Ян Брейгель. Земной рай. Штеделевский институт, Франкфурт-на-Майне

Ян Брейгель, по прозвищу Бархатный (1568—1625), — один из сыновей великого нидерландского мастера Питера Брейгеля Старшего. Его живопись поистине ласкает глаз. Примером может слу­жить картина «Земной рай». Тончайшие красочные мазки на первом плане, напоминающие мозаи­ку, сменяются нежными переливами цвета в глубине композиции. Однако, кроме декоративности изображения и изощрённых приёмов, художника ничего не интересовало. Звери и птицы на его картине кажутся чучелами, а цветы — гербарием.

Ян Брейгель. Земной рай. Штеделевский институт, Франкфурт-на-Майне - student2.ru

Йос де Момпер. Горный пейзаж с мостиками. Музей Вальраф-Рихардс, Кёльн.

Чувство цельности и полноты мира, присущее старонидерландским мастерам, удалось сохранить пейзажисту Йосу де Момперу (1564—1635). В «Горном пейзаже с мостиками» рельеф земной по­верхности словно вылеплен коричневыми, жёлто-зелёными, серо-синими пятнами краски. Кажет­ся, что земля дышит, живёт. Её кручи и пропасти как будто отражаются в небе, где между нависши­ми клубами облаков зияют бездны тёмной синевы.

тускло-красные одежды сливаются воедино. И кажется, будто не они, а живая волна подхватила Христа и несёт Его навстречу молящимся. Да­же пригвождённый к кресту, Христос Рубенса не безответный страдалец, а господин Своей судьбы.

Среди произведений Рубенса на религиозные сюжеты особое место занимает «Последнее причащение Святого Франциска» в алтаре фран­цисканской церкви Антверпена (1619 г.). Эта картина интересна не броскими живописными эффек­тами, а редкой для Рубенса задушев­ностью. Слабый свет из полузанаве­шенного окна проникает в бедную монастырскую церковь. Краски на полотне мягкие и приглушённые. В сумраке среди бурых одеяний мо­нахов выделяется бледно-золоти­стое тело полунагого Святого Фран­циска (перед смертью он решил отречься от последних земных благ, которыми ещё пользовался, в част­ности от верхней одежды). Про­стые лица монахов, прощающихся с наставником, выражают искреннее горе и одновременно решимость мужественно перенести утрату.

Античная мифология всегда была для Рубенса источником вдох­новения. В картине «Похищение дочерей Левкиппа» (1619—1620 гг.) привлекает необыкновенно искус­ная композиция. Все фигуры — по­хитители, отчаянно сопротивляю­щиеся девушки, стремительно рвущиеся кони — объединены по принципу симметрии. В каждой па­ре положение одной из фигур в несколько изменённом виде повто­ряет другую.

Дух напряжённой, яростной схватки передаёт картина «Бит­ва греков с амазонками» (1б15— 1619 гг.). По небу проносятся свинцово-сизые и огненные тучи. Скачущая конница напоминает ворох осен­ней листвы, подхваченной ветром: пурпурные накидки, лоснящиеся от пота бока гнедых лошадей, блики на стали доспехов... Бурному движению противопоставлены неторопливое, спокойное течение реки и устойчи­вые арки моста. Это усиливает драма-

тизм сцены: мост надёжен, но слиш­ком мал, чтобы вместить скопище людей и коней. Побеждённые ба­рахтаются в воде, окрашенной отбле­сками далёкого пожара. Картина написана стремительными, энергич­ными мазками.

В 1614 г. Рубенс перестроил свой дом в Антверпене и превратил скромное жилище в настоящий дво­рец, а сад украсил беседками и па­вильонами в итальянском стиле. Там же располагалась мастерская, где без­остановочно кипела работа. У про­славленного живописца не было от­боя от заказчиков самого высокого ранга, среди которых — французская королева-мать Мария Медичи, прави­тельница Нидерландов Изабелла, ге­нуэзские купцы...

Естественно, справиться с таким количеством заказов в одиночку Рубенс не мог. Но у него ещё с пер­вых лет пребывания в Антверпене было достаточно учеников, которые помогали ему и в то же время пости­гали на практике приёмы его искус­ства. Работа над картиной была на­дёжно отлажена. Сначала Рубенс

Ян Брейгель. Земной рай. Штеделевский институт, Франкфурт-на-Майне - student2.ru

Питер Пауэл Рубенс.

Похищение дочерей

Левкиппа.

Гг.

Наши рекомендации