Лекция 1. Феномен русской средневековой культуры
Понятие и предмет исследования истории культуры. Культура — одна из важнейших областей общественной жизни. Более 250 определений. Словарь русского языка Ожегова: Совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. Соответственно двум основным сферам человеческой деятельности существуют понятия материальной и духовной культуры. Однако в настоящее время многие исследователи все более склоняются к условности такого деления. Развитие культуры предстает как процесс, охватывающий одновременно области материального и духовного производства.
Предмет истории культуры имеет свое содержание и специфику в ряду исторических дисциплин. История культуры предполагает прежде всего комплексное изучение различных ее сфер — истории науки и техники, быта, просвещения и общественной мысли, фольклористики и литературоведения, истории искусства и т. д. По отношению к ним история культуры выступает как обобщающая дисциплина, рассматривающая культуру целостной системой в единстве и взаимодействии всех ее областей.
Культурный прогресс в целом имеет противоречивый характер. Особенно это свойственно классово-антагонистическому обществу. Различные сферы культуры развиваются неравномерно.
Идейное содержание культуры в антагонистическом обществе определяет в основном господствующий класс. Классовость культуры проявляется в ее социальной функции, практической направленности, в служении интересам соответствующих классов. Особенно это находит выражение в области просвещения.
Однако культура классового общества не сводится к культуре господствующего класса. В ней всегда есть культура класса угнетенного или хотя бы ее элементы. Но при этом культура классового общества не распадается на культуры составляющих его классов: единство ей придают «господствующие мысли эпохи», а также народная культура — важнейший источник культурных традиций. Эти культуры находятся в сложной взаимосвязи.
Необходимо предостеречь от упрощенной оценки господствующей культуры как реакционной, а народной во всем прогрессивной: следует иметь в виду, что один и тот же класс мог выступать то носителем поступательного развития культуры, то его тормозом. Наконец, нельзя забывать, что памятники культуры прошлого несут в себе кроме господствующей идеологии объективное общечеловеческое содержание, в том числе художественные достоинства. Это делает их достоянием культуры будущего.
Культурное наследие является важнейшей формой, в которой выражается преемственность в историческом развитии общества.
При изучении русской культуры встает вопрос о роли в ее развитии культуры других стран и народов, о ее взаимосвязи и взаимовлиянии с этими культурами. Следует избегать двух крайних подходов, одинаково неверных. Один из них состоит в том, что первенствующая роль в становлении и развитии русской культуры отводится иноземным влияниям — то византийскому, то западноевропейскому. Другой утвезждает, что русская культура будто бы развивается сама по себе, в изоляции от мирового историко-культурного процесса.
Для каждой культуры одинаково вредны как национальная замкнутость, приводящая к застою, так и игнорирование национальных традиций, составляющих ее внутреннюю основу, придающих ей стабильность. В развитии каждой культуры, в том числе и русской, активные взаимодействия с другими культурами играют большую роль. Однако состояние русской культуры определялось, прежде всего, внутренними процессами, а не внешними влияниями.
История культуры является составной частью истории общества. Ее развитие в целом подчиняется общеисторическим закономерностям, а периодизация в основном совпадает с общеисторической. Каждой общественно-экономической формации присущ свой тип культуры. Однако следует учитывать динамику в развитии самого общества, поскольку она оказывает влияние на историко-культурный процесс. Возникновение новых явлений в общественно-культурной жизни — важный показатель внутреннего развития самой формации.
При изучении культуры следует иметь в виду и проявление специфических, свойственных только ей закономерностей, обусловленных историческими условиями данного времени. В различные периоды ведущую роль в развитии культуры может играть то одна, то другая ее отрасль (архитектура в течение всей эпохи средневековья, литература в XIX в., наука в развитии современной культуры и т. д.).
