Б.В.Асафьев. Избранные труды
Т. 2. М., 1954
«Кто их знает – Шаляпин ему или он (Рахманинов) Шаляпину внушил секрет одухотворенности любого интервала» (296).
Т.5. М., 1957
«Музыковед, анализируя партитуру, разбираясь в рукописи, должен слышать как композитор. Если он трактует исполнение, он обязан слышать, как исполнитель, понимая, что такое план исполнения и намерение исполнительское» (170).
«Практика инструментальной полифонии… тогда инструмент был словно голос его «хозяина», его «второе я», и игра на нем становилась живой речью. Иначе, как этим образным пояснением, я не могу выразить своей мысли и сущности «предсимфонической полифонии» (194).
«Композиторы же чаще всего слышат музыку не свою, как свою, исходя от своих привычек, и если таковые не сходятся с «встречным планом» слушаемого произведения, - оно для них едва ли не «враждебный объект», в котором надлежит усваивать лишь интересное для своей кухни» (203).
Б.В.Асафьев. Русская живопись. Мысли и думы. М.,1966
«… «Христос» Крамского – выражение этой драмы, геройски им переносимой, что он себя увидел в этой фигуре мыслителя-интеллигента, создании его воображения…» (64-65).
«…художники «Мира искусства» любили – они умели одушевлять. А это уже не «условщина», не «стилизация», самодовлеющая и рассудочная» (107).
«…Серов… упорно стал доискиваться того, чтобы линия перестала быть лишь «пограничной мерой», а сама несла в себе одушевленность, чтобы в ней-то и сосредоточивался образ» (140).
«Серов… «играя» в области, скажем, рисунка в образы тончайшей экспрессии, ища в одушевлении линий и форм сущность выражения…» (146).
«Но памятники материальной культуры и прикладного искусства прошлого далеко не сразу и не у всех художников превращаются из «аксессуаров» в «живой язык истории». Только возросшее с пристальным изучением и вчувствованием «чутье исторического» могло содействовать такому превращению» (175).
«…самое серьезное, самое трудное дело в живописи; не вид, не обозрение, не перспективную задачу, не фон к чему-то значительному, а пейзаж – самодовлеющее раскрытие жизненного в природе так, как человек ощущает это жизненное в себе» (196).
УКАЗАТЕЛЬ имен
Абхинавагупта - 81
Августин - 80
Анандавардхана - 81
Антокольский М.М.- 11, 20, 103
Анцыферова Л.И.- 37
Арнаудов М. - 185
Аристотель – 79, 149
Арнхейм Р. – 185, 190, 212
Асафьев Б.В. – 21, 22, 27, 61, 283, 284
Бакушинский А.В. – 28
Баллоу Э. - 136
Бальзак О. – 56, 102, 185, 187, 248, 274
Бандура А. - 39
Барт Т. - 202
Басин Е.Я. – 21
Бах И.- 272
Бахтин М.М. – 6,8, 16, 54, 136, 175
Бенуа А.Н. – 14, 22, 26, 69
Бергсон А. - 142
Берк Э. - 82
Бернини Л. – 229
Бине А. - 136
Блонский П.П. - 51
Блэк У. - 104
Боас Ф. – 9
Бодуэн де К. - 9
Бозанкет Б. – 97
Брак Ж. – 203, 205
Брехт Б. – 53, 278
Броновски Дж. - 30
Брюсов В. - 27
Булгаков М.А. - 54
Бэк А. - 186
Вагнер Р. - 100
Валери П. – 202, 255
Ван Гог - 234
Ван де Хейр - 44
Васильев Ф.А. – 15, 61
Веласкес Д. – 14, 26, 47
Веронезе П. - 237
Винкельман И. - 90
Виппер Б.Р. – 47, 48
