Это были первые издания московской "Экзотики", шесть отлично изданных компакт-дисков, великолепные обложки в диджипаках, качественный звук, тираж печатался в Австрии на заводе Sony, всё основательно и солидно. Да и сама музыка весьма непростая. Все диски были выпущены в 1997-м году, а нижеприведенный материал был опубликован в восьмом номере журнала (декабрь 1997), на сайте информация появилась в 1999-м году. Сейчас "Экзотика" стала уже не такой "экзотичной" и окончательно скатилась куда-то в область клубной электронной музыки, которую на компакт-дисках и слушать-то совсем неинтересно. Печатаются компакты где-то в Москве, наверное вместе с остальным отечественным леваком, ибо так дешевле, полиграфия стала тоже соответствующей, вобщем, обычные бюджетные издания. Так что эти первые шесть дисков остались навечно памятником честолюбивым замыслам Андрея Борисова, в какой-то степени символом его неосуществленной до конца мечты. АТ (февраль 2003) ОЛЕ ЛУКОЙЕ Запара (р)1996 Exotica EXO 96101 (CDTT: 59`35) 1. Запара (8`07) 2. Таароа (4`13) 3. Анкаракарачи (5`31) 4. Арба (4`44) 5. На горке я один (1`43) 6. Степь (4`12) 7. Друг Говинда (5`52) 8. Всё правильно (4`14) 9. Хорошие волны (5`23) 10. Ворон (7`58) 11. Имя (7`04) Музыка: Б.Бардаш 2-4, 6-11; Б.Бардаш и А.Лавриненко 1; А.Лавриненко 5. Тексты: Б.Бардаш 3-11; перевод с испанского Т.Тульчинской 1; полинезийская легенда 2. 1-9 (с)1993 Антроп 10,11 (с)1995 Moroz Борис Бардаш - keyboards, programming, percussion, acoustic guitar on 4,6,9, voice; Андрей Лавриненко - bass guitars, acoustic guitar on 9, percussion, flute on 5, voice on 2,4,8; Александр Фролов - bassoons; Георгий Стариков - electric & acoustic guitars; Петр Акимов - cello; Екатерина Сидорова - percussions on 1,4,7,8, voice on 8; Павел Литвинов - percussions on 2,7; Игорь Каим - banjo on 10,11; Дмитрий Борисов - percussions on 10,11. Лэйбл стартовал изданием первого альбома старой питерской команды ОЛЕ ЛУКОЙЕ "Запара". Четыре года назад этот альбомчик был записан и выпущен в виде пластинки известным ленинградским звукорежиссером (и бутлегером по совместительству) Андреем Тропилло. Предназначался альбом для любителей рок-музыки, которых в городе на Неве и за его пределами было немало. Однако пришелся им не совсем по вкусу, посколько оказался далек от рок-музыки. Слово "запара" явно происходит из языка неизвестного науке первобытного племени. Новый альбом стал чуть-ли не единственным в нашей стране образцом настоящей психоделической даб-музыки. "Экзотика" не просто переиздала слегка устаревшую пластинку - дизайн нынешнего релиза не идёт ни в какое сравнение с первым, и сама музыка была тщательно ремастирована. Короче, всё магическое и этническое. Советуем не произносить всуе фразу "я запарился(ась)", поскольку аборигены могут понять неправильно. (с)ПТЮЧ No3 1997. Первый компакт-диск психоделической группы из Санкт-Петербурга содержит ремастированный материал дебютного LP "Запара" и два восьмиминутных бонустрека "Ворон" и "Имя". "Эта пластинка - психоделический альбом, значительно превосходящий 99% западной продукции. Отлично, мои русские комрады, вы проиграли холодную войну США, но с такими альбомами, какие выпускают "Оле Лукойе" и "Ят-Ха", вы легко можете взять реванш на музыкальном фронте" (цитата из бельгийского психоделического журнала "Crohinga Well"). (c)Exotica, пресс-релиз, 1997. Вышеприведенные цитаты помещены здесь для того, чтобы можно было обозначить рамки, в которые традиционно помещают этот питерский коллектив. Совершенно непонятно, кто первый произнес этот интригующий эпитет "психоделический" по отношению к ОЛЕ ЛУКОЙЕ, но слово это пошло в жизнь и теперь непременно попадает в каждую заметку, связанную с их творчеством. Слово, конечно, красивое, но малоприменимое в данном случае. По крайней мере, с моей точки зрения. Ибо для меня "психоделик" это что-то гораздо более спонтанное и значительно непосредственное, скорее ближе к освобожденной импровизации (или импровизированной освобождённости), нежели к абсолютно нормальному (без каких-либо вывихов) композиционному подходу Бориса Бардаша и его