Интерес к истории русской культуры начал проявляться в России примерно в 30 —40-е годы XIX в. Он был связан с ростом национального самосознания, общим интересом к историческому прошлому нации, идейной борьбой этого времени, со спорами западников и славянофилов о судьбах России.
К этому времени относится появление самого понятия «культура», которому в первой половине XIX в. чаще соответствовало слово «просвещение». Впервые термин «культура» встречается в «Карманном словаре иностранных слов, вошедших в состав русского языка», изданном М. В. Петрашевским в 1845 — 1846 гг. (вып. 1—2; был уничтожен цензурой).
На фоне общего интереса к истории в этот период появляются исследования о проблемах народного быта, фольклора, народных песен и сказаний; намечается интерес к русской литературе, деятельности отдельных лиц и учреждений, сыгравших определенную роль в русской культуре.
Дальнейший этап в развитии интереса к проблемам культуры и ее изучения связан с появлением в начале XX в. работ по истории общественной мысли и русской интеллигенции. Д. Н. Овсянико-Куликовский в книге «История русской интеллигенции» (М., 1906—1907. Т. 1—2) рассматривает эту проблему на материале русской художественной литературы. Исследуя социально-психологические типы, он, пожалуй, впервые показал огромную общественную роль литературы.
В дореволюционный период появились исследования по истории культуры как определенной области исторических знаний. На рубеже XIX —XX вв. были широко известны «Очерки по истории русской культуры» (Спб., 1898 — 1899. Ч. 1 — 3) буржуазно-либерального историка П. Н. Милюкова, в которых нашла отражение его общая концепция русской истории. Милюков был сторонником государственной исторической школы, хотя и причислял себя к последователям экономического материализма. Термин «культурная история» он понимал очень широко, как обнимающий «все стороны внутренней жизни: и экономическую, и социальную, и государственную, и религиозную, и эстетическую». Будучи противником монистического подхода к оценке исторических явлений, Милюков считал в равной степени неправильным рассматривать в качестве определяющего фактора историко-культурной эволюции и «развитие духовного начала», и «состояние материальных потребностей». Причем концепция Милюкова, признавая «внутренние закономерности исторического развития», фактически отдавала приоритет «западному влиянию» в культурном развитии России. Петровские преобразования он оценивал отрицательно.
М. Н. Покровский в 1915 г., находясь в эмиграции, издал «Очерки истории русской культуры», в которых схеме исторического развития Милюкова противопоставил материалистическую концепцию историко-культурного процесса. Главное внимание Покровский уделял экономическим сюжетам, доказывая, что развитие экономики лежит в основе исторического процесса, в том числе и культурного. Однако эта материалистическая интерпретация истории русской культуры еще во многом была методологически несовершенна. Что-либо новое в определение понятия «культура» Покровский не внес. История культуры превращалась в сжатое изложение ее основных областей — хозяйства, религии, литературы, рассматриваемых изолированно, вне связи друг с другом и с определенной исторической эпохой.
История советской культуры выделяется как самостоятельная отрасль историографии отечественной истории в послевоенные годы. Наиболее широкое изучение истории советской культуры развернулось с 60-х годов.
Крупным комплексным исследованием, отличающимся новизной подхода, явились коллективные монографии под редакцией М. П. Кима «Великая Октябрьская социалистическая революция и становление советской культуры 1917 — 1927» (М., 1985) и «Советская культура в реконструктивный период. 1928 — 1941» (М., 1988).
В изучении истории отечественной культуры долгое время преобладал отраслевой принцип, т. е. исследование отдельных отраслей культуры. Советские ученые создали обстоятельные и серьезные исследования по отдельным областям отечественной культуры. Результатом отраслевого изучения культуры явилось издание ряда энциклопедий.
В последние десятилетия среди историков, философов, социологов возрос интерес к историко-культурным проблемам.
Характерные черты русской средневековой культуры. Определяются, с одной стороны, особенностями феодальной формации, свойственными ей способом производства, характером классовых отношений и надстроечных институтов, с другой — конкретно-историческими условиями развития России, своеобразием ее социального и политического строя, а также внешнеполитическими обстоятельствами.