Витасек С. - 141
Вламинк М. - 253
Вордсворт У. - 249
Воррингер У. – 106, 185, 192, 194-196, 201-209
Врубель М.А. – 14, 15, 69, 70, 104
Вундт В. – 129, 142, 178
Выготский Л.С. – 25, 34, 72, 178
Габричевский А.Г. - 48
Гаврилова Т.П. - 31
Ганслик Э. - 142
Гартман В. – 96, 161, 202
Гаффрон М. - 212
Ге Н.Н. – 55, 237
Гегель Г. – 85, 142
Гейне Г. - 100
Генри Р. - 236
Гердер И. – 84, 181
Гете И. – 100, 101, 185, 198
Гилфорд Дж. – 29
Гильдебрандт А. - 142
Гоголь Н.В. – 55, 106, 156, 185
Гойя Ф. – 103, 106
Голлербах Э. – 14
Голубкина А.С. – 70, 74, 75, 238
Гомер – 102
Гомпертц Т. - 141
Гончаров И.А. - 45
Гордон В. – 30, 53
Го Си – 229
Грабарь И.Э. – 7, 11, 12, 15, 21, 27, 28, 42, 57, 60
Грильпарцер Ф. – 246
Гроос К. – 94, 142, 275
Гюйо Ж.-М. – 103, 137
Данте А. - 244
Дейнека А. - 43
Делакруа Э. - 235
Дерен А. – 69, 234
Дессуар М. - 136
Джидарьян Т.А. - 36
Джотто Б. - 198
Диккенс Ч. - 44
Дильтей В. - 104
Дин А. - 212
Диоген Л. - 244
Дмитриев В. – 13, 18
Дмитриева Н.А. - 63
Домье О. – 235, 275
Достоевский Ф.М. - 105
Дубровский Д.И. – 23, 33, 35, 36
Дьюи Дж. - 133
Дюбо Ж.-Б. - 244
Евреинов Н.Н. - 66
Жан-Поль - 245
Жид А. - 190
Захава Б.Е. – 38, 46, 47
Земпфер Г. – 111, 112
Зинченко В.П. - 39
Золя Э. - 66
Зощенко М.М. - 55
Израэльс И. - 235
Ильенков Э.В. – 16, 17, 30, 59
Каллистрат - 79
Канвейлер Д. – 205, 206
Кандинский В.В. – 65, 193, 203
Кант Э. – 6, 59, 207
Кардовский В.Д. - 72
Кестлер А. - 29
Китс Дж. - 249
Клее П. – 235
Кли П. – 203, 204
Клингер М. - 235
Коген Т. – 137, 147, 162
Кодуэлл К. - 134
Кон И.С. – 13, 23, 52
Копшицер М. – 18, 26
Корнель П. - 244
Коровин К.А. - 14
Котрелл - 32
Крамской И.Н. – 59, 236, 284
Крейтлеры К. и С. - 40
Кречфилд Р. - 29
Лазурский А.Ф. - 185
Ланге К. - 142
Лапшин И.И. - 99
Левитан И.И. – 15, 60-63
Леонардо да Винчи - 229
Леонтьев А.Н. – 24, 39
Ли В. – 98, 125
Либерман М. – 57, 235
Липпс Т. – 34, 37, 39, 91, 107-110, 122, 125, 129, 137, 142, 149, 155, 178-183, 198-201,
Лихачев Д.С. – 56
Лотман Ю.М. - 8
Лотце Г. – 142
Лоуэнфелд В. – 72, 211, 212
Лук А.Н. - 68
Лукреций К. - 102
Майоль А. - 234
Маковский С. – 13, 19, 22, 23
Марк Ф. - 193
Марков М.Е. – 29, 31, 213
Маркус С. - 32
Маслоу А. - 37
Матисс А. – 233, 235
Медушевский В.В. – 45, 46
Мейерхольд В.Э. - 263
Мидлтон М. - 30
Микеланджело Б. – 229, 232
Милле Ж. - 231
Мондриан П. – 203, 207
Монтень М. - 82
Моэм С. - 45
Мюллер-Фрейенфельс Р. – 183-184
Натадзе Р.Г. - 40
Науман М. - 16
Нейгауз Г. - 71
Нестеров М.В. – 15, 62, 238
Образцов С.В. - 227
Овсянико-Куликовский Д.Н. - 105
Оллпорт Г. – 29
Ортега-и-Гассет Х. - 132
Остроумова-Лебедева А.П. - 238
Пастернак Б.Л. - 258
Петров-Водкин К.С. - 51
Пикассо П. – 14, 15, 60, 64, 65, 192, 202, 205, 212, 234
Пиросманишвили Н. - 10
Платон - 191
По Э. - 99
Пономарев Я.Л. - 65
Попов А.Д. - 50
Поспелов Г. – 28
Пришвин М.М. - 257
Прокофьев В.Н. – 15, 65
Прокофьев С.С. – 45, 46
Пропп В.Я. - 20
Прюдон П. - 231
Пудовкин В.И. - 267
Пушкин А.С. – 44, 105, 251
Пушкин В.Н. - 38
Ранк О. – 104, 272
Рагг Г. – 29, 37