товарищей. Понятно, что в эти музыкальные структуры намешено достаточное количество этнических мотивов и звуков, опять-таки и тексты соответствующие, но назвать "Запару" психоделической пластинкой я бы не рискнул даже с очень сильной натяжкой. Альбом очень классный, стильный, с отличной мелодикой, великолепно сделанный, но уж никак не психоделический. Или тогда я в этом деле ничего не понимаю. Тем не менее, как я уже сказал, пластинка очень хорошая. Этот материал как нельзя лучше подходит для стартового релиза серии "Экзотики" в том виде, в каком она задумана Андреем Борисовым. Музыка в меру нормальна, в меру разбавлена востоком (или, скажем, юго-востоком), в меру (без перегибов) "экзотична". Добавим к этому оригинальный дизайн диджипака и номер первый к планируемой серии готов. И при этом очень тонко соблюдена грань между эксцентричностью и обычностью, где любой просчет может стать провалом. Впрочем, среди архангельских меломанов и музыкантов мнения по поводу этой пластинки сильно разделились. Кому-то она понравилась, а кому-то нет. Из того небольшого количества компактов "Экзотики", которые я привез в город, "Запара" продалась в количестве всего одного экземпляра. А небезизвестный Евгений Бачин также отнесся к этой пластинке резко отрицательно, мотивировав это тем, что "такой музыки вокруг навалом" и, дескать, это издание ничего уникального из себя не представляет. Насчет уникальности я ещё может быть и соглашусь, а вот, если вокруг Жени "такой музыки" действительно "навалом", то остается ему только хорошо позавидовать - не каждый "филофонист" может так решительно охарактеризовать окружающее его собрание звукозаписей. А вообще, чтобы правильно оценить "Запару", её нужно, ни много ни мало, просто внимательно послушать. Не в режиме музыкального фона при застольной беседе, а именно внимательно. И отнестись к записи не как к продукту питерского рока, выпущенного в своё время Тропиллой, а как к музыке. И вдруг начинаешь понимать, что с 1993 года, когда материал вышел на виниле, а группа получила некоторую известность по стране, и по настоящее время никто у нас в не воспринимает ОЛЕ ЛУКОЙЕ всерьёз. Может название тому причиной, может ещё что, но это так. А ребята легко и свободно чувствуют себя на таких "такседомуновых" горизонтах, о которых иным нашим суперстарам не приходится даже и мечтать. Отличный и беспроигрышный трек с пластинки - "Ворон". Сильная и энергичная вещь. Как мне кажется, одна из лучших. Скорее всего те, кто ругает "Запару", не смогли добраться до неё. Лично я очень часто начинаю слушать компакты именно с добавочных пьес - они говорят о многом. ВИДЫ РЫБ Trip Trap (p)1996 Exotica EXO 96102 (CDTT: 73`20) 1. [init] (4`30) 2. health 100% (7`41) 3. [ctrl+s] (6`59) 4. bfg9000 vs. baron sofhell (8`32) 5. [esc] (5`02) 6. [alt+tab] (3`20) 7. the web (11`56) 8. [backspace] (0`38) 9. crash recovery (12`34) 10. access depth (11`48) all tracks were recorded august `96 at nicks studio by species of fishes, nick artamonov & shake all music by Vitaly Stern / Igor Kolyadny e-mail: [email protected] Не стоит полагать, что новый лэйбл увлечен только тем, что связано с этнической тематикой. Пример новой, чисто электронной музыки - московская группа Species Of Fishes (Виды Рыб). Её альбом "Trip Trap" музыкальные магазины смело могут помещать в отдел экспериментальной электроники. Скупой минималистический техно-ритм и отчаянный космический джангл-бит производят звуки воды, и рыбы танцуют под это брейкбит. Такого в нашей стране никогда не издавалось. Полное ощущение, что вы находитесь в чилауте моднейшего клуба, помешанного на коллективных компьютерных играх. Тем более, что названия трэков взяты из мира "Macintosh". Словом, эта работа содержит в себе все самое современное, что есть в сегодняшней музыке, и это заслуга не только Виталия Штерна и Игоря Колядного, но и рискнувшей это издать "Экзотики". (с)ПТЮЧ No3 1997. Год назад культовая голландская фирма Staal Plaat выпустила на своем лэйбле Korm Plastic "домашний" дебютный альбом "подпольной" электронной группы из Москвы "Виды рыб", который назывался "Песни немого