, сводимых в единые поведенческие паттерны, являющиеся нормативными для мужчин и женщин.
Маскулинность предполагает наличие доминантной стратегии (стремление к господству), агрессивности, направленности на социум. Феминность предполагает подчиненной стратегии, пассивность, заботу о других.
Эдипов комплекс (нем. Ödipuskomplex) — понятие, введенное в психоанализ Зигмундом Фрейдом, обозначающее бессознательное сексуальное влечение к родителю противоположного пола и враждебное побуждение к родителю того же пола. В общем же смысле Эдипов комплекс обозначает имманентное, соответствующее бисексуальному расположению, универсальное бессознательное эротическое влечение ребенка к родителю. Данное понятие является одним из ключевых в психоаналитической теории.
Эдипов комплекс у мальчиков
Процесс развития Эдипова комплекса в случае с лицами мужского пола, согласно классическому направлению психоанализа, состоит в следующем. Мальчик, испытывая сексуальное влечение к матери, одновременно испытывает враждебные ревностные побуждения по отношению к отцу. Ребенок пытается скрыть эти побуждения, поскольку ожидает наказания от своего отца в форме кастрации. Вследствие страха кастрации в психической жизни ребенка формируется особая инстанция — Сверх-Я, под воздействием которой ребенок подавляет инцестуозные побуждения по отношению к своей матери и начинает идентифицировать себя с отцом.[6]
Эдипов комплекс у девочек
Девочки, по Фрейду, аналогичным образом направляют первые инцестуозные побуждения на мать. Однако в возрасте 2—3 лет, обнаружив у себя отсутствие пениса, девочка начинает испытывать так называемую зависть к пенису (англ.), под воздействием которой реагирует усилением завистливой привязанности к отцу и возмущенной обидой на мать, видя в ней соперницу, претендующей на любовь отца. В конечном счете, конфликт разрешается попыткой девочки компенсировать свою неполноценность посредством желания иметь ребенка.[6]
Позитивный и негативный Эдипов комплекс
Впоследствии Фрейд пришел к выводу, что существует более сложный характер Эдипова комплекса — негативный, проявляющийся в любви к родителю того же пола и враждебности к родителю противоположного пола. Выше описанные варианты были обозначены как позитивные. Описывая это явление, он использовал понятия бисексуальности и амбивалентности:
«Более подробное исследование обнаруживает чаще всего более полный Эдипов комплекс, который является двояким — позитивным и негативным, в зависимости от бисексуальности ребенка, то есть у мальчика — не только амбивалентная установка к отцу и нежный выбор объекта-матери, но одновременно он и ведет себя как девочка — проявляет нежную женственную установку к отцу и соответствующую ей, ревниво-враждебную, к матери».
Таким образом, Фрейд придерживался мнения, что на практике Эдипов комплекс проявляется в виде комбинации вариантов вдоль оси между его позитивным и негативным типом, включающей в себя как гетеросексуальные, так и гомосексуальные импульсы.
Эдипов комплекс в контексте сексуальной теории Фрейда
Фрейдизм рассматривает Эдипов комплекс как этап психосексуального развития и восприятия, впервые проявляющимся между вторым и третьим годами жизни (в теории Фрейда этот период характеризуется приматом генитальности, под которым объединяются оральное и анальное влечения предыдущих стадий развития либидо. Пиковых же значений, по Фрейду, Эдипов комплекс достигает между 3 и 5 годами жизни человека и после некоторого угасания возрождается в период полового созревания (пубертатный период), в процессе которого преодолевается тем или иным выбором эротического объекта.
Карен Хорни. Отношения полов.
Данная тема является одной из центральных в учении К. Хорни. Она считала
крайне важным и актуальным исследование специфики мужской и женской
психологии, противостояния полов, брачных отношений. Хорни предприняла
попытку доказать психическое равноправие мужчин и женщин, в противоположность
позиции Фрейда, который видел причины женской пассивности, подражательности,
эмоциональности в ощущении женщиной своей физической недостаточности, чувстве
зависти, стремлении стать мужчиной.
Хорни признавала ситуацию “эдипова комплекса”, но лишь как частный, не
исчерпывающий случай. Взаимоотношения полов сводились к комплексу проблем, но
не к одной только.
Рассматривая гендерные (культурно-обусловленные) половые отношения, Хорни
выделяет ряд моментов. Мужчина почитает женщину как Мать, которая заботится,
жертвует собой. Но восхищение женщиной соседствует с завистью тому, что сам
мужчина не может (например, деторождение). Эти комплексы компенсируются
“рождением” государственных систем, религий, искусства. Это накладывает
отпечаток на всю культуру, которая приобретает мужской оттенок. Другой
компенсатор комплексов - ущемление женщин, что зачастую закрепляется
юридически. Слабая защита законом материнства.
Часто отношение мужчины к женщине ассоциируется со страхом смерти: кто
способен дать жизнь, тот вправе её отобрать. Мужчина испытывает страх перед
женщиной, как сексуальным существом, так как женщина отбирает у него силу во
время контактов. Сексуальность женщины больше страшит, чем привлекает
мужчину, который опасается оказаться несостоятельным или как-то унизиться
перед ней.
Он предпочел бы находить в женщине просто сексуальный объект. Мужчина хотел
бы видеть женщину непорочной, лишенной сексуальных влечений, только в этом
случае она для него вполне безопасна (культ Девы Марии).
Хорни оспаривает позицию естественного принижения женщины, выступает за
равенство полов.
Враждебность полов проявляется и со стороны женщины. Отчасти недоверие
связано с опытом детства. В детстве девочка ущемлена больше мальчиков. Для
неё существует больше запретов, формирующих настороженность, недоверие,
неуверенность, чувство вины, страх перед физической силой. Девочка интуитивно
чувствует, то её будущее зависит не от неё, а от кого-то другого, от
таинственного события, которого она ждет и которого боится. Компенсация этих
переживаний происходит через уход в мужские манеры поведения, в “мужскую
роль”. Это отмечается в определенный период детства. В последующем
мальчишеское поведение исчезает.
Проблемы взаимоотношений полов проявляются в любви и браке. “Глядя на то, как
часто, а лучше сказать - постоянно, случаются неурядицы в любовных
отношениях, мы должны спросить себя, не связан ли разлад в каждом частном
случае с какими-то общими причинами; нет ли общей основы у той
подозрительности, которая возникает между полами с такой легкостью и
регулярностью?”
Поиск ответа на этот вопрос приводит Хорни к тому, что любовь является даром,
а хороший брак - то искусство, которому можно научиться, те действия, которые
нужно последовательно и правильно выстраивать.
Существуют и другие причины неудачи в браке, помимо недоверия полов.
Например, неудачный выбор партнера. Нередко выбор партнера происходит по
подобию матери или отца, что имеет свое объяснение, но не всегда эффективно
на практике. Такой выбор приводит к разочарованию, так как слишком много
места в душе остается незаполненным. Это приводит к ожесточению отношений.
Обратный выбор - по контрасту с родителями - также чреват сложностями,
поскольку не реализуются бессознательные ожидания.
Причиной враждебности в браке может быть предъявление заранее невыполнимых
требований, что может привести к разочарованию и пренебрежительному
отношению.
Противоречия брака, согласно Хорни, могут разрешиться либо через развод, либо
через “открытый брак”, где супруги свободны друг перед другом, сохраняя
формальные отношения, либо через последовательное налаживание отношений.