Выполните тестовую работу
1)В эпоху Петра Первого в повседневную жизнь вошли новые предметы, понятия, множество иностранных слов. (2)Это многообразие нововведений привело к «хаотическому смешению стилистически несовместимых средств в повестях того времени». (З)Необходимо было упорядочить, привести в систему языковые средства, что и было сделано в середине XVIII века М.В. Ломоносовым. (4)Он являлся первым в России учёным, выступавшим с лекциями по точным наукам на русском языке, а не на латинском, как это было принято в европейской научной и университетской практике того времени. (5)Однако средств, необходимых для выражения научных понятий, в русском литературном языке тогда ещё почти не было. (6)… Ломоносову пришлось выработать терминологическую систему для различных отраслей научного знания самостоятельно.
1. В каких из приведённых ниже предложений передана главная информация?
1. М.В. Ломоносов первым выступил с лекциями на русском языке, и нехватка языковых средств позволила учёному выработать терминологическую систему.
2. Ломоносов впервые выступил с лекциями на русском, а не на латинском языке.
3. М.В. Ломоносов упорядочил языковые нововведения и выработал терминологическую систему для различных отраслей научного знания.
4. В эпоху Петра Первого в повседневную жизнь вошло много нововведений.
2. Какое из приведённых ниже слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста?
Выпишите это слово.
Сюда Например, Но Поэтому
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводится значение слова ЯЗЫК. Определите значение, в котором это слово употребляется в пятом предложении (5) в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведенном фрагменте словарной статьи.
1. Такой орган животного как кушанье. Говяжий я. Заливной я
2. Подвижный мышечный орган в полости рта, воспринимающий вкусовые ощущения.
Попробовать на я. (т. е. на вкус). Змеиный я. (такой раздвоенный на конце орган в пасти змеи)
3. В колоколе: металлический стержень, производящий звон ударами о стенки.
4. Исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств.
История языка. Мертвые языки (известные только по письменным памятникам)
5. Речь, способность говорить. Лишиться языка. Больной лежит без языка и без движений.
6. Система знаков (звуков, сигналов), передающих информацию. Я. животных. Я. пчел. Я. жестов. Я. дорожных знаков. Я. программирования. Инфомационные языки (в системе обработки информации).
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.
Выпишите это слово.
принЯл начАв позвалА тОрты
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово.
Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
Экологи пытаются определить заболевание, которое угрожает самшиту, особенно его молодым ВСХОДАМ, исчезновением.
Экологи призывают экономно расходовать электроэнергию и планируют провести для АБОНЕМЕНТОВ сотовой связи специальную экоакцию.
Спасатели оперативно локализовали пожар в ВЫСОТНОМ доме.
Гости посетили актовый зал нового здания лицея, который масштабами и убранством не уступает небольшому ДРАМАТИЧЕСКОМУ театру.
6. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова.
Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
в две тысячи девятом году
их часы
посадили двадцать яблоней
воздержаться от комментариев
7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | |||||
А) Все, кто бывал в небольших городах Италии, видел каменные мосты, заросшие плющом. | 1) Нарушены нормы построения сложноподчиненного предложения. | |||||
Б) Многие думают то, что в лесных пожарах виноваты туристы. | 2) Ошибка в построении предложения с однородными членам. | |||||
В) Новый законодательный проект взволновал и обсуждался всеми депутатами Государственной думы. | 3) Нарушена связь между подлежащим и сказуемым. | |||||
Г) Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей. | 4) Нарушено управление: глагол требует обязательного дополнения в форме В.п. | |||||
Д) Проблема экономики и бизнеса была в центре внимания ведущего телепередачи «Деловой Москвы». | 5) Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением. | |||||
6) Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом. | ||||||
7) Нарушение построения предложения с деепричастным оборотом. | ||||||
8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня.
Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
ут..шение ш..девр трад..ционный энц..клопедист р..цензия
9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква.
Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
Гидропод..ёмник, в..ёт
по..бросить, и..подтишка
пр..чудливый, пр..града,
бе..печность, и..чезнуть
10. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?
Выпишите слово.
претерп..вать оранж..вый удоста..вавший остр..нький
11. В каких словах на месте пропуска пишется буква Ю?
Выпишите эти слова.
стро..тся роты кле..щий карандаш друзья вышл..т враги ка. .тся
12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО.
Раскройте скобки и выпишите это слово.
Матросы относились к пассажирам с (не)обыкновенным радушием.
Наши кони (не)были измучены.
Андрей Андреевич был человек простой, ничего (не)понимающий в чистокровных лошадях.
Все оперативные документы, (не)исключая и боевые журналы, уничтожены.
13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО.
Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Я хочу поговорить с вами (НА)СЧЁТ квартиры, (В)СВЯЗИ с чем прошу вас уделить мне немного внимания.
Пройдя (В)ДОЛЬ берега, караван остановился, и погонщики принялись (ПО)ОЧЕРЕДИ рассёдлывать оленей.
(С)ПРАВА, совсем близко, сверкнула молния, и, точно отразившись в зеркале, она (ТОТ)ЧАС же вспыхнула вдали.
(НЕ)СМОТРЯ на то что большинство стихотворений Жуковского являются переводными, в них мы ВСЁ(ТАКИ) видим русский пейзаж.