Образование в 1930-е гг
В 1930 г. было введено обязательное всеобщее начальное (четырехклассное) образование. На значительные средства, выделенные на развитие школьного образования, в 1930-е гг. появилось более 30 тыс. школьных зданий, было выпущено около 300 млн экземпляров учебников, расширена сеть педагогических учебных заведений. В 1937 г. в городах было введено всеобщее обязательное 7-летнее образование. В 1939 г. поставлена задача перехода ко всеобщему среднему 10-летнему образованию.
Для повышения образовательного уровня рабочих в ходе индустриализации была создана сеть производственного обучения: технические школы, ремесленные училища и школы фабрично-заводского обучения (ФЗО).
Заводская школа по ликвидации безграмотности (ликбез), 1920 г.
Изменения коснулись высшей школы. В 1920-е гг. новые правила приема в вузы (зачисление студентов проводилось без экзаменов и без документов о среднем образовании) отдавали преимуществами при поступлении рабоче-крестьянской молодежи. Для подготовки поступающих к поступлению в вузы с 1919 г. создавались рабочие факультеты (рабфаки).
Б. В. Иогансон. Рабфак идет (Вузовцы)
Начиная с 1932 г. упор делался на качество и фундаментальность подготовки специалистов в высшей школе. Были восстановлены вступительные экзамены в вузы, сняты ограничения для поступления в них «классово чуждых элементов». Повышению ответственности и роли преподавателей в учебном процессе способствовало установление в 1934 г. ученых степеней и званий. К концу 1930-х гг. в 820 вузах страны обучалось более 800 тыс. студентов. 60 % из них составляли женщины.
ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ. РУКОВОДСТВО КУЛЬТУРНЫМ СТРОИТЕЛЬСТВОМ
Российская интеллигенция настороженно отнеслась к Октябрьской революции 1917 г. Власти, заинтересованные в вовлечении старой интеллигенции в трудовую деятельность, в первые послевоенные годы поддерживали ее. Специалистам, работавшим над укреплением научного, экономического и оборонного потенциала государства, обеспечивались более сносные по сравнению с основной массой населения условия жизни и работы.
Вместе с тем власти ограничивали возможности интеллигенции участвовать в политической жизни, влиять на общественное сознание. В 1921 г. была упразднена автономия высших учебных заведений, поставленных под бдительный надзор партийных и государственных органов. Уволены профессора и преподаватели, не разделявшие коммунистической идеологии. К середине 1920-х гг. прекращается деятельность частных книгоиздательств, возникших при переходе к НЭПу, закрываются независимые научные и литературно-художественные журналы. В 1922 г. был учрежден Главлит, осуществлявший цензуру за всей печатной продукцией. Многие общественные профессиональные и творческие организации, оказавшиеся в оппозиции к советской власти, например Всероссийский учительский союз, Союз деятелей художественной культуры. Союз деятелей искусств и др., были распущены.
Российская интеллигенция пыталась осмыслить свою роль в новых условиях. В 1921 г. в Праге видные представители либерального направления общественной мысли русской эмиграции (Н. Устрялов, С. Чахотин и др.) опубликовали сборник "Смена вех", общей идеей которого стала мысль о возможности принятия Октябрьской революции и примирения с её результатами ради сохранения единства и мощи российского государства.
Большевики стремились к созданию новой интеллигенции, преданной режиму. Реформа образования помимо прочего преследовала эту цель. Были национализированы театр и кино; создавалась советская печать, сеть агитационно-пропагандистских учреждений. Новые общественные организации становились орудиями проведения культурной политики партии.
К началу 1920-х гг. сложилась советская система партийно-государственного руководства культурным строительством. Народный комиссариат просвещения (Наркомпрос) РСФСР контролировал просвещение, внешкольное образование, науку, литературу, театр, изобразительное искусство, музыку, книгоиздание, творческие объединения. В 1920 г. был создан специальный орган, сосредоточивший партийное руководство всеми сферами духовной культуры, − агитационно-пропагандистский отдел ЦК РКП(б) (Агитпроп).
Среди общественных организаций особое положение с 1917 г. занимал Пролеткульт −объединение рабочих литературных кружков, театральных и художественных студий. Он ставил задачу создать новую пролетарскую культуру, развить пролетарскую науку, разработать пролетарскую философию и подчинить искусство интересам пролетариата. Идеологом Пролеткульта являлся А. А. Богданов, крупный ученый-марксист. Его последователи считали, что культура нового типа может быть создана только представителями рабочего класса, на базе пролетарской психики и быта. Классическое культурное наследие ими отрицалось.