Райков В.Л. – 41, 50
Раппопорт С.Х. - 57
Рафаэль С. – 14, 15, 205
Рахманинов С.В. - 283
Редон О. – 75
Рейдер М. - 136
Ренуар О. – 28, 57
Репин И.Е. – 8, 9, 13, 14, 20, 23, 34, 235
Рерих Н.К. - 13
Рибо Т. - 178
Ригль А. – 111-113, 119, 142
Рид Г. - 135
Роджерс К. – 29, 30
Роднянская И.Б. - 56
Роршах Г. - 198
Рубенштейн С.Л. - 35
Руо Ж. – 65, 233
Руссо Ж.-Ж. - 244
Салливан Г. – 197
Сарабьянов Д.В. – 7, 14, 19, 28, 48
Сепир Э. – 9
Сезанн П. – 192, 194, 203, 232
Серов А.Н. - 46
Серов В.А. – 7, 8, 16, 34, 48, 49, 55, 57
Сислей А. - 232
Сократ – 79
Соссюр Ф. - 9
Стайн Г. - 192
Станиславский К.С. – 65, 67, 71, 259, 279
Суриков В.И. – 55, 235
Сурио Э. – 105
Сю Э. - 248
Терновец П. - 12
Титченер Е. – 36, 129, 198
Товстоногов Г.А. - 68
Толстой А.Н. - 251
Толстой Л.Н. – 44, 50, 51, 53, 101, 185, 250, 269
Туполев А.Н. - 53
Узнадзе Д.Н. - 35
Ульянов Н.П. - 19
Фаворский В.А. – 41, 239
Фальконе Э. - 231
Федоров-Давыдов А.А. – 61, 62
Федотов П.А. – 55
Ференци Ш. – 104
Фехнер Г. - 200
Фидлер К. - 142
Филострат Младший - 79
Фишер Р. – 142, 178, 181
Фишер Т. – 129, 142
Флобер Г. – 103, 246, 252, 274
Фолькельт И. – 20, 96, 142, 149, 155
Фрейд З. – 104, 197
Хайдеггер М. - 202
Хальс Ф. - 235
Хант У. - 232
Ходлер Ф. – 193
Христиансен Б. - 182
Челлини Ч. - 104
Чехов А.П. - 62
Чистяков П.П. – 14, 69, 71-76
Шаван П. - 194
Шагал М. - 65
Шаляпин Ф.И. – 280, 283
Шекспир В. – 134, 188, 258
Шелли П. – 134, 249
Шеллинг Ф. - 142
Шерозия Е. - 35
Шехтер И.Ю. – 8, 73
Шибутани Т. – 31
Шиллер Ф. – 25
Ши Тао - 229
Шкловский В.В. - 53
Шлегель Ф. - 245
Шопен Ф. – 46
Шапенгауэр А. – 121, 125, 142
Штраус И. – 270, 278
Щукин Б.В. – 46, 47, 51
Эйзенштейн С.М. – 56, 228, 263
Энсор Дж. - 73
Эрнст Э. – 14, 18, 19
Эфрос А. – 10, 18, 26
Юнг К. - 191
Юсманс Д. - 192
Якобсон Р. - 9
Яремич С.П. – 14, 15
Ярошевский М.Г. – 16, 17
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
Абстракция (абстрагирование) – 117, 121, 122, 202, 203, 206-209, 240 |
Абстрактное искусство – 203, 204, 207 |
Автор – 24, 49, 52-56, 145, 177, 180, 188, 270 Адресат – 58, 82, 157, 160 |
Актер (артист) – 48, 49, 67, 90, 170, 180, 252, 259-263, 273, 279, 282 Активность – 91, 131, 133, 174 |
Аналогия – 31, 106, 259 |
Ассоциация – 96, 105, 200, 255 |
Аффект (страсть) – 80, 133, 183, 184, 269 (см. Чувство) |
Бессознательное (неосознаваемое) – 9, 41, 70, 235 |
Вдохновение – 85, 86 |
Вера – 40,178, 190, 250 |
Вкус – 23, 59 |
«Вненаходимость» − 137 |
Внимание – 100, 105 |
Внушение (самовнушение) – 40, 178 |
Возвышенное – 83 |
Воля – 112-117 |
Воображаемая − жизнь (реальность) – 259-262 |
Воображение (фантазия) – 17, 35, 41, 188, 190, 261, 262, 275 − и эмпатия – 40, 131, 281 |
Воспоминание (память) – 49-51, 100 |
Восприятие (видение, созерцание) – 42-44, 49, 50, 96, 97, 138, 246, 247 |
Выражение – 165, 166, 200, 212, 213 Вымысел – 56, 57, 83, 247, 251 (см. Воображение) |
Галлюцинация – 104, 247, 274 |
Гармония −164, 273 |
Герой (в искусстве) – 44-49, 137, 146, 161, 218-225, 265 |
Гипноз – 41, 50 |