Характерная особенность феодального способа производства — низкий уровень и замедленные темпы развития производительных сил. Основу его составляет сельское хозяйство, главное место в котором занимают земледелие с рутинностью техники, повторяемостью хозяйственных циклов. Большое значение имел накопленный опыт, передаваемый в форме традиций, обычаев, обеспечивавших успех хозяйственной деятельности. Отсюда такая характерная особенность мировосприятия средневекового человека, как представление о том, что в мире ничего не меняется, все в нем только повторяется, движение совершается по замкнутому кругу. Консерватизм, господство традиции, высокий авторитет опыта прошлых поколений порождали и характерную черту средневековой культуры — традиционализм. Эта черта проявлялась во всех сферах культуры (например, роль прецедента в праве, апелляция к старине в политической жизни, что предопределило особую политическую роль летописания, и т. п.).
Конечно, средневековая культура развивалась, а в основе этого лежало естественное стремление человека к совершенствованию материального и духовного бытия, производства. Но все новое всегда встречалось с недоверием и поэтому зачастую было вынуждено апеллировать к старине.
Другая черта феодального способа производства — господство натурального хозяйства. Следствием хозяйственной обособленности была разобщенность людей, целых регионов. Отсюда такие характерные черты средневековой культуры, как ее замкнутость, локальность, большая роль местных традиций. Личная зависимость крестьян от феодалов, утверждение и господство крепостничества сформировали и соответствующее средневековью мышление с его авторитарностью —подчинением человека властям, традициям, догматам религии.
Хранителем традиций в средневековье являлась прежде всего народная культура. Эти традиции, уходящие в глубокую древность, питали и господствующую культуру, придавая ей специфические, присущие лишь данной народности черты.
Наиболее заметная и характерная черта средневековой культуры — господство в ней религии, которая, пронизывая все ее сферы, выступала как интегрирующий ее элемент, придавала ей определенную цельность.
Деятельность церкви являлась одним из важных факторов, обеспечивавших и поддерживавших господство религиозной идеологии. Оценка роли церкви должна быть конкретно-исторической. С одной стороны, церковь стимулировала развитие отдельных сфер культуры (письменность, архитектура, живопись и другие), используя арсенал их средств для пропаганды религиозной идеологии. С другой, подчинение этих сфер культуры идеологическим интересам церкви, установление строжайшего контроля и регламентации в конечном счете сковывали их развитие.
Наряду с религиозным мировоззрением всегда существовало, хотя бы в виде элементов, мировоззрение рационалистическое. Противоречие между светскими элементами культуры и преобладавшим религиозным мировоззрением — основное противоречие в культуре средневековья, определявшее линию борьбы в ней разных направлений и тенденций и являвшееся источником ее развития. Эта борьба демократических, светских элементов против церковно-богословского засилья в культуре и привела в конце концов к победе светского направления. Большую роль в этом сыграли города.
Города в средневековье — центры ремесла и торговли, обмена товарами, а значит, идеями и знаниями. Для ремесленного производства характерна меньшая зависимость от внешних сил природы, большая роль личного опыта ремесленника, его личной инициативы. Развитие торговли вело к необходимости совершенствования знаний в области математики, этнографии, мореплавания, строительного дела и т. п. Именно городская культура воплощала все новое, прогрессивное в средневековой культуре вообще. Поэтому от уровня и темпов развития городской жизни зависели уровень и темпы развития всей культуры в целом.
Периоды развития русской средневековой культуры.
Первый период: IX-п.пол.XIII вв. Культура Древнерусского государства.В IX в. возникла Киевская Русь. Политическое объединение восточнославянских и некоторых неславянских племен способствовало их этнической консолидации, формированию единой древнерусской народности и складыванию ее культуры.
