Фольклорные традиции в лирике поэта
«Поэтика раннего Есенина связана, прежде всего, с традициями народного творчества. Свой творческий путь поэт и начал с подражания фольклору. В
⁵ - Марченко А. Поэтический мир Есенина. - М.: Советский писатель, 1989 г., стр. 56-57.
⁶ - Есенин С. А. Спит ковыль. Равнина дорогая, 1925 г.
автобиографии он вспоминал: «Стихи начал писать, подражая частушкам. К стихам расположили песни, которые я слышал кругом себя…».⁷
Глубокая связь поэта с фольклором не прерывалась на протяжении всей его жизни. Он собирал частушки, которых у него было около четырех тысяч. Мать С. Есенина считалась лучшей песенницей в селе, также хорошо пел и отец. Дед Титов, воспитывавший Есенина, знал наизусть множество песен. Есенин был знаком с творчеством многих русских поэтов: Пушкина, Лермонтова, Кольцова, Языкова, Никитина и других.
С детства поэт впитал обиход родного села: с песнями, поверьями, частушками, которые он слышал и которые стали источником его творчества.
Уже в своей ранней поэзии С. А. Есенин использует песенные и частушечные мотивы, образы устной лирики, которые несколько изменялись под пером стихотворца: в тексте возникали новые содержательные подробности, появлялись новые приёмы изображения. Естественным образом в своём творчестве С. Есенин смог соединить высокую поэзию и живую действительность, фольклорно-песенное начало и индивидуальность.
Есенин обычно ставил перед собой две задачи: во-первых, он стремился сохранить в сюжете его изначальный традиционный дух, а во-вторых, прилагал все усилия к тому, чтобы сочинение его прозвучало оригинальнее.
Элементы фольклорной поэтики Есенин использует при раскрытии характеров героя, при изображении различных настроений, внешних деталей портрета, при описании природы и для передачи «колорита». Его поэзия носит народно-песенный характер. О чём может говорить название уже первого стихотворного сборника поэта «Радуница». Название и содержание
⁷ - Соколов А. Г. С.А. Есенин. История русской литературы конца XIX – начала XX вв. Учебное пособие. - М.: Академия, 1999 г.
сборника связывают с циклом весенних народных песен, которые так и назывались «радовицкими» или «радоницкими весняками». Они показывают весеннюю озорную радость молодой пробуждающейся жизни.
Изучая творчество С. Есенина, можно заметить, что поэта также привлекали различные любовные ситуации: приглашение невесты на свидание, измена милой и вызванные этим событием переживания юноши, размышления молодой девушки о своей нерадостной судьбе, которую ей предсказывают приметы природы, и так далее.
Раньше всех изменений в творческой практике Есенина выработался способ, связанный с введением собственного лирического героя в традиционную сюжетную схему. Это можно увидеть на примере стихотворения «Под венком лесной ромашки...» (1911 г.). Материалом для него послужила народная песня, в которой говорится о девушке, потерявшей колечко и вместе с ним надежду на счастье:
Потеряла я колечко,
Потеряла я любовь.
А по этому колечку
Буду плакать день и ночь.
Есенин изложил данное событие следующим образом: он сделал главным героем не девушку, мечтающую о замужестве, а деревенского плотника, который чинит лодку на берегу реки и нечаянно роняет «кольцо милашки в струи пенистой волны». Кольцо уносит щука, и после этого случая узнаётся, что любимая девушка нашла нового друга. Поэт, пересказывая фольклорный сюжет, конкретизирует его, вследствие чего возникают новые, авторские образы:
Не нашлось мое колечко,
Я пошел с тоски на луг,
Мне вдогон смеялась речка:
У милашки новый друг.
Новые образы «оживили» лирическое действие, придавая ему тем самым «оттенок реальности». Это отвечало задаче поэта на первом этапе его работы с фольклором. В дальнейшем Есенин стал придерживаться иных правил, создавая произведения с устно-художественной основой. Он стал стремиться к тому, чтобы, не теряя связи с традиционным текстом в его ключевых моментах, «отойти от него» в подборе поэтических образов и деталей. В данном случае появлялись новые стихи, лишь отдалённо напоминающие собой оригинал. Примером может послужить стихотворение «Зашумели над затоном тростники...» (1914 г.). Оно перекликается с известной народной песней «Помню, я еще молодушкой была».
На фольклорной основе С. Есенин создал и панорамную лирическую зарисовку, наполнив её различными образными подробностями, собранными из многих фольклорных текстов:
А у наших у ворот
Пляшет девок корогод.
Ой, купало, ой, купало,
Пляшет девок корогод.
Кому горе, кому грех,
А нам радость, а нам смех.
Ой, купало, ой, купало,
А нам радость, а нам смех.
(«За рекой горят огни», 1914–1916 г.)
