Глава II Эпоха раннего средневековья
После блестящего расцвета всех наук и искусств Римской Империи в Европе наступил период полного затишья. Этот период не оставил нам образцов высокого садово-паркового искусства достойных подражания. Озеленительные работы проводились преимущественно в монастырях и сводились к устройству садов чисто утилитарного характера. Часто устраивались сады с целебными растениями и этой же эпохе мы обязаны возникновением первых ботанических садов (в Италии в XIV веке).
Частные сады были очень невелики, так как располагались в замках феодалов в окружении крепостных стен. Их композиция сводилась к простой прямоугольной сетке дорожек с фонтаном в центре. Из декоративных элементов применяли перголы, обвитые вьющимися розами. Излюбленным устройством средневекового сада были дерновые скамьи, которые располагались в виде выступа вокруг ограды сада и служили для отдыха. В садах, где не было таких скамеек, гуляющие отдыхали просто, сидя на цветущем газоне. От средневековой эпохи ведет свое начало лабиринт - излюбленный элемент садово-парковых композиций всех последующих эпох. Словом лабиринт в греческую эпоху обозначали запутанные переходы Критского Дворца, из которых, по преданию, нельзя было выйти без провожатого. Это слово стало нарицательным. В древнюю эпоху представляли лабиринт в виде круга или шестиугольника, в котором целый ряд запутанных линий подводил к центру композиции и оттуда выводил опять на периферию. В раннем средневековье применяли тот же рисунок в базиликах как символ. Он выкладывался из камня на полу соборов. Но когда этот прием был применен первый раз в садовом искусстве неизвестно. Уже в XIV веке литературные источники говорят нам о частом устройстве в садах лабиринтов, состоящих из системы запутанных дорожек, разделенных стеной стриженой зелени. С этого времени устройство лабиринта считается обязательным для каждого сада.
Персия
В то время как в Европе в течение десяти веков мы видели полный застой в садово-парковом искусстве, на Востоке в Азии, наоборот, это искусство расцвело и достигло высшей ступени развития. Особенно богатые сады мы встречаем в Персии. Это страна, которая сохранила на протяжении более тысячи лет древние традиции восточного сада, которому греческие писатели дали название парадиза. Парадиз - буквально значит сад, но это слово употреблялось в значении рая, который обычно отождествляли с садом. Так сказочно хороши были эти восточные сады, что их можно было сравнивать только с раем. Еще в древнюю эпоху персы строили такие парадизы. О том, как выглядели первоначальные образцы этих садов, мы не знаем. Нам только известны более поздние композиции. Однако из литературных источников нам известно, что приемы композиции оставались все те же на протяжении многих веков.
Это были сады с роскошными деревьями и душистыми цветами, с большим количеством павильонов и дворцов, расположенных на целом ряде террас. Павильоны были украшены золотом, живописью и богатыми тканями. Прекрасные фонтаны и полноводные каналы украшали сад. Планировка этих садов была строго регулярной.
Ни одна страна так не страдала от разноплеменных нашествий, как Персия. Арабы, монголы, турки по очереди разоряли ее. Однако, высокая культура порабощенной страны никогда не погибала и вскоре опять восстанавливалась во всей своей силе и величии. Посторонние влияния проходили мимо и скорее можно сказать, что завоеватели воспринимали древнюю персидскую культуру.
В самой Персии мы видим в XVI веке снова пышный расцвет садового искусства при господстве династии Сафидов во время царствования шаха Аббаса Великого (1587-1629).
Столицей Персии был в это время город Исфаган. Из работ этой эпохи особенно славится знаменитая улица ЧЕХАР-БАГ (что значит улица 4-х садов). Она имеет длину более 3-х километров и спускается по уклону рядом невысоких террас, украшенных по оси улицы каналом, расширяющихся на террасах в бассейны с фонтанами. Вода с одной террасы на другую переливается небольшими каскадами. На концах этой улицы расположены два павильона, завершающие перспективу. Такие же павильоны расположены по сторонам улицы и служат входами в прилегающие к ней сады. Каждый из этих садов имеет павильон в центре, окруженный узким каналом, проходящим по центральной оси сада. Самый знаменитый из этих садов - сад ЧИХИЛ - СУТУН (или сад павильона 40 колонн).
До нашего времени сохранились остатки одной персидской виллы, расположенной в нескольких километрах от Астрабада. Это вилла АШРАФ, состоящая из 7 садов, строго регулярной планировки, но не имеющих композиционной связи друг с другом. Вилла построена без единого плана, в виде случайного соединения нескольких самостоятельных участков, но надо иметь в виду, что понятие о композиционном единстве целого паркового ансамбля появилось только в эпоху позднего Ренессанса в Италии. Все же предыдущие эпохи его не знали. Каждый из семи садов окружен по восточному обычаю высокой стеной. Центром композиции является павильон, к которому ведут пологие террасы. По оси сада протекает узкий канал, переливающийся небольшими каскадами с одной террасы на другую. Мы видим здесь типичный для персидского искусства прием композиции сада, повторяющийся с некоторыми изменениями во всех известных нам садах Персии. Таков также план садов ШИРАЗА и др. Везде мы встречаем регулярную композицию сада, строгое спокойствие канала, окруженного рядами кипарисов и богатые павильоны, составляющие центральный акцент всего сада.
Этот прием персидского искусства был воспринят арабами, переработан ими и дал в Испании непревзойденные по своему совершенству композиции садов.