Академическая школа хviii века
В 1758 году в Петербурге была основана Академия трёх знатнейших художеств – живописи, скульптуры и архитектуры, где впервые стали серьёзно обучать изобразительному искусству русских художников. Здесь начала формироваться новая методика преподавания рисования. Основным учебным предметом в академии был рисунок. Занятия рисунком в академии всячески поощрялись. За лучшие учебные рисунки Совет Академии выдавал авторам награды – малые и большие серебряные медали. Награждение медалями производилось торжественно в актовом зале.
Чтобы развить у учащихся хороший художественный вкус и возбудить интерес к искусствам, их окружили блестящими произведениями. Профессора пожертвовали академии свои собрания картин, рисунков, книг.
Первых учеников было 16 человек. Воспитанников академии делили на группы по возрастам.
1группа 6 – 9 лет;
2 группа 9 – 12 лет;
3 группа 12 – 15 лет;
4 группа 15 – 18 лет.
В основу метода преподавания в академии было положено рисование с натуры. Академия снабжала своих учеников материалами: бумагой, красками, карандашами, холстом, подрамниками, кистями.
Воспитанники вставали по звонку в 5 утра, в 6 – молитва, потом завтрак, состоявший из куска хлеба и воды. В 7 часов начинались классы. В 12 часов был обед, потом опять занятия. С 5 до 7 вечера был всегда натурный класс. В 8 часов ужин, а в 9 часов после вечерней молитвы ложились спать.
В течение утренних часов каждый занимался своею специальностью, а вечером все рисовали карандашом. По истечении месяца рисунки оценивали. Кроме этого каждую неделю выставлялись рисунки на построение фигур и голов.
Воспитанники в первом возрасте (с 6 до 9 лет) кроме общеобразовательных предметов изучали технику и технологию. Обучение начинали с копирования оригиналов: гравюр и рисунков выдающихся мастеров, преподавателей академии, а также рисунков особо отличившихся учеников.
Во втором возрасте (с 9 до 12 лет) – рисование с гипсов и копирование рисунков голов, частей человеческого тела и обнажённые фигуры.
В третьем возрасте (с 12 до 15 лет) с натуры рисовали гипсовые фигуры. Здесь ученик рисовал с гипсовых слепков до тех пор, пока у него не появлялись необходимые профессиональные навыки. После этого он мог перейти к рисованию живой натуры. Существовала инструкция: «В натурном классе быть всегда двум дежурным господам художникам, из коих одному ставить натуру и поправлять работы учеников, а другому в это же время самому с ними рисовать или лепить».
Большое значение придавалось личному показу, так воспитанники видят процесс построения и качество рисунка. Чтобы досконально заучить фигуру, ученику приходилось рисовать одну и ту же постановку несколько раз. Известно, что Карл Брюллов делал 40 рисунков с группы Лаокоона. Мастерство было настолько велико, что некоторые могли начать рисунок с любого места. Так, виртуоз академического рисунка Егоров мог нарисовать человеческую фигуру наизусть одной линией, не отрывая карандаша от бумаги, начиная с мизинца.
Занятия в натурном классе проходили по вечерам. Пока рисовались рисунки во всех классах, учеников не выпускали, чтобы они не помогали другим. Несмотря на неудобства натурного класса, в нём все воспитанники занимались очень усердно; разговоров, смеху и шуму здесь не было. Условия работы в таких классах были довольно тяжёлые. Президент Академии художеств Оленин в своих воспоминаниях писал: «Рисовальные классы, особливо натурный, были совершенно похожи на курень…Освещались они посредством смрадных простых лампад, расположенных рядами на нескольких железных сковородках, над которыми поставлена была широкая железная труба, проведённая сквозь крышу здания, для уменьшения копоти, но вместо того она в большие морозы служила проводником несносного холода прямо на натуру и на учеников. Профессоры и учащиеся, пробыв 2 часа в натурном и гипсовом классах, плевали и сморкали несколько часов кряду одной только копотью».
Система и методика обучения рисунку в России в ХVIII веке отличалась от многих Академий Западной Европы и современных художественных учебных заведений. Если сейчас студент обязан выполнить программу курса за год, невзирая на успехи, то в этой академии воспитанник мог переходить из одного класса в другой, только достигнув определённых успехов. Кто осваивал класс за год, кто сидел там 2 – 3 года. Такой метод преподавания заставлял педагогов более целенаправленно работать с каждым учеником, внимательно следить за его успехами.
Серьёзное внимание в тот период стали обращать и на методику преподавания рисования, на правильную организацию учебного процесса. Художники – педагоги стали понимать: для того чтобы хорошо преподавать, одного умения рисовать недостаточно. Обучение рисунку должно строиться так, Чтобы ученик, рисуя с натуры, не пассивно копировал, а сознательно изучал модель, приобретал новые знания.
В Академии занятия по анатомии проводились в анатомическом театре на специально подготовленных трупах. На глазах учеников преподаватель сам препарировал, наглядно объясняя действие каждого мускула. Знание пластической анатомии помогает художнику сознательно изображать фигуру человека, правильно и убедительно передавать в рисунке особенности движения живой человеческой фигуры.
Доскональное изучение натуры было основным условием в академическом обучении рисунку. В учебных рисунках внимательно промоделирована каждая мышца, показаны даже кровеносные сосуды.
В Академии художеств были созданы отдельный костюмный класс и костюмная кладовая. Костюмная кладовая академии в 1912 году насчитывала 4,5 тысячи образцов одежды, оружия и утвари, некоторые из них были музейными редкостями. В Академии был отдельный манекенный класс, специально созданный «для изучения драпировок и костюмов». Выполнение рисунков с манекенов признавалось обязательным для всех студентов – живописцев, графиков и скульпторов. Манекен – это кукла из дерева с металлическими шарнирами. Остов куклы облечён искусно простёганной шерстью, играющей роль мускулов; вместо кожи – трико. Манекены были различной величины, кончая натуральной.
К концу ХVIII - началу ХIХ века русская школа академического рисунка уже полностью сформировалась. Методы преподавания строились на чётких дидактических принципах. Здесь придерживались принципа научности, который предъявлял строгие требования как к учащимся, так и к преподавателям, принципа систематичности и последовательности в изучении материала. Академия художеств стала научно – методическим центром по всем вопросам художественной жизни России. В этот период из Академии выходят такие блестящие рисовальщики, как О. Кипренский, К. и А. Брюлловы, Ф Бруни, В Шебуев и другие.
К началу ХIХ века русская академическая школа рисунка становится лучшей в Европе. Развитие методов обучения в это время идёт по восходящей. Начинают самостоятельно развиваться частные школы отдельных художников – педагогов. Школа А. Венецианова организовалась в 1820-е годы по типу частных мастерских ХVIII века. Видимо, примером для Венецианова послужила частная мастерская Боровиковского, у которого он в своё время учился.
К концу ХVIII века рисование широко распространяется как общеобразовательный предмет.