Восторженная интонация свойственна многим есенинским произведениям фольклорного происхождения. В такой лирической манере написаны «Темна ноченька, не спится...», «Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха...», «Выткался на озере алый цвет зари...». Особый характер мироощущения молодого поэта, воспитанного в семье, где веселье, шутка, поговорка, частушка были обыденным явлением, сыграл влияющую роль в его творчестве.
Новый виток развития в фольклорном творчестве С. Есенина относится к 1915–1916 гг. Поэт обращается к новым в своей творческой практике жанрам: семейно-бытовым, шуточным, календарным, обрядовым песням, пытаясь передать их жанровые признаки.
С. Есенин хорошо знал обрядовую поэзию. В его творчестве нашли отражение как календарные, так и семейные обряды. Широко показывая народный быт, поэт не мог пройти мимо данной формы народной культуры, существующей в русском обществе. Это и масленичные обряды, Фомина неделя, магия Ивана Купалы, – они прочно вошли в поэтический мир С. Есенина:
Матушка в Купальницу по лесу ходила,
Босая, с подтыками, по росе бродила
Родился я с песнями в травном одеяле,
Зори меня вешние в радугу свивали.
Вырос я до зрелости, внук купальской ночи,
Сутемень колдовная счастье мне пророчит.
(«Матушка», 1912 г.)
В 1918 г. вышла книга, собранных Есениным частушек, где он приводит несколько произведений собственного сочинения. Например:
Я сидела на песке
У моста высокого.
Нету лучше из стихов
Александра Блокова.
Пляшет Брюсов по Тверской
Не мышом, а крысиной.
Дядя, дядя, я большой,
Скоро буду с лысиной.
(«Я сидела на песке», 1915–1917 гг.)
Некоторое время С. Есенин не пишет в народных жанрах и лишь в 1924–1925 гг. в его поэзии вновь «зазвучат» песенные и частушечные мотивы («Песня», «Эх вы, сани …», «Сыпь тальянка звонко …»).
Часто Есенин, используя богатый опыт народной поэзии, прибегает к приёму олицетворения. Черемуха «спит в белой накидке», вербы — плачут, тополя — шепчут, «плачет метель, как цыганская скрипка», «пригорюнились девушки-ели», «словно белой косынкой повязалась сосна» и т. д. Но, в отличие от устного народного творчества, Есенин «очеловечивает» мир природы. Иногда параллельны два описания:
Зеленая прическа,
Девическая грудь,
О тонкая березка,
Что загляделась в пруд?
(«Зелёная причёска…», 1918 г.)
В данном стихотворении показана молодая стройная берёзка, которая настолько уподоблена девушке, что мы невольно оказываемся «в плену чувств», вызванных расставанием влюбленных. Такое «очеловечивание» не свойственно фольклору.
Стоит отметить, что С. Есенин часто использует символику образов. Некоторые образы настолько любимы автором, что проходят через всю его лирику (берёза, клён, черёмуха). Также важны цвета в поэзии автора.
Любимые цвета поэта — синий и голубой. Эти цвета усиливают ощущение необъятности просторов России, создают атмосферу светлой радости бытия («синь, упавшая в реку», «вечером синим, вечером лунным»).
Важнейшее место в творчестве Есенина занимают эпитеты, сравнения и метафоры. Они используются как средство живописи, передают многообразие оттенков природы, богатство её красок, внешние портретные черты героев («черемуха душистая», «рыжий месяц жеребенком запрягался в наши сани», «во мгле сырой месяц, словно желтый ворон... вьется над землей» и др.).
Немаловажную роль в поэзии Есенина, как и в народных песнях, играют повторы. Они используются для выражения душевного состояния человека, для создания ритмического рисунка. С. Есенин употребляет повторы с перестановкой слов:
С моей душой стряслась беда,
С душой моей стряслась беда.
(«Цветы», 1924 г.)
Поэзия Сергея Есенина насыщена обращениями. И часто – это обращения к природе: «Милые березовые чащи!».
В поэме «Русь», в стихотворениях «Узоры», «Молитва матери» С. Есенин с болью поведал о народном горе, о печали русской деревни. И его чувствам, его стихам были созвучны частушки о ненавистной солдатчине, о судьбе крестьянских парней на войне:
Погуляйте ратнички,
Вам последние праздники.
Лошади запряжены,
Сундуки уложены.⁸
Таким образом, фольклор помог С. Есенину стать глубоко народным поэтом, отразить народный характер мировосприятия, передать образ мыслей народа, его чувства и настроения, а также привить новые образы пейзажа русской природы в литературное и песенное творчество. Фольклор для Есенина был источником понимания быта, национального характера, обычаев и психологии русского народа.
⁸ - Коржан В. В. Есенин и русская поэзия. Забытые частушки Есенина. - Л.: Наука, 1967 г.