Понятие социально-культурной деятельности. Принципы и функции социально-культурной деятельности

Социально-культурная деятельность занимает одно из ведущих мест в практической деятельности учреждений культуры. Понятие "социально-культурная деятельность" складывается из двух понятий: социально-культурная деятельность и культурная деятельность.

Социально-культурная деятельность-это деятельность, направленная на создание условий, которые помогли бы каждому человеку в различные возрастные периоды его жизни успешно проходить процесс социальной адаптации.

Культурно-досуговая деятельность- составная часть социально-культурной деятельности, помогает в решении многих социальных проблем своими своеобразными средствами, формами, методами (искусство, фольклор, праздники и обряды).

Культурная деятельность- это деятельность по выявлению, сохранению, распространению, освоению и созданию условий культурных ценностей.

К культурным ценностям относятся:

-нравственные и эстетические идеалы;

-нормы и образцы поведения;

-языки, диалекты, говоры;

-национальные традиции, обычаи, обряды;

-фольклор;

-художественные ремёсла и промыслы;

-произведение искусства, здания, сооружения, предметы, имеющие

историко-культурную значимость.

Социокультурная деятельность распространяется в основном на внеучебную и внерабочую сферу человека или как ее называют досуговую. Она осуществляется в свободное время, имеет добровольный характер, отличается свободой выбора и инициативностью личности, индивидуальностью и обусловлена этническими и региональными особенностями и традициями.

Функции и принципы социально-культурной деятельности.

Для эффективного функционирования сферы культуры и досуга необходимо неукоснительное соблюдение дифференцированного подхода к интересам, потребностям и нуждам людей в рабочее и внерабочее время. Функции социально-культурной деятельности предполагают максимальное развитие самостоятельности, инициативы, предприимчивости населения. Не случайно сегодня многие современные клубы и досуговые объединения представляют собой самодеятельные, самоуправляющиеся творческие организации, создаваемые на основе общности интересов.

Функции социокультурной деятельности.

1. Адаптационная – освоением человеком основ культуры необходимых ему для адаптации к социуму (культура поведения, нравственные качества, культура речи, быта).

Функции социально-культурной деятельности сложились на основе многолетнего опыта. Именно они в своей совокупности образуют само понятие «социокультурная деятельность».

2. Развивающий характер социокультурной деятельности, осуществляемой человеком на профессиональной и непрофессиональной основе, в его свободное и рабочее время.

Творческое начало социально-культурной деятельности включает в себя множество элементов – это и кино, и телевидение, и техническое творчество, и спорт, и прикладной труд, и художественное творчество, и природно-экологическая деятельность, и чтение и т.д. Оно способствует повышению эрудиции, потреблению духовных ценностей (чтение, просмотр фильмов, тепередач, посещение выставок, музеев, путешествия, поездки). Развивающий диапазон культуры и досуга поистине беспределен. С давних времен народ связывает культуру и досуг со свободой деятельности, творческим состоянием. Все, чем людям интересно заниматься, можно и нужно относить к сфере их досуга.

3. Коммуникативная функция – предполагает создание условий для реализаций потребностей личности в общении (клубно-кружковая работа, творческие объединения, вечера встреч, дискотеки, праздники, диспуты, танцы, вечеринки), формирование деловых и межличностных отношений, позитивного восприятия людьми друг друга.

Различны уровни и масштабы реализации этой функции: межличностный, групповой, учрежденческий, массовый. На групповом уровне эту функцию осуществляют малые группы (коллективы, студии), то на учрежденческом – это множество людей и групп в учреждениях и организациях социально-культурной сферы (театрах, концертных залах, музеях, кино, учебных заведениях, библиотеках, парках). На массовом уровне эта функция предполагает распространение культурной информации с помощью СМИ: радио, телевидения, Интернета, кабельных и компьютерных сетей.

4. Образовательная – это функция отмечается постоянством, поскольку процесс просвещения носит непрерывный характер, каждый человек продолжает повышать уровень своего образования в течение всей жизни. Эта функция предполагает постоянное приобретение новых знаний, умений, навыков, повышения уровня образованности человека, дополнение и углубление знаний.

5. Культуроориентирующая – последовательное приобщение личности к миру культуры (инкультурация); культура быта, труда, отдыха, внедрение эстетических начал во все сферы жизнедеятельности человека.

6. Культуросозидающая – вовлечение личности в процесс создания ценностей культуры, в различные виды художественного, технического, прикладного творчества, в различные виды общественной деятельности человека по осуществлению социальных проектов.

7. Культуроохранительная – овладение методами сохранения природной и культурной среды, ценностей мировой и отечественной культуры, образцов национальной традиционной культуры.

8. Рекреационно-оздоровительная – формирование празднич-но-обрядовой культуры, организация зрелищно-развлекательного и оздоровительного досуга. С целью восстановления сил, затраченных на профессиональную деятельность психологической разрядки человека.

Эта функция способствует физическому и духовному восстановлению человека (прогулки на воздухе, спорт, вечера отдыха, игры, забавы, развлечения), а во многих случаях она направлена на социально- культурную реабилитацию людей с ограниченными возможностями. Эта функция предполагает создание среды для регулярного, неформального общения людей, игровой деятельности, танцев, проведения зрелищных мероприятий, реализации программ выходного дня, включающих экскурсии соревнования.

Принципы социально-культурной деятельности:

- принцип добровольности и общедоступности социально-культурной деятельности;

- принцип развития инициативы и самодеятельности;

- принцип дифференциации идейно-эмоционального воздействия на разные группы населения;

- принцип преемственности и последовательности вовлечения индивида в мир культуры;

- принцип единства информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на сознание, чувства, поведение людей;

- принцип эстетизации общественной жизни.

Наши рекомендации