Коротко об истории музыки
Блюз (от англ. Blues— тоска, печаль)— музыкальная форма, зародившаяся в афроамериканском сообществе Юго-востока США.
Изначально блюз представлял собой исключительно «чёрную» музыку, исполнявшуюся неграми для негров. Старейшие формы блюза были распространены еще при рабстве - это так называемый «архаический (или сельский)» блюз. В результате трансформации африканских музыкальных традиций на американской почве, в конце XIX столетия сложилась так называемая «классическая» форма блюза. Расцвет классического блюза пришелся на начало XX века. Его дальнейшая эволюция привела к появлению «современного блюза» в виде ритм-энд-блюза, который стал основой всего того, что сейчас понимается под словом «рок-музыка». Блюз без сомнения оказал огромнейшее влияние на мировую музыку, в том числе и на развитие джаза.
Истоки блюза как музыки начались с далёких времён возникновения рабовладельчества на Американском континенте и завоза рабочей силы из Африки. В те времена афроамериканцы выполняли всю самую сложную, грязную и непритязательную работу. Вся сложность жизненных отношений и быта афроамериканца выливалась в творчестве, в таких жанрах как рабочая песня и спиричуэлс, берущие, в свою очередь, начало в этнической африканской музыке. Большим толчком к возникновению блюза послужила отмена рабства в США в 1863 году. В отличие от коллективной рабочей песни, блюз был музыкой личной, музыкой одного человека. Самые старые блюзовые формы существовали без аккомпанемента, и уже значительно позже появились банджо, гитара, гармоника или пианино – т.е. музыканты стали подыгрывать себе на том, что мог ли достать.
Поскольку блюз создавался преимущественно неграмотными чернокожими музыкантами, многие из которых едва знали нотную грамоту, термин «уличная музыка», может быть приложен прежде всего к нему. В лирических текстах блюзов нашла отражение тема социального и расового угнетения. Текст в традиционном варианте строился следующим образом: одна строчка повторяется с небольшими вариациями два раза, а затем подытоживается финальной строкой, часто содержащей комментарий к описанной в предыдущей строке истории. Блюз был формой выражения жизненного опыта бедного, находящегося в неравноправном положении по отношению к белому населению США афроамериканца, его тоски, одиночества и неустроенности.
Блюз - это также способ исполнения музыки. Для многих музыкантов в этом состоит суть искусства: исполнитель, который не может или не выражает «блюзовое» ощущение - не «блюзмэн». Определенные свойства тембра, включающие «скрипучую» или «рычащую» голосовые техники, ассоциируются с этой манерой выражения, а ровные и смягченные тона, выливающиеся в печальные и скорбные звуки, считаются частью музыкального словаря блюза.
Особенностью блюза также является специфическая музыкальная форма – вопрос/ответ. Унаследованный от африканских коллективных песен формообразующий принцип – краткий вопрос солиста и такой же краткий ответ хора – в блюзе перешел в вокально-инструментальный принцип. Исполнитель задает вопрос и сам же отвечает, чаще всего с помощью музыкального инструмента (на гитаре, банджо, фортепиано и пр.)
Формирование «классического» блюза завершилось где-то в 20-х годах XX века с появлением ансамблей, исполнявших блюзы. В нём утвердились основные характерные особенности блюза: 12-тактовая форма, гармония, основанная на чередовании тоники, субдоминанты и доминанты (первые 4 такта основаны на тонике, следующие по 2 - на субдоминанте и тонике и последние по 2 - на доминанте и тонике), трехстрочная стихотворная строфа, вопросно-ответная структура и использование блюзового лада (так называемые «блюзовые ноты» -пониженные 3, 7 и иногда 5 ступени). В этот период блюз постепенно выходит из африканских гетто и переходит в форму шоу-бизнеса.
Современное исполнение блюза отлично от традиционного, и многие из новшеств выработаны джазовыми музыкантами. Существует мнение, что джаз также зародился и развился на основе блюза. В начале ХХ века в Новом Орлеане и других южных городах США возникают сотни ансамблей, исполняющих танцевальную музыку, построенную на гармонических принципах блюза.
Для джазовых музыкантов тех времен блюз означал только определенный набор гармоний, в рамках которых строилась импровизация. Основные элементы блюза, утеряв свою первоначальную функцию, были включены в общую систему джаза – и они стали встречались уже не только в блюзах. Джазмены очень многое заимствовали из блюза, но в дальнейшем и привнесли в него новое («свинговое» исполнение)
Джаз (jazz) — музыкальная форма, возникшая в конце XIX — начале XX века в США в результате синтеза африканской и европейской культур.
Африканская музыкальная культура отличается особенным вниманием к музыкальному ритму. На родине африканцев музыка являлась непременным компонентом различных обрядов. Ритм имел здесь колоссальное значение, являясь основой коллективного танца, коллективной молитвы и других коллективных обрядов. Мелодика и гармония здесь находятся практически в зачаточном состоянии. Этим определяется то, что африканская музыка более свободна, в ней имеется большее пространство для импровизации. Таким образом, африканская музыкальная культура определила характерные черты музыкального языка джаза: полиритмия, основанная на синкопированных ритмах, импровизация и уникальный комплекс приёмов исполнения ритмической фактуры.
Европейская музыкальная культура привнесла в джаз мелодику и гармонию, минорные и мажорные стандарты, солирующее мелодическое начало.
Если блюз зародился из рабочей песни, то джаз появился в форме развлекательной, танцевальной музыки в результате длительного взаимодействия различных пластов музыкальной культуры на всей территории США. Распространялась эта музыка бродячими «театрами менестрелей» – минстрел-шоу. Труппы минстрел-шоу, в которых загримированные под негров белые актёры разыгрывали комические сцены из жизни негров, также исполняли стилизованную музыку и танцы африканских невольников. Менестрель-шоу впервые позволили негритянской музыке быть услышанной массово, хоть и в извращённой форме.
Центром джазовой музыки считается город Новый Орлеан. Будучи бывшей испанской и французской колонией, а также крупнейшим морским портом этот город отличался либеральностью нравов и смешением огромного количества различных культур. Здесь бок о бок сосуществовали две афроамериканские культуры - это пользовавшиеся относительными свободами креолы (франкоязычные негры, которые имели доступ к европейской культуре) и освобожденные после Гражданской войны в США рабы англосаксов. В виду либеральности города, музыкальные традиции африканской культуры здесь хранились и распространялись. Здесь проходили народные праздники, карнавалы, которые озвучивались ритмичной музыкой африканских оркестров. Эти оркестры играли не на стационарных площадках, а на различных процессиях, передвигаясь (маршируя) во время игры по городским улицам. Их репертуар составляли преимущественно известные польки, марши, фольклорная музыка. Эти оркестры и были представителями наиболее ранней архаичной формы джазовой музыки.
Джаз вобрал в себя элементы многих музыкальных жанров - фольклор, рэгтайм, спиричуэлз, рабочие песни, блюз и пр.
В последующие годы джаз превратился из маргинального музыкального направления в достаточно серьезное музыкальное течение, которое овладело умами и сердцами широкой публики на американском континенте.
Свинг (swing)
Этот термин имеет два значения.