Из документа (В. Кириллов. Мы):
Мы во власти мятежного страшного хмеля,
Пусть кричат нам: «Вы палачи красоты!»,
Во имя нашего завтра − сожжем Рафаэля,
Разрушим музеи, растопчем искусства цветы!
Пик деятельности Пролеткульта пришелся на 1918–1920 гг., когда он объединил более полумиллиона человек. Если в годы Гражданской войны руководители партии терпели независимость Пролеткульта, то уже осенью 1920 г. были предприняты меры к ликвидации его автономии. На I Всероссийском съезде Пролеткульта большевики приняли резолюцию о подчинении этой организации Наркомпросу. В декабре 1920 г. решение ЦК о Пролеткульте отвергло попытки создания особой пролетарской культуры. Главным направлением в работе этой организации признавалось участие в деле народного просвещения «на основе миросозерцания марксизма». Руководство Пролеткульта было сменено, его отделения стали составной частью сети учреждений Наркомпроса.
РАЗВИТИЕ НАУКИ В 1920–1930-Е ГГ.
Еще в годы Гражданской войны большевики уделяли внимание восстановлению научного потенциала страны. Были открыты новые научно-исследовательские учреждения: Физико-химический, Физико-технический, Центральный аэрогидродинамический институты. К участию в их организации привлекли известных ученых: крупного теоретика в области авиации Н. Е. Жуковского, физика А. Ф. Иоффе и др. В 1920-е гг. продолжилась научная деятельность И. П. Павлова, К. Э. Циолковского, И. В. Мичурина, В. И. Вернадского и др. Была создана библиотека Социалистической академии общественных наук (совр. ИНИОН). В условиях голода и нехватки ресурсов правительство предпринимало попытки по улучшению быта ученых путем введения натуральных пайков и повышенных окладов.
Вместе с тем призывы власти к достижению новых успехов в науке, стремление привлечь научные кадры на свою сторону сочетались с административными методами управления, с высылкой в 1922 г. из страны группы выдающихся ученых (Н. А. Бердяев, C. Н. Булгаков, И. А. Ильин, Л. П. Карсавин, Н. О. Лосский, П. А. Сорокин, С. Е. Трубецкой, С. Л. Франк и др.).
В 1930-е гг. в Москве открылись Институты органической химии, геофизики, Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук им. Ленина (ВАСХНИЛ). Советские ученые проводили исследования по проблемам микрофизики (П. Л. Капица), физики полупроводников (А. Ф. Иоффе), атомного ядра (И. В. Курчатов, Г. Н. Флеров, А. И. Алиханов и др.). На основе исследования ученого-химика С. В. Лебедева был организован промышленный способ получения синтетического каучука из этилового спирта. В 1932 г. геологи под началом академика И. М. Губкина открыли новые нефтеносные районы на Урале и в Башкирии. Академик Н. И. Вавилов собрал ценнейшую коллекцию культурных растений пяти континентов.
В 1930-х гг. продолжилось исследование Арктики. В июле 1933 г. научная экспедиция во главе с О. Ю. Шмидтом отправилась в арктическую экспедицию через Ледовитый океан на корабле «Челюскин», который вскоре попал в ледовое сжатие и затонул. В Чукотском море на дрейфующей льдине в условиях полярной зимы исследователи создали «лагерь Шмидта». Лагерь был эвакуирован с помощью авиации.
Лагерь челюскинцев на дрейфующей льдине, 1934 г.
Изучение Арктики продолжили И. Д. Папанин, Э. Т. Кренкель, Е. К. Федоров, П. П. Ширшов. В районе Северного полюса были созданы опорные метео- и радиостанции, благодаря которым в 1937 г. летчики В. П. Чкалов, Г. Ф. Байдуков и А. В. Беляков впервые по кратчайшей прямой совершили беспосадочный перелет через Северный полюс из Москвы в Ванкувер.
Главной особенностью развития науки в 1930-е гг. являлась ее ориентация на практические нужды страны. В 1933 г. Группа изучения реактивного движения (ГИРД) создала и запустила с полигона в Нахабино первые советские ракеты по проектам М. К. Тихонравова и Ф. А. Цандера. В ГИРД входили будущий создатель первого в мире реактивного оружия («Катюши») А. Г. Костиков и будущий главный конструктор космических кораблей С. П. Королёв. Незадолго до начала Великой Отечественной войны группа физиков под руководством А. П. Александрова разработала способы защиты кораблей от магнитных мин.