мира" и представлял собой уникальную смесь, включающую авангардный транс-техно, даб и амбиент. На новом 74-минутном альбоме "Рыбы" продолжают плыть туда, куда знают дорогу только они, на этот раз вторгаясь во владения минимал-техно, компьютерных игр и джангла. Кропотливая студийная работа позволила им добиться звука, который доставит радость даже придирчивому владельцу High End, не говоря уже о начинающих музыкантах, делающих первые шаги с компьютером под мышкой, а также всем обладателям сэмплеров, ищущим интересные качественные звуки. (c)Exotica, пресс-релиз, 1997. Самым сильнейшим мнением по поводу этой пластинки для меня оказался тот факт, что она была единственным из релизов "Экзотики", которую приобрел, оценил и полюбил некто Денис Грачев. С некоторых пор я с ним переписываюсь - всегда интересно общение с нестандартными людьми, которые ещё в состоянии пользоваться для этого старинным средством написания письма. Денис страстный поклонник Throbbing Gristle. Может рассуждать об их творчестве бесконечно. Правда, несмотря на такую свою любовь и на то, что учился он (и продолжает учится в аспирантуре) в Литературном институте, никак не может написать статью для "Результатов" о творчестве этого замечательного коллектива. Но, собственно дело не в этом. Просто очень интересно, что человеку, искренне радующемуся экспериментам TG, настолько в кайф пришлись "Виды Рыб". И это неспроста. Не знаю с чем и сравнивать такую музыку (причем, это именно музыка), но при всей неимоверной (рыбьей?) холодности эта пластинка невероятно энергетична. Императивность звучания не оставляет места компромиссу - никакой отстраненности: либо вы это слушаете, либо выключаете и всё тут. Очень жестко. Но стильно и со вкусом. Опять-таки чувство меры, т.е. умение не перегибать палку. При всей некомфортности и отстраненности подачи, наверное это мой самый любимый компакт из обозреваемой серии. "Музыка не для всех". ИВАН СОКОЛОВСКИЙ [10.02.1962 - 15.05.2005] Khan`s Afternoon Rest (p)1996 Exotica EXO 96103 (CDTT: 61`24) 1. UNIVERSAL WALTZ (13`05) 2. TIBET SYMPHONY (China quit Tibet!) (15`40) 3. MEDICIN DREAMS (6`37) 4. KHAN`S AFTERNOON REST (Long version) (12`44) 5. RUHE`N`STILLE (Twilight in Tundra) (13`15) All tracks composed and performed by Ivan Sokolovsky. Tracks 1,2,3,5 recorded and mixed in 1993-1996. Track 4 recorded in 1990. Приглашенные музыканты: Константин Михеев - trumpets (3,4) Дмитрий Кутергин - electric violin (4) Паша Шевелев - clarinets (3) Сайнхо Намчылак - throat singing (5) Сергей Гнеушев - guitars (3) Виктор Лукьянов - guitars (4) Сергей Павлов - acoustic drums (4) Александр Бочагов - percussions (2) Иван Соколовский - музыкант со стажем. Любит запираться в огромной студии, вмещающей десятки электронных инструментов. К битникам или грибоедам себя не причисляет, в пропаганде каких-либо препаратов не замечен. Однако легкость, с которой он перемещается между мировыми культурами, дает повод вспомнить о кислотных путешествиях. Ещё пять минут назад он участвовал в тотемическом обряде полинезийцев маори, а сейчас он водит хороводы с северянами-нганасанами. И ведь через мгновение введет в свою музыку переливы колокольчиков из тибетских церемоний. Что бы про него ни говорили, ясно одно: его задача смешать в своём огромном сэмплере все стили - от фолка до техно - и создать таким образом универсальный танец. Для всех народов и на века. Впрочем, Вселенский Вальс он уже написал, и этот Вальс - на пластинке, которая называется "Послеполуденный отдых хана". (с)ПТЮЧ No3 1997. Иван Соколовский - философ и композитор, экспериментирующий с электронными и акустическими инструментами, различными музыкальными стилями и культурными традициями, известен как создатель групп "Ночной проспект", "Ят-Ха" и "Мягкие звери". Новый альбом Соколовского - результат многолетней студийной работы с современным электронным оборудованием и этническими инструментами. В работе над альбомом приняли участие приглашенные музыканты из различных московских групп и тувинские горловые певцы, среди которых знаменитая Сайнхо Намчылак. (c)Exotica, пресс-релиз, 1997. Г-н