Человек как творец культуры. Истоки культуротворчества
25.Филосфия в системе культуры. Культурологический подход дал возможность исследовать философию как явление сложное, многомерное, с учетом всей системы связей, в которой она проявляет себя в жизни общества. Подобный подход соответствует реальной сути философии и вместе с тем отвечает насущной современной потребности в широком, полноценном миропонимании, которое не достигается на пути узких специализаций философской мысли.
Рассмотрение философии как культурно-исторического явления позволяет охватить также весь динамичный комплекс ее проблем и функций. Ведь при таком рассмотрении общественная жизнь людей выступает как единый, целостный процесс формирования, действия, хранения, трансляции культурно-исторических ценностей. Учитывается также критическое преодоление устаревших и утверждение новых форм опыта. Кроме того, удается проследить их сложные взаимосвязи и взаимозависимости в конкретных исторических типах культур.
Культурологический подход эффективен в исторических исследованиях. Вместе с тем он открывает новые возможности и при разработке теории тех или иных социальных явлений: таковая по сути должна быть не чем иным, как обобщением их реальной истории. Придя к выводу, что философия базируется на осмыслении человеческой истории, Гегель, в частности, имел в виду не фактическое описание исторического процесса, а выявление закономерностей, тенденций истории, выражение духа эпохи. Соответственно философ, в отличие от историка, представлялся теоретиком, особым образом обобщающим исторический материал и формирующим на этой основе философское миропонимание.
В самом деле, с исторической точки зрения философия — не первичная, простейшая форма сознания. Ко времени ее возникновения человечеством уже был пройден большой путь, накоплены разные навыки действий, сопутствующие им знания и другой опыт. Появление философии — это рождение особого, вторичного типа сознания людей, направленного на осмысление уже сложившихся форм практики, культуры. Не случайно философское мышление, обращенное ко всему полю культуры, называют критически-рефлексивным.
26. Культура Древней Индии. Культура Индии отличается внутренней целостностью при всем многообразии кастовых, национальных, лингвистических и религиозных особенностей различных групп населения. Индия мистическая страна, в ней много храмов, это страна веры. Индия очень заботится о духовном развитии. Там существует кастовая система ( Брахманы, кшатри, вайшири, шудры). Культура носит сугубо религиозный характер (индуизм). Культура Индии очень коммуникативна, вся жизнь идусов проходит на улице. История Таджмахала (Шах Джахан и Мумтас).
27. Культура Древнего Китая . Религии Китая конфуцианство и Даосизм. Конфуцианство – главная мысль – передаю, а не тварю (культ предков) , Конфуций носил траур по родителям 3 года. Он считал что надо управлять не законом а нравственными ценностями. Девочка не желанный ребенок в семье, т.к. она переходит в семью мужа и ухаживает за его предками.
Даосизм – Лао Дзы – надо адаптироватьсяко вселенной. Дао – творческая энергия. Принцип УВЭЙ – человек не вмешивается в естественные процессы мира.
28. Исламский тип культуры. Исламская культура, это не только сам ислам, как религия, но и система культурных традиций, мощный идейный комплекс, социальные нормы, множество мифических и поэтических образов и преданий, определяющих быт и жизнь народов исламского мира. Ислам пронизан идеей полного предопределения жизни человека волей Аллаха. А основной постулат сводится к тому, что «нет бога кроме Аллаха и Мухаммед пророк его». Религия занимает главенствующую роль в странах исламской культуры. Так, на основе Корана разрабатывается исламское законодательство - Шариат, представляющее собой совокупность правовых, моральных и этических норм поведения, охватывающих если не всю, то значительную часть жизни мусульманина. В исламской культуре существует множество запретов и предписаний. Особого внимания заслуживает отношение к еде. Брать еду и питье положено правой рукой, при этом еду следует брать тремя (или больше) пальцами, и не в коем случае двумя. Левая рука считается грязной, ею, к примеру сморкаются. Хлеб следует ломать. Страшным грехом считается как употребление вина, так и присутствие при этом. Запрещено употреблять в пищу свинину, кровь и падаль. Исламский мир известен наличием строгих норм, касающихся положения женщины Так, женщина должна скрывать все тело, кроме лица и ладоней. Лицо закрывается в случае если на нем есть косметика или краска. Одежда должна быть свободной из непрозрачной ткани. Одним из наиболее важных обрядов является обрезание. Обрезание совершается в возрасте семи лет, иногда позже. После этого мальчику уже не разрешается заходить в женскую половину дома. Похороны во многих исламских странах принято справлять очень быстро, тело умершего предают земле в течение 24 часов. Покойного натирают благовониями и окутывают белым саваном, который завязывается у головы и ног. Гроб накрывается черным полотном, и в отличии от европейской традиции, несут тело головой вперед. При погребении умершего ложат головой или правым боком в сторону Мекки (религиозного центра ислама). Исламская культура примечательна тем, что возникла и развивается на религиозной основе. Её представления о жизни сводятся к тому, чтобы жизнь велась в подчинении воле Аллаха, согласно его приказам и запретам, регулировании практически всех сфер жизни мусульманина строгими предписаниями Шариата.