Грезы – 102, 134 |
Движение – 239-242, 258 − выразительное – 281 |
Дети – 178, 189, 227, 242, 243, 265, 266 |
Добродетель − 249 (см. Нравственность) Дух – 87, 96, 178, 244 |
Душа – 23, 90, 185, 238 |
Жест – 93, 186, 252, 280, 281 |
«Живое» (в искусстве) − 261 − содержание – 79, 85, 235-238 − форма – 237-238 |
Жизнь – 65, 107, 108, 165, 202, 206, 234, 256 − в образе – 65-68, 133, 177, 223, 253 |
Завершение – 139- 140, 147, 166 Заразительность – 82, 239 Звук – 92, 93 |
Зритель – 97, 132, 180, 220-223, 268, 273, 276, 277 |
Игра – 9, 48, 95, 155-159 − детская − 213 |
Изображение – 86, 87, 157, 212, 241, 242 |
Иллюзия – 95, 248 Индивидуальное – 72, 103, 122, 124, 134, 235, 240 |
Имитация – 81, 82, 194, 195 (см. Подражание) |
Инстинкт – 92, 101, 120, 268, 272 |
Инструмент (в искусстве) – 89, 90, 239, 240, 278, 283 |
Интерес(ное) – 71, 76, 104, 132 − общественный – 59, 62 Интуиция – 99, 105, 197 Информация – 38 |
Искусство – 31, 25-27, 85, 98, 112-115, 117, 248 − теории − 209 |
Категория – 16, 19, 20 |
Когнитивная − 40 (интерпретация) |
Комическое – 245, 246, 275, 276 |
Композиция – 25, 222, 230, 269 Культура – 10, 17, 63, 69, 120, 170, 201 |
Лирика – 100 |
Личность – 75, 95 − творческая (художественная) – 5-30, 52, 58, 69, 250 (см. Я) |
Логика (логичное) – 82, 84 |
Любовь 40, 78, 88, 103, 134 − эстетическая – 41, 137 |
Мастер(ство) – 22-24, 98, 112 |
Мечта (мечтания) – 134, 140, 247, 261-263 |
Мимика – 186 |
Моделирование – 32-34, 38 |
Монтаж – 220, 268 Нададресат – 16, 58 Наука – 16, 17, 26 Новое (новизна) – 42, 43, 58-61, 67, 88 |
Нравственность (мораль) – 96, 101, 104 (см. Добродетель) |
Образ (образность) 59, 256, 268, 279 − «живой» (Я – образ) – 67, 68 − художественный – 258, 278, 284 |
Обучение – 68-78 |
Объект – 93, 136, 182 Олицетворение – 96 |
Опыт – 99, 100, 197 − личный – 104, 186, 222 |
Органическое – 66, 116-118, 208, 252, 259 |
«Остранение» («очуждение») – 53, 55, 56 Открытие – 42, 46, 49, 52, 55, 58, 64, 217, 275 |
Пейзаж – 63, 92, 234, 272, 273, 284 |
Перевоплощение – 48, 94, 99-106, 157, 248, 249, 278 (см. Эмпатия) |
Подражание – 9, 11, 12, 15, 79, 84, 85, 95, 113-116, 130 − моторное - 39 (см. Имитация) |
Полнота (жизни, чувств) – 95, 96, 105, 138, 176, 268 − не полнота – 256 |
Поступок – 138, 150 |
Потребность – 103, 108 − эстетическая – 116, 123 |
Поэт (поэзия, писатель) – 134, 186, 187, 249-254 |
Прекрасное (красота) – 115, 121, 276 |
Пространство – 122, 241 − боязнь – 118, 201 |
Психология − 109 − искусства – 178, 179 |
Работа (художественная) – 213, 253, 254, 268 Развитие (рост) – 72, 73, 76 Регуляция (контроль) – 25, 26, 66, 67, 283 |
Речь (слово) – 8, 9, 11, 12, 140, 187, 253, 254 (см. Язык) Ритм – 95, 276 |
Роль – 23-25, 259-263, 281 |
Свобода – 109, 110, 123, 260 |
«Сердце» − 59, 64, 81, 244 Серьезное – 19-21, 23, 28 Символическое – 93 |
Симпатия – 77, 83, 84, 94, 101, 132, 163 − эстетическая – 103 Синтез – 12, 15, 19, 242 |
Ситуация – 8, 35-37 Смысл – 11, 21, 25, 88, 113 |