Соколовский - наш отечественный суперстрар электронной сцены, этакий "вангелис-сакамота" российских бескраин... Что тут ещё сказать? Критиковать либо ругать таких гигантов с нашей "фанзиновой" позиции совершенно бессмысленно, тем более, что поводов для этого ничтожно мало (но ведь они есть!) и с точки зрения общей грандиозности проекта они практически незаметны. Кроме того, по результатам продаж этот диск оказался в Архангельске на первом месте и при том с хорошим отрывом. Что поделаешь - имя. Суперстар он везде суперстар. На самом деле, одно из серьёзнейших слабых мест альбома - его предсказуемость. Он хороший, отличный, не побоюсь этого слова - великолепный, но ожидаемый. Может быть и потому, что включает в себя пьесы разных лет? Может и так. Но ведь существует в музыке какая-то маленькая незаметная штучка (совсем незаметная приправка), которая добавляет остроты ощущений и позволяет слушать старые (уже известные до каждого такта) пластинки с непроходящим интересом. Я не могу сформулировать этого ощущения, но знаю и чувствую, что оно есть. Так вот, у г-на Соковского этой приправки, несмотря на обилие экзотических звуков и, даже несмотря на присутствие в одной из пьес великолепной Сайнхо, почему-то нет. Слушаю вот уже который раз: отличный звук, качество записи без претензий, всё здорово, но вот чего-то не хватает - хоть убей. Неэкзотичная экзотика. Или это моя предубежденность с таким вот минусом работает. Не пойму никак. ВЕСНА НА УЛИЦЕ КАРЛА ЮХАНА Soft(p)1997 Exotica EXO 97104 (CDTT: 73`28) 1. Тимтилирим (6`29) 2. Колокольчики (6`12) 3. Морской jazz (5`35) 4. Фиолетовый дождь (4`39) 5. Раковины древних морей (6`42) 6. Океан (7`56) 7. Trip (7`18) 8. Неваляшка (6`01) 9. Колыбельная для выросших мальчиков (5`52) + bonus tracks 10. Эхо (3`57) 11. TV (5`37) 12. Спирали (6`31) All tracks written, recorded and mixed by K.U.Street Spring at Spring Studios, Autumn 1994. Кирилл Трепаков Ирина Трепакова Владимир Бузин Предмет гордости лэйбла - издание работы коллектива ВЕСНА НА УЛИЦЕ КАРЛА ЮХАНА. Трио, записавшее в конце 1994 года альбом "Soft", сегодня сократилось до дуэта и пропагандирует трип-хоп. Но на момент записи "Весна" считалась лучшим амбиент-проектом, и это отражено на четвертом релизе "Экзотики". Правда, местами встречаются ноты набившего оскомину нью-эйджа и даже отголоски новой волны. Но ведь "Мягкость" есть "Мягкость", понятие "амбиент" всегда кажется слишком размытым, а завершается диск вообще воздушной техно-композицией в духе Orbital. Что дает право причислить классическую пластинку московской команды к прогрессивным работам. (с)ПТЮЧ No3 1997. Московская группа "Весна на улице Карла Юхана" внесла свою лепту в подготовку населения к очередной смене времен года, записав очень стильный, мягкий и нежный эмбиентно-психоделический альбом - идеальный саундрек для весны 1997. "Весна" - группа нового поколения; они легко и непринужденно обращаются со сложной электроникой и акустическими инструментами, им одинаково удаются красивые, запоминающиеся мелодии и элегантные звуковые коллажи, создающие неповторимую обволакивающую атмосферу альбома. Трудно поверить, что запись такого качества произведена в домашней студии. Андрей Варламов, (с)ОМ, май 1997. Дебют молодой московской группы, знакомой многим по сборникам "Птюч зона" и "Пурпурный легион". Стиль группы можно определить как психоделический амбиент с некоторым этническим влиянием в традициях Popul Vooh, SeeFeel, Tuu. (c)Exotica, пресс-релиз, 1997. Можно привести целый ряд перекрестных сравнений и аналогий, можно понавесить массу различных ярлыков, а можно ведь этого и не делать. Музыка от этого хуже или лучше не делается. Если кому-то различные сравнения помогают определиться в собственном выборе и принять решение о приобретении (или неприобретении) данного компакта, то рискну заявить, что ВСЯ обозреваемая серия "Экзотики" достойна того, чтобы её купить всем комплектом. Любой из этих компактов хорош. Они, конечно, разные; но, впрочем, никаких "но". Я слушал музыку "карла юхана" без всякой подготовки: во-первых до этого они мне никогда ни в каком виде просто