Речевая выразительность
Мелодика речи. Среди всех средств речевой выразительности главное место принадлежит фонетическим средствам. Именно голос, дикция, мелодика речи, логика звучащего слова, диапазон, сила звука, темпо-ритм речи, тембрирование, логические и психологические паузы, различный характер произнесения звуков речи— все, что входит в понятие "интонирование речи", играет первостепенную роль в речевом действии. Из всех перечисленных составных интонаций самого пристального внимания требует мелодика речи. Если языковое выражение мысли должно быть понятным, то голосовое — ярким и точным. Значит, необходимо развивать природную способность голоса к модуляции, звуковысотным изменениям тона.
Изменение основного тона — настолько естественное явление нормальной человеческой речи, что отсутствие звуковысотных изменений воспринимается как резкое нарушение речи и может даже свидетельствовать о психической ненормальности человека.
Звуковысотные сигналы несут различную информацию: передают интонацию предложения (повествовательного, вопросительного, побудительного, восклицательного...), выделяют ударное слово в предложении, указывают на смысловое значение различных компонентов речи (например, движение тона вниз выделяет вводное предложение), выражают эмоциональное отношение к предмету разговора.
Мелодические рисунки являются готовыми формами, которые хранятся в человеческой памяти как определенный запас интонаций родного языка, родной речи. Они — основа общественного воздействия в речевом общении. За них "цепляется" наш слух. По ним верно воспринимаем и осмысливаем речь говорящего и даем оценку ему.
Речь человека индивидуальна, неповторима. Интонации рождаются в процессе выполнения конкретной задачи, в конкретных условиях общения, конкретным человеком (кто, кому, где, зачем, с каким отношением...). Однако неповторимый строй интонаций отдельного человека проявляется на основе общих закономерностей звучащего слова. Поэтому и надо тренировать существующие определенные модели, схемы предложений русской речи.
Передавая содержание, актер чаще всего пользуется конструкцией повествовательного предложения. Для ее конструкции характерна восходяще-нисходящая линия звучания Л. Она позволяет спокойно, убедительно "вкладывать" в сознание слушателей свои мысли:
добро,
Сделав
Центр голоса
не хвались.
Чтобы научиться легко понижать тон голоса в конце фразы, надо начинать говорить на среднем тоне ("центре" своего голоса), обязательно несколько повышая тон голоса в середине фразы, "чтоб мысль развить, не оборвать, не уронить", а затем опуская его к точке. Тогда фраза будет иметь начало, вершину и конец. Оказывается, не так просто опустить тон голоса в конце фразы. Обратите внимание на распространившуюся сейчас манеру говорить с интонацией, не свойственной русской речи, как бы "задирая" концы фраз:
не хвались
добро,
Сделав
фраза с "задранными" концами приближается к вопросительной, создает впечатление неуверенности, звучит с интонацией удивления,
Очень важно обратить внимание на характерное для русской речи «деление ударного слова путем понижения тона голоса. Это вносит в речь говорящего покой, убедительность, усиливает впечатление уверенности говорящего в своих суждениях, вносит дополнительный оттенок значения.
Но не всегда так получается, потому что существует определенная трудность. Дело в том, что при выделении главного слова, которое содержит наибольшую информацию, мы его не только несколько растягиваем, выделяем мелодически, но и усиливаем звучание. А при усилении голос стремится к повышению (если им не владеть). И тогда вместо утверждения слышится неуверенный вопрос, снижается значимость сказанного.
Для русской речи характерна так называемая прогрессивная последовательность, когда ударное слово стоит в конце речевого такта.[15] Это объясняется тем, что слово, которое стоит перед паузой, находится как бы на вершине, отличается наибольшей напряженностью и воспринимаемостью. Ударные слова во фразах чаще всего так и располагаются:
Искусство тем особенно и хорошо, что в нем нельзя лгать.
(А. П. Чехов)
Однако членение на речевые такты происходит не только при помощи пауз (перерыва в звучании), но и интонационно, что сигнализирует о конце одного и начале другого речевого такта фразы. В потоке речи мы чаще пользуемся интонационным оформлением. Оно воспринимается слушателями как перерыв в звучании и позволяет понимать смысл.