Мощной основой формирования и развития самобытной древнерусской культуры было богатое культурное наследие восточных славян. Уже в VII —VIII вв. у них сложился основной комплекс ремесленных и сельскохозяйственных орудий труда, определились основные виды производственной деятельности. Закреплению и передаче производственного и социального опыта служила языческая религия. С язычеством связана и богатая устная поэзия, которая не только оставалась одним из важных компонентов культуры следующих столетий, но и оказала огромное воздействие на литературу.
Однако культура Древней Руси не стала простым продолжением культуры предшествующего времени. Глубокие изменения в социально-экономической и политической жизни, привели к качественным сдвигам в жизни восточных славян и обусловили быстрый подъем в развитии.
Становление и развитие классового общества привело к появлению и росту различий между народной культурой и культурой феодальных верхов, княжеско-дружинной среды; особенно возросли они после принятия христианства.
Принятие христианства. Важной вехой в истории древнерусской культуры является принятие Русью христианства, ставшего идеологической основой феодальной культуры и оказавшего влияние на всю средневековую культуру.
Дохристианская религия, именуемая обычно по старой церковной традиции языческой, представляла собой целый комплекс первобытных воззрений, верований и культов, отражавших зависимость людей от окружающих природных условий, но в то же время служивших и формой закрепления и передачи многовекового хозяйственного опыта, конкретных практических знаний, накопленных многими поколениями.
В язычестве можно выделить несколько разновременных пластов. Наиболее архаичный пласт составляли: одухотворение природы, вера в добрых и злых духов (леших, водяных, русалок, берегинь и т. д.), якобы управлявших стихиями и отдельными земными объектами (лесами, водными источниками и т. д.), почитание земли, воды, огня, растений и некоторых животных. Более поздний пласт представлен общинными аграрными культами и семейно-родовым культом предков. Позже сформировались племенные культы: каждое племя имело своих богов-покровителей. Письменные источники сохранили имена богов, символизировавших главные природные стихии и выступавших как покровители различных отраслей хозяйства: бог грозы и молнии Перун, солнечные божества Даждьбог и Сварог, бог ветров Стрибог, божество женского начала природы и женских работ Мокошь, покровитель скотоводства Велес (Волос) и другие. В период образования государства культ Перуна стал княжеско-дружинным культом.
Сохранение племенных культов, многобожие мешали консолидации социальной верхушки и реальному объединению племен. Попытка Владимира создать единый пантеон из наиболее почитаемых богов во главе с Перуном и придать ему общегосударственный характер не увенчалась успехом. Рождавшееся классовое общество нуждалось в соответствующем идеологическом оформлении в виде религии, освящавшей социальное неравенство и эксплуатацию. Такой религией стало христианство с его монотеизмом, иерархией святых, идеей посмертного воздаяния, развитым учением о господстве и подчинении, проповедью непротивления злу и насилию.
Новая религия далеко не сразу внедрилась в жизнь. «Крещение Руси», состоявшееся в 988 г., практически означало лишь официальное провозглашение христианства господствующей религией и запрещение языческих культов. Христианство так и не смогло вытеснить язычество и утвердиться в ортодоксально-догматическом виде. Архаические верования и обряды сохранились не только в виде непризнанных и гонимых церковью языческих обычаев, праздников, культов, но и продолжали существовать под внешней оболочкой официально-церковного культа. Преследовавшееся церковью «идолопоклонство» сохранилось в виде почитания икон, особенно «чудотворных». В культе «святых мест» и «явленных» икон проглядывают следы почитания объектов природы — растительности, водных источников. Уступкой языческому политеизму стал культ святых, принявший функции дохристианских богов-покровителей. В народной среде образы христианской религии связывались с повседневной трудовой жизнью, с реальными потребностями людей. Древние славянские боги — покровители различных областей человеческой деятельности, управители природы, боги-целители — продолжали свое существование под именами святых православного пантеона. Так, образ Ильи Пророка слился с образом Перуна-громовержца, святые Модест, Власий, Георгий стали покровителями скота. В основе богородичного культа лежало почитание древней богини плодородия, в ее образе, как и в образе Параскевы Пятницы, олицетворялись земля, земное плодородие, плодородящее начало в целом. Христианские праздники приурочивались к праздникам языческого аграрного календаря, были связаны с определенными этапами сельскохозяйственных работ.