не попадались, во-вторых я про них ничего не читал и в-третьих сам Андрей Борисов их никак не отрекомендовал (скорее всего, в наших беседах разговор до этого коллектива просто не дошел), так что начинал я просто-таки с белого листа. И действительно - совершенно ненавязчивая (но и не фоновая при том музыка): легкий ритм мягкого баса, шуршащих барабанов и перкашен, амбиентные клавиши, есть временами даже колокольчики и флейта, таинственно летящий женский вокал, немного неакцентированной гитары - и альбом готов. Такую музыку можно играть долго, что, кстати, очень хорошо - не люблю коротких пьес и всё тут. И поэтому данный альбом сделан прямо как по-моему заказу: очень здорово расслабляться под "юханов" и прямо-таки в кайф периодически узнавать знакомые обороты, этакие родные нотки из вышеуказанных в предыдущих рецензиях перечислений. И ещё один серьёзный плюс в копилку достоинств Soft`а - альбом достаточно длинный (почти 74 минуты), это я к тому, чтобы не вскакивать с дивана слишком часто в минуты расслаблений (если у кого лентяйки нет) для перезарядки плейера. MOON FAR AWAY "Lado World"(p)1997 Exotica EXO 97105 (CDTT: 45`09) 1. Timefall (2`39) 2. Praesagium (4`18) 3. Elevsinia (2`21) 4. Mare Frigidum (1`43) 5. The Autumn Song Of Slovisha (3`05) 6. Septem Nomina (8`07) 7. Syrinx (0`44) 8. Eos Dance (3`50) 9. Amusements Of Demiurg (3`43) 10. Der Tanz Des Trubsalendes (5`12) 11. Horror Vacui (Pan Theme) (1`24) 12. Noch Einmal (7`26) Moon Far Away: Anea - voice Heleg - photo-art Count Ash - instruments, voice Music by Ash, except 5 by Heleg/Ash and 3 where music by M.K. Ciurlionis was used. Words by Cicero, Lucanus, Martian Capella, m-lle Salome, Nietzshe, Steiner, Ash. All photos by Heleg. Artwork by S.Kozhin. Recorded at Alliance Studio & Janvar Studio (Candle-Hall), 1995- 1996, Arkhangelsk, Russia. Remixed at Janvar Studio, spring 1996. Produced by A.Korelsky & MFA Thanks to: N.Belyaev (Alliance Studio) V.Shmakov for the key (9). В 1996 году группа MOON FAR AWAY из Архангельска стала широко известна в России на demo-уровне. В поисках ускользающей истины коллектив движется по лабиринтам культур самых различных этносов и времен, пытаясь иногда соединить несоединимые, казалось бы, культурные пласты, связанные на самом деле глубинными взаимоотношениями - нитями, идущими от одного Первоисточника. Дебютный CD - это сплав этнических мотивов с элементами европейской средневековой культуры, использование принципов свободной импровизации и изрядная доля эзотеризма. (c)Exotica, пресс-релиз, 1997. Группа MOON FAR AWAY - из Архангельска. Но впечатление такое, будто эти земляки Михайлы Ломоносова долго жили где-то по соседству с англо-австралийским дуэтом Dead Can Dance: альбом Lado World - это чистый калейдоскоп множества музыкальных традиций разных уголков земли. Не очень хочется применять в отношении этого диска слегка устаревший термин "концептуальный альбом", но все 12 композиций лучше слушать, что называется, в едином порыве. Формально они никак не связаны, но все вместе производят очень цельное впечатление. Ломоносов был бы доволен. Яков Яков (с) Комсомольская правда, 5 сентября 1997 года. Архангельск - город странной электроники. На каждом углу вас подстерегает новый миф, новый звук, новая картина. Музыкальное лицо города - Алексей Шептунов, подсадивший полгорода на прогрессивные электронные гармонии, спродюсировавший ряд андерграундных проектов и являющийся корифеем архангельского хоум-тэйпинга. Вполне объяснимое расширение "экзотического" пространства за пределы Москвы в готические просторы северного края. Непонятно, почему такую красивую музыку не пишут в Москве или Петербурге. Наверное, боятся обвинений в подражании Dead Can Dance. (с)ПТЮЧ No3 1997. Эмбиентные готы из Архангельска (что само по себе уже экзотика) скрывшиеся под псевдонимами Anea, Heleg и Count Ash выпустили свой первый альбом, как не трудно догадаться, на лейбле "Экзотика". Композиции на тексты Цицерона, Штайнера, Ницше и прочие, прочие, прочие, включая и загадочного Count Ash (прямо таки Гомер, Мильтон и Паниковский). Естественно, до боли похоже