Общее понятие о композиции
КОМПОЗИЦИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Композиция – структурная сторона художественного произведения. Композиция – это состав и определенное расположение частей, элементов и образов произведения в некоторой значимой временной последовательности. Последовательность эта никогда не бывает случайной и всегда несет в себе содержательную и смысловую нагрузку, она всегда функциональна. Например, нарушить последовательность частей в детективе, начав читать книгу, заглянув в конец произведения.
В широком смысле слова – композиция – это структура художественной формы. Функции композиции:
1 функция – держать элементы целого и создавать целое из отдельных частей;
2 функция – самим расположением и соотношением образов произведения выражать некоторый художественный смысл.
В зависимости от того, о каком уровне художественной формы идет речь, различают аспекты композиции: это расстановка персонажей, событийные (сюжетные) связи произведения, и монтаж деталей (психологических, портретных, пейзажных), повторы символических деталей (образующих мотивы и лейтмотивы), смена в потоке речи таких ее форм, как повествование, описание, диалог, рассуждение), несовпадение стихотворного ритма и метра, динамика речевого стиля.
Внешний слой композиции, т.е. разделение произведения на главы носит всегда вспомогательный характер, служит для удобства чтения и подчинению более глубоким слоям композиционного строения произведения. Элементы внешней композиции: предисловия, прологи, эпиграфы. Особый смысл имеет анализ эпиграфов: иногда они помогают раскрыть главную мысль произведения (напр., в «Капитанской дочке» А. Пушкина), иногда, наоборот, ставят перед читателем загадку, которую необходимо разгадать в ходе чтения (напр., в романе А. Грина «Бегущая по волнам), иногда обозначают основную проблему произведения («Так кто же ты? – Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо» – эпиграф к роману М. Булгакова). Иногда можно обнаружить соотношение эпиграфа к главе с содержанием самой главы: напр., в «Капитанской дочке» первая глава как бы вступает в диалог со своим эпиграфом. Эпиграф кончается вопросом: «Да кто его отец?», а глава начинается словами: «Отец мой, Андрей Петрович Гринев…»
Композиционные приемы.
Основные композиционные приемы следующие: повтор, усиление, противопоставление и монтаж.
Повтор– один из самых простых, но и самых действенных приемов композиции. Он позволяет легко «закруглить» произведение. Особенно известной является так называемая кольцевая композиция, когда устанавливается композиционная перекличка между началом и концом произведения; такая композиция часто несет в себе особый художественный смысл. Классическим примером использования кольцевой композиции для выражения содержания может служить миниатюра Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека…»
Ночь, улица, фонарь, аптека,// Бессмысленный и тусклый свет.// Живи ещё хоть четверть века, // Все будет так. Исхода нет.// Умрешь – начнешь опять сначала, // И повториться все, как встарь: // Ночь, ледяная рябь канала,// Аптека, улица, фонарь.
Здесь замкнутый круг жизни, возврат к уже пройденному как бы физически воплощается в композиции стихотворения.
Часто повторяющаяся деталь или образ становится лейтмотивом всего произведения (напр., образ грозы в пьесе Островского, образ воскресения Лазаря в «Преступлении и наказании»).
Наиболее распространенный прием организации стихотворного текста является звуковой повтор в конце стихотворных строк – рифма.
Усиление– применяется в тех случаях, когда простого повтора недостаточно для создания художественного эффекта, когда нужно усилить внешнее впечатление путем подбора однородных образов или деталей. Так, по принципу усиления построено описание внутреннего убранства дома Собакевича в «Мертвых душах» Гоголя: всякая новая деталь усиливает предыдущую: «все было прочно, неуклюже в высочайшей степени и имело какое-то странное сходство с хозяином дома; в углу гостиной стояло пузатое ореховое бюро на пренелепых четырех ногах, совершеннейший медведь. Стол, кресла, стулья – все было самого тяжелого и беспокойного свойства, – словом, каждый предмет, каждый стул, казалось, говорил: «и я тоже Собакевич!» или “и я тоже очень похож на Собакевича! ”».
По тому же принципу усиления действует подбор художественных образов в рассказе Чехова «Человек в футляре»: «Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате. И зонтик у него был в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике; и лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он все время прятал его в поднятый воротник. Он носил темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх».
Противопоставление – это прием, который основан на антитезе контрастных образов: напр., в стих. М. Лермонтова «Смерть поэта»: «И вы не смоете всей вашей черной кровью// Поэта праведную кровь». В более широком смысле противопоставлением называется противоположение образов: напр., Ленский и Онегин, Базаров и Павел Петрович, образы бури и покоя в стих. Лермонтова «Парус».
Контаминация, объединение приемов повтора и противопоставления, дает зеркальную композицию. Как правило, при зеркальной композиции начальные и конечные образы повторяются с точностью наоборот. Классическим примером зеркальной композиции может служить роман Пушкина «Евгений Онегин».
Монтаж – это прием, при котором два образа, расположенные в произведении рядом, рождают некоторый новый, третий смысл, который появляется именно от их соседства. Так, например, в рассказе Чехова «Ионыч» описание «художественного салона» Веры Иосифовны соседствует с упоминанием о том, что из кухни слышалось звяканье ножей и доносился запах жареного лука. Вместе эти две детали создают ту атмосферу пошлости, которую и старался воспроизвести в рассказе Чехов. Монтаж может стать композиционным приемом организации всего произведения и это можно наблюдать в «Борисе Годунове», «Мастере и Маргарите».