Таким образом, воспринятое извне христианство, внедряясь в народные массы, существенно трансформировалось под влиянием местных традиционных верований и культов. В то же время и христианство оказывало воздействие на мировоззрение народных масс, подчиняя народное сознание господствующей феодальной идеологии.
В сторической науке принятие Русью христианства оценивается как прогрессивное явление. Новая религия способствовала становлению и развитию прогрессивного (по сравнению с предшествующим) феодального способа производства, укреплению молодой русской государственности, международного положения Руси, занявшей достойное место среди христианских государств. Она содействовала дальнейшей консолидации восточнославянских племен в единую народность, государственному единству всех русских земель. Принятие христианства привело к расширению международных культурных связей Руси и создало условия для приобщения ее к культурным богатствам Византии и всего христианского мира. Признается и большая роль церкви в развитии русской культуры: в распространении письменности и «книжности», создании крупных литературных и художественных ценностей. Но в то же время церковь тормозила развитие светской культуры, научных знаний, народного творчества. Следует, однако, заметить, что в домонгольский период эта реакционная тенденция в деятельности церкви еще не проявилась в полной мере: церковь была еще недостаточно сильна, чтобы подчинить себе всю культуру и установить контроль над ней. Именно поэтому в культуре данного времени так ощутимо светское направление.
Особенности развития культуры в Древнерусском гос-ве. Характер культурно-исторического процесса все более определялся интересами господствующего класса, его идеологией. На протяжении всего средневековья господствующая феодальная культура питалась соками народной культуры. Тесное взаимодействие «двух культур», объединяющая их идея единства Русской земли, пронизывающий их дух высокого патриотизма придавали всей древнерусской культуре известное идейное единство, общенародный характер.
Формируясь на основе культурных традиций восточного славянства, древнерусская культура в то же время активно взаимодействовала с культурой других стран и народов.
Наиболее многогранными были культурные связи с Византией, особенно усилившиеся после принятия Русью христианства. Но ни о каком византийском засилье в древнерусской культуре говорить не приходится. Во-первых, византийское влияние было не источником, а следствием развития древнерусской культуры, оно вызывалось внутренними потребностями древнерусского общества. Во-вторых, оно не было насильственным. В-третьих, заимствованные культурные достижения подвергались глубокой трансформации под воздействием местных традиций, творчески перерабатывались и становились достоянием самобытной древнерусской культуры.
Византийское влияние не было ни всеобъемлющим, ни постоянным. Наиболее интенсивными культурные связи Руси с Византией были в период с конца X в. до середины XII в. Значительным было воздействие византийской культуры на высшие слои общества, гораздо меньше его испытывали широкие слои населения. Особенно сильно это влияние проявлялось в области церковной идеологии, канонического права, культового изобразительного искусства. Светская культура была затронута им слабее, хотя переводная светская литература получила в Древней Руси широкое распространение. Если в архитектуре с середины XII в. византийское влияние ослабевает, то в живописи оно было длительным и устойчивым.
Иной характер имели культурные контакты Киевской Руси со странами Центральной и Западной Европы. В домонгольский период Русь не уступала в своем культурном развитии большинству стран Европы, причем культурное взаимодействие ее со странами Европы было обоюдным и равноправным. Способствовала развитию этих связей принадлежность обоих регионов к христианскому миру. Что же касается расхождений между католичеством и православием, то русская церковь в начальный период своей истории была еще недостаточно сильна, чтобы воспрепятствовать общению с «латинами», и должна была проявлять веротерпимость по отношению к католическому миру.
