Глава II Эпоха раннего средневековья

После блестящего расцвета всех наук и искусств Римской Импе­рии в Европе наступил период полного затишья. Этот период не оставил нам образцов высокого садово-паркового искусства достойных подража­ния. Озеленительные работы проводились преимущественно в монасты­рях и сводились к устройству садов чисто утилитарного характера. Часто устраивались сады с целебными растениями и этой же эпохе мы обязаны возникновением первых ботанических садов (в Италии в XIV веке).

Частные сады были очень невелики, так как располагались в зам­ках феодалов в окружении крепостных стен. Их композиция сводилась к простой прямоугольной сетке дорожек с фонтаном в центре. Из декора­тивных элементов применяли перголы, обвитые вьющимися розами. Из­любленным устройством средневекового сада были дерновые скамьи, ко­торые располагались в виде выступа вокруг ограды сада и служили для отдыха. В садах, где не было таких скамеек, гуляющие отдыхали просто, сидя на цветущем газоне. От средневековой эпохи ведет свое начало ла­биринт - излюбленный элемент садово-парковых композиций всех после­дующих эпох. Словом лабиринт в греческую эпоху обозначали запутан­ные переходы Критского Дворца, из которых, по преданию, нельзя было выйти без провожатого. Это слово стало нарицательным. В древнюю эпо­ху представляли лабиринт в виде круга или шестиугольника, в котором целый ряд запутанных линий подводил к центру композиции и оттуда вы­водил опять на периферию. В раннем средневековье применяли тот же рисунок в базиликах как символ. Он выкладывался из камня на полу собо­ров. Но когда этот прием был применен первый раз в садовом искусстве неизвестно. Уже в XIV веке литературные источники говорят нам о час­том устройстве в садах лабиринтов, состоящих из системы запутанных дорожек, разделенных стеной стриженой зелени. С этого времени устрой­ство лабиринта считается обязательным для каждого сада.

Персия

В то время как в Европе в течение десяти веков мы видели пол­ный застой в садово-парковом искусстве, на Востоке в Азии, наоборот, это искусство расцвело и достигло высшей ступени развития. Особенно бога­тые сады мы встречаем в Персии. Это страна, которая сохранила на про­тяжении более тысячи лет древние традиции восточного сада, которому греческие писатели дали название парадиза. Парадиз - буквально значит сад, но это слово употреблялось в значении рая, который обычно отожде­ствляли с садом. Так сказочно хороши были эти восточные сады, что их можно было сравнивать только с раем. Еще в древнюю эпоху персы строили такие парадизы. О том, как выглядели первоначальные образцы этих садов, мы не знаем. Нам только известны более поздние композиции. Однако из литературных источников нам известно, что приемы компози­ции оставались все те же на протяжении многих веков.

Это были сады с роскошными деревьями и душистыми цветами, с большим количеством павильонов и дворцов, расположенных на целом ряде террас. Павильоны были украшены золотом, живописью и богатыми тканями. Прекрасные фонтаны и полноводные каналы украшали сад. Пла­нировка этих садов была строго регулярной.

Ни одна страна так не страдала от разноплеменных нашествий, как Персия. Арабы, монголы, турки по очереди разоряли ее. Однако, вы­сокая культура порабощенной страны никогда не погибала и вскоре опять восстанавливалась во всей своей силе и величии. Посторонние влияния проходили мимо и скорее можно сказать, что завоеватели воспринимали древнюю персидскую культуру.

В самой Персии мы видим в XVI веке снова пышный расцвет са­дового искусства при господстве династии Сафидов во время царствова­ния шаха Аббаса Великого (1587-1629).

Столицей Персии был в это время город Исфаган. Из работ этой эпохи особенно славится знаменитая улица ЧЕХАР-БАГ (что значит ули­ца 4-х садов). Она имеет длину более 3-х километров и спускается по ук­лону рядом невысоких террас, украшенных по оси улицы каналом, расши­ряющихся на террасах в бассейны с фонтанами. Вода с одной террасы на другую переливается небольшими каскадами. На концах этой улицы рас­положены два павильона, завершающие перспективу. Такие же павильоны расположены по сторонам улицы и служат входами в прилегающие к ней сады. Каждый из этих садов имеет павильон в центре, окруженный узким каналом, проходящим по центральной оси сада. Самый знаменитый из этих садов - сад ЧИХИЛ - СУТУН (или сад павильона 40 колонн).

До нашего времени сохранились остатки одной персидской вил­лы, расположенной в нескольких километрах от Астрабада. Это вилла АШРАФ, состоящая из 7 садов, строго регулярной планировки, но не имеющих композиционной связи друг с другом. Вилла построена без еди­ного плана, в виде случайного соединения нескольких самостоятельных участков, но надо иметь в виду, что понятие о композиционном единстве целого паркового ансамбля появилось только в эпоху позднего Ренессанса в Италии. Все же предыдущие эпохи его не знали. Каждый из семи садов окружен по восточному обычаю высокой стеной. Центром композиции является павильон, к которому ведут пологие террасы. По оси сада проте­кает узкий канал, переливающийся небольшими каскадами с одной терра­сы на другую. Мы видим здесь типичный для персидского искусства при­ем композиции сада, повторяющийся с некоторыми изменениями во всех известных нам садах Персии. Таков также план садов ШИРАЗА и др. Вез­де мы встречаем регулярную композицию сада, строгое спокойствие кана­ла, окруженного рядами кипарисов и богатые павильоны, составляющие центральный акцент всего сада.

Этот прием персидского искусства был воспринят арабами, пере­работан ими и дал в Испании непревзойденные по своему совершенству композиции садов.

Наши рекомендации