на культовую группу студенчества конца 80-х Dead Can Dance - вплоть до оформления обложки. Тем не менее, не может не радовать, что не перевелись ещё в этой стране люди, не боящиеся играть, и, тем более, издавать, хорошую немодную музыку. Влад Славин, (с) ОМ, ноябрь, 1997. Вряд ли стоит называть эту группу архангельской. Да, живут они здесь. Но их музыку нельзя привязать к какому-то конкретному месту. Они столь же космополитичны, как та самая Луна, вынесенная в название команды. Да и очень далеко ушли они по дороге, проложенной Dead Can Dance. Из того "далёка" (остерегусь называть его прекрасным) Архангельска практически не видно. Ну да и неважно. Moon Far Away отправившись в путешествие по лабиринтам европейского средневековья, чувствуют себя прекрасно. Создается впечатление, что они настолько освоились в этих (экзотичных для многих из нас) мирах, что их уже трудно чем-либо удивить. Как опытные путешественники, Moon Far Away просто фиксируют свои впечатления от встреч с разыми эпохами и культурами. Нам же остается только внимать. Вслушиваться. Раздумывать. Расслабляться под эту музыку нельзя. Постоянно всплывают какие-то нюансы, ранее не замеченные. Процесс прослушивания альбома напоминает экскурсию: находишься в состоянии перманентного напряжения, боишься пропустить хотя бы слово из объяснений гида. В статусе последнего, естественно, Moon Far Away. Увлекательно, но тяжело. Очень трудно воспринять такое количество идей за один раз. Но чуть позже понимаешь, что при всей готической мрачности альбом очень легкий, воздушный. При изначальной и концептуальной эклектичности - очень цельный и органичный. А сам Шептунов - прекрасный мелодист, несмотря на все заморочки с визионерством и культуртреггерством. Будет очень жаль, если Moon Far Away останутся очередной притчей во языцех местной "золотой" молодежи. Эта команда достойна лучшей участи. Некто Александр, (с)Архангельская Новая Газета No37, 10 ноября 1997 г. MOON FAR AWAY. Название и произношение названия этого проекта обладают неким мистическим значением. Когда его произносишь, внутри сознания возникает соответствующий ему (названию) символ (образ, проекция), существующий отдельно от остального мира. В качестве примера подобных символов можно провести параллели с TUXEDOMOON, COCTEAU TWINS, Эллада, Ренессанс, Декаданс - всё этослова-символы, обладающие собственным "ароматом", "вкусом". Альбом "Lado World" - одна из наиболее характерных работ (лучшим образом характеризующих), реализованных ассоциацией Exotica, дебютировавшей в этом году как звукозаписывающая фирма. При этом на сегодняшний день Exotica является, пожалуй, лучшим независимым лэйблом России (и, вероятно, таковой она ещё долго пробудет). Здесь выходит очень грамотная, оригинальная и интересная "инди" (!) музыка (пусть не обижаются другие, но это не "кирпичи", "сплины" и прочие "тараканы"). Заслуживает внимания также продуманная концепция и оригинальное оформление дисков. MOON FAR AWAY - "открытие" ассоциации Exotica 1996 года. Сей проект, состоящий из трех лиц - Ash, Anea и Heleg (последний не музыкант) и образованный в Архангельске осенью 1994 года, является скорее неким творческим объединением (духовным союзом), а не просто группой. CD содержит слегка ремикшированное первое демо плюс четыре новые вещи (включая по-новому записанную "Noch Einmal"). Это своего рода квинтэссенция всего предыдущего творчества группы, подведение черты под их двухлетними изысканиями и экспериментами. Музыка, записанная на нём, электронная, стилистически её можно определить как ethno-world (хотя более правильно было бы ancient-world или даже квази-ancient-world, почему "квази" - читайте ниже). При прослушивании программы возникают ассоциации с творчеством DEAD CAN DANCE (к которым MOON FAR AWAY, на мой взгляд, очень близки), отчасти с музыкой Горана Бреговича и даже Китаро и APHRODITE`S CHILD (это касается отдельных композиций), а также почему-то с картинами Босха. Отличием MOON FAR AWAY от DCD является то, что музыка первых очень проста, минималистична (в чём-то даже созвучна Филипу Глассу), а также то, что DCD в большей