17 августа 1933 г. Готовится к старту первая советская жидкостная ракета «ГИРД-09». Слева − С. П. Королёв
В середине 1930-х гг. начался пересмотр отечественной истории. С 1934 г. в школах было восстановлено преподавание истории и географии, открыты исторические факультеты в Московском и Ленинградском университетах. В 1938 г. был опубликован Краткий курс истории ВКП(б), определивший развитие исторической пропаганды в СССР. Наряду с достигнутыми успехами в развитии науки были свернуты исследования в области молекулярной биологии, кибернетики, гелиобиологии, объявленные лженаучными. В научных дискуссиях этого времени активно использовались политические ярлыки. Во время массовых репрессий конца 1930-х гг. многие ученые были арестованы, некоторые из них продолжили свои работы в заключении в специальных лабораториях системы НКВД. Среди арестованных оказался и президент Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук Н. И. Вавилов, отстраненный от руководства академией. Репрессии затронули О. Ю. Шмидта, Л. Д. Ландау, С. П. Королева, А. Н. Туполева, Е. В. Тарле.
РАЗВИТИЕ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА В 1920–1930-Е ГГ.
В первые послереволюционные годы литературно-художественная жизнь отличалась обилием различных творческих группировок и течений. Продолжали публиковать свои произведения оставшиеся в России писатели и поэты «серебряного века» русской литературы (А. А. Ахматова, А. Белый и др.). Последователи «Мира искусства», «Бубнового валета», «Голубой розы» устраивали выставки картин. В поэзии, живописи, театре, архитектуре повысили активность представители модернистских течений −футуризма, имажинизма, супрематизма, кубизма, конструктивизма.
В составе нового поколения творческой интеллигенции выделялись писатели А. А. Фадеев и М. А. Шолохов, режиссер С. М. Эйзенштейн и др. Приоритет общечеловеческого начала над классовым отстаивали в своем творчестве А. П. Платонов ("Котлован", "Чевенгур"), Е. И. Замятин ("Мы"), М. А. Булгаков ("Собачье сердце", "Белая гвардия", "Мастер и Маргарита"). В 1920-е гг. были созданы РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей), литературно-художественные группы «Октябрь», «Левый фронт искусств» и др. В ходе борьбы различных творческих групп объединения коммунистической ориентации вносили в художественное творчество элементы классовой борьбы, травили в печати беспартийных деятелей культуры как «попутчиков» и «внутренних эмигрантов».
В 1920-х гг. появились несколько сатирических юмористических журналов: «Крокодил», «Сатирикон», «Смехач», «Прожектор», публикующих помимо новостей из рабочей жизни юморески, пародийные стихи, карикатуры. Их издание завершилось со свертыванием НЭПа. В 1930 г. единственным общесоюзным сатирическим журналом остался «Крокодил».
Е. Замятин
Д. Моор. Буржуй и еж. Рисунок для журнала «Крокодил», 1920-е гг.
Развитие литературы и искусства в 1930-е гг. определялось постановлением ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций». Объединения творческой интеллигенции были ликвидированы. Важным событием в культурной жизни страны стал I съезд советских писателей (1934 г.), избравший председателем правления Союза писателей A. M. Горького. Социалистический реализм был провозглашен основным художественным методом. Во второй половине 1930-х гг. развернулась борьба с формализмом в литературе и искусстве. Новаторство, современная драма, сатира, любовная лирика в искусстве осуждались, господствовала военная тематика.
I Всесоюзный съезд советских писателей (1934 г.)
К числу важнейших достижений советской литературы 1930-х гг. относятся романы «Жизнь Клима Самгина» А. М. Горького, «Поднятая целина» М. А. Шолохова, «Как закалялась сталь» Н. А. Островского, «Петр Первый» А. Н. Толстого, книги для детей А. П. Гайдара, поэтическое творчество А. А. Ахматовой, Б. Л. Пастернака, О. Э. Мандельштама.
В 1920-е гг. развивался новый режиссерский театр. В конце 1920 г. В. Э. Мейерхольд выдвинул программу «Театральный Октябрь», воплощенную на сцене Театра РСФСР-1. Первые шаги советского кинематографа связаны с поисками нового. Фильм «Броненосец «Потёмкин» С. Эйзенштейна приобрел мировую известность.
В 1930-е гг. появилось звуковое кино. Были сняты выдающиеся картины: «Чапаев» С. и Г. Васильевых, «Депутат Балтики» И. Хейфица и А. Зархи, «Александр Невский» С. Эйзенштейна, «Веселые ребята» и «Цирк» Г. Александрова.
Кадр из фильма «Веселые ребята». Любовь Орлова (Анюта) и Леонид Утесов (Костя)
Крупнейшими явлениями в музыкальной жизни стали произведения С. С. Прокофьева (музыка к фильму "Александр Невский", балет "Ромео и Джульетта", симфоническая сказка "Петя и волк"), A. И. Хачатуряна (Токатта для фортепиано, Первая симфония), Д. Д. Шостаковича (опера "Леди Макбет Мценского уезда", 4-я симфония). Широкой популярностью пользовались песни И. Дунаевского (музыка к фильмам "Весна", "Волга-Волга", "Веселые ребята", "Цирк"), А. Александрова (Ансамбль красноармейской песни и пляски).
В живописи активно разрабатывалась историко-революционная тематика. Ассоциация художников революционной России (1922 г.) устраивала тематические выставки «Жизнь и быт рабочих», «Жизнь и быт Красной Армии». Одним из мастеров группировки являлся И. Бродский («Выступление Ленина на Путиловском заводе», «Ленин в Смольном»).
И. Бродский. Выступление Ленина на Путиловском заводе
ОСТ (Общество художников-станковистов, 1925 г.) включало художников, поддерживавших лозунг возрождения и развития станковой картины. Они ориентировались на опыт современных им экспрессионистов, развивали темы индустриализации, жизни города и спорта.
А. А. Дейнека. На стройке новых цехов, 1925 г.
Общество «Четыре искусства» было основано художниками, входившими ранее в «Мир искусства» и «Голубую розу». Для творчества художников этого объединения (П. Кузнецов, К. Петров-Водкин, М. Сарьян, В. Фаворский и др.) была характерна философская подоплека с адекватным пластическим выражением.
К. Петров-Водкин. Смерть комиссара, 1928 г.
В Общество московских художников вошли бывшие члены объединений «Московские живописцы», «Маковец», «Бытие», «Бубновый валет». Художники П. Кончаловский, И. Машков, А. Лентулов, А. Куприн, Р. Фальк, В. Рождественский, С. Герасимов, Н. Чернышев, И. Грабарь создавали «тематические» картины, используя наработанные тенденции авангардной школы.
Ведущим направлением советской архитектуры стал конструктивизм (1920-е гг.) и постконструктивизм (1930-е гг.). На первое место вышла простота, соответствие форм и внутренней планировки здания его предназначению. В 1920–1930-е-гг. было завершено строительство каменного здания Мавзолея (арх. А. Щусев и др.), Московского планетария (арх. М. Барщ, М. Синявский), Дома Совета министров СССР (арх. А. Лангман), гостиницы «Москва» (арх. Л. Савельев, О. Стапран и А. Щусев) и др.
В скульптуре оставался актуальным монументализм. Видный скульптор этого периода И. Шадр, создавший статуи «Рабочий», «Сеятель», «Крестьянин», «Красноармеец», практиковал мощную лепку объемов, пытался передать выразительность движения, романтический пафос.
И. Шадр. Булыжник − орудие пролетариата
В рамках ленинского плана монументальной пропаганды В. И. Мухина создала монумент "Рабочий и колхозница" для Всемирной выставки 1937 г. в Париже. В 1939 г. монумент был установлен у входа на ВДНХ.
В. И. Мухина. Рабочий и колхозница
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПЛАКАТ
Активное развитие получил политический плакат. Он наследовал традиции русской графики. В развитие плаката особое место занимают «Окна сатиры РОСТА», в которых выдающуюся роль сыграли М. Черемных и В. Маяковский.
В. Маяковский. Каждый прогул − радость врагу, 1920 г.
На развитие культуры в 1920-е гг. оказал влияние НЭП. Нэпманы устанавливали свою моду. Их главным развлечением стали кабаре и рестораны, в которых выступали артисты-куплетисты с незамысловатыми песнями («Бублички», «Лимончики», «Мурка», «Фонарики», «Крутится-вертится шар голубой»). В театрах ставились легкие водевили. Московская студия Вахтангова в 1922 г. обратилась к постановке сказки К. Гоцци «Принцесса Турандот», в 1926 г. − пьесы М. Булгакова «Зойкина квартира». Однако за внешней безыдейностью постановок скрывалась серьезная общественная сатира.
Общий зал ночного ресторана гостиницы «Европейская»
В ходе борьбы против формализма в литературе и искусстве в 1930-е гг. пострадали Д. Шостакович, В. Мейерхольд, С. Эйзенштейн, Б. Пастернак. Острое противостояние власти с церковью сопровождалось травлей церковной интеллигенции, преследованиями патриарха Тихона и других деятелей РПЦ, разрушением храма Христа Спасителя в 1931 г.
Патриарх Тихон Взрыв храма Христа Спасителя, 1931 г.