Сознание – 41, 64, 124, 170, 171, 283 |
Сон (сновидения) – 102, 188 |
Стиль – 22, 24-28, 110-112, 115, 119, 120, 136, 175, 206, 234 |
Страх – 202, 244 |
Субъект – 16, 37, 44, 86, 89, 136, 140 (см. Я) Счастье – 115, 119, 123, 125 Талант (гений) – 70, 87, 103 |
Творчество – 26, 36, 37, 65, 66, 74-76, 118, 254, 258 − и фантазия - 36 − и эмпатия – 29, 38, 39, 42-68, 110 Тело – 66, 81, 128, 139, 243, 257 |
Темперамент – 136 «Техника» (в искусстве) – 22, 32, 113, 134 |
«Точка зрения» − 43, 44, 52, 53, 101, 243, 254 |
Трагедия – 180, 181, 184, 185, 244 |
Трагическое – 80 |
Традиция – 102 |
Удовольствие – 84, 85, 94, 107-109 (наслаждение) |
Установка – 40, 104, 149, 150 |
Фантазия – 35, 57,58, 260 − как единство воображения и эмпатии − 37 |
Форма (художественная) – 26, 27, 78, 91, 109-113, 121, 127, 138, 148-175 |
Функция – 138, 139, 218, 239, 240 Характер – 19, 27, 75, 103, 105, 233, 244, 250 |
Художник – 5, 19, 22, 24, 30, 133, 248, 263 |
Целое (цельность) – 145-149, 161, 235, 239, 247, 273 |
Ценность − эстетическая – 58 − формы – 116 |
Чувство (эмоция) – 19, 59, 60, 93, 106 − эстетическое – 133, 161 (см. Аффект) |
Экстаз – 270, 271 |
Экстраверсия – 191 |
Эмпатия – 11, 17, 28, 36, 37, 60, 66, 67, 76, 77, 197, 209 − определение – 31-34, 38, 195, 196, 208 − проекция – 39, 40, 197, 200, 212 − вживание – 24, 58, 60, 86-89, 137-140, 144, 187, 188, 239, 243, 256, 278, 279 − вчувствование – 36, 104, 108, 137, 144, 175, 178-182, 239-243, 284 − одухотворение (одушевление, оживление, объективация) – 24, 68, 78, 79, 91-95, 106-110, 116, 117, 124-132, 135, 232, 233, 257, 261, 283, 284 − перенос (перемещение) – 91, 95, 179, 185, 213-228, 252, 269 − интроекция – 40, 277 − идентификация (слияние, отождествление, саморастворение, приобщение) – 24, 32, 33, 41, 77, 78, 81, 86, 96, 127, 232, 235, 236, 255, 271-273, 278, 279 − теории – 109, 110, 181-185, 201, 212, 213 |
Эмпатическая психология − сопереживание – 33, 59, 62, 65, 144-147, 161-165, 175, 258, 270, 278 − соаффект - 183 − сострадание – 80, 132, 244 − сочувствие – 79, 174, 281 − сопричастие ( соучастие, приобщение) – 88, 89, 95, 230, 269-274 − сооценка – 175 − сотворчество – 146 |
Энергия (интенсивность «ток») – 76, 87, 108, 131, 135, 251, 255 |
Эстетика (как теория) – 107, 114 − «экспрессивная» - 141-144 − «импрессивная» - 142 |
Я – 13, 16, 50, 85, 94, 123, − эмпатическое (Я - образ) – 32, 33, 38, 41, 45, 46 − «другое» («чужое») – 37, 93, 99, 103-105, 139, 231, 257, 261 − «раздвоение» - 256, 274, 280, 282 − эстетическое – 96 − художественное (стилевое) – 22, 25, 28, 125, 134, 251 − образ – 13, 52 (см. Личность. Субъект) Язык (искусства) – 10, 255, 256, 264, 284 (см. Речь) |
Изд. БФРГТЗ «СЛОВО»
Лицензия ИД №00102 от 24.08.1999 г.
Подписано в печать 15.01.2010. Формат 60х90 1/16
Усл.печ.л. 18,375 Тираж 500 экз.
Отпечатано на множительном участке ООО «СИМС»
[1] И. С. Кон Проблема человеческого «Я» в психологии и литературе // НТР и развитие художественного творчества. — Л.,1980. — С. 31.