или меньшей мере, но всё-таки аутентичны, опираются на определённые традиции (обрабатывая их, синтезируя - не это важно), MOON FAR AWAY же являют собой пример очень грамотной стилизации. Слушая эту музыку, можно почувствовать прикосновение античного Средиземноморья, ощутить дыхание моря, представить культовые мистерии, проиникнуться мироощущением людей, принимавших в них участие. Именно так, как это видит Ash (для чего, кстати, использована лирика Цицерона). Связующей нитью всей работы является идея преодоления мрака, путь к свету. "Eos Dance" звучит как гимн свету (по своей силе эта композиция оказала на меня воздействие, сравнимое разве что с "Love Of Life" SWANS. Кроме того, само название "Мир Ладо" (Ладо - Богиня мира у славян) как нельзя лучше отражает идеи космополитизма и экуменизма (как в современном, так и античном понимании этого слова), заложенные в этом альбоме и являющиеся частью философии и мировоззрения участников MOON FAR AWAY. Музыка группы и мироощущение Ash`a лично мне показались очень близкими (рекомендую всем, кто занимается философией, религиеведением и т.п., вас это может заинтересовать). Подводя же итог, скажу, что, в принципе, такую музыку может записать любой мало-мальски грамотный (образованный) человек, но такие встречаются в нашем обществе, к сожалению, крайне редко. (с)Боролдой Мерген, "Музыкальная газета", г.Минск, ноябрь 1997 г. Я ждал выхода этого материала на компакте очень долго. Планировалось выпустить его в декабре 1996. А фактически же компакт-диск появился в Москве только 16 июня 1997 года. За это время Андрей Борисов видимо просто устал отвечать на мои постоянный вопросы типа "так когда же?" Я понимал, что есть объективные трудности: материальные, организационные и пр. Но, тем не менее, очень нетерпелось. И, наконец... "...спешу сообщить, что произошло давно ожидаемое широкими культурными слоями города Архангельска событие, а именно компакт MFA прибыл на свою историческую родину в количестве двух экземпляров. Это подсобил Женя Бачин. Будучи на Горбухе в прошлые выходные, он привёз эту передачку от А.Борисова. То есть, попросил его об этом я, позвонив Борисову и сообщив о том, что в субботу 28 июня Бачин будет на Горбухе. Так вот и произошло это мероприятие. Компакт получился красивый и аккуратный. Можешь не волноваться. Одна только ошибочка в названии второго трека. Pr sagium написано без сдвоенных букв, просто так: Prаеsagium. Хотя было им говорено... Впрочем, по большому счету, это и не ошибка вовсе, а просто два варианта написания одного слова. Звук хороший, по крайней мере лучше, чем на кассете. И, как мне показалось, стереобаза раздвинута пошире. Вобщем, поздравляю." Это фрагмент моего письма Шептунову, который на тот летний момент "отбывал срок" в лагере (пионерском, естественно), будучи вожатым "второго экипажа" в лагере "Беломорец" (п.Малая Товра). Что ещё сказать? Каждый раз получаются какие-то очень предвзято настроенные рассуждения и я уже просто боюсь сказать снова пустую банальность. Вышеприведенные рецензии из различных журналов и газет освещают факт появления на свет "Lado World" с разных сторон довольно плотно и ничего нового мне сообщить всё равно не удасться. Поэтому в очередной раз тихо порадуюсь (и где-то даже позавидую) успеху Алексея и сотоварищей, и пожелаю им успеха в работе над новым альбомом, который медленно, но верно пишется всё в той же студии "Альянс" Н.Беляева на Сульфате. F.R.U.I.T.S. Electrostatik(p)1997 Exotica EXO 97106 (CDTT:49`35) 1. GRAFFIT (4`12) 2. DEEPNOZIS LUFT (1`49) 3. U.R.A.L. (4`39) 4. S HK DELIK IN RED (3`30) 5. SILVERSION (4`44) 6. FORMAT B (3`10) 7. VOLFRAM HARMONY (1`31) 8. POLAR MIX (3`52) 9. SPARKSIDE (1`56) 10. SUOMIMATRIX (3`14) 11. BLUE PANASONIC (3`54) 12. PANASONIC INDIGO (3`49) 13. VOLPINO (4`00) 14. MAGNETIC ORANGE (4`30) All tracks composed and produced by F.R.U.I.T.S. duo: Pavel Jagun (Piezo), Alexei Borisov (N.P.). Computer engineering and mastering: Boatsman, Parralax Studio, Moscow. Зима, холодно,стучат зубы - минимализм. Весна, капель, звенят сосульки - минимализм. Лето, прохлада дубрав, работают дятлы - опять минимализм. Осень, слякоть, шуршат опавшие листья - реальный минимал. Идут годы, а тема минимализма остается неисчерпанной, и по-прежнему на этой площадке схлестываются в жестокой схваткке техно, электро, хаус и разные формы брейкбита. Не стоит обвинять московский дуэт в перепевах коллектива Panasonic. Тем более, у нас пока ещё не все могут спокойно ездить за границу и покупать свежую музыку западных артистов. Так что кушайте "Ф.