Культурные связи Киевской Руси с Западной Европой особенно усилились во второй половине XII — начале XIII в., в период расцвета романского искусства на Западе и постепенного ослабления византийского влияния на Руси. Они затронули различные области культуры. Благодаря развитию торговли шел обмен изделиями ремесла и прикладного искусства, а следовательно, техническими навыками. Изделия русских ювелиров высоко ценились в других странах. В области архитектуры эти связи выразились в том, что с середины XI в. на Русь стали проникать отдельные элементы романского стиля (Новгород, Полоцк), особенно ярко проявившиеся в декоре владимиро-суздальских храмов, а в литературе и фольклоре это нашло выражение в распространении «бродячих» фольклорных сюжетов и в обмене литературными произведениями (особенно со славянскими странами). Отдельные русские фольклорные мотивы (например, связанные с образом Ильи Муромца) вошли в немецкий и скандинавский фольклор. На Западе были известны русские летописи, которые использовались при составлении латинских хроник. Развитие культурных связей Руси с Западной Европой было затруднено с середины XIII в. в связи с монголо-татарским нашествием и установлением золотоордынского ига.
Самобытная культура Древней Руси, развивавшаяся в постоянных контактах с культурами других стран и народов, стала важным компонентом культуры средневекового мира.
С начала XII в. в истории Руси наступает период феодальной раздробленности. Вычленение отдельных княжеств не только не приостановило развитие культуры, но и содействовало ее дальнейшему расцвету. Наиболее совершенные и замечательные памятники искусства и литературы Древней Руси были созданы в этот период.
С появлением новых культурных центров становились более заметными локальные особенности в культуре различных земель и княжеств, обусловленные их социально-экономическим и политическим развитием, направлением и характером их культурных связей, влиянием местных традиций. Но это отнюдь не свидетельствовало о начавшемся распаде древнерусской народности и ее культуры. Наоборот, идея единства Русской земли продолжала оставаться одной из ведущих, что нашло отражение в фольклоре и в памятниках литературы (например, в «Слове о полку Игореве», I в «Слове о погибели Русской земли» и многих других). За исключением некоторых сепаратистских тенденций, проявившихся в новгородской культуре, в целом не было стремления оправдать и обосновать феодальную раздробленность.
Второй период: XIII-XV вв. Культура формирующейся великорусской народности. В середине XIII в. Русь подверглась монголо-татарскому нашествию, что имело катастрофические последствия для ее экономики и культуры. Установившееся на два с половиной столетия золотоордынское иго создало крайне неблагоприятные условия для восстановления и дальнейшего развития экономики и культуры.
Одним из самых тяжелых последствий нашествия и установления ига было резкое ослабление городов, от развития которых зависел общественный прогресс в феодальную эпоху. Тяжелый урон понесла культура. Истребление и увод в плен массы ремесленников привели к падению уровня ремесленного производства — основы материальной культуры. Были забыты многие технические приемы и навыки, некоторые виды ремесла вообще исчезли. Пострадало от монголо-татарского нашествия русское зодчество. Многие его памятники были разрушены. На полвека прекратилось каменное строительство из-за отсутствия материальных средств и мастеров-строителей. Когда оно возобновилось в конце XIII в., оказались утраченными основные виды используемой ранее строительной техники, поэтому так недолговечны были здания, возведенные в это время. Погибло огромное количество памятников письменности, пришло в упадок летописание. Пережили упадок живопись, прикладное искусство и другие области культуры.
Культура Руси, возрождавшаяся на базе прочных культурных традиций, сохранила свой национальный облик, оставаясь европейской по типу и направленности развития. Монголо-татары ничем не обогатили ее. Как заметил А. С. Пушкин, «татары не походили на мавров. Они, завоевав Россию, не подарили ей ни алгебры, ни Аристотеля». Их влияние ограничилось заимствованием некоторого количества восточных слов, отдельных мотивов в прикладном искусстве, элементов одежды феодальных верхов. Не обнаруживается никаких заимствований у монголо-татар ни в общественной мысли, ни в литературе, ни в живописи, ни в архитектуре.
