Маршалл Маклю’эн. Коммуникативная теория

Искусство (по Маклюэну) – это информационная система, и в качестве таковой она зависит от каналов распространения информации. Развиваются те формы, которые, как он пишет в своей книге "Галактика Гутенберга", являются «горячими», актуальными для данного времени. В конце 20 в. начинается новая информационная эра – электронная эра. «Что будет дальше?» - говорит Маклюэн. Наверное, искусство будет «обречено».

Он сказал, что все развитие культуры человека зависит от технологий коммуникаций.

Книга « Механическая невеста» Студенты американского колледжа крутятся в одной культурной сфере. ( поп - музыка, реклама, комиксы).

Сначала была устная культура. Она существовала в эпоху трайбализма – родовое, племенное сообщество.

Культура складывалась, как динамическое, человек целостно в нее вошел.

Маршалл опирается на множество источников.

Печатный станок открыт Гуттенбергом в 1440 году. Маршалл вкладывает в это важное значение (линейная подача информации) – возник читатель, а не слушатель – возникновение индивидуализма.

В 1962 году он издал книжку « Галактика Гуттенберга». Он рассматривает появление печатной цивилизации. В течение 50 лет он стал гуру коммуникации.

Появление телевидения. Книга в 1964 году « Понимание средств общения» - написал Маклюэн.

Человек получил калейдоскоп, появилась мозаичная культура ( у Маршалла было все сказано громко и парадоксально)

Эра печатной культуры и индивидуализма заканчивается. От вербальной цивилизации возвращение к слуховой. Он рассматривал это, как новый трайболизм.

Написал « Война и мир мировой дилеммы». Электронный зонтик, где можно здесь и сейчас смотреть события в другой точке мира.

Возникает новое качество, смысл, революционный поворот, меняется сознание текст + речь – новая культура The medium is a message ( средство в идеале и есть само сообщение ). Средство коммуникации охватывает всего человека ( моментальный отклик, динамизм ). Он был немножко фантаст, для него было важно эстетическое начало.

Умер в 80 году, застал начальные варианты компьютеров.

10. Г.В.Плеханов Трудовая теория.Эта теория выводит искусство из производственной деятельности человека. В трудовой деятельности человек познавал ритмы, объёмы, линии, выявлял гармонию и пропорциональность. Например, человек открывал для себя ритм, растирая зёрна, оббивая камни, работая топором и т.д. Танец родился из совместной ритмической трудовой деятельности: синхронного бега на охоте или иных согласованных действий. Орнамент появился из зарубок, которыми человек отмечал течение времени. Музыкальные инструменты возникли из орудий труда и оружия (изготовление первого щипкового музыкального инструмента стало возможным после изготовления лука – орудия стрельбы; барабан – это камень или дерево, из которых

Художественное произведение и различные принципы анализа.

1. Целостность, определенное единство – тотальная

К 18 столетию произведения стали рассматриваться, как биография автора

С точки зрения биографии автора

Факторы влияния (Гердер):

А) социально- историческая обусловленность

Б) культурная позиция, автобиография

Внешние связи (интертекстуальные)

Весь 19 век шел под анализом социально- историческим. В начале 20 века появляется школа « ОПОЯЗ»

«История искусств без имен» - протест против биографического влияния ( Вельфган)

Остранение – ( странный) – когда возникает автоматизм, нужно поменять произведение, чтобы убрать его.

Внутренние связи

У произведения они существуют, создают целостность произведения.

Существую в традиционном подходе к произведению: содержание и форма (они абсолютно взаимосвязаны ).

Форма - это не украшательство, это единство, целостность

Что составляет форму, а что содержание?

Содержание:

1) Тема произведения

2) Проблематика

3) Характеры и обстоятельства – раскрываются в конфликтах

Конфликт – внутренний , с обстоятельствами (внешними), столкновение героев друг с другом

Для того, чтобы выявить конфликт нужен сюжет, фабула

Фабула имеет отношение к сюжету. Фабула и сюжет связаны с событийной стороной произведения.

Таким образом, всякое отношение материала в художественном произведении будет формой или приемом. «Фабуле противостоит сюжет: те же события, но в их изложении, в том порядке, в каком они сообщены в произведении, в той связи, в какой даны в произведении сообщения о них…». Кратко выражаясь, фабула – это то, «что было на самом деле», сюжет – то, «как узнал об этом читатель».

Форма

1. Композиция

2. Сюжет

3. Словесная организация

4. Художественная речь ( слово, язык)

Литературный род

Эпос

Лирика

Драма

Форма и содержание образуют единство наподобие того, как кислород и водород образуют воду. 1) Сюжетные отношения несовпадения в любви будут одни, если возьмем Глана и Эдварду, другие – Онегина и Татьяну, третьи – журавля и цаплю. Вроде бы тема одна и та же, но с разным материалом играет совершенно разными красками. Любая теория искусства, которая попытается исходить только из объективных данных художественной формы или содержания и не будет опираться в своих построениях ни на какую психологическую теорию искусства, обречена на разрушение.

Наши рекомендации