Р.У.К.Т.Ы.". Отличный самоучитель по финскому языку. Если же где-то цитирование финских коллег становится совсем явным, F.R.U.I.T.S. поясняют это честными названиями - S hk delik In Red, Suomimatrix и т.д. В любом случае нужно поздравить Алексея Борисова и Павла Жагуна с первым компактным изданием их музыки. (c)ПТЮЧ, No11, 1997 В группе F.R.U.I.T.S. ("Фрукты") нашли своё счастье два неординарных музыканта: Алексей Борисов (один из самых отчаянных и одаренных российских экспериментаторов-электронщиков) и Павел Жагун (бывший соратник Аллы Пугачевой, который нашел в себе силы уйти в авангард). Новый альбом демонстрирует возможности дуэта в сферах современной танцевальной музыки. Не сказать, чтобы под эти композиции ноги сами просились в пляс, но всё же такая музыка располагает к некоторой двигательной (и умственной) активности. Яков Яков (с) Комсомольская правда, 5 сентября 1997 года. Уж и не знаю в каком настроении занимался прослушиванием указанного компакта г-н Яков Яков (наверно, это опять очередной псевдоним Л.Захарова) в редакции уважаемой "Комсомолки", но его мнение полностью противоречит тому, которое сложилось у меня буквально через несколько минут после начала звучания этого произведения. Фраза "...демонстрирует возможности дуэта в сферах современной танцевальной музыки". Вообще будто бы сказана о каком-то другом коллективе. Ибо под подобную терминологию настоящая фонограмма никоим образом не попадает. Классифицировать её сложно, но то что это не танцевалка и даже не источник к "некоторой двигательной активности" я могу сказать с полной уверенностью. Ближе всего по содержанию и исполнению подобные упражнения будут к практическому электронному набору-конструктору для ди-джея авангардиста. Хорошо бы было бы издать такой материал на виниле. Этакие пьесы для компьютера и двух акустических систем. Или набор гамм для обучения компьютера музыкальной грамоте. С редкими вкраплениями человеческих вторжений преимущественно шумового плана. То есть, на базе этих коротеньких, резких и минималистических компьютерных треков можно наворотить гору разнообразной шизанутой, но действительно танцевалки, а употреблять такие звуки в чистом виде, я бы даже сказал, довольно вредно и более того временами опасно для здоровья. Начинаешь терять веру в человека. Я бы рискнул обозвать такое музицирование как экстремальное минимал-электро. Впрочем, как и "кошмар системного программиста". Ибо коэффициент технологизированной компьютеризированности у "Электростатики" практически равен 100%. Когда я первый раз слушал экзотиковские "Виды рыб", то думал - ну всё, дальше уже некуда. Оказалось есть куда. И ещё одно замечание: при всей минималистичности звука и настроений на этом компакте напрочь отсутствует полиритмия (всегда, кстати, свойственная минимализму) и элементарная мелодика. Я даже не говорю в этом случае о мелодизме. Скорее всего это фишка такая у ребят - создавать произведения, абсолютно невозможные для нормального прослушивания. Авангардисты... А ещё Андрей Борисов говорил, что все предыдущие фонограммы, предложенные "фруктами" к изданию на "Экзотике" до "Электростатики", он отверг именно по причине их тотальной "немузыкальности". А эту принял со словами "ну наконец вы сделали хоть что-то слушабельное". Могу себе представить что там было... Вышеприведённые размышления вовсе не несут в себе негативной нагрузки, просто для того, чтобы адекватно оценить труд Павла и Алексея, нужно и попытаться мыслить в соответствующей плоскости. Если этого не произойдет, то смысл и содержание данного альбома окажутся за гранью восприятия и будут расцениваться просто как "ещё один компакт-диск ни о чём". | |