Часто бывает, что ударное слово в такте стоит "не на своем месте" (то есть не на последнем слове такта), тогда оно называется логическим или эмфатическим (эмоциональным) и требует особого искусства его выделения. Если бы мы прочитали, допустим, такую фразу: "Если можешь не быть актером, то не смеешь им быть " (И. Н. Певцов), то ударными словами были бы подчеркнутые нами (актером, быть). Но если мы эту фразу скажем с определенным действием, убеждением, то логические центры будут иными:
Если можешь НЕ БЫТЬ актером, | то НЕ СМЕЕШЬ им быть. Эти наиболее динамически выделяемые во фразе слова являются "информационным центром" высказывания, т. е. несут наибольший объем информации. Их называют еще "коммуникативным ядром", "логическим ядром мысли". Они цементируют всю фразу. Надо воспитать в себе чувство перспективы, центростремительности речи к логическому центру, чувствовать перспективу слова, когда все слоги "бегут под ударный слог", фразы, когда все слова стремятся к главному слову, мысли когда все фразы устремляются к логическому ядру всего произведения.
Для успешного овладения мелодикой русской речи, логикой фразы, логической перспективой высказываемой мысли и целого материала следует развивать свой звуковысотный слух: способность слышать и воспроизводить мелодику речи, различную высоту ее звучания.
Надо учитывать то, что ярко выделяя логические, эмоциональные ударные слова фразы, можешь значительно ослабить звучание других слов в предложении. Поэтому надо уметь сохранять необходимый уровень звучания голоса до конца каждой фразы: не заваливать их концов.
Значит, тренировать надо и физический слух — способность слышать и воспроизводить звучание речи на различных уровнях громкости. Такая тренировка поможет избежать распространенного недостатка, при котором зрители часто слышат только полслова, полфразы. Дело в том, что русская речь отличается ярким выделением ударного слова во фразе, или слога в слове. Это сопровождается спаданием звучности на неударных слогах, словах. И если не следить за ровностью звука, то, выделив ударное слово, "завалишь" начало, середину или конец фразы. Физический слух помогает контролировать наше умение держать единый уровень звучности голоса на протяжении всего выступления.
Надо обратить внимание на то, что в русской речи и мелодика вопросительных предложений носит восходяще-нисходящий характер звучания. Только в трех случаях восходящая линия звучания вопроса; 1) когда центр вопроса заключен в последнем слове:
атр?нрнвился?
в тепо
литакль
Вы пошВам спек
2) в неполных предложениях (6ез сказуемого) с союзом а:
теры?пьеса?
А акА
3) в предложениях, начинающихся со слова "разве":
дали?знали?
вас не прпедупреж вы не
РазвеРазве
Но если во фразе есть какое-либо обстоятельство, то она принимает восходяще-нисходящий характер:
праздник
не
Разве это былдля зрителей
Ко второму типу вопросительных интонаций (с восходяще-нисходящим рисунком) относятся:
—- фразы с вопросительными словами, стоящими в начале:
равились
вам пон
Какие вам спектакли?
— фразы с вопросительными частицами "ли", "неужели":
жели не понмаете ли
Неуравился спекПони вы ис
такль?кусство?
— фразы с соединительным союзом "или":
маетедумаете
ПониилиЕщёили ре
нет?шли?
Не все умеют после голосового повышения опустить тон голоса в вопросительной фразе и снимают тем самым действенность речи. Прислушайтесь к тому, как убедительно звучит фраза, когда в конце ее тон голоса понижается в вопросительной интонации:
да чело
В чём смыслКогвек
его жизни?счастлив?
К. С. Станиславский очень образно и точно по рисунку сравнил вопросительную интонацию с "кваканием":
квА- квА-
квА? квА?
Если текст состоит из ряда вопросов, то они должны звучать осязательно по-разному: каждый последующий вопрос окрашивается более ярким мелодическим рисунком, звучит все более интенсивно.! В речи мы прибегаем к форме полного вопроса (или, как назвал К. С. Станиславский, "многоколенному кваканию"), когда вопросительной интонацией окрашивается каждое слово фразы. Такую форму вопроса рождает высшая степень удивления, изумления, недоумения, возмущения и т. п.
нятно??
Вам? непоэто???
Как?!
Одной из распространенных мелодических конструкций, используемых в живой речи, является конструкция перечисления. Приводя ряд фактов, аргументов, доводов, примеров, мы помогаем слушателям следить за логикой развития мысли. При перечислении создается восходящая линия звучания слов, фраз. Надо научиться ступенчато двигаться вверх, при этом уметь опускать тон голоса на перечисляемых словах. Это понижение подчеркивает эмоциональное отношение говорящего, фиксирует внимание на значении мысли. Часто перечисление играет роль усилителя речи:
Лицо являло след недавнего недуга,
Стыда, отчаянья, моленья и испуга...
(А. Н. Некрасов)
Перечисления бывают неограниченные при восходящем рисунке звучания мысли (/). Можно именно так прочесть эти строки Некрасова, повышая слегка каждое слово (но выделяя его понижением) и, не закончив перечислять многозначность оттенков чувств, отразившихся на лице несчастного, поставить после последнего слова многоточие.