В результате политических событий XIII —XIV вв. различные части древнерусской народности оказались разделены. Вхождение в разные государственные образования затрудняло развитие экономических и культурных связей между отдельными регионами прежде единой Руси, углубляло различия в языке и культуре, существовавшие и ранее. Это привело к сложению на основе древнерусской народности трех братских народностей — русской (великорусской), украинской и белорусской. Основу культур этих народностей составили традиции древнерусской культуры, что предопределило наличие в них общих черт. Но вместе с тем культура каждой из них постепенно приобретала свои специфические черты, отражавшие складывавшиеся этнические особенности народа и конкретно-исторические условия его экономического, политического и культурного развития.
Формированию русской (великорусской) народности, начавшемуся в XIV и завершившемуся в XVI в., способствовали возникновение общности языка (при сохранении в нем диалектных различий) и культуры, складывание общей государственной территории.
Идея единства Русской земли и борьбы с иноземным игом становилась одной из ведущих в культуре и красной нитью проходит через произведения устного народного творчества, письменности, живописи, архитектуры. Для культуры этого времени характерна также идея неразрывной связи Руси XIV —XV вв. с Киевской Русью и Владимиро-Суздальской Русью.
В пределах рассматриваемого периода можно выделить два этапа историко-культурного процесса. Первый из них (примерно до середины XIV столетия) отмечен заметным упадком в различных сферах культуры, хотя уже с конца XIII в. наблюдались признаки начавшегося возрождения. Внешние связи русской культуры в это время почти полностью прерваны. Только Новгород и Псков сохраняли общение со странами Запада, оставаясь крупнейшими центрами европейской культуры.
Со второй половины XIV в. начинается подъем русской культуры, обусловленный успехами хозяйственного развития и первой крупной победой над завоевателями в Куликовской битве. При сохранении существенных местных особенностей в культуре идея единства Русской земли становится ведущей.
С конца XIV в. устанавливаются прочные связи с болгарской и сербской культурами. Оживленный обмен книжными богатствами происходил через монастыри Афона и Константинополя, в которых жили русские книжники, занимавшиеся переводами и переписыванием рукописей. На Русь переселялись выходцы из Балканских стран, подвергшихся турецкому нашествию.
Третий период: XV-XVI вв. Культура единого Российского государства. Рубеж XV —XVI вв. — переломный в историческом развитии русских земель. Три связанных между собой явления характерны для этого времени: образование единого Российского государства, освобождение страны от монголо-татарского ига и завершение формирования русской (великорусской) народности. Все они оказали прямое воздействие на духовную жизнь России, на развитие ее культуры, предопределили характер и направление историко-культурного процесса.
Преодоление феодальной раздробленности, создание единой государственной власти создавало благоприятные условия для хозяйственного и культурного развития страны, послужило могучим стимулом подъема национального самосознания. Благотворное влияние этих факторов сказалось на развитии всей русской культуры в конце XV — первой половине XVI в., особенно ярко проявившись в общественно-политической мысли и в архитектуре. Но с середины XVI в. со вступлением в действие таких негативных факторов, как усиление роли церкви в государстве и рост крепостнических отношений, темпы развития культуры замедлились.
В XVI в. завершилось формирование русской (великорусской) народности. Происходило постепенное объединение местных культур, положившее начало созданию общерусской культуры. Именно в XVI в. отстоялись и выработались многие ее черты, сохранявшиеся в основном и в последующие века.
Образование единого государства происходило в неразрывной связи с борьбой против золотоордынского ига, которое было свергнуто в 1480 г. Однако и после этого на протяжении длительного периода Российскому государству пришлось с громадным напряжением сил вести борьбу за сохранение национальной независимости с агрессией остатков Золотой Орды и западных соседей. Эта борьба наложила заметный отпечаток на материальную культуру, что проявилось, например, в развитии крепостного строительства и производства оружия, в том числе огнестрельного.