29. Основные черты японской культуры. . Культура Японии зиждется на традициях и бережном к ним отношении. Предки– это святое, им должно поклоняться, чтить их память и стараться вести себя таким образом, чтобы ни дай боже осквернить свой род и память усопших. Японцы издревле очень щепетильно относятся к межличностным отношениям, особенно сильно это проявляется в современных условиях – пространство на островах ведь ограничено, а население всё увеличивается. Одной из особенностей японской культуры является её долгое развитие в период полной изоляции страны (политика сакоку) от всего остального мира в период правления сёгуната Токугавы, длившейся до середины XIX века — начала периода Мэйдзи.
На культуру и менталитет японцев большое влияние оказало изолированное территориальное положение страны, географические и климатические особенности, а также особые природные явления (частые землетрясения и тайфуны), что выразилось в своеобразном отношении японцев к природе как к живому созданию. Умение восхищаться сиюминутной красотой природы, как особенность национального характера японца, нашло выражение во многих видах искусств Японии.
30. Культура Древнего Египета. Эта древняя земледельческая цивилизация начала формироваться в 4 веке до нашей эры. История государства и культуры Египта делится на несколько периодов: Раннее, Древнее, Среднее и Новое царство. Ранний Египет — это было время образования рабовладельческого строя и деспотического государства, на протяжении которого сформировалась характерное для древних египтян религиозное верование: культ природы и предков, астральный и загробный культы, фетишизм, тотемизм, анимизм и магия. В культовом строительстве начал широко использоваться камень. Древнее и Среднее царства характеризовались укреплением и централизацией бюрократического аппарата правления, усилением могущества Египта и его желания расширить свое влияние на соседние народы. В культурном развитии это эпоха строительства, удивляющая размерами гробниц фараонов, таких как пирамиды Хеопса и др., создание уникальных памятников искусства, таких как сфинксы фараонов, портретные рельеф на дереве. О грандиозности самой большой из египетских пирамид — пирамиды Хеопса, которая не имеет себе равных среди каменных сооружений всего мира, говорят ее размеры: 146 м — высота, а длина основы каждой из 4 граней — 230м. Новое царство было последним периодом внешней активности Египта, когда он вел войны в Азии и северной Африке. В это время особенно расцветала архитектура храмов. В границах своеобразного мировоззрения формировалась религиозно-мифологическая система древних египтян о построении мира. Все множество раздробленных религий постепенно было сведено к определенной божественной иерархии, где культ бога Ра (наиболее главного среди всех божеств) слился с культами других богов. В Древнем Египте, где лишь фараон стоял над обществом, все остальные граждане считались равными перед творцом и законом, женщины были равными с мужчинами. Вера в индивидуальное бессмертие породила такой феномен в культуре древних египтян, как стремление оставить о себе память в веках, они строили памятники-гробницы, помеченные иероглифами. Если в эпоху Древнего Царства только фараоны могли войти в “царство мертвых”, построив себе пирамиду, то с времен Среднего Царства каждый имел право построить собственную гробницу. Культурное наследство Древнего Египта сыграло свою историческую роль в становлении и развитии мировой культуры.