[2] См.: С. Маковский Мастерство Серова // Аполлон. — 1912. — № 10. — С. 11; И. Э. Грабарь Валентин Александрович Серов. — 1914. — С. 269; В. Дмитриев Облик Серова // Аполлон. — 1914. — № 6—7. — С. 27; Э. В. Эрнст В. А. Серов. — П., 1921. — С. 25; С. Маковский В. Серов. — П., 1922. — С. 8; Э. Голлербах В. Серов. Жизнь и творчество. — П., 1924.— С. 16; А. Эфрос Профили. — М., 1930; С. Яремич П. Серов. Рисунки. — Л., 1936. — С. 18; Б. В. Асафьев Русская живопись. Мысли и думы. — Л.—М., 1966. — С. 135; Валентин Серов в воспоминаниях, дневниках и переписке современников. — Л., 1971. — Т. 1. — С. 30—34, 636; Валентин Александрович Серов.— М., 1974. — С. 9, 27.
[3] См.: М. Г. Ярошевский Категориальная регуляция научной деятельности // Вопросы философии. — 1973. — № 11. —С. 84—86.
[4] См.: М. М. Бахтин Эстетика словесного творчества. — М.,1979. — С. 305—306.
[5] См.: Е. Я. Басин К определению жанра портрета / Советское искусствознание. — М., 1986. — Вып. 20.
[6] См.: Б. В. Асафьев Избранные труды. — Т. 1. — М.,1952. — С. 70.
[7] См.: Э. В. Ильенков Об эстетической природе фантазии // Вопросы эстетики. — Вып. 6. — М., 1964. — С. 5—92; // Художественная деятельность (проблема субъекта и объективной детерминации). — Киев, 1980. — С. 77.
[8] См. об этом: М. Е. Марков Об эстетической деятельности. — М., 1958; М. Е. Марков Искусство как процесс — М., 1970; в наших статьях: К вопросу о взаимоотношениях искусствознания и психологии художественного творчества // Актуальные вопросы методологии современного искусствознания. — М., . 1983; Чувство стиля // Искусство. — 1975. — № 2; Диалектика художественного творчества (личностный аспект) // Ежегодник Философского общества СССР, 1985. — М., 1986.
[9] См.: Т. П. Гаврилова Понятие эмпатии в зарубежной психологии (исторический обзор и современное состояние проблемы) // Вопросы психологии. — 1975. — № 2. — С. 150. Ср. «Эмпатия (греч. empatheia — сопереживание) — постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания» (Краткий психологический словарь. — М., 1985. — С. 409).
[10] S. Marcus Empatia (cercetari experimentale), — Buc, 1971,61
[11] И. А. Джидарьян Эстетическая потребность. — М.,
1976. — С. 97-99.
[12] Л. И. Анциферова К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности. — М., 1981. — С. 5.
[13] Б. Е. 3ахава Мастерство актера и режиссера. — М.,1973. — С. 116, 158.
[14] Ср.: В. Л. Райков Направленное воспроизведение психического состояния творчества с помощью гипноза // Человек — творчество — компьютер. — М., 1987.
[15] J. P. Von de Geer A Psychological Study of Problem Solving. — Amsterdam, 1957. — P. 133.
[16] W. Z. Gordon Synectics. N. Y., 1961.
[17] А. А. Федоров-Давыдов Поиски больших образов // А. А. Федоров-Давыдов Русский пейзаж XVIII — начала XX века. — М., 1986.
[18] Н. А. Дмитриева Судьба Пикассо в современном мире // Советское искусствознание 82. — Вып. 2. — 1984. — С. 257.
[19] В.Н. Прокофьев Феномен Пикассо // В. Н. Прокофьев Об искусстве и искусствознании. — М, 1985. — С. 233—234.
[20] К. С. Станиславский Собр. соч. — М., 1959. — Т. 6.— С. 74—75; ср. также: Н. Н. Евреинов Оригинал о портретистах (к проблеме субъективизма в искусстве). — М., 1922. — Гл. V.
[21] С. Эйзенштейн Избр. произв. В 6-ти т. — М., 1966.— Т. 4. — С. 439.
[22] К. С. Станиславский Собр. соч. — Т. 6. — С. 82.
[23] V. Lоwenfеld and W. Z. Вгittem Creative and Mental Growth. Sixt. ed. N. Y., L., 1975.
[24] Ниже в книге приводится отрывок из первой части «Дхваньялоки», в котором сформулированы исходные положения теории дхвани.
Комментарии к тексту содержат ссылки на знаменитого комментатора «Дхваньялоки» Абхинавагупту.
[25] Абхинавагупта – знаменитый индийский философ.