И в духовной культуре идея единства и борьбы за независимость с иноземными захватчиками продолжала оставаться одной из ведущих.
В период монголо-татарского ига Русь была изолирована от стран Центральной и Западной Европы, оказавшихся впереди в своем развитии. Для Российского государства установление связей с западноевропейской культурой было важным условием преодоления отсталости и укрепления положения среди европейских держав. В конце XV — начале XVI в. успешно развивались связи с Италией и другими странами, благотворно сказавшиеся на русской культуре, в Россию приезжали работать выдающиеся зодчие и другие мастера. Однако возрастание влияния церкви на духовную жизнь страны, усиление ее борьбы против «латинства», против проникновения светских знаний существенно затрудняли развитие этих связей.
Российское государство сформировалось как государство феодально-крепостническое. Это сказалось на характере развития культуры в это время (конец XV — первая половина XVI в.), отличительной чертой которой было усиление светских и демократических элементов, что особенно ярко проявилось в еретических движениях. Эти движения проникнуты антифеодальными и антицерковными мотивами. Но их развитие тормозилось слабостью их социальной базы и усиливавшимся феодально-крепостническим гнетом. До кризиса средневекового мировоззрения было еще далеко.
Важнейший фактор развития культуры — влияние церкви на духовную жизнь общества, прочность ее позиций в государстве, а это в немалой степени определялось характером взаимоотношений церкви и государственной власти.
Конец XV в. ознаменовался углублением противоречий между церковью и государством, вызванным теократическими устремлениями иерархов церкви и замыслами великокняжеской власти, стремившейся к секуляризации церковных владений. Последнее, а также рост еретических движений, борьба различных группировок внутри самой церкви ослабляли ее позиции и влияние на духовную жизнь.
Однако церковь и государство не только соперничали друг с другом, но и нуждались во взаимной поддержке. С начала XVI в. постепенно складывался союз государственной власти и «иосифлянскои» церкви на основе взаимных уступок. Отказавшись от теократических устремлений и выдвинув теорию божественного происхождения власти, церковь обеспечила себе поддержку государства в борьбе с ее идейными противниками. Со своей стороны, и великокняжеская власть, отказавшись от планов секуляризации церковных земель, обеспечила себе идеологическую поддержку церкви, без которой не могла обойтись. Дальнейший ход государственной централизации сопровождался усилением церковно-религиозного влияния, укреплением позиций церкви в духовной жизни страны. Поэтому прогрессивные общественные силы страны, выступавшие против усиления самодержавия, все более выражали свое критическое отношение и к официальной церкви. Развитие прогрессивных тенденций в культуре, элементов рационалистического мировоззрения оказалось связанным с кругами, оппозиционными самодержавию.
Поскольку церкви отводилась важная роль в укреплении самодержавной власти, ее идеологическая деятельность приобрела широкий размах. Церковь повела борьбу с «латинством», со светским знанием, инакомыслием, установила жесткую регламентацию живописи, зодчества, литературы, всей духовной жизни, что отрицательно сказалось на развитии культуры в целом, привело к проявлению в ней консервативных тенденций. Еще более осложнили условия для развития культуры Ливонская война и опричнина, которая принесла немалый урон хозяйству страны, народу. Усиление феодальной эксплуатации и закрепостительная политика государства, распространявшаяся не только на сельское население, но и на города, еще более затрудняли развитие культурного прогресса.
Таким образом, культура в XVIв. развивалась в сложных и противоречивых условиях. Наряду с позитивными факторами, действовали и факторы негативные. Главными из них были господство церкви и рост крепостнических отношений. Тем не менее XVIвек отмечен величайшими достижениями в различных сферах культуры.
Третий период