При ограниченном же перечислении конструкция фразы восходяще-нисходящая: предпоследнее слово перечисления звучит на самом высоком тоне, а на последнем слове тон голоса понижается (моленья
и испуга)
Мелодике обособленных членов предложения, вводных слов и предложений характерно падение тона голоса, более ровная низкая мелодия, более быстрый темп произнесения. Ярче подчеркивается вводный характер слов, если их выдерживать в паузах.
Мелодика противопоставления требует яркого, контрастного звучания, при котором резко повышается тон голоса в первой части фразы и понижается во второй. И чем смелее используется диапазон голоса, тем ярче противопоставляется одно другому (при сопоставлении же слышится скорее разность тембров голоса, которыми рисуются сопоставляемые предметы).
Поэтом можешь ты не быть.
Но гражданином быть обязан.
(Н. А. Некрасов)
Пой лучше хорошо щегленком,
Чем дурно соловьем.
(И. Л. Крылов)
Мелодика восклицательных предложений очень разнообразна. Любое повествовательное, вопросительное предложение можно сказать с восклицанием: Ты меня понял. Ты меня понял!
разница между повествовательным и восклицательным предложениями заключается в том, что восклицательное предложение произносится в более высоком регистре; с меньшим падением тона голоса на последнем ударном слоге; с большей интенсивностью произнесения.
Чтобы уметь хорошо "рисовать" голосом мысль, надо развивать
диапазон голоса.
ДИАПАЗОН ГОЛОСА
Понятие "диапазон" включает в себя охват, объем, совокупность всех звуков различной высоты, доступных человеческому голосу. При расширении диапазона необходимо сохранять качество звучания голоса во всех регистрах. Регистр — это часть звукоряда, ряд звуков, объединенных прежде всего тембровым единством.
Чтобы сохранить устойчивость, качество голоса во всех регистрах: в верхнем (или головном), среднем и нижнем (или грудном), надо добиться совокупности работы резонаторов. Это значит, что при звучании голоса в грудном регистре работает и головной резонатор, а при звучании в головном—и нижний. Этому способствует наш прием "подлаивания".
Упражнение "Трап".
Диапазон свой разовью,
В прыжках на трап и на траву.
Три разных трапа предо мной.
Я звуку помогу рукой,
"Подлаивать" не забывать.
И все три трапа можно "взять".
Вот первый трап. Он не высок.
Все тело делает прыжок:
трап! С трапа
С травы нана траву.
Второй трап выше? Ничего. Сейчас "возьмем" мы и его:
трап!С трапа
С травы нана траву.
Ого! А третий как высок!
Ну что же! Проверим "потолок".
Посмотрим, крепки ли "верха"?
Иль голос пустит "петуха"?
Нет голос мой не подведет.
От "петуха" нас "лай" спасет:
трап! С трапа
С травы нана траву.
Теперь уже без лишних слов Подряд три трапа "взять" готов:
Трап! С трапа
С травы на на траву
трап! С трала
С травы на на траву.
трап! С трапа
С травы нана траву.
Прибегайте к помощи руки, которая активно "прыгает" на воображаемый трап. За рукой, которая легко "вспрыгивает" на видимую Внутренним взором высоту, свободно повышается и тон голоса.
Упражнение "Этажи":
Шагайте (мысленно) по этажам, отсчитывая пройденные:
и шестой этаж...
и пятый этаж,
и четвертый этаж,
и третий этаж,
и второй этаж,
И первый этаж,
Проверяйте опору звука, "подлаивая" слово "этаж". Слова "и первый, и второй, и третий..." как бы кладутся все выше и выше на следующие этажи: голос повышается от грудного в средний, затем в головной регистр.
Теперь спускайтесь вниз:
И шестой этаж,
и пятый этаж,
и четвертый этаж,
и третий этаж,
и второй этаж,
и первый этаж.
Дойдя до "первого этажа", не "сажайте голос на горло", а обязательно держите его в высокой позиции—на "опоре" (к на грудных тонах посылая звук в головной резонатор).
Упражнение "Чудо-лесенка".