[26] Цит. по кн.: Современная книга по эстетике. Антология. М., 1957.
[27] См. отрывок об «Одухотворении» Вернон Ли, приведенный в данном томе. – Прим. составителя.
[28] Подобные идеи высказывали Гете и Гейне. Гете говорил Эккерману по поводу создания «Фауста»: «Не носи я в себе мира в силу антиципации, я и со зрячими глазами остался бы слеп, и все мои исследования и опыты оказались бы тщетным и мертвым трудом». (Eckermann: «Gesprache mit Goethe», 2005-6, Reclam, S.96-99). Гейне пишет: «У писателя, в то время, когда он создает свое произведение, в душе так, как будто он, согласно пифагорову учению о переселении душ, вел предварительную жизнь после странствования на земле под различными видами; его вдохновение имеет все свойства воспоминания». (См. «Мысли и заметки», Собрание соч. Гейне, издание Нива, т. IV, кн.12, стр. 308). Вагнер предполагает у поэта входящим в его творчество элементом «нечто субстанциальное, сверхопытные Идеи». «Пошлый мир думает, что удивительно отчетливые образы поэта возникли прямо из опыта и запечатлелись в его памяти». Между тем, творческие концепции опережают опыт.
[29] См. мою работу: «Вселенское чувство», изд. Вольфа.
[30] См. мою работу: «Проблема чужого Я», 1910, стр. 126.
[31] Школа Фрейда (в ряде работ Ранка, Рейка, Штекеля, Ковача и Ференци) подчеркивает половое влечение как глубочайший, хотя и скрытый импульс к перевоплощаемости.
[32] Следующая за этим попытка характеристики передает основные идеи теории Липпса отчасти дословно, в формулировках, которые! дает им сам Липпс в кратком резюме своего учения, опубликованном в январе 1906 г. в еженедельнике «Zukunft».
[33] Lipps. Aesthetik, p. 247.
[34] На Готфрида Земпера (1803—1870) часто ссылаются как на видного представителя «эстетического материализма», однако этот термин неверен в применении к доктрине Земпера как целому. Его основная работа «Der Stil in den technischen und tektonischen Künsten, odеr Praktische Aеsthetik» (2 od., 1860-1863) замечательна своим охватом проблемы u глубиной мысли.
[35] Моя работа во многих пунктах опирается на воззрение Ригля, как оно изложено в «Stilfragen» (1893) и в «Spätrömischen Kunstidustrie» (1901). Знакомство с этими произведениями для понимании моей работы если и не является безусловно необходимым, однако очень желательно. Если даже автор не во всех пунктах согласен с Риглем, то все же, что касается метода исследований, он стоит на той же самой почве и признателен Риглю за то, что книга эта явилась стимулом для моих рассуждений.
[36] Riеgl, Spätrömischen Kunstindustrie. Ср. Неinriсh Wölfflin, Renaissance und Barock (2 nd ed., p. 57). «Я, конечно, весьма далек от того, чтобы отрицать влияние технических условий на возникновение отдельных форм. Природа материала, способ его обработки, конструкция всегда оказывают влияние на архитектуру эпохи. Но что я мог бы прямо поддержать – как раз против некоторых современных тенденций – это то, что технические условия никогда не создают стиль, и там, где речь идет о подлинном искусстве, первичным всегда является чувство формы. Формы, вызванные к жизни техникой, не должны противоречить этому чувству формы; они могут сохраняться только там, где они подчиняются господствующему и независимому от техники вкусу».
[37] То, что мы теперь можем одухотворять даже пирамиды, не следует отрицать, так же как не следует отрицать вообще возможность одухотворения абстрактных форм, о чем мы ещебудем подробно говорить впоследствии. Однако все противоречит предположению, что этовлечение к одухотворению было сильным у творцов пирамид.
[38] В этой связи мы можем вспомнить, что боязнь пространства ясно обнаруживается в египетской архитектуре. С помощью бесчисленных колонн, которые не выполняют конструктивной функции, делается попытка разрушить впечатление свободного пространства и дать беспомощному взгляду посредством колонн уверенность в опоре. Ср. Riegl, Spätrömische Kunstindustrle, ch. I.
[39] Шопенгауэр. Соч. Т. I. С. 435, 1900.
[40] Lipps, Aesthetik, p. 249.
[41] Lipps, Aesthetik, p. 247.
