Что считать культурой?

Культура как предмет научного познания.

Вводная лекция. Процесс становления научного знания о культуре. Культура как мир человеческих смыслов.

Становление научного знания о культуре.

Культурные модели.

Культура как мир человеческих смыслов.

Подходы к изучению и методы исследования культуры.

Единство и многообразие культур. Теория К. Ясперса.

Теории развития культуры.

Становление научного знания о культуре.

Понятие «культура» многозначно и сложно. Культура в переводе с латинского означает возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. Следовательно, культура явление не природное, а созданное человеком и является одной из форм человеческой деятельности.

В своем «Толковом словаре» В. Даль дает шесть определений культуры:

- культура как совокупность достижений человечества в производственном,

- общественном, умственном отношениях;

- как уровень развития, достигнутый в определенную эпоху;

- просвещение, образование, начитанность;

- разведение, выращивание, культивирование растений;

- выведение новых культур растений;

- микроорганизмы.

Изменение и усложнение процесса общественного развития привело к расширению сферы культуры. В ХХ веке появились новые аспекты:

Технологическая - фиксирует способ осуществления производственной деятельности;

Эвристическая– определяет творческий потенциал деятельности;

Информационная – накопление информации, способ ее получения, распространения;

Семиотическая – составляет совокупность знаковых систем, в которых информация кодируется, транслируется;

Гуманистическая – способность общества реализовать сущностные силы человека.

Альберт Швейцер (ученый, музыкант) выделят важный признак культуры – служить совершенствованию индивида и человечества.

Культура – это все, что создано человеком (1) и процесс человеческой деятельности (2).

Человек – это природное существо. Культурный человек – это личность, овладевшая культурным наследием человечества (знаниями умений, навыков, идеалов), уровень которого проявляется в способах деятельности, поведения, мышления и богатстве приобретенных человеческих качеств.

Общество состоит из людей. Культура общества определяется степенью его развития, уровнем «очеловечивания» - степенью удаленности от животного состояния, общественными идеалами и их реализацией.

« Культура ( лат. Cultura –возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) – система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой жизнедеятельности (деятельности, поведения и общения), обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни во всех ее основных проявления.

Программы деятельности, поведения и общения представлены многообразием знаний, норм, навыков, идеалов, образцов деятельности и поведения, идей, гипотез, верований, целей и ценностных ориентаций и т.д. В своей совокупности и динамике они образуют исторически накапливаемый социальный опыт. Культура хранит, транслирует этот опыт (передает его от поколения к поколению). Она также генерирует новые программы деятельности, поведения и общения людей, которые реализуясь в соответствующих видах и формах человеческой активности, порождают реальные изменения в жизни общества». Философская энциклопедия.

Что считать культурой?

Есть понятие «культурный человек» и «некультурный человек». По этому принципу можно оценивать различные виды человеческой деятельности, его поведение, поступки.

Это различные стороны культуры или «антикультура»? Готические соборы и орудия пыток, атомные электростанции и водородные бомбы, наркомания, «масскульт» – каким образом определить, считать ли все частью человеческой культуры, потому что это является человеческой деятельностью.

Д.С. Лихачев ввел понятие «экология культуры», в основе которого лежит тезис, что культура – это вершина человеческой деятельности, лучшие достижения в создаваемом человеком мире.

Аксиологический подход к культуре – оценка человеческой деятельности, предполагает выявление только тех ее видов и форм, которые способствуют сохранению, развитию и совершенствованию самого человека, служат во благо человеку и природе (созидательные).

Онтологический подход – к культуре относится все созданное и создаваемое человеком, что позволяет понять всю сложность культурно-исторического процесса.

Человек создает предметный мир; мир, созданный человеком, формирует его самого. Сущность культуры заключается в том, что она создается людьми для людей: человек и творец и результат культуры- человек формируется под воздействием культуры общества, в котором живет. Деятельность человека создает и развивает культуру. Личностные качества человека определяют, какую культуру выбирает и осваивает человек из всего, имеющегося сегодня «ассортимента» и какую, соответственно, он создает.

Творя мир вещей, предметное и духовное богатство общества, человек создает и самого себя, совершенствуя (деградируя) свои силы и возможности.

Культуру можно определить как самосозидание человека в конкретных формах материальной и духовной деятельности в конкретных формах материальной и духовной исторически определенной формации.

Содержание культуры – процесс исторического развития человеческих способностей, взглядов, представлений, воплощенный во всем многообразии созданного им мира.

Наши рекомендации