Портрет Ливии. Мрамор
Копенгаген. Ню-Карлсбергская глиптотека
Наряду с возвышенной поэтизацией, усиливающей величие образа и сближающей его с небесными, а не земными сферами, немало в статуе Ливии из виллы Мистерий символики, сглаженной элементами реальности: выразительность черт лица и особенно полихромия (многоцветность), довольно хорошо сохранившаяся краска на волосах, бровях и зрачках способствовали сочетанию жизненного и отвлеченного.
Ряд памятников ранней империи несет следы воздействия принципов и методов египетского искусства. После завоевания Августом и присоединения Египта к Риму как провинции его влияние на римское искусство стало ощущаться сильнее, чем раньше. В архитектуре это проявилось в создании у самых границ столицы громадной, в виде пирамиды, гробницы Цестия. В живописи — в характерных особенностях третьего стиля росписей жилых домов. В скульптурных портретах — в исполнении изваяний с явным подражанием североафриканским памятникам. Помимо широко известного базальтового портрета Юлия Цезаря, очевидно, возникшего в годы Августа, интересным произведением с ярко выраженным влиянием Египта является базальтовая голова Ливии, или Октавии Младшей, из собрания Лувра.
Императрица изображена с модной для женщин Древнего Рима конца I в. до н. э. прической, при которой волосы надо лбом образуют довольно крупный валик — нодус. По бокам головы волосы уложены также чуть скрывающими уши валиками. Темный цвет камня, его почти ощущаемая прочность, строго фронтальное положение головы, четкость и рез-
кость нанесенных на базальт линий, обозначающих тонкие волосы, очертания губ, век, бровей — все воспринимается как стилизация под искусство Древнего Египта. В портрете Ливии поражает чистота линий и отполированных до блеска поверхностей. Здесь лучше, чем где-либо, проявила себя графическая основа пластики августовского времени. Особенное впечатление производит в памятнике сопоставление пластического объема и безупречного но изяществу рисунка, обозначающего черты лица. Подобные изваяния лишний раз свидетельствуют о малоизученности августовского классицизма, в истоках которого лежат различные образы древнего искусства — этрусского, греческого, египетского.
Луврская базальтовая голова Ливии, очевидно, принадлежала статуе — нижняя часть шеи обработана, как у голов, вставлявшихся в углубления между плечами в составных скульптурах. В мраморном портрете Ливии из Ню-Карлсбергской глиптотеки в Копенгагене скульптор показал печальную, с немым укором в широко раскрытых глазах смотрящую перед собой женщину. Скульптор объединил в своем произведении портретность черт, конкретных чувств красивой римлянки и изысканную декоративность их графического воспроизведения. Как и в базальтовом портрете, нежными и гибкими линиями показаны волосы, расчесанные на прямой пробор, они лежат невысоким рельефом, словно кружево, завитки волос располагаются по обе стороны лица императрицы. Не менее красивы очертания бровей, веки, маленький, будто чем-то недовольный рот с изогнутыми губами. Женский портрет из музея ГМИИ им. А. С. Пушкина в Москве по типу прически, манере, с какой на голову наброшен край плаща, по характеру расположения складок также относится к произведениям августовского классицизма.
Скульпторы ранней империи в искусстве женского портрета сделали большие успехи. Они первыми начали передавать в пластике различные оттенки женского характера — нежность, капризность, мечтательность, грусть. Эти черты женской сущности были представлены особенно полно лишь в портретах Ливии — жены императора и пока не распространялись на другие изваяния. И все же авторам женских портретов эпохи Августа нельзя отказать в ряде интересных решений.
Римские мастера ранней империи, работая над женскими скульптурными портретами, опирались на достижения портретистов поздней республики. В создании же детских портретов они во многом шли непроторенными путями. В годы правления Августа возникла необходимость портретирования будущих преемников власти. Детей членов семьи Августа изображали не только в рельефах на официальных памятниках, подобных Алтарю Мира, но и в круглой скульптуре. Исполнялись, правда, бюсты и статуи, но преимущественно мальчиков. В изваяниях совсем маленьких детей скульпторы, стараясь как можно точнее передать облик оригинала, показывали своих малолетних натурщиков со всеми подробностями, свойственными их нежному возрасту: большая голова с торчащими крупными ушами, пухлые щечки.
Конечно, римские скульпторы использовали опыт эллинских мастеров, но шли дальше, так как стремились прежде всего к запечатлению