[42] Эстетика Шопенгауэра представляет аналог такого понимания. Для Шопенгауэра счастье эстетического созерцания как раз в том и состоит, что человек в нем отделен от своей индивидуальности, от своей воли и остается только как чистый субъект, как ясное зеркало объекта. «И как раз поэтому занятый таким созерцанием человек больше не является индивидом, так как индивид потерял себя в таком созерцании; иначе, он есть чистый, лишенный воли, лишенный страданий, вневременный субъект восприятия» (Ср. 3-ю книгу «Мир как воля и представление»).
[43] Лучшее определение одухотворения, которое я когда-либо находил, дано Эдуардом Спренджером в работе «Types of Men» (trans. Pigors, Halle, 1928), pp.92-93: «Выражение, используемое Липпсом, что одухотворение есть объективированное наслаждение я, может быть неправильно понято, так как можно подумать, будто это я является реальным я, в смысле реально желающего, страдающего и действующего я. Но это уже совершенно другое, и действие одухотворения есть, очевидно, нечто полностью отличное от эстетического отношения. При эстетическом созерцании мы не обнаруживаем в отдельных предметах наше реальное я, а только «нечто физическое». Оживленность красного – это не наша оживленность, в специфическом объекте (например, в воспринимаемом или в представленном красном) имеется «нечто живое», и именно оно отражается и придает нашему я соответствующее качество. Нельзя назвать более точно эти познанные чувства как чувствами одухотворения. Наша душа в эстетическом состоянии воспринимает в объекте (наряду с качествами, которые могут быть концептуально определены) психически сопутствующие качества. Если мы остаемся в них конкретно, наша душа поднимается над реальной областью своей борьбы с внешним миром к свободному, витающему в воображении я. Внешние я также могут эстетически абсорбироваться. Однако ударение делается не на понимании или утверждении их индивидуального существования и поведения, а на психическом одухотворении нашей субъективности, которая развивается объектом и в объект.
[44] Вчувствование и сочувственная оценка сами по себе не носят еще эстетического характера. Содержание акта вчувствования этично: это жизненно-практическая или нравственная ценностная установка (эмоционально-волевая) другого сознания. Это содержание акта вчувствования может быть осмыслено и переработано в различных направлениях: можно сделать его предметом познания (психологического или философско-этического), оно может обусловить этический поступок (наиболее распространенная форма осмысления содержания вчувствования: симпатия, сострадание, помощь), и, наконец, можно сделать его предметом эстетического завершения. В дальнейшем нам придется коснуться более подробно так называемой «эстетики вчувствования».
[45] Впервые эссе было опубликовано в Confinia Psychiatrica, V.10. №1. 1967.
[46] В скобках указаны источники, приводимые в конце статьи.
[47] Карл Густав Юнг, в главе, посвященной данным понятиям, соотносит эмпатию с экстраверсией (= сосредоточенностью на внешних объектах, а абстракцию с интроверсией (= сосредоточенность на внутреннем мире мыслей, переживаний и т.п. Прим. перев.); [9, гл. 7]. Об эмпатии в эстетике XIX века см. [16, гл. IV].
[48] Серьезные доводы в поддержку кинестетической теории эмпатии содержатся в монографии [12].
[49] Когда приведенные высказывания появились в книге Канвейлера, вышедшей в 1963 году, меня приятно поразило их сходство с моими собственными мыслями, которыми я поделился с читателями в работе о воспринимаемой абстракции, опубликованной в 1947 году [2, с. 31 и след.]. Перевод высказываний Канвейлера на английский содержится в [5, с. 258]. Краткое изложение взглядов кубистов на «действительность» см. в книге [17].
[50] С.В. Образцов. Актер с куклой. М.-Л.: Искусство, 1938. С. 112.
[51] Если мы выясним, почему идентификация с материальным объектом представляется более нелепой, нежели отождествление с объектом живым, мы приблизимся к разгадке проблемы.
[52] В скобках римской цифрой указан том, арабской – страницы.
[53] – «Хотите верьте, хотите – нет» (франц.).
[54] – например (франц.).
[55] – грезы наяву (англ.).
[56] Психоаналитическая школа по этому пункту имеет свое истолкование. Отто Ранк (в книге «Das Trauma des Geburt») видит в этом эстрадном номере как бы образное воссоздание «появления на свет» – рождения человека. Характерно, что в немецком языке «роды» называются «Entbindung» – дословно «распутыванье» или «выпутыванье».
Увлекательность выходов из садовых лабиринтов и коридоров смеха, как и исходный миф о Минотавре и критском лабиринте, где он якобы жил, Ранк объясняет тем же. Подвергнуть эти предположения подробной критике здесь, к сожалению, не хватает места. Отмечаю их только для сведения. (Прим. С.М. Эйзенштейна).