Тема 3. Античная культура – основа европейской цивилизации

Тема 2. Культура Древних цивилизаций.

Цель занятия: рассмотреть начальную стадию формирования культуры и первых цивилизаций в истории человечества, определить, чем являлось искусство для первобытного человека, причины формирования первых очагов человеческой цивилизации, рассмотреть специфику древневосточной философии.

План занятия:

1. Ранние этапы формирования культуры. Первобытное общество

а) Основные периоды первобытной истории

б) Характерные черты первобытной культуры

в) Основные виды первобытного искусства: наскальная живопись, мегалитические сооружения, скульптура, религиозные верования, петроглифы.

2. Особенности культуры Древнего Египта

3. Религиозно-философские идеи Древнего Востока

а) Древней Индии

б) Древнего Китая

Список литературы:

  • Малюга Ю.Я. Культурология. М.,1998
  • Очерки истории искусства. / Поспелов.М.,1987
  • Дэвлет. Мифы в камне
  • История и культурология / Н.В. Шишовой. М., 2000
  • Токарев С.А. Ранние формы религии. М. 1990
  • Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. М., 2003
  • Немировский А.И. Мифы и легенды Древнего Востока. М., 1994
  • Конфуций. Уроки мудрости. /Антология мысли. Харьков. 2005
  • Учебники по истории философии
  • Словарь

Рекомендации к работе над вопросами темы: В первом вопросе необходимо раскрыть археологическую периодизацию первобытной истории. Рассмотреть как в разные периоды данного этапа человеческой истории изменялась материальная культура, социальная организация и верования первобытных людей. Раскрыть такие специфичные черты первобытной культуры как: однородность форм, условность в изображении, гипертрофированность многих форм, традиционность, коллективный характер, синкретизм, символизм. Определить основные места распространения наскальной живописи, характер первобытных изображений и скульптур, причины появления первых изображений. Определить что из религиозных представлений первобытного человека сохранилось в сознании современных людей.

При ответе на второй вопрос раскрыть причины появления и условия возникновения древнейших цивилизаций. Определить признаки, определяющие появление цивилизации. Уместно остановиться на общих чертах египетского искусства: тесная связь с заупокойным культом, каноничность, традиционность, культ фараона, преобладание темы власти и темы смерти, архитектура – ведущее направление в искусстве. Раскрыть специфику древнеегипетской мифологии.

В третьем вопросе дать характеристику таким религиозно-философским системам как: в Индии – веды, брахманизм, индуизм, буддизм; в Китае – даосизм и конфуцианство. Определить, что объединяет и позволяет говорить о целостности религиозно-философской картины мира Древнего Востока.

Знать понятия: синкретизм, антропогенез, социогенез, промискуитет, зоологический индивидуализм, патриархат, матриархат, антропогенез, «палеолитетическая Венера», кромлех, домлен, мегалит, петроглиф, канон, мастабы, касты, веды, нирвана, сансара, Дао.

Задания по теме:

1. Какие теории происхождения человека вам известны?

2. Раскройте понятия:

Антропогенез_

Промискуитет

Зоологический индивидуализм

Матриархат

Патриархат

3. Назовите основные периоды археологической периодизации первобытной истории человечества

4. Сторонниками какой теории происхождения искусства в первобытном обществе вы являетесь: трудовой, игровой, религиозной, инстинктивной? Ответ обоснуйте.

5. Назовите известнейшие места распространения наскальной живописи. На ее примере докажите такие черты первобытного искусства, как синкретизм и однородность форм выражения.

6. Перечислите основные причины возникновения и места появления древнейших цивилизаций.

7. Приведите примеры канона в египетском искусстве.

8. Докажите тесную связь египетского искусства с заупокойным культом.

9. Известнейшими пирамидами и храмами Древнего Египта являются:

10. В чем своеобразие древнеегипетской мифологии?

11. Брахманизм защищал социальное разделение общества. На какие группы делилось древнеиндийское общество?

12. К основным идеям буддизма относятся…

13. В чем заключается идея «срединного пути» Конфуция?

Тема 3. Античная культура – основа европейской цивилизации

Цель занятия: рассмотреть античную цивилизацию как основу европейской, раскрыть достижения древних греков и римлян в различных сферах человеческой деятельности: политической, социальной, культурной и духовной, выявить общие черты в греческой и римской культуре.

План занятия:

  1. Общая характеристика и основные этапы развития
  2. Художественная культура
  3. Духовные ценности

Знать понятия: античность, полис, агон, алагоя, курос, кора, ордер, термы.

Список литературы:

§ Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. М., 2005

§ Очерки по истории мировой культуры. / Т.Ф. Кузнецова. М., 1997

§ Малюга Ю.Я. Культурология.М., 1998

§ Кун. Мифы Древней Греции

§ Платонова Э. Конспект лекций по культурологии. М. 2005

Рекомендации к работе над вопросами темы:

В первом вопросе раскрыть периодизацию греческой и римской истории, обратите внимание, какие народы приняли участие в формировании античной цивилизации, и почему она распространилась на огромные территории. Раскрыть общие черты античной цивилизации.

Во втором вопросе рассмотреть как исторические менялась античная скульптура: от образа статичных куросов и кор до передачи элементов движения. Перечислить основных античных скульпторов и архитекторов, обратить внимания кого они изображали в своих скульптурах. Не просто перечислить величайшие примеры античной архитектуры, а ответить на вопрос, какой вклад в развитие представлений об архитектуре внесли греки и римляне.

В третьем вопросе раскрыть религиозные представления греков и римлян. Обратите внимание на специфику античного воспитания, какие качества ценились в человеке, что по мнению греков являлось величайшими добродетелями человека.

Задания по теме:

1. Раскройте периодизацию античной истории.

2. Дайте определения следующим понятиям:

Полис

Алагоя

Агон

Кора

Ордер

3. Родиной каких политических идей и принципов стала античная цивилизация?

4. В чем специфика античных верований по сравнению с язычеством Древнего Египта, цивилизаций Двуречья?

5. Назовите римских богов, соответствующих греческим:

Зевс

Гера

Афродита

Афина

Гермес

6. Докажите конкретными примерами, что агонистическое начало было развито у древних греков и римлян

7. Где располагался и когда был построен Кносский дворец?

8. Как назывался классический тип греческого храма? Что он представлял из себя?

9. Перечислите основные ордера, возникшие в греческой архитектуре.

10. Проследите, в каком направлении трансформировалась античная скульптура.

11. Назовите имена 5 известных античных скульпторов

12. Что из себя представлял Акрополь?

13. Назовите античные «чудеса света».

14. Приведите примеры величайших творений римских архитекторов.

Наши рекомендации