Чтобы не забыть об "опоре" при работе над диапазоном голоса, полезно, повышая строку стихотворения, говорить текст четко по слогам. Так можно проверять опору звука на каждом произносимом слоге:
-Чу-др-ле-сен-кой-ша-га-ю, (низкий тон)
-Вы-со-ту-я-на-би-ра-ю: (выше)
-Шаг-на-го-ры, (выше)
-Шаг-на-ту-чи... (еще выше)
-А подъ-ем-все-вы-ше, кру-че... (еще)
-Не-ро-бе-ю, петь хо-чу, (еще)
-Пря-мо-к-солн-цу-я-ле-чу! (самый высокий тон голоса)
Рассчитайте свой диапазон. Интервалы очень маленькие, едва уловимые человеческим слухом! Хватило голоса? Нет? Еще раз попробуйте, сдерживая голос в его стремлении вверх!
Постепенность повышения, понижения голоса — важная краска в арсенале выразительных средств речи. Она говорит о выдержке, владении собой, своими чувствами, голосом. Это достигается большим трудом. Поэтому следует уделять максимум внимания подобным упражнениям.
Упражнение "Авиамоделист"*
Кисть руки — это сконструированная вами "авиамодель". Вы искусно управляете ею: "модель" набирает высоту, опускается, снова взмывает в поднебесье, делает "мертвую петлю", мягко опускается на землю... Сопровождайте движение руки ("модели") тянущимся звуком АААА... Голосом "рисуйте" путь следования "модели", которая легко маневрирует в воздухе.
Затем делайте упражнение с включением такого текста:
Сажусь пилотом в самолет,
Включаю двигатель и — взлет...
На сонорном звуке М набирается высота от нижнего до верхнего регистра:
Вот высота предельная
И звонко голос льется.
Пусть этим упражнением
Мой голос разовьется!..
На звуке А рисуются всевозможные движения самолета.
Пошел снижаться самолет
И голос сверху вниз идет...
Звучит он низко, густо!
Посадка-верх искусства;
Не снят с "опоры" голос мой. собой!
Не снят с "опоры" голос мой
Могу гордиться я собой!
Упражнение "Прыгун".
Вообразите, что просматриваете киноленту, которая зафиксировала (замедленные кадры) ваш прыжок в высоту через планку. Видя (на своем "внутреннем экране" - в воображении) «линиюпрыжка", рисуйте его голосом.
Вот примерное графическое изображение линии звучания такого текста:
Голосовой "загиб" кручу.
И вот "лечу... Теперь мне надо
Прыжок... опуститься.
Резбег... Чтоб ставить
точку
научиться.
На слове "загиб" загните голос кверху. Затем спокойноопускайте его вниз и положите на "дно".
Сопровождайте слова движением руки, рисующей прыжок. Рука свободная, движется плавно, мягко, как в состоянии невесомости. Так же свободно, легко поднимаясь и опускаясь, звучит голос. Мысленно проделывайте движения прыжка.
А теперь убыстрите темп речи, легко "взбегая на вышку" с таким текстом:
Вот оборот!..
взлетаю! И
Как птица я... вниз
Прыжок! стрелой.
взбегаю
я легко Скрываюсь быстро
На вышкупод водой
Упражнение "Колокола".
Для того, чтобы звук был качественно однородным во всех регионах, нужно уметь сделать незаметными переходы из регистра в регистр. Это достигается слаженной работой всех резонаторов.
Для сглаживания переходов из регистра в регистр проделайте такое упражнение.
В грудном регистре
Что за гром?
Бум! Бом!
Бум! Бом!
А в среднем гул
На целый дом:
Бим-бом! Бим-бом!
Вот в головном
Чистейший звон:
Динь-дои! Динь-дон!
И все звенит,
Гудит им в тон:
Динь-дон!
Бум-бом! (Быстрое переключение с грудного—
Динь-дон! в головной регистр.)
Бум-бом!
Все шутливо, весело. Послушайте себя, что делается в вашем "доме" (в резонаторах). Действительно, во всех регистрах голос звучит легко, собранно, звучно! Значит, резонаторы работают совокупно.
Упражнение "Регистры".Идите голосом за текстом, помогая звучанию рукой.
— Головной регистр (голос звучит высоко).
И средний регистр (голос звучит на "центре"),
И грудной регистр я стремлюсь развивать (звучит ниже "центра»),
Чтоб здесь говорить (показываете рукой на диафрагму),
И тут говорить (показываете на грудь),
И там говорить (рука выше головы),
И здесь говорить! (на диафрагме). 58
Забавно? Наивно? Хорошо. Верьте в результат таких упражнений, придают свободу, непринужденность, а это одно из главных условий
верного звучания.
Упражнение "Спор".Тренируйтесь не только в постепенном повышении, но и понижении тона голоса. Знайте свою самую высокую "рабочую" ноту ("потолок") и самую низкую ("дно").
Первый: Чем шире наш диапазон.
Тем больше выразит нам он.
Давай поспорим. Заодно
Проверим "потолок" и "дно".
Второй: Широк ли твой диапазон?
Пе р в ы й: Широк ли? В две октавы он.
Мой!.. (первый)
Мой шире! (второй)
Мой! (Первый)
Второй: Мой шире! (Спорят, постепенно
повышая тон голоса.)
Наконец, один из спорщиков, почувствовав, что выше идти не может, в речевой-утвердительной интонации (переходя от "стона" к "лаю") говорит:
Твой шире! Вот мой "потолок".
Пойдем-ка вниз с тобой, дружок!
Второй: Мой шире! (Спорят, постепенно
Мой! понижая тон голоса.)
Мой шире!
Мой!..
Тот, кто ощутил предел голоса в грудном регистре, не может больше понижать тон голоса, говорит:
Твой шире! Вот мое и "дно".
Второй: И я закончу заодно.
Не забывайте о сонорном согласном М в слове "мой". Помните о "стоне". Произносите слова "мой шире" как одно слово: слитно, монотонно. Ведь вы демонстрируете умение повышать и понижать тон голоса. Не сердиться! Не зажимать звук. В разговорно-утвердительной интонации перед "потолком" и "дном" не забывайте о подлаивании. Оно позволяет проверить "рабочие" высокие и низкие тона голоса.
Упражнение"Скалолаз".
Очень нужно из лощины
Мне добраться до вершины.
Постепенно вверх идти,
Страховаться по пути.
Методично поднимаюсь
И с "опоры" не срываюсь.
Выше...
Выше...
Цель близка,
Хоть скала и высока.
До вершины я добрался (Проверяйте голосовую гибкость в
И с "опоры" не сорвался. верхнем регистре)
Потому и не кричу
А легко, легко звучу!
Упражнение "В лесу".
Диапазон чтоб свой развить,
Люблю с утра я в лес ходить.
Регистры средний, и грудной
Я разовью, и головной.
Вокруг себя лишь посмотрю
И радостно заговорю:
- Грудной регистр мой
ниже пня -
Такой есть голос у меня.
А средний - словно
тот дубок:
Не низок он и не высок.
А головной —
как та сосна
Стоит стройна и зелена!
Упражнение "Ворона*.
Ворона каркнула и
вверх взлетела –
Так удивил ее Сороки глас! Быстрый «взлёт» голоса, понижение большими
Потом. интервалами до грудного регистра
спустилась,
мягко села,
С укором поглядев на нас:
Ведь по-сорочьи "тр! тр!" мы трещали - средний регистр
Подвижность диафрагмы развивали.
Упражнение "Новогодняя елка".
Ай да елка! Красота! - средний регистр
Широта и высота!
Снизу вверх гляжу, гляжу... - нижний регистр
Глаз от ней не отвожу!
Вот гирлянды, - постепенное повышение тона
Фонари
И шары,
шары, шары...
Поглядите-ка туда: - головной регистр
Что там светится!
Звезда!
Ай да елка! Красота! - постепенное понижение голоса.
Я любуюсь неспроста.
Тренируюсь заодно:
Проверяю "верх" и "дно". - грудной регистр.
Упражнение "Батут".
Ловко с силой оттолкнусь -
Вверх стрелою я взовьюсь,
Сальто сделав, - снова вниз,
Но батут бросает ввысь!
Выше, выше все взлетаю –
Голос свой я развиваю.
Все в порядке. "Лай" помог
Укрепить мне "потолок!"
Упражнение "Дельфин".
Мой дом-океан.
мне легко в нем одном:
Я прыгаю вверх и
опускаюсь на дно.
Работает мой резонатор
грудной.
Я долго и ловко
плыву под водой.
Прыжок! Вот еще!
Я уже над водой.
Теперь резонатор звенит
головной.
В полете легко.
И не трудно на дне.
Но лучше всего
отдохнуть на волне.
Упражнение "Легкокрылая пушинка"
Легкокрылая пушинка (Голосом рисовать движения пушинки,
Села елке на вершнику, используя все три регистра звучания.)
Поднялась под облака,
Огляделась свысока,
Охладиться захотела –
Над рекою пролетела.
Над печной трубой метнулась,
Сорок раз перевернулась,
Прокатилась по траве
И пропала в синеве...
Целевая установка упражнений: добиваться совокупности работы резонаторов на всем диапазоне звучания голоса, сглаживая регистры, легко переходить со средних тонов в верхние, с верхних в низкие ноты звучания, оправдывая внутренним видением это движение голоса.
Чрезвычайно важно натренировать и навык постепенного понижения голоса